Методы строго регламентированного упражнения

Строгая регламентация упражнений является основным мето­дическим,-направлением в процессе физического воспитания. |Это -4*атгр"а'вление характеризуется тем, что каждое упражнение выпол­няется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагруз­кой. Использование 'методов этого направления-позволяет:

а) обучать двигательным действиям любой сложности;

б) избирательно воздействовать упражнениями на различные
части тела (вплоть до выделения-движений в отдельном суставе);

в) строго дозировать нагрузку от минимальной до предельной;

г) избирательно развивать отдельные двигательные способно­
сти до возможного предела;

д) обеспечивать индивидуализацию в процессе физического вос­
питания;

е) использовать физические упражнения в занятиях с любым
контингентом людей (от новорожденных до очень старых и боль­
ных).

В практике физического воспитания используется большое раз­нообразие этих методов. Условно их можно разделить на две груп­пы:

а) методы обучения двигательным действиям и б) методы, преимущественно направленные на воспитание физических спо­собностей.

методы строго регламентированного упражнения - student2.ru 4.2.1- Методы обучения двигательным действиям

В зависимости от сложности техники двигательным действиям ню обучать в целом или по частям.

»Д целостного разучивания. Он заключается в том, что

1Ьное действие разучивается и отрабатывается при много-

повторении целиком. Ценной чертой этого метода яв-

I что техника действия осваивается при постоянном взаи-

его частей, что позволяет^сохранять ритм действия и

^структуру, главным образом силовой и временной

я». Этотметод имеет и недостатки. Во-первых, при обуче-

й техникепреподаватель не в состоянии одновременно

исправлять все ошибки и искажения, которые допускают обучаю­щиеся. Это может привести к закреплению ошибок при повторе­ниях действия. Во-вторых, повторения двигательного действия целиком при начальном обучении может быстро приводить обуча­ющихся к утомлению.

Данный метод используется при начальном разучивании срав­нительно несложных по технике двигательных действий или таких, расчленять которые без грубых искажений выделяемых частей невозможно. Он особенно .эффективен при детализации техники и при необходимости закрепления и совершенствования двигатель­ного действия.

Метод целостного многократного выполнения двигательного действия может использоваться в следующих вариантах:

а) повторное исполнение с последовательной отработкой частей
двигательного действия;

б) исполнение с отработкой деталей техники;

в) повторное стандартное исполнение в целях закрепления дви­
гательного навыка;

г) исполнение с возрастающими усилиями или скоростями;

д) исполнение в изменяющихся условиях и ситуациях внешней
обстановки;

е) исполнение в условиях неблагоприятного состояния организ­
ма и психики занимающегося (на фоне утомления, сильных эмо­
ций, затрудненных условий для зрения и слуха).

Сюда же можно отнести так называемый метод сопря­женного воздействия, который заключается в том, что тех­ника двигательного действия совершенствуется в условиях, требую­щих увеличения физических усилий. Например, даются задания выполнять действие с различными отягощениями (отягощающие пояса, жилеты, утяжеленная обувь, различные приспособления, увеличивающие сопротивление внешней среды и т. д.).

Метод обучения действиям по частям. При таком методе систе­ма движений расчленяется на относительно самостоятельные час­ти (подсистемы), которые разучиваются с последующим соедине­нием в единое целое. Метод имеет свои положительные стороны. Во-тгервьтх7 ОнГдает возможность более полно сосредоточить вни­мание обучающихся на выделенной части и более тщательно ее изучить. Во-вторых, при работе над частями техники исключается повторное выполнение неотработанных частей или фаз, чем преду­преждается возникновение стойких ошибок (как это имеет место при целостном разучивании). В-третьих, выполнение отдельных частей менее утомительно, чем все его действия целиком, это по­зволяет увеличивать количество повторений учебных заданий.

Метод имеет и существенные недостатки. Он не годится для случаев, когда двигательное действие нельзя расчленить вовсе (например, ловлю предмета) либо без существенных искажений техники вычленяемых частей. Даже при самых благоприятных обстоятельствах, когда в технике двигательного действия можно выделить относительно самостоятельные части или фазы, они все-таки никогда не сохраняют полностью своих характеристик, по-

'** '■' V ■ •* **


Р

Скольку большинство из них зависит от общего силового, времен­
ного и ритмического рисунка техники действия в целом. Этим
„. обусловливаются и основные требования к использованию метода
У-"- расчленения: во-первых, расчленять действие следует так, чтобы
v было как можно меньше искажений выделяемых частей; во-вто­
рых, освоение выделенных частей не доводить до навыков (до
прочного усвоения). ,

Недостатки метода расчленения действий несколько сглажи­ваются, когда выделенные части двигательного действия оформ­ляются в виде так называемых подводящих упражнений. Они представляют собой либо упрощенные варианты изучаемых действий (например, метание диска с места или с полуповорота), либо выделенные части, преобразованные в целостные двигатель­ные действия (например, освоение захвата каната ногами сидя на высокой опоре с последующим вставанием на канате). Богатый набор подводящих упражнений используется, например, в мето­дике обучения плаванию.

Метод обучения действиям по частям наиболее эффективен при начальном обучении сложнотехническим__де^ствиям^ К нему эпи­зодически прибегают, и на последующих этапах обучения, когда нужно уточнить или перестроить технику действия в какой-либо его части.

Основными разновидностями этого метода являются:

а) раздельное разучивание частей действия с последующим их
объединением в целое (так, например, разучивают способы пла­
вания);

б) последовательное обучение частям действия с постепенным
их соединением друг с другом (построение двигательного дейст­
вия способом «наращивания»);

в) кратковременное вычленение части действия для уточнения;

г) отработка частей действия в форме «подводящих упраж­
нений».

Наши рекомендации