Методы строго регламентированного упражнения
Строгая регламентация упражнений является основным методическим,-направлением в процессе физического воспитания. |Это -4*атгр"а'вление характеризуется тем, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Использование 'методов этого направления-позволяет:
а) обучать двигательным действиям любой сложности;
б) избирательно воздействовать упражнениями на различные
части тела (вплоть до выделения-движений в отдельном суставе);
в) строго дозировать нагрузку от минимальной до предельной;
г) избирательно развивать отдельные двигательные способно
сти до возможного предела;
д) обеспечивать индивидуализацию в процессе физического вос
питания;
е) использовать физические упражнения в занятиях с любым
контингентом людей (от новорожденных до очень старых и боль
ных).
В практике физического воспитания используется большое разнообразие этих методов. Условно их можно разделить на две группы:
а) методы обучения двигательным действиям и б) методы, преимущественно направленные на воспитание физических способностей.
4.2.1- Методы обучения двигательным действиям
В зависимости от сложности техники двигательным действиям ню обучать в целом или по частям.
»Д целостного разучивания. Он заключается в том, что
1Ьное действие разучивается и отрабатывается при много-
повторении целиком. Ценной чертой этого метода яв-
I что техника действия осваивается при постоянном взаи-
его частей, что позволяет^сохранять ритм действия и
^структуру, главным образом силовой и временной
я». Этотметод имеет и недостатки. Во-первых, при обуче-
й техникепреподаватель не в состоянии одновременно
исправлять все ошибки и искажения, которые допускают обучающиеся. Это может привести к закреплению ошибок при повторениях действия. Во-вторых, повторения двигательного действия целиком при начальном обучении может быстро приводить обучающихся к утомлению.
Данный метод используется при начальном разучивании сравнительно несложных по технике двигательных действий или таких, расчленять которые без грубых искажений выделяемых частей невозможно. Он особенно .эффективен при детализации техники и при необходимости закрепления и совершенствования двигательного действия.
Метод целостного многократного выполнения двигательного действия может использоваться в следующих вариантах:
а) повторное исполнение с последовательной отработкой частей
двигательного действия;
б) исполнение с отработкой деталей техники;
в) повторное стандартное исполнение в целях закрепления дви
гательного навыка;
г) исполнение с возрастающими усилиями или скоростями;
д) исполнение в изменяющихся условиях и ситуациях внешней
обстановки;
е) исполнение в условиях неблагоприятного состояния организ
ма и психики занимающегося (на фоне утомления, сильных эмо
ций, затрудненных условий для зрения и слуха).
Сюда же можно отнести так называемый метод сопряженного воздействия, который заключается в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, даются задания выполнять действие с различными отягощениями (отягощающие пояса, жилеты, утяжеленная обувь, различные приспособления, увеличивающие сопротивление внешней среды и т. д.).
Метод обучения действиям по частям. При таком методе система движений расчленяется на относительно самостоятельные части (подсистемы), которые разучиваются с последующим соединением в единое целое. Метод имеет свои положительные стороны. Во-тгервьтх7 ОнГдает возможность более полно сосредоточить внимание обучающихся на выделенной части и более тщательно ее изучить. Во-вторых, при работе над частями техники исключается повторное выполнение неотработанных частей или фаз, чем предупреждается возникновение стойких ошибок (как это имеет место при целостном разучивании). В-третьих, выполнение отдельных частей менее утомительно, чем все его действия целиком, это позволяет увеличивать количество повторений учебных заданий.
Метод имеет и существенные недостатки. Он не годится для случаев, когда двигательное действие нельзя расчленить вовсе (например, ловлю предмета) либо без существенных искажений техники вычленяемых частей. Даже при самых благоприятных обстоятельствах, когда в технике двигательного действия можно выделить относительно самостоятельные части или фазы, они все-таки никогда не сохраняют полностью своих характеристик, по-
'** '■' V ■ •* **
Р |
Скольку большинство из них зависит от общего силового, времен
ного и ритмического рисунка техники действия в целом. Этим
„. обусловливаются и основные требования к использованию метода
У-"- расчленения: во-первых, расчленять действие следует так, чтобы
v было как можно меньше искажений выделяемых частей; во-вто
рых, освоение выделенных частей не доводить до навыков (до
прочного усвоения). ,
Недостатки метода расчленения действий несколько сглаживаются, когда выделенные части двигательного действия оформляются в виде так называемых подводящих упражнений. Они представляют собой либо упрощенные варианты изучаемых действий (например, метание диска с места или с полуповорота), либо выделенные части, преобразованные в целостные двигательные действия (например, освоение захвата каната ногами сидя на высокой опоре с последующим вставанием на канате). Богатый набор подводящих упражнений используется, например, в методике обучения плаванию.
Метод обучения действиям по частям наиболее эффективен при начальном обучении сложнотехническим__де^ствиям^ К нему эпизодически прибегают, и на последующих этапах обучения, когда нужно уточнить или перестроить технику действия в какой-либо его части.
Основными разновидностями этого метода являются:
а) раздельное разучивание частей действия с последующим их
объединением в целое (так, например, разучивают способы пла
вания);
б) последовательное обучение частям действия с постепенным
их соединением друг с другом (построение двигательного дейст
вия способом «наращивания»);
в) кратковременное вычленение части действия для уточнения;
г) отработка частей действия в форме «подводящих упраж
нений».