Условия, влияющие на результат упражнений

Результат физического упражнения в первую очередь опреде­ляется характером самого упражнения: направленностью, техни­кой действий, величиной нагрузки и другими особенностями. Но при этом упражнение будет иметь различный эффект взависимо­сти от возраста, пола, степени подготовленности, а такжефизиче­ского и лсихического состояния занимающихся в данный момент.

Существенные влияния на результат упражнений могут оказы­вать внешние условия, например температура и влажность возду­ха. При жаре, большой влажности воздуха, сильном встречном ветре нагрузка значительно возрастает. Увеличивается также на­грузка при упражнении, выполняемом в неблагоприятных условиях опоры, например при беге по песку или глубокому снегу. Упраж­нения, выполняемые в антисанитарных условиях, вместо пользы могут принести вред организму (например, бег в грязном, запы­ленном помещении или в условиях задымленной или загазованной атмосферы). Влияет также и внешний вид окружающей обстанов­ки— монотонный бег по кругу стадиона значительно утомитель­нее, чем бег в условиях живописной местности.

Существенно зависит результат упражнений от способов их использования.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИЛ ПРИРОДЫ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания дополняют физические упражне­ния такими важными для физического воспитания воздействиями, которыми физические упражнения сами не обладают. Закаливание солнцем, воздухом и водой не только укрепляет здоровье, но и обеспечивает физическую, психическую и волевую подготовленность к жизни в неблагоприятных условиях, с которыми человек может встретиться в быту, в трудовой и оборонной деятельности.

Гигиенические факторы дополняют оздоровительное воздейст­вие физических упражнений. Научно обоснованными режимами питания, например, можно в существенной мере воздействовать на физическое развитие, на формы и функции организма (регу­лировать вес тела, улучшать здоровье). Гигиенически обоснован­ные режимы жизни содействуют укреплению и сохранению здо­ровья и поддержанию физической и умственной работоспособно­сти.

В процессе физического воспитания естественные силы приро­ды и гигиенические факторы в сочетании с физическими упражне­ниями повышают эффективность последних. Так, выполнение уп­ражнений на выносливость в условиях местности, богатой кисло­родом, содействует повышению дыхательных (аэробных) возмож­ностей организма. В процессе занятий (особенно спортом) могут создаваться специальные условия, при которых единство воздей­ствий физических упражнений и сил природы повышает эффект тренировочных занятий (например, использование климатических условий горных районов).

Только соблюдая гигиенические требования при занятиях фи­зическими упражнениями, можно рассчитывать на их положи­тельное воздействие. Большое значение имеет соблюдение гигиени-даских требованийк одежде и личной гигиены занимающихся, {ШНш^чеааях, условийиспользования средств материально-техниче-Шйшуа&^ечениязанятий (оборудования, инвентаря, содержания

IPP^li'MM.''" / •

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое физические упражнения?

2. Какие эффекты в организме человека вызывает двигательная деятель­
ность?

3. Что такое двигательные действия?

■ 4. Что понимается под техникой двигательного действия?

5. Что составляет основу техники двигательного действия и из каких частей она состоит?

6. Что относится к пространственным характеристикам движений и каково вх значение?

7. Что относится к пространственно-временным характеристикам движений р каково их значение?

2*



8. Что относится к временным характеристикам движений и каково их зна­чение?

9. Что такое ритм двигательного действия и каково его значение?

10. Каково образовательное значение физических упражнений?

11. Каково оздоровительное значение физических упражнений?

12. Что понимается под нагрузкой физического упражнения?

13. Что такое объем и интенсивность мышечной работы?

14. Какие функциональные сдвиги происходят под воздействием нагрузки?

15. Какова роль физических упражнений в формировании личности человека?

16. Какие наиболее общие классификации физических упражнений ис­
пользуются в практике физического воспитания?

17. От каких условий зависит результат физических упражнений?

18. Какова взаимосвязь физических упражнений с оздоровительными си­лами природы и гигиеническими факторами?

Наши рекомендации