J4 учебника для техникумов физической культуры

Библиотека! у

БГОИФК I МОСКВА

ОИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ» 1986

ББК 75.1075

Авторский коллектив: В. М. Выдрин, А. А. Гужаловский, В. Н. Кряж и др.

Рецензенты: кафедра теории и методики физического воспитания ГЦОЛИФКа

Е. Н. Нижник, преподаватель основ теории и методики физической культуры

Молдавского техникума физической культуры

Основытеории и методики физической культуры:

075 Учеб. для техн. физ. культ./Под ред. А. А. Гужалов-

ского. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 352 с, ил.

Учебник написав на основе утвержденной программы по данному предмету, являющемуся профилирующим в техникумах физической куль­туры. При создании учебника авторы учитывали современные данные науки, а также передовое опыт практической работы по физической культуре и спорту.

Для учащихся техникумов физической культуры.

4201000000—108

О----------------------- 19-86 ББК 75.1

009(01)—86

© Издательство «Физкультура и спорт>, 1986 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предмет «Основы теории и методики физической культуры»
является основным, профилирующим в учебном плане подготовки
специалистов в техникумах физической культуры, так как овла­
дение его материалом служит необходимой теоретической базой
для освоения знаний, умений и навыков всех специальных спор­
тивно-педагогических дисциплин. lB—свою_рчередъ, успешное изу-/
чение основ теории и методики физической культуры предпола­
гает знание вопросов марксистско-ленинской философии, анато-1
мии, физиологии, педагогики, истории, организации и управления/
физической культурой и т. п.----------------------------------------

Учебник «Основы теории и методики физической культуры» является первым учебником по данной дисциплине, поскольку раньше в средних физкультурных учебных заведениях изучался курс «Теория и методика физического воспитания», содержание которого вошло составной частью в данный предмет.

При написании учебника авторы опирались на принципиаль­ные положения, изложенные в специальных постановлениях ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам дальнейшего развития физической культуры и спорта в стране, учитывали современные требования жизни советского общества и новейшие данные в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и других направлений использования фи­зической культуры. Учебник состоит из трех частей. В первой части изложены общие вопросы теории физической культуры. Освоение их дает возможность учащимся техникумов представить себе место и значение советской физической культуры в нашей жизни. Здесь даются основные термины и понятия, которыми должен свободно владеть профессионально грамотный специалист. Раскрывается сущность физического воспитания как составной части физической культуры, дается разносторонняя характери­стика физических упражнений, которые являются основным средством физического воспитания, излагаются принципы и мето­ды физического воспитания и вопросы, связанные с обучением двигательным действиям и воспитанием физических способностей.

Во второй части учебника дается характеристика советской системы физического воспитания, раскрываются основные направ­ления использования физической культуры (общая, профессио­нально-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка, спортивная тренировка, физическая культура в условиях быта и профессиональной деятельности).

В третьей части учебника изложены основы методики работы с различными контингентами населения, начиная с дошкольного и кончая пожилым возрастом. Методические вопросы базируются

з

на строгой научной обоснованности и по возможности насыщены фактически конкретным материалом об особенностях направлен­ного использования физической культуры в жизни различных контингентов населения.

Таким образом, учебник охватывает все основные стороны теории физической культуры профессиональной деятельности спе­циалиста.

Учебник подготовлен авторским коллективом кафедры теории и методики физического воспитания Белорусского государствен­ного ордена Трудового Красного Знамени института физической культуры с участием специалистов родственных кафедр других институтов и техникумов физической культуры.

В написании учебника принимали участие: проф. В. М. Выд-рин — гл. 1, 8, 11, 12, 13, 14; канд. пед. наук В. Н. Кряж — гл. 2, 10, проф. В. Д. Мазниченко — гл. 3, 4, 6; канд. пед. наук Ю. Ф. Ку-рамшин — гл. 5; канд. пед. наук В. П. Попов — гл. 7 (совместно с канд. пед. наук Ю. Г. Грузновым, раз. 7.1); канд. пед. наук Л. Ф. Шитикова — гл. 9, 16; канд. пед. наук В. Я. Бунин — гл. 15; проф, А. А. Гужаловский и канд. пед. наук С. В. Молчанов —гл. 18, 19; в написании гл. 17 принимали участие А. ■ А. Гужаловский (разд. 17.7—17.9), канд. пед. наук Н. М. Моисеев (разд. 17.3— 17.6), Л. Ф. Шитикова (разд. 17.1, 17.2), Б. П. Журавинский (разд. 17.9.3 совместно с А. А. Гужаловский).




Наши рекомендации