Полезные техники принятия решений

Решение — это обязательство что-то сделать. Оно может быть частью процесса решения проблемы, а может и не быть. Здесь мы будем предполагать, что оно не является частью процесса решения проблемы и что возможные варианты решения, между которыми необходимо сделать выбор, либо достаточно очевидны — например, выбрать наиболее удачный способ найма персонала из обычно применяемых в Вашей организации, - либо рекомендованы Вам «сверху».

Модель для сравнения вариантов и выбора

Основные шаги процесса принятия решения, помогающего Вам выбрать наилучший вариант из имеющихся, представлены в таблице.

Шаг 1 Установите цели Определите, чего Вы хотите достичь
Шаг 2 Установите критерии решения Установите реалистичные критерии для получения успешных результатов. Убедитесь, что они соответствуют критериям SMART (конкретные, измеримые, согласованные - с теми, на кого повлияет решение, - реалистичные и определенные по времени)
Шаг 3 Сравните варианты решений Оцените каждый вариант согласно критериям, выбранным на шаге 2
Шаг 4 Выберите предпочтительный вариант Примите решение, базируясь на шаге 3
Шаг 5 Спланируйте реализацию решения Подготовьте план действий, соответствующий критериям SMART

Список

Самой простой формой схемы является список. Если, например, Вы стараетесь выбрать одну из двух альтернатив, полезно зачастую составить перечень «за и против» для каждой. Например, если Вы старались решить, переместить ли некоторых работников на другое место, Ваш перечень «за и против» мог быть таким:

Преимущества Недостатки

Более вместительный офис Срыв работ во время перемещения

Более обустроенная столовая Дробление отдела

Стоимость новой мебели

Матрицы

Матрица — это двумерная форма списка, которая облегчает быстрые сравнения. Для этого вы:

· формируете критерии обязательные для того или иного решения;

· определяете значимость каждого критерия в %;

· оцениваете каждую альтернативу решения;

· выбираете наиболее подходящее.

Дерево решений

Дерево решений обычно используется для графического изображения существующих вариантов решений, т.е. различных путей решения проблемы. Оно помогает ясно увидеть взаимосвязь различных вариантов, а также точки принятия решений. Использование дерева решений проиллюстрировано в примере.

Полезные техники принятия решений - student2.ru

Дерево решений позволяет Вам показать соотношение вариантов, которые Вы имеете, и помогает определить различные уровни решений. Схема показывает, что в этом примере было три разные точки принятия решения, в каждой из которых существует два или более варианта выбора. Очевидно, что перед принятием решения каждый вариант должен быть оценен, а возможные последствия должны быть спрогнозированы. Данная схема позволяет сделать это с высокой степенью достоверности. Кроме того, если что-то происходит не так, Вы можете исследовать вновь принятое решение и задаться вопросом:

«А правильное ли решение было принято в действительности?» Эта простая техника может быть использована, когда решение проблемы состоит в выборе одной из цепочек вариантов, связанных между собой.

 

Команда

Работа в группах и командах

В современных организациях все больше работы выполняют команды и группы людей, работающих вместе на достижение общей цели. Создание результативно работающих команд и групп является сложнейшей задачей для руководителя. Сведение отдельных людей вместе может замедлить и усложнить ежедневные процессы, а конфликт способен превратить даже самую простую задачу в трудновыполнимую.

Но как бы то ни было, у командной работы есть свои преимущества. Она обеспечивает структурные и инструментальные возможности согласования людей, располагающих соответствующим набором навыков и знаний; поощряет обмен идеями, творческим потенциалом, мотивацией и удовлетворением от работы и может расширить индивидуальные роли и возможности обучения. Соответственно таким образом можно улучшить производительность, качество и ориентацию на потребителя, а также поощрить сотрудников быть более гибкими и улучшить способность организации реагировать на быстро изменяющуюся окружающую среду.

Команда может добиться того, чего не может ни один из членов команды в одиночку; при правильной динамике коллектив обычных людей может достигнуть экстраординарного мастерства. Но может произойти и обратное: команда может оказаться не в состоянии достигнуть того, что легко мог выполнить любой из ее участников.

Для того чтобы научиться создавать работающую команду, необходимо сначала понять, что такое команда и группа.

Определение группы и команды

Термины «группа» и «команда» часто используются как взаимозаменяемые. Существует ли в действительности различие между двумя терминами и каково оно? Можно начать исследование различий с утверждения, что все команды — группы, но не все группы - команды. Следовательно, все сказанное о группах будет относиться и к командам, но у команд будут собственные специфические характеристики.

Группы могут быть формальными или неформальными, первичными или вторичными.

В первичных группах участники часто и регулярно взаимодействуют друг с другом в работе над реализацией общих интересов или задач. Небольшая рабочая группа и проектная команда - первичные группы, часто оказывающие серьезное влияние на ценности, отношения и убеждения своих участников. Такие группы могут быть формальными, в том смысле что они преднамеренно созданы, чтобы удовлетворить потребность организации; или неформальными, когда группа формируется вне официальных структур. Неформальные команды - сильная сторона организационной жизни, поскольку они объединяют людей с общими интересами и проблемами, готовых обмениваться знаниями и информацией.

Вторичные группы — такие, участники которых реже взаимодействуют. Зачастую они больше, чем первичные группы (пример — большой комитет). Участники этих групп не имеют возможности хорошо узнать друг друга, и в результате они обычно менее сплоченные, чем первичные.


Наши рекомендации