Причины разочарования в работе.
- Задача оказывается сложнее чем ожидалось
- Ощущение того, что работу никто не ценит
- Отсутствие помощи и поддержки, которая необходима
- Задача скучная или неинтересная.
- Конфликтующие цели
- Отсутствие четких приоритетов
- Бессмысленность задачи
- Отсутствие перспективы
Самые разочарованные сотрудники находятся на уровне D2. Их уровень самоотдачи может снижаться оттого, что их ожидания и оценки своего уровня знаний достаточно высоки. Однако в реальности ситуация может отличаться от их представлений. И тогда сотрудники уровня D2 могут просто сдаться или застрять на этом уровне. Очень легко в данном случае винить кого и что угодно, в том числе и самих себя. Здесь очень важно осознавать, что D2 - это естественное и во многом предсказуемое состояние. Его легко предугадать, если руководитель умеет распознавать и читать различные знаки и подсказки, а также знает, что нужно сотрудникам на этом уровне развития. В такой ситуации Вам поможет умение задавать наводящие вопросы.
Например:
1. Насколько ты освоился с заданием? Нужны ли тебе дополнительные пояснения, уточнения и/или указания с моей стороны?
2. С помощью чего ты оцениваешь результаты своей работы? Получаешь ли ты обратную связь в достаточном объеме, чтобы двигаться далее? Может быть нужно увеличить количество наших встреч, посвященных обратной связи?
3. Все ли идет так как ты ожидал? Нужно ли что-либо пересмотреть или просто обсудить проблему, которую ты видишь? Нужны ли дополнительные указания или обратная связь с моей стороны?
Правильно определенный уровень развитияпоможет Вам выбрать правильный Стиль управления в сложившейся ситуации, правильно оценить необходимость и направление профессионального развития сотрудников, благотворно влиять на их мотивацию и в это же самое время достигать / двигаться к достижению целей, поставленных перед Вашей командой. Если это происходит в каждой команде, то это облегчает процесс достижения общеорганизационных целей.
Распространенная ошибка со стороны руководителей, когда они считают, что их лучший сотрудник является лучшим во всем и даже в новых для него проектах.
Гибкость это - способность комфортно использовать различные стили
управления
Каждый раз когда мы говорим о стилях управления нам на ум, как правило, приходит директивный и демократичный.
Ни один из нас не ведет себя только директивно или постоянно и полностью демократично. Стиль поведения, это как правило смешение различных моделей поведения.
На основе комбинаций Демократичного (Поддерживающего) и Директивного стилей образуются 4 стиля управления
Директива | Поддержка | Стиль управления |
Высокая | Низкая | S1 Директивный |
Высокая | Высокая | S2 Наставнический |
Низкая | Высокая | S3 Поддерживающий |
Низкая | Низкая | S4 Делегирующий |
Описание стилей управления
Стиль управления | Действия руководителя | Характеристики стиля |
S1 Директивный | Руководитель: Ø четко объясняет: что, как и когда надо делать и осуществляет пошаговый контроль за деятельностью подчиненного Ø сам решает проблемы, принимает решения и оценивает работу подчиненного Ø дает частную обратную связь Ø отслеживает и признает прогресс Ø использует основные навыки сотрудника. | Ø Признание энтузиазма сотрудника Ø Признание переносимых навыков сотрудника Ø Чёткое определение целей, стандартов работы и сроков её исполнения Ø Установка точек контроля Ø Планирование шагов по исполнению задач Ø Принятие решений о том, что , как и когда делать Ø Обеспечение директивами и инструкциями по выполнению задачи Ø Инициатива в решении проблем Ø Обеспечение частой обратной связи |
S2 Наставнический | Руководитель: Ø определяет проблемы и ставит цели, но при этом объясняет основные причинно-следственные связи и логику принятия своих решений. Таким образом, он демонстрирует как он решает проблемы и выполняет данную работу – учит, частично вовлекает сотрудника в определение проблем и постановку целей, обеспечивает поддержку, вселяет уверенность, хвалит за успехи. Ø Объясняет, как сделать ту или иную задачу Ø Объясняет, почему именно этот подход был выбран Ø Слушает – дает сотруднику возможность высказать своим опасения, сомнения. неуверенность и идеи. Ø Принимает финальное решение сам, после того, как выслушает идеи сотрудника. Ø Определяет стандарты работы и механизм контроля исполнение работы ВМЕСТЕ с сотрудником. | Ø Вовлечение сотрудника в выявление проблем и постановку целей Ø Обеспечение поддержки, похвала за успехи Ø Умение слушать, чтобы дать сотруднику возможность высказать свои сомнения и идеи Ø Вовлечение сотрудника в решение проблем и принятие решений Ø Принятие решения о плане действий по выполнению задачи после Ø Обсуждения с сотрудником его идей и сомнений Ø Выдача директив, осуществление наставничества для профессионального развития сотрудника Ø Объяснение почему выбран данный подход Ø Обеспечение частой обратной связи Ø Определение стандартов работы и точек контроля вместе с сотрудником |
S3 Поддерживающий | Руководитель: Ø Определяет проблему и ставит цели Ø Просит сотрудника проявить инициативу в планировании действий и принятии решений Ø Поощряет сотрудника к высказыванию и обсуждению идей Ø Обеспечивает поддержку, поощрение и похвалу. Ø Старается мотивировать сотрудника к исполнению задачи, если мотивация низкая. | Ø Совместная ответственность с сотрудником за выявление проблем и постановку целей Ø Сотрудник получает возможность взять на себя инициативу в планировании действий и решении проблем Ø Поощрение идей сотрудников Ø Предоставление возможности высказать сомнения Ø Похвала, одобрение сотрудника Ø Оказание помощи в решении проблем, если необходимо, Ø Совместная оценка работы |
S4 Делегирующий | Руководитель: Ø Возлагает на сотрудника ответственность за выполнение задачи. Ø Определяет проблему вместе с сотрудником или выслушиваете проблему с которой он пришел Ø Дает сотруднику возможность проявить инициативу в постановке целей, планировании действий и принятии решений. Ø Дает возможность сотруднику оценить собственную работу Ø Признает хорошо сделанную работу и ценность сотрудника для организации Ø Ставит более сложные задачи (с вызовом), чтобы поощрить его к еще более высоким стандартам работы. | Ø Делегирование ответственности и полномочий для самостоятельного решения задач Ø Определение проблем и стандартов исполнения работы вместе с сотрудником Ø Сотрудник берёт на себя инициативу в постановке целей, Ø Планировании действий и принятии решений Ø Возможность разделить свой успех с другими Ø Признание, оценка и награда за заслуги Ø Обеспечение сложными и интересными задачами |
З варианта в использовании стилей управления: |
Дефицит |
Соответствие |
Избыток |
ПОСЛЕДСТВИЯ ТАКОГО ПОВЕДЕНИЯ |
Вы не развиваете уверенность в ваших сотрудниках. Они проваливают работу, потому что не получают от вас инструкций, что делать, направления, куда идти и обратной связи о результате. Чувствуют разочарование и обиду. Они начинают больше и больше сомневаться в себе. Руководитель вынужден сделать работу своих людей сам или разгребать последствия, что может обойтись компании в достаточно большую сумму денег. |
Сотрудники расходуют свою энергию на то, чтобы избавиться от вашего прессинга и контроля. Сотрудники становятся зависимыми от ваших решений и могут легко стать разочарованными, обиженными и даже испытывать злость. Они теряют желание проявлять инициативу. |
ОК! |
Во всех четырёх стилях руководитель:
• Ставит цели и стандарты работы
• Осуществляет контроль за исполнением работы
• Даёт обратную связь
Поведение от стиля к стилю изменяется:
• в количестве директив и поддержке
• в объёме контроля
• в том, насколько сотрудник вовлечён в процесс принятия решений
Правильное использование стилей управления приводит к развитию сотрудников! Но возможен и обратный путь.