In the central chernozem regions
А.В. Хорошилова
Anastasia V. Khoroshilova
Курский государственный университет, Курск, Россия
Kursk State University, Kursk, Russia
Статья посвящена состоянию малого и среднего бизнеса в Центрально-Черноземном регионе (на примере Курской, Воронежской и Белгородской областей) и выявлению проблем, с которыми сталкиваются представители малых и средних предприятий. Приводятся результаты опроса малого и среднего предпринимательства Курской, Воронежской и Белгородской областей 2016 г.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, Центральное Черноземье.
The article is devoted to the state of small and medium-sized businesses in the Central Black Soil region (on an example of Kursk, Voronezh and Belgorod regions) and to identify the problems faced by representatives of small and medium-sized enterprises. The results of a survey of small and medium-sized enterprises of the Kursk, Voronezh and Belgorod regions in 2016.
Keywords: small business, entrepreneurship, Central Black Soil region.
Работа выполнена в рамках поддержанного РФФИ
проекта «Социокультурный потенциал модернизационных преобразований регионов Центрального Черноземья» (№ 15-03-00506)
На сегодняшний день развитие малого предпринимательства является одним из приоритетов экономического развития России, поскольку предпринимательская активность служит целям обеспечения занятости, а ряд быстрорастущих компаний способен обеспечить рост всей экономики. От малого бизнеса зависит успех модернизации экономики, создание высокотехнологичных производств и рентабельного сельского хозяйства.
Развитие малого бизнеса сегодня является актуальным и перспективным источником повышения уровня жизни и эффективности производства, ведь малый бизнес способствует укреплению экономической базы регионов, увеличивает общие объемы производства и розничного товарооборота, создает благоприятную среду для развития конкуренции, обеспечивает занятость значительной части населения, стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса [1, 424].
Проведенное нами исследование было направлено на изучение текущего состояния малых и средних предприятий Центрального Черноземья, а также выявление и сравнение проблем, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия разных Курской, Белгородской и Воронежской областей. В данном исследовании сбор первичной информации осуществлялся методом анкетного опроса. Выборочная совокупность составила 200 представителей малого и среднего бизнеса Центрального Черноземья.
Оценивая положение своего предприятия в настоящее время, 57,5% респондентов отметили ровную и стабильную работу, 27,5% признались в некотором спаде своей активности, и только 15% сочли, что их предприятие переживает подъем своей деятельности. Что касается прогнозов на будущее, лишь 8% предпринимателей оценивают свои перспективы как «отличные», большинство считает их хорошими (46,5%), каждый третий респондент – удовлетворительными (36%). Перспектив развития не видит только 1% опрошенных, 8,5% затруднились дать оценку.
Создание любого бизнеса нуждается в государственной поддержке, которая может проявляться как форме стартового капитала, так и в консультативных услугах юристов и специалистов. Результаты нашего исследования показали, что большая часть опрошенных предпринимателей ЦЧ (84%) не получали поддержку от государства при старте бизнеса. Что касается отдельно взятых регионов – из всех 16% предприятий, пользовавшихся государственной поддержкой, большинство относится к Воронежской области.
Анализируя ответы респондентов о конкретных мерах государственной поддержки, стоит отметить, что 63% указали на то, что поддержки не было. Остальные ответы в качестве самых распространенных методов поддержки отметили налоговое и правовое консультирование (16% и 14,5% соответственно). Помощь финансового характера, – такая, как микрофинансирование (8%), налоговые льготы (5%), гарантии по кредитам (5%) и т.д., – была оказана в наименьшей степени.
Оценивая по 10-бальной шкале доступность вхождения на региональный рынок, предприниматели Центрального Черноземья дали довольно высокую среднюю оценку –7,1. Вместе с тем высоко и влияние административных барьеров на условия ведения предпринимательской деятельности – оценка также 7,1. При этом стоит заметить, что самая высокая оценка наблюдается в Белгородской области (8,2), самая низкая – в Курской области (6,3). На вопрос об уровне содействия региональных властей развитию бизнеса, предприниматели оценили его средним баллом 5,1. Это говорит о том, что войти на рынок своего региона предпринимателям не так уж и сложно, но продолжают существовать административные барьеры, которые препятствуют благополучному функционированию малых предприятий.
Что касается разработки инноваций на малых и средних предприятиях, то лишь четвертая часть (23,5%) респондентов ответили, что их компания является инновационной. Среди предпринимателей, определяющих свои предприятия как инновационные, с небольшим отрывом лидирует Курская область (10%), на втором месте Воронежская область (8,5%), наименьший процент был зафиксирован среди предпринимателей Белгородской области (5%).
Изменения, произошедшие на предприятиях за последние два года, по больше мере относятся к улучшениям условий труда (53%), повышению прибыли (50%) и повышению качества производимых товаров и услуг (47%). 8% предпринимателей, выбравших вариант «Другое», отметили, что на их предприятии не произошло никаких изменений, причем чаще этот вариант ответа выбирали представители Курского региона (4%).
Мы попросили предпринимателей Центрального Черноземья оценить по 10-бальной шкале причины, мешающие им заниматься новыми видами деятельности на своих предприятиях. По результатам ответов предпринимателей, мы можем сказать, что в наибольшей степени нововведениям препятствуют такие внешние причины, как недостаток собственных денежных средств (3,6), сложность разработки инновационного проекта (3), сложности с поиском потенциальных инвесторов инновационного проекта (2,9). Стоит заметить, что если для Воронежской области наиболее значимой проблемой является сложность с разработкой инновационного проекта (4,2), то для Белгородских предпринимателей – это недостаток собственных идей (3,9). Предприниматели Курской области отметили практически все внутренние проблемы на уровне оценки 3, но самой значимой для них является проблема недостатка денежных средств на новый вид деятельности (3,4).
Что касается внешних факторов, препятствующих занятиям новыми видами деятельности, руководители малых и средних предприятий отметили риск не окупить инновационные инвестиции (3,8), недостаточные льготные условия получения кредита на инновационные цели (3,2), недостаточная финансовая поддержка (2,9). Что касается представителей каждого региона отдельно, согласно их оценке, для каждого региона в равной степени самой явной внешней причиной является риск не окупить инновационные инвестиции.
Выиграть в конкурентной борьбе малому бизнесу возможно только за счет повышения производительности и интенсивности труда и эффективного управления, а для реализации этого условия необходимы грамотные, подготовленные кадры. По 10-бальной шкале предприниматели регионов оценили доступность кадровых ресурсов оценкой 7,2, что говорит о том, что сегодня предприниматели Центрального Черноземья не сталкиваются с серьезными трудностями при поиске новых специалистов. Что касается подготовки специалистов вузами и учебными заведениями, то 46,5% считают ее достаточной, 42% оценивают ее уровень как недостаточный. Сами же предприниматели не принимают активного участия в программах обучения предпринимателей. Только 24% опрошенных ответили, что участвовали в подобных программах, подавляющее большинство (76%) отметили, что участия в них не принимали.
Малый и средний бизнес сегодня страдают от высокой налоговой нагрузки. Мы попросили руководителей предприятий оценить справедливость налоговой нагрузки и взносов в фонд социального страхования по 10-бальной шкале. По результатам оценки, лишь 16,5% респондентов ответили, что все налоги справедливы. Согласно оценке остальных 83,5%, средняя оценка справедливости налогов составила 5,4, а взносов в фонд социального страхования – 5,5. Как мы видим, обе оценки справедливости налоговой нагрузки находятся на уровне совсем немного выше среднего. Важно также отметить, что 13% предпринимателей честно признались, что уклоняются от уплаты налогов. Государству следует создавать более благоприятные условия для существования малых и средних предприятий, включая смягчение налоговой нагрузки.
Подобного рода опрос был проведен в 2016 году Комитетом потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области. Опрос также показал, что предприниматели Курской области нуждаются в создании дополнительных объектов инфраструктуры поддержки субъектов МП, особенно производственных и технологических парков (52%). Респонденты также отметили, что в регионе необходимо создавать офисы лицензирования (27%), центры трансфера технологий (12%) и инновационные центры (9%) [2].
В 2012 году инициированной Общероссийской общественной организацией «Опора России» было проведено исследование, направленное на выявление качества предпринимательского климата в российских регионах, которое указало на существование в Мурманской области схожих проблем малого и среднего предпринимательства с результатами проведенного нами исследования. Судя по данным этого опроса, представители субъектов малого и среднего предпринимательства Мурманской области заявили о низкой доступности персонала, финансовых ресурсов, а также долгосрочных кредитов [3].
Таким образом, для субъектов малого предпринимательства продолжает существовать ряд проблем, препятствующих их развитию. В большей степени это экономическая проблема – недостаток собственных средств предпринимателей, высокая налоговая нагрузка. Уровень стимулирования и поддержки малого бизнеса со стороны государства тоже продолжает оставаться недостаточным. Очень немногие представители малого бизнеса вовлечены в систему инноватики. Важным направлением по-прежнему является финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. Несмотря на предусмотренные всеми федеральными программами меры, механизм оказания финансовой поддержки малому бизнесу следует сделать более доступным. Но наибольших результатов можно добиться, только оказывая малому бизнесу комплексные услуги, включающие и финансовую, и консультативную поддержку. Необходимо интегрирование всевозможных структур – таких, как органы власти, органы местного самоуправления, банки и фонды поддержки малого предпринимательства, это позволит вывести малый бизнес на новый уровень, соответственно повысить уровень развития нашей экономики.
Научный руководитель – д. филос. н., проф. Е.А. Когай.
Литература
1. Казыбайкызы А., Смагулова Ж. Б., Берикболова У., Муханова А. Е. Роль малого и среднего бизнеса в современной экономике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 3-3. – С. 424-427.
2. Курская торгово-промышленная палата [Электронный ресурс]. URL: https://kursk.tpprf.ru/ru/small_business/ (дата обращения 10.05.2017 г.).
3. Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/valeryaalekseev/index-2012 (дата обращения: 05.11.16).
УДК 316.34/35