In employment of university graduates
А. С. Хильчук
Alexander S. Khilchuk
Курский государственный университет, Курск, Россия
Kursk State University, Kursk, Russia
Статья посвящена переосмыслению роли прохождения практики и стажировки на предприятиях, в организациях во время обучения в учебном заведении в контексте повышения эффективности трудоустройства выпускников вуза. На основе результатов социологического опроса студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры университета выявляются причины низкой распространенности данного способа поиска и получения работы среди студенческой молодежи.
Ключевые слова: занятость, труд, способы трудоустройства, практика, стажировка
Article is devoted to reconsideration of a role of practical training at the enterprises, organizations during training in educational institution in the context of increase in efficiency of employment of university graduates. On the basis of results of sociological poll of students of older years of a bachelor degree and magistracy of university the reasons of low prevalence of this way of search and receiving work among student's youth are established.
Keywords: employment, work, ways of employment, practice, training
Работа выполнена в рамках поддержанного РФФИ
научного проекта № 17-33-01001
В современных российских условиях одним из самых важных жизненных вопросов для разных категорий молодежи: обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, их выпускников, молодых специалистов ‒ выступает проблема трудоустройства. Решение данной жизненной задачи во многом зависит как от личностных, так и социальных факторов. Среди личностных факторов, влияющих на процесс поиска и получения молодыми людьми работы, особую роль играет мотивация трудовой деятельности, в системе которой зачастую ведущее место занимают материальные мотивы [4]. В числе социальных факторов, оказывающих воздействие на процесс и результат трудоустройства молодежи, стоит отметить условия проживания, прежде всего регион, в котором складывается определенный рынок труда и возможности трудоустройства [5]. В связи с этим актуальным является исследование процесса трудоустройства разных категории молодежи в региональном аспекте.
Особый интерес вызывает изучение проблем поиска и получения работы, с которыми сталкиваются студенты во время обучения в учебном заведении или сразу же после завершения обучения, когда они приобретают статус молодых специалистов. По окончанию вуза перед каждым выпускником встает вопрос о том, как найти себе работу по полученной профессии (специальности). В процессе трудоустройства выпускники вуза могут использовать различные способы получения работы, которые доступны им: помощь родителей, ярмарки вакансий в вузе, стажировки на предприятиях, подбор вакансий в государственных и частных службах занятости населения и т.д.
Согласно работе П.Е. Лаврусевич, все способы трудоустройства мы можем разделить на две больших группы: формальные средства поиска работы и неформальные [2]. В неформальную группу способов трудоустройства входят такие способы, которые подразумевают использование своих личных связей для поиска и получения работы, т.е. обращение к родителям, родственникам, сверстникам, друзьям, друзьям друзей и т.д. Плюсом данного способа поиска работы является то, что человек, ищущий работу, может получить дополнительную информацию о работе от своего социального окружения или получить протекцию. При этом протекция позволяет получить работу в обход конкуренции и претендовать на большую заработную плату. В таком случае посредник, т.е. родственник или знакомый, выступает в качестве гаранта того, что претендент на вакантное рабочее место как потенциальный работник получит наиболее выгодное предложение от работодателя, которому, в свою очередь, гарантируется соблюдение правил работником. Последнее означает, что контроль за трудовым поведением такого работника будет осуществляться не только самим работодателем, но и человеком, которым за него поручился. Неформальные способы трудоустройства заполняют подобные «пробелы» в тех местах, где оказываются неэффективными формальные способы поиска и получения работы.
Формальная группа способов трудоустройства включает в себя содействие разнообразных государственных и частных структур, содействующих в поиске и получении работы. М.А. Полутова выделяет два вида такой помощи:
1) государственные службы трудоустройства, которые имеют три уровня:
‒ федеральная служба занятости,
‒ региональные организации службы занятости,
‒ местные организации службы занятости;
2) частные агентства по трудоустройству [6].
Также к формальным способам трудоустройства можно отнести такие способы, как:
‒ печатные и электронные СМИ (интернет-ресурсы), которые используются для знакомства с объявлениями о вакансиях, размещения в них своих резюме для работодателей;
‒ подразделения в образовательных организациях, способствующих распределению выпускников;
‒ ярмарки вакансий, проводимые в учебных заведениях,
‒ стажировки на предприятиях во время прохождения практики [6].
В данной работе рассмотрим роль такого формального способа трудоустройства, как прохождение практики и стажировки в организациях и предприятиях, который имеет актуальность для студенческой молодежи, и отношение к данному способу со стороны выпускников образовательной организации высшего образования (далее для ее обозначения мы используем термин «высшее учебное заведение», или «вуз»).
Во время обучения в вузе при освоении образовательной программы по определенному направлению подготовки каждый студент проходит практику в организациях и предприятиях. Реже к прохождению практики добавляется и стажировка в организациях и предприятиях, связанная с получаемой профессией. На наш взгляд, прохождение обучающимися практики в организациях и на предприятиях региона во время обучения в вузе является достаточно эффективным способом поиска и получения работы, поскольку студенты прямо взаимодействуют с потенциальным работодателем. При наличии вакантных рабочих мест последующее предложение работы на данном предприятии студенту будет зависеть от него самого, от его личных и профессиональных способностей: если он проявит себя с лучшей стороны, то вполне может получить предложение работать уже как штатный сотрудник.
Роль практики и стажировки, которые проходят за время обучения в вузе, для профессионально-образовательной подготовки студентов к будущей практической деятельности рассматривается различными учеными и общественными деятелями. Исследования этого вопроса проводились с различных сторон общественной жизни: экономической, социальной, культурологической, психологической и других. Так, стоит отметить, что в своей работе «Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов» И.В. Поставнева рассмотрела прохождение практики с психологической точки зрения. Она исследовала то, как оценивают прохождение практики студенты, которые еще не проходили данный вид деятельности, и те, которые уже прошли его [7]. В рамках педагогического взгляда на эту тему выделим исследование С.В. Лукашова, где он рассматривает результаты практик и стажировок студентов на предприятиях и организациях Брянской области. В своей работе он также дает ряд значимых трактовок данной проблемы и пути ее решения [3]. С экономической и организационно-юридической стороны данную проблему анализировал коллектив авторов под руководством Д.Б. Лабарова. Авторы отметили следующее: «Многолетний опыт показывает, что успешное прохождение производственной практики определяется качеством методических указаний, наличием базовых предприятий с соответствующим уровнем организации труда и надлежащего контроля со стороны руководителей как предприятий, так и академии» [1].
Однако, несмотря на это, до настоящего времени значение практики и стажировки в организациях и на предприятиях во время обучения в вузе как способа трудоустройства не получило своего осмысления в социологии и экономике труда. Поэтому необходимо исследовать практики и стажировки с точки зрения того, как они способствуют поиску и получению работы студенческой молодежи и молодым специалистам, какие дают преимущества студентам и выпускникам вузов. Также нужно выделить проблемы, которые наиболее актуальны на настоящий момент, для данного вида трудоустройства.
С этой целью обратимся к результатам социологического опроса, проведенного среди студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры Курского государственного университета в октябре 2016 г. под руководством Ю.М. Пасовец. Основным методом исследования стал анкетный опрос. Количество опрошенных – 100 человек. Здесь отметим, что в качестве выпускников вуза мы рассматриваем обучающихся на завершающих курсах бакалавриата и магистратуры.
Данные опроса позволяют выяснить вопрос о том, получали ли выпускники вуза предложение работы на предприятии или организации Курского региона за время прохождения практики или стажировки на этих предприятиях.
Таблица 1