Comparative analysis: employers and graduates on the labour market of moscow city

Л.А.Петракова

Lyudmila A. Petrakova

Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия

Voronezh State University, Voronezh, Russia

Статья посвящена стратегии ожиданий работодателей и выпускников вузов города Москвы, а также особенности требования рынка труда данного региона. Для наглядного анализа приводятся результаты исследований приоритетов работодателя и ожиданий студентов.

Ключевые слова: работодатель, глобализация, студент

The article deals with strategies of employers ' expectations and graduates of the city of Moscow, and especially the demands of the labour market in the region. For a good analysis of the results of the research priorities of the employer and expectations of students.

Key words: employer, globalization, student

На сегодняшний день высшее образование воспринимается неким образом как императивное требование со стороны работодателя. Наряду с этим возникает противоречие: образование считается обязательным, но недостаточным для получения определенного рабочего места. Поэтому появляется необходимость в подкреплении дополнительным образованием, которое напрямую устремлено на специализацию компетентности и определенных навыков. Данная тема весьма актуальна в настоящее время. Активные изменения в трудовой сфере порождают у начинающих специалистов ошибочные представления и аномальные ожидания. Вследствие чего, работодатель не способен получить нужного работника и вынужден инвестировать средства в переобучение кадров.

В ходе данной работы были поставлены следующие задачи:

• исследовать реформирование в требованиях работодателя к составу рабочего персонала города Москвы;

• проанализировать ожидания выпускников вузов города Москвы;

В условиях глобализации современного общества работодатель стремиться предъявить всё более высокие требования. В настоящее время помимо определенных компетенций от работника требуется готовность к непрерывному освоению информационных технологий, способность нахождения отдельных проблемных мест производственной деятельности, инициативность и самостоятельность, высокая мотивация к непрерывному переобучению, а также способность трудиться во временных рабочих группах.

Интернационализация социально-экономического пространства, интенсивное преобразование технологий, существенная значимость информационного ресурса побуждают работодателя к стремлению предоставить гибкость наёмного труда посредством ротации трудовых навыков, разновидностью рабочих операций, беспрерывным переобучением, повышением адаптивности. Работодатель объективно заинтересован в обеспечение повышения квалификации, вследствие чего он берет на себя производство и финансирование как образовательного устройства, так и обучение кадров.

В современных условиях намечаются тенденции, проявляющиеся в переходе: от узкой специализации и ограниченной ответственности к широкой профессиональной ответственности; от планируемой карьеры к гибкому выбору пути профессионального развития; от ответственности менеджеров за развитие персонала к ответственности самих работников за собственное развитие.

Чтобы наглядно проанализировать требования современного работодателя к наёмному сотруднику, приведу в пример результаты проведённого исследования «Приоритеты современного работодателя», которое было проведено в 2014-2015 году Государственным университетом-Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ). В ходе опроса фигурировало 516 руководителей различных сфер экономики и форм собственности, в результате чего были сделаны выводы, характеризующие условия приёма на работу:

• опыт работы – 86,6%;

• наличие высшего образования – 80,4%;

• наличие нужных связей – 70,5%;

• знания и трудовые навыки – 60,4%.

Мы видим, что не случайно складываются массовые представления в современной России о жестком требовательном работодателе, которому не так просто угодить. Он является весьма требовательным, но его ожидания обладают противоречивым характером. Работодатель пытается решить самостоятельно остроту кадровой проблемы, которую изначально создает сам. Он склонен заниматься переобучением собственных работников, а при приеме на работу отдает преимущество имеющим опыт работы и обладающим связями.

Для анализа ожиданий специалистов-выпускников вузов приведу в пример результаты исследования "Адаптация молодых специалистов на современном рынке труда", проведенного в мае 2015 года. В качестве респондентов выступили выпускники московских государственных вузов. Опрошено 250 студентов старших курсов. В результате исследования были получены следующие результаты:

• получаемая специальность позволяет добиться высокого статусного положения и высоких заработков – 49,2%;

• приобретаемая профессия вовсе не позволит добиться полноценного заработка и статусного положения в обществе – 15%;

• работая по получаемой профессии, можно добиться либо хорошего заработка, либо статуса в обществе – 18%.

Не приходится удивляться, что значительная доля студентов старших курсов не планирует по окончании вуза работать по полученной специальности. Так, уверенно планируют работать по своей или смежной специальности менее половины (43,3%) будущих выпускников, а остальные намерены действовать по обстоятельствам.

Что касается стратегий поведения выпускников, то показатели оказались следующими:

• Планируют работать сразу после получения диплома (менее половины респондентов);

• Планируют продолжить обучение (треть респондентов);

• Планируют временно не работать и не учиться (больше 10%);

• Не планируют работать вообще, т.к. ориентированы на посвящение себя семье (3%).

Вследствие этого вытекает новая диспозиция в отношении поведения дипломированных специалистов. В советское время немедленное трудоустройство после окончания вуза было нормой. Теперь стратегии кардинально изменились: часть студентов начинает свою трудовую деятельность уже во время учёбы, другая часть продолжает обучение, откладывая момент выхода на рынок труда.

В таком контексте нужно интерпретировать феномен: 24% студентов-старшекурсников заявили о намерении по окончании вуза получать второе высшее образование в другом учебном заведении. Причем речь идет не о дополнительном образовании, а именно о получении другой специальности.

Стремление молодых специалистов незамедлительно получить второе высшее образование характеризуется следующим:

• компенсация вынужденного выбора в пользу более доступного первого высшего образования, которое привело к неконкурентоспособности на рынке труда;

• кризис профессиональной идентичности вследствие бессознательного выбора первой специальности;

• отсутствие самостоятельности в выборе первого высшего образования из-за сильного давления со стороны родителей.

В ходе анализа исследования, вытекают и дальнейшие действия по окончании вуза:

• не знают, где будут работать – 62%;

• имеют определенные планы трудоустройства – 38%;

Должное внимание стоит обратить и на то, что большинство выпускников рассчитывают на социальные связи, т.е. ждут помощи от родственников или друзей. Лишь 16% студентов планируют утроиться на работу самостоятельно. Именно это и не позволяет респондентам трезво оценить уровень конкуренции на современном рынке труда, во всяком случае, в его эффективном сегменте.

В настоящее время совокупность приобретенных компетенций не является ценностью высшего образования. Новая структура экономики в параллельном течении с мировыми трендами требует от специалистов способность к быстрому переобучению. Но наряду с этим возникает значительное противоречие. В странах с развитой экономикой карьерный рост непременно зависит от профессионализма работников. Что же касается нашей страны, то огромную значимость приобретает социальный капитал, который включает в себя определенные связи и знакомства.

Отсюда вытекают проблемы поствузовской адаптации, которые связаны с проблематичным закреплением выпускников вузов на рабочих местах и низкой заработной платой в целом ряде сегментов рынка труда. Это и приводит к тому, что лишь меньшая часть выпускников планирует работать по специальности.

Таким образом, в ходе сопоставления ожиданий работодателя и работника города Москвы вытекают три главные проблемы: деформация конкурентного сегмента, несоразмерно низкая заработная плата и мощная дифференциация сферы образования по качеству предоставляемых услуг.

Научный руководитель – к. экон. н., доцент Ю. Б. Матюшина

Литература

1. Аврамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования. – 2016, – № 4. – С. 37-46.

2. Герчиков В.И. Феномен работающего студента // Социологические исследования. – 1999. – № 8. – С. 87-100.

3. Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. – 2001. – № 7. – С. 132-135.

УДК 316.42

Наши рекомендации