Социально-экономическое и политическое

Развитие регионов России

УДК 297

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ

В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА

FEATURES OF RUSSIAN-TURKISH RELATIONS

IN THE ХХI CENTURY

Е.А. Бэрг

Evgeniya A. Berg

Курский государственный университет, Курск, Россия

Kursk State University, Kursk, Russia

Статья посвящена развитию российско-турецких отношений в начале ХХI в. Для понимания особенностей российско-турецких отношений в начале ХХI в. выделяются политические, экономические, военные и религиозные аспекты. Наибольшее внимание уделяется характеру отношений в целом.

Ключевые слова: российско-турецкие отношения, бизнес, торговля, политика

The article is devoted to development of Russian-Turkish relations in the early ХХIв. To understand the characteristics of Russian-Turkish relations in the early ХХIв. distinguished political, economic, military and religious aspects. The greatest attention is paid to type of relations.

Key words: Russian-Turkish relations, business, trade, politics

Изучению различных российско-турецких отношений (экономических, политических, военных, религиозных, торговых и т.п.) в начале ХХI в. посвящена обширная научная литература. Цель данной работы – воссоздать реалистичный образ российско-турецких отношений в начале ХХI столетия в целом.

Политическая ситуация в Турции после попытки военного переворота в Турции 15 и 16 июля 2016 г. остается напряженной и взрывоопасной. Путч продемонстрировал наличие серьезных противоречий внутри страны, неустойчивость сложившейся ситуации и возможность продолжения военных действий, которые могут перерасти в полномасштабную гражданскую войну. Для мирного разрешения политических проблем в стране решили провести Конституционный референдум по вопросу об одобрения изменений в действующую конституцию и внесении 18 поправок: установление президентской республики, отмену должности премьер-министра, увеличение числа депутатов парламента, реформа судебной системы и др. Высший избирательный совет Турции объявил предварительные итоги голосования: за – 51,32%, против - 48,68%. Конституционный референдум в Турции 16 апреля 2017г. закончился победой сторонников президентской республики с незначительным перевесом: голосов «за» на 1,25 млн. больше, чем голосов «нет». Противники конституционных изменений обвинили власти в кампании запугивания и шантажа. Турецкие СМИ крайне скудно освещали ход референдума. Известны случаи драк и перестрелок на избирательных участках. Ведущая оппозиционная Народно-республиканская партия Турции подала апелляцию в Высший избирательный совет Турции с требованием полной отмены итогов референдума. Пресс-служба Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе заявила о несоответствии референдума нормам ЕС: сторонники поправок вели себя агрессивно и препятствовали агитации противников, на многих избирательных участках отсутствовали независимые наблюдатели и использовались непроштампованные бюллетени, некоторые губернаторы, ссылаясь на чрезвычайное положение в стране, запрещали проведение мероприятий, направленных против референдума. Установление президентской республики в Турции приведет к концентрации власти в руках президента: назначение министров и высокопоставленных государственных служащих, назначение вице-президентов, упразднение должности премьер-министра, введение и отмена чрезвычайного положения в стране, усиление юридических функций и т.п.

Анализ референдума и его итогов дает обширную информацию о политической обстановке в стране и о возможных сценариях развития событий. Президент Эрдоган настаивает на введении в стране смертной казни. Надо подчеркнуть, что речь идет о массовых казнях, а не о единичных. Смертная казнь превратиться в орудие насилия и господства власти, в оперативное средство борьбы с противниками и врагами Эрдогана. Некоторые сторонники референдума и учреждения президентской республики открыто говорили о возврате к Османской империи.

Во внешней политике Турция при президенте Реджепе Тайипе Эрдогане стремится усилить влияния в регионе, опираясь на умеренные исламские религиозно-политических движения суннитского толка. Во внутренней политике Эрдоган пытается диверсифицировать экономику и ликвидировать курдский сепаратизм. В соответствии с Конституцией 1982г.: «Республика Турция - демократическое, светское и социальное государство, основанное на нормах права; опирающееся на концепцию общественного спокойствия, национальной солидарности и справедливости; уважающее права человека» [3]. Турецкая оппозиция обвиняет президента Эрдогана в нарушении Конституции и проведении радикальной исламизации во внутренней и внешней политике страны.

Основным препятствием для руководства Турции, претендующей на роль ведущей в ближневосточном регионе мусульманской державы, стало создание стратегического треугольника: Иран – Сирия – Россия. Иран, сохраняя положительную динамику экономического развития и национальный суверенитет, становится главным соперником Турции в борьбе за будущее региональное влияние. Для ослабления позиций Ирана Турция использует возможности НАТО. Россия обеспокоена планами Турции вовлечь НАТО в Сирийский кризис [4]. Позиция Турции по отношению к Сирии остается консервативной и ориентированной на интересы НАТО. В частности на это указывает факт всемерной поддержки властями Турции ракетного удара США по авиабазе «Шайрат» в Сирии 11 апреля 2017г. Российские СМИ, сотрудники МИД России, военные эксперты подчеркивают желание Турции использовать свои возможности как члена НАТО в случае необходимости обратиться к статье 5-й Вашингтонского договора о коллективной обороне стран-членов НАТО в связи с угрозами, исходящими с территории Сирии. [5].Поэтому Турция выступает за размещение элементов системы ПРО на своей территории с целью давления на Иран, Сирию и России.

После распада Советского Союза Россия в новых геополитических условиях стала искать новые подходы для взаимодействия с Турцией. Активизировалось сотрудничество двух стран в торгово-экономической, культурной, технической, энергетической, дипломатической и других сферах.

Однако в планы Турции входит усиление политического, экономического и военного влияния в странах СНГ. После распада Советского Союза Турция наладила политические и экономические связи с некоторыми странами СНГ и значительно укрепила свои позиции в Средней Азии и на Северном Кавказе. Турецкое влияние на Узбекистан, Туркмению, Азербайджан, Чечню и Дагестан объясняется их культурной, религиозной и этнической близостью. Россия старается ограничить воздействия Турции в регионах Черного моря, а также в регионах Поволжья и на Кавказе. Турция становится основным противовесом доминированию России в Кавказском регионе. РФ сохраняет в Армении военное присутствие для того, чтобы не допустить реализации агрессивных намерений со стороны Азербайджана, поддерживаемого союзнической Турцией. Анкара одобряет стремление Грузии вступить в НАТО, а Москва выступает против этого.

Что касается идей некоторых представителей Турции о посреднической роли Анкары между Москвой и Северо-Кавказским регионом России, то эти предложения представляются в нашей стране абсурдными, так как непонятно, между какими политическими силами предполагается посредничество. Тем более Россия категорически не приемлет любые внешнеполитические контакты в ущерб российским суверенным интересам ,любые формы вмешательства во внутренние дела.

План вступления Турции в ЕС препятствует усилению широкомасштабной исламизации турецкой общественной жизни. Поэтому сближение Анкары с Европой выгодно России. Москва не заинтересована в укреплении позиций турецкого ислама и усилении его влияния вблизи наших границ. Кроме того, Москве выгоднее развивать отношения с государством, которое утратит полную самостоятельность в принятии решений и вынуждена будет согласовывать свою политику с Брюсселем.

Одновременно Анкара демонстрирует стремление к партнерским отношениям с Москвой. Турцию привлекает идея стать крупным игроком на международной арене в союзе с Россией. Турцию не устраивают ограничения политической и экономической деятельности в случае вступления в ЕС. Налаживать отношения между государствами очень трудно, в то время как разрушить их, наоборот, легко. Как учит история деловые и геополитические интересы Анкары и Москвы переменчивы и противоречивы. Сегодня в положительных отношениях с Турцией заинтересованы широкие предпринимательские круги и чиновники России, то есть деловая и административная элиты. Для России Турция важна не только как экономический партнер, покупатель и транзитная территория энергоресурсов - нефти, газа и АЭС. России было бы выгодно использовать Турцию как фактор для давления на США, ЕС и НАТО.

Россия пытается вбить клин между Турцией и НАТО.

Турция вызывает растущую обеспокоенность у России в силу ее потенциальной роли в американской стратегии ПРО. Россия стремится улучшить торгово-экономические отношения с Турцией и одновременно препятствует расширению американских планов распространения ПРО. Россия жестко протестует против решения НАТО о развертывании системы ПРО, которая включает в себя размещение радара передового базирования на территории Турции в Малатье. Анкара утверждает, что радары в Куречике устанавливаются только в целях защиты. Военные эксперты России считают, что это место позволяет американцам с помощью незначительных изменений в программировании перенаправить систему с Ирана на Россию. В результате российские межконтинентальные ракеты могут быть обнаружены американскими радарами еще в фазе старта и уничтожены. Такого рода планы подрывают стратегический баланс в регионе и угрожают безопасности России. Настаивая на юридических гарантиях того, что система ЕвроПРО не будет направлена против России, Москва услышала в ответ от руководства НАТО лишь устные заявления о том, что система направлена против Ирана. Турция стремится не допустить усиления влияния России на постсоветских территориях и получить преимущества в экономических, политических и военных вопросах особенно в исламских странах. Поэтому Анкара использует членство в НАТО как мощный фактор давления на Россию и привлечения интереса бывших стран СССР . Присоединение к программе размещения ПРО дает Турции определенные преимущества. Таким образом, Турция делает ход, направленный на ограничение роли России в странах СНГ, что соответствует интересам США,ЕС и НАТО.

Необходимо отметить расширение сотрудничества России и Турции в военно-технической сфере [2]. Так, в мае 1998г. РФ и Турецкая Республика подписали Меморандум о взаимопонимании между генеральными штабами ВС России и Турции. А четырьмя годами ранее, в апреле 1994 года, Москва и Анкара подписали межправительственное Соглашение о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности

В отношениях Анкары с Москвой имеют место взаимное недоверие и региональная конкуренция. Турция явно не заинтересована во всестороннем экономическом росте России и укреплении её военного потенциала. России не выгодна экспансия Турции в Евразийский регион. Тем не менее развивающееся экономическое сотрудничество между Турцией и Россией создает основу для стабилизации положения в регионе и улучшения политических отношений. Интенсивные российско-турецкие деловые связи создали ситуацию взаимозависимости обеих стран в торгово-экономической и энергетической сфере, что привело к налаживанию культурного политического диалога между Россией и Турцией.

Визит Президента России В.В. Путина в Турцию в декабре 2004 г. положил начало улучшению добрососедских отношений. В результате Россия и Турция поставили задачи расширить сотрудничество по широкому спектру вопросов, включая экономические, политические, культурные, образовательные, религиозные и гражданские аспекты. Реализуемая правительством Эрдогана диверсификация внешней политики способствует налаживанию еще более тесных связей с Россией и их плодотворному развитию. Важность отношений с Москвой определяется для Анкары тем, что Россия является для Турции основным поставщиком энергоресурсов. Расширение связей России и Турции в энергетической сфере вылилось в подписание целого ряда соглашений по различным проектам - от строительства нефте- и газопроводов до атомной электростанции [1] . Турция занимает третье место (после Германии и Италии) по объемам закупок природного газа в России. Доля энергоносителей в российском экспорте в эту страну достигает 70%. Россия на 68% покрывает потребность Турции в природном газе, на 20% — в импортной нефти. В 2009 г. Турция дала предварительное согласие на строительство газопровода «Южный поток» в своих территориальных водах. Это закреплено в межправительственном протоколе России и Турции о сотрудничестве в газовой сфере. Кроме того, Турция, стремящаяся играть роль ведущего транспортного узла между Востоком и Западом, заявила, что трубопроводы «Южный поток» и «Набукко» должны дополнять друг друга. Тем не менее Москва играет заметную роль в энергетических планах и экономических расчетах Анкары. Турция обещает способствовать укреплению России в роли ведущего поставщика энергоносителей в Европу. В свою очередь Россия помогает Турции реализовать амбициозное намерение стать главным транспортным узлом энергоносителей в регионе. По мере того как энергетика занимает все более важное место в региональной политике обеих стран, особенно в том, что касается их отношений с Европой, основы для стратегии российско-турецкого сближения.

Российско-турецкое сотрудничество успешно реализуется в строительстве первой в Турции атомной электростанции на площадке «Аккёю» в уезде Мерсин.

Таким образом, российско-турецкие отношения в начале ХХIв. существенно изменились и приобрели характер взаимовыгодного сотрудничества, основанного на политическом прагматизме и региональных интересах. Результаты референдума свидетельствуют о сложной внутриполитической обстановке в Турции и невозможности предвидеть ход развития российско-турецких отношений в ближайшие годы.

Научный руководитель – д. филос. н., профессор С.Б. Бондаренко

Литература

1. «Голубой Поток» // Газпром. URL: www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/blue- stream/ (дата обращения: 21.03.2017).

2. Задонский С. М. Состояние и перспективы военно-технического сотрудничества России и Турции // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/15-09-05.htm (дата обращения: 21.04.2013).

3. Конституция Турции (Турецкой республики) от 7 ноября 1982 года.

4. МИД: Москва обеспокоена планами Турции вовлечь НАТО в спор с Сирией // Взгляд. 2012. 26 апр. URL: http://pik.tv/ru/news/story/35787-moskva-obespokoena-poziciey-turcii-po (дата обращения: 24.03.2017).

УДК 323.2

Наши рекомендации