Возможности виртуализации пространства
СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
СТУДЕНТОВ РЕГИОНА
THE OPPORTUNITIES OF VIRTUALIZATION OF THE SPACE
OF THE MODERN MUSEUM IN THE REPRESENTATIONS
OF STUDENTS OF THE REGION
М.А. Трунова
Maria A. Trunova
Курский государственный университет, Курск, Россия
Kursk State University, Kursk, Russia
В данной статье рассматриваются некоторые данные социологического исследования возможностей виртуализации пространства современного музея в представлениях студентов региона. Раскрываются основные понятия виртуализации музейного пространства такие, как виртуальная экскурсия, QR-код и интерактивные экспонаты. Также делаются выводы о необходимости оснащения музеев виртуальными атрибутами.
Ключевые слова: виртуализация, современный музей, виртуальная экскурсия, QR-код, интерактивный экспонат
Some data of the sociological research devoted to the virtualization of the space of the modern museum are discussed in this article. This work demonstrates the students's opinions about the main aspects of virtualization of the museum space. The main concepts of virtualization of the museum space are revealed, such as a virtual tour, QR code and interactive exhibits. Also, conclusions are drawn about the need to equip museums with virtual attributes.
Key words: virtualization, modern museum, virtual tour, QR code, interactive exhibit
На сегодняшний день является актуальной проблема сохранения и передачи духовных и культурных ценностей из поколения в поколение. Данным аспектом социально-культурной жизни занимается музей. Именно посещение музеев является одним из самых продуктивных способов получения ценной информации о культурных и духовных ценностях.
В настоящее время культурные ресурсы становятся доступнее для людей не только благодаря большому количеству и разнообразию музеев, но и благодаря виртуализации музейного пространства. Это проявляется и в обширном использовании QR-кодов, и в использовании интерактивных экспонатов, а также в возникновении виртуальных экскурсий. Такую тенденцию диктуют современные запросы общества, и для музеев очень важно сохранить свою значимость и актуальность. Сегодня для таких учреждений как музей важно иметь современные устройства виртуальной реальности для того, чтобы помочь своему посетителю глубоко погрузиться в мир музейного пространства и получить полную информацию об истории определенного экспоната.
Но, к сожалению, не все музеи имеют виртуальную базу, которая помогла бы им стать более востребованными, интересными и доступными для посетителя. Особенно данная проблема остро стоит перед региональными музеями, так как им очень сложно привлечь посетителей из-за узкой специализации и сосредоточении внимания именно на истории определенного региона. И эта проблема имеет большую значимость, так как музеи – это наследие прошлого, и для того, чтобы люди знали не только о деятельности федеральных, но и региональных музеев, нужно вложить много усилий в создание качественного виртуального пространства и уделить внимание применению современные технологий.
Тема виртуализации музейного пространства недостаточно разработана на данный момент. Но есть ряд публикаций, которые в той или иной мере посвящены некоторым аспектам данной проблемы. Так в своей статье «Виртуализация музейного пространства» С.Г. Дедов и А.А. Фокин пишут о том, что виртуализация музейного пространства осуществлялась посредством двух этапов: структурная виртуализация (виртуализация только экспонатов музея) и виртуализация самого пространства музея. Эти авторы выступают за виртуализацию музея и утверждают, что «виртуальные формы значительно расширяют рамки традиционного музея» [1].
В октябре 2016 года на базе научно-исследовательской социологической лаборатории Курского государственного университета мною было проведено социологическое исследование на тему: «Возможности виртуализации пространства современного музея в представлениях студентов региона». Целью данного исследования быловыявление взглядов и представлений студентов курских вузов о возможностях виртуализации современного музейного пространства.
Опрос проводился среди студентов двух ведущих вузов города Курска: Курского государственного университета (КГУ) и Юго-западного государственного университета (ЮЗГУ).
Один из вопросов анкеты был посвящен современному музею. В отечественной научной мысли современный взгляд на музей представлен в «Словаре актуальных музейных терминов», где утверждается, что музей – это «культурная форма, исторически выработанная человеком для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия»[2]. Респондентам, отвечавшим на вопрос о том, какие из возможностей виртуализации, на их взгляд, присущи пространству современного музея, можно было выбрать не более трёх вариантов ответа из всех предложенных. Так вариант ответа «наличие большого количества интерактивных экспонатов» отмечался респондентами чаще, чем все остальные (см. табл. 1). Следовательно, для студентов не столь важно наличие QR-кода или аудио-гидов. Им гораздо важнее визуальная виртуализация экспоната или даже возможность тактильного соприкосновения с ним, так как интерактивные новшества позволяют достичь подобного результата.
Таблица 1