Теория, методика и проблемы научных исследований

Методические рекомендации для самостоятельной работы

студентов заочной формы обучения

Специальности– «физическая культура»

Симферополь - 2014

Содержание

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Основные понятия и термины.. 2

2. Планирование научно-исследовательской работы.. 2

3.Выбор темы исследования. 2

4. Определение объекта и предмета исследования. 2

5. Определение цели и задач исследования. 2

6. Выдвижение рабочей гипотезы. 2

РАЗДЕЛ 2 МЕТОДИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

7. Выбор методов исследования. 2

8. Характеристика методов исследования. 2

9. Анализ документальных и архивных материалов. 2

10. Педагогическое наблюдение. 2

11. Беседа, интервью и анкетирование. 2

12. Контрольные испытания. 2

13. Педагогический эксперимент. 2

РАЗДЕЛ 3 СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

1. Основные понятия и термины

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; она включает как деятельность по получению нового знания, так и её результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Теория - логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества.

Методика – совокупность способов проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, которая излагает правила и методы преподавания отдельного учебного предмета.

Планирование научно-исследовательской работы

Весь процесс подготовки научного исследования условно можно представить в следующем виде:

• выбор темы исследования;

• изучение научно-методической литературы;

• определение объекта и предмета исследования;

• определение цели и задач;

• разработка рабочей гипотезы;

• выбор соответствующих методов исследования;

• формулировка названия работы;

•'подготовка и проведение исследовательской части работы;

• математико-статистическая обработка результатов исследо­ваний;

• обобщение и интерпретация полученных данных;

• формулирование выводов и практических рекомендаций;

• оформление работы;

• презентация научного исследования (конференция, публикация), защита (курсовая, дипломная, диссертация)

Рассмотрим в этой связи некоторые положения, касающиеся указанных пунктов.

Выбор темы исследования.

Выбор темы научного исследования - одна из сложных и наиболее ответственных задач, от правильного решения которой в значительной степени зависит успех работы в целом.

Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание неко­торых общих положений и рекомендаций может облегчить выбор соответствующей темы. Одним из важнейших крите­риев правильности ее выбора является актуальность (теоретиче­ская и практическая значимость). Судить об актуальности в каж­дом конкретном случае можно тому приложению, какое ее разработка может найти применение в практике физической культуры и спорта. Признаками актуальности темы могут быть следующие:

• общий интерес со стороны ученых, педагогов и тренеров к проблеме;

• наличие потребности практики обучения, воспитания и тре­нировки в разработке вопроса на данном этапе;

• необходимость разработки темы в связи с местными клима­тическими и другими условиями .

На современном этапе весьма актуальны исследования, связан­ные с оздоровительными, образовательными и воспитательными воздействиями средств физической культуры и спорта, в том числе новых, нетрадиционных физкультурно-спортивных видов на раз­личные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся. Так, например, в исследовании оздоровительной направлен­ности физических упражнений и видов спорта важное значение имеют: совершенствование методики стимулирования естествен­ного созревания функций организма, психики у детей различных возрастных групп, формирование правильной осанки, повыше­ние общей физической подготовленности, неспецифической ус­тойчивости к воздействию внешней среды обитания, лечебные возможности физических упражнений при различных видах забо­леваний, продление жизни.

В образовательной направленности средств и методов физичес­кого воспитания и спорта большой интерес вызывает методика обогащения занимающихся теоретическими знаниями; обогаще­ние их двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным опытом, опытом общения; научение занимающих­ся познавать самих себя, свои способности, достоинства и недо­статки; стимулирование глубоко осознанного и активного отно­шения к занятиям физическими упражнениями и спортом, к уче­бе, трудовой деятельности и др. Важное значение имеет изучение физической культуры народов России, Украины, ближнего и дальнего зару­бежья.

При исследовании воспитательных возможностей средств и ме­тодов физической культуры и спорта в научной разработке нуж­дается методика воспитания личности занимающегося: направ­ленности, положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом, к учебе, труду, чувства собственного досто­инства, скромности, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности и смелости, при­вычки заранее обдумывать способ выполнения сложных двигатель­ных действий, приучение к коллективным действиям, взаимо­выручке, к ответственности не только за свои действия, но и дей­ствия товарищей по команде, группе, к опрятности во внешнем виде, к организованности и дисциплине и т. д. Особое значение имеет исследование прикладной направлен­ности средств и методов физической культуры и спорта. В научной разработке нуждается методика применения физических упраж­нений при изучении (оценке) и развитии у занимающихся спо­собностей и тем самым оказание им помощи в овладении школь­ной учебной программой, спортивным, профессиональным мас­терством и боевой подготовкой в процессе службы в армии. В научной разработке нуждается методика применения средств физической культуры и спорта в целях активного отдыха, восста­новления работоспособности после умственных, физических и эмо­циональных напряжений, постепенного вхождения в процесс учеб­ной, спортивной и профессиональной деятельности.

Слабо исследованы возможности средств и методов физичес­кого воспитания и спорта при занятиях с лицами среднего и по­жилого возраста, мужчинами и женщинами. Знания и практиче­ский опыт, накопленные по этим вопросам, еще очень мало изу­чены специалистами, а следовательно, это наследие еще не в пол­ной мере служит людям. Существует большая необходимость в разработке вопросов, ка­сающихся техники выполнения различных видов упражнений. В перспективе большую помощь здесь могут оказать современные информационные технологии.

В специальном научном обосновании нуждаются организация и методика проведения школьного урока, а именно:

- содержание урока и его отдельных частей, планирование последовательности изучения упражнений с учетом возможнос­тей переноса эффекта (положительного, отрицательного) от ов­ладения одним упражнением на другое - последующее;

- регуляция нагрузки и отдыха в процессе урока с учетом ин­дивидуального предела допустимых нагрузок;

- управление вниманием, памятью на движения, эмоциями и волей в процессе обучения занимающихся новому упражнению и в течение всего урока;

- способы управления занимающимися в ходе урока (коман­ды, распоряжения, просьбы, личный пример учителя, поощре­ние, порицание, убеждение, внушение и др.) и особенности их применения в различных ситуациях на уроке с различными кате­гориями занимающихся;

- возможности введения в урок физической культуры теоре­тического раздела;

- взаимоотношения между учителем и учениками в процессе урока, дифференцированный, индивидуальный и личностный подходы учителя к занимающимся;

- система домашних заданий и их эффективность.

Определенный интерес вызывает тематика, связанная с физи­ческим воспитанием детей дошкольного возраста. Правильному выбору темы научной работы, ее успешному выполнению способствует наличие соответствую­щей материально-технической и экспериментальной базы для про­ведения исследований. Основу такой базы составляет, прежде всего, необходимая литература по теме, научно-исследовательская ап­паратура, компьютеры, место проведения исследования и соот­ветствующий контингент испытуемых.

При выборе темы необходимо четко представлять ее границы. Для правильно избранной темы характерна не обширность по­ставленных вопросов, а тщательность и глубина разработки. Бо­лее обширная тема для исследований может оказаться непосильной, так как требует определенного опыта ведения научно-исследо­вательской работы и времени. В последние годы большое внима­ние уделяется комплексности разрабатываемых тематик, коллек­тивности в решении актуальных научных проблем. Такой подход окажется полезным.

Наши рекомендации