Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства -от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Программа состоит из трех частей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются формы и приемы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий. В
третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.
Программа «Развитие у детей представлений об истории и культуре» .
Авторы: Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов; развитие познавательной активности, творческих способностей. Программа состоит из четырех разделов:
- первобытные люди;
- чудеса древнего мира;
- путешествие со сказкой;
- прежде и теперь.
Содержание занятий по каждому из перечисленных разделов изложено в отдельно изданном пособии, которое содержит иллюстрации, игры и несложные задания.
Программа на доступном уровне обеспечивает знакомство детей с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе.
Программа «Наследие»
Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева.
Цель: введение ребенка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми.
Программа состоит из блоков, имеющих относительно самостоятельное значение и определенные задачи:
- круг событий;
- семейный круг;
- круг чтения.
Авторами разработаны содержательные материалы к этим блокам, сценарии праздников, народные игры, список литературы. Авторы используют традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.
Программы физического развития и здоровья дошкольников
Программа «Играйте на здоровье» и технология её применения в ДОУ.
Авторы: Волошина Л.Н, Курилова Т.В.
Авторская программа «Играйте на здоровье», она базируется на использовании игр с элементами спорта. Программа создана на основе содержательной экспериментальной работы в ДОУ
№ 69 г.Белгорода. Она адресована воспитателям детского сада, инструкторам по физической культуре, тренерам детских спортивных школ, центров, оздоровительных лагерей.
Игры и игровые моменты включают самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей.
Использование предложенных в программе игр с элементами спорта, обогащает двигательную активность детей, делает её разносторонней, отвечающей индивидуальному опыту и их интересу. Дети освоившие программу становятся инициаторами в организации подвижных игр во дворе , охотно предлагают свой опыт малышам, включают в игры взрослых.
Практическая значимость пособия определяется представленными конспектами физкультурных занятий.
Программа «Искорка»
Автор Л. Е. Симошина.
В основе ее лежат положения программы «Детство». Содержание учебного материала представлено в двух разделах: теоретическом и практическом.
Теоретические задания в форме вопросов и ответов даются на каждом занятии. В практической части занятий рекомендуется использовать комплексно шесть вариантов моторно-сенсорной организации занятий:
- движения и дыхание;
- движения и визуализация «картины мира природы»;
- движения и музыкальное сопровождение;
- движения и визуализация спортивного облика воспитателя;
- движения и температурные контрасты окружающей среды;
- движения и положительное эмоциональное состояние, а также упражнения разных видов: оздоравливающих, закаливающих, красивых, веселых, торжественных и соревновательных.
Автор утверждает и доказывает, что одним из условий улучшения физического состояния дошкольника является не объем физической нагрузки, а качество двигательных действий и последовательное взаимодействие с дозированным воздействием холода — закаливанием.
Технология реализации программы сводится к общей и специальной подготовке индивидуального пластического образа ребенка в условиях сюжетно-ролевой среды и на воздухе.
Программа «Здравствуй!»
Автор М. Л. Лазарев.
Цель: помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них навыков здорового образа жизни. Программа и методическое руководство разработаны на основе современных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста.
Материал программы включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. Важную роль в программе играет музыка, которая впервые в педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса.
Технология «Старт»
Автор Л. В. Яковлева.
В разработке программы автору оказали помощь член Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования РФ Р. А. Юдина и врач-ортопед, заведующая детской поликлиникой Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии доктор медицинских наук Л.К. Михайлова.
В содержании программы отражен многолетний опыт практической работы с детьми-дошкольниками (начиная с ясельного возраста) по обучению здоровому образу жизни.
Автор отказалась от распределения материала по возрастным группам, обосновывая это тем, что такой подход искусственно тормозит развитие ребенка. В технологии имеется материал об использовании акробатических упражнений, упражнений на нестандартном для дошкольников оборудовании, упражнений на растяжку.
В программе последовательно раскрываются вопросы:
- как использовать стандартное и нестандартное оборудование в работе с дошкольниками;
- методика диагностики двигательной деятельности детей для определения их спортивных интересов и способностей;
- рекомендации по составлению системы работы, учитывая условия дошкольного учреждения;
- особенности взаимодействия воспитателя по физической культуре и воспитателя группы;
- конспекты физкультурных занятий на воздухе и в зале;
- примерные комплексы оздоровительной гимнастики, упражнений на развитие дыхания.
Программа «Здоровье»
Автор В. Г. Алямовская.
Цель: воспитание дошкольника физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства.
Автор предлагает систему, состоящую из четырех основных направлений, каждое из которых реализуется одной или несколькими подпрограммами:
1. Обеспечение психологического благополучия («Комфорт»).
2. Охрана и укрепление здоровья детей («Труппы здоровья»).
3. Духовное здоровье («Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя»).
4. Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям («Этикет», «Личность»). Программы познавательного развития дошкольников
Программа «Дошкольник и... экономика»
Автор А. Д. Шатова.
Программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного i возраста и направлена на то, чтобы ребенок мог: •
научиться понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); •
уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт — деньги»,
то, что стоимость продукта зависит от его качества; видеть красоту человеческого творения;
• способствовать формированию таких качеств, как бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство и т. д.
Программа основана на комплексном подходе к развитию личности дошкольника, предусматривает связь этического, трудового и экономического воспитания.
Программа состоит из четырех разделов: труд — продукт; деньги, цена (стоимость); реклама; полезные навыки и привычки в быту.