Задачи содержательных блоков программы

Моя семья

1. Формировать познавательный интерес к истории своей семьи, ее родословной.

2. Воспитывать чувство родовой чести, привязанности, сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи.

Моя малая Родина

1. Развивать у детей интерес к родному городу (селу): к улицам, районам, достопримечательностям: культурных учреждениях, промышленных центров, памятников зодчества, архитектуре, истории, событиям прошлого и настоящего; к символике (герб, флаг, гимн), традициям.

2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитекту­ры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.

3. Содействовать становлению желания принимать участие в тра­дициях города (села), горожан (сельчан), культурных мероприятиях, социальных, природоохранных акциях.

4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу (селу).

5. Расширять представления детей о том, что делает малую родину (город село) красивым.

6. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаме­нитых людей своего города (села).

Мой край – земля Урала

1. Развивать у детей интерес к родному краю как части России: культуре, истории зарождения и развития своего края; к людям, прославившим свой край в истории его становления; к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

2. Раз­вивать интерес и уважение к деятельности взрослых на благо родного края, стремление участвовать в совместной со взрослыми деятельности социальной направленности.

3. Воспитывать патриотические и гражданские чувства: чувство восхищения достижениями человечества; чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края; уважительное отношение к историческим личностям, памятникам истории.

4. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, жилища, тра­диционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края - Среднего Урала.

5. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, уважение к культурным традициям своего и других народов.

6. Развивать интерес детей к природным богатствам родного края, стремление сохранять их.

Культура и искусство народов Среднего Урала

1. Развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, иг­рушкам)своего этноса, других народов и национальностей.

2. Способствовать накоплению опыта познания ребенком причин различия и глубинного сходства этнических культур, опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения культуры разных видов, обеспечивая возможность отражения полученных знаний, умений в разных видах художественно-творческой деятельности.

3. Обеспечивать познание детьми общности нравственно-этических и эстетических ценностей, понимание причин различий в проявлени­ях материальной и духовной культуры.

4. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных этносов.

5. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.

Целевые ориентиры образовательной программы

- ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно расположен к людям, способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми; способен понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в социальной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими;

- ребенок обладает установкой на толерантность, способностью мириться, уживаться с тем, что является отличным, непохожим, непривычным (например, с чужим мнением, с человеком, имеющим недостатки физического развития, с людьми других национальностей и др.); с удовольствием рассказывает о своих друзьях других этносов, высказывает желание расширять круг межэтнического общения;

- ребенок знает некоторые способы налаживания межэтнического общения с детьми других этносов и использует их при решении проблемно-игровых и реальных ситуаций взаимодействия;

- ребенок обладает чувством разумной осторожности, выполняет выработанные обществом правила поведения (на дороге, в природе, в социальной действительности);

- ребенок проявляет уважение к родителям (близким людям), проявляет воспитанность и уважение по отношению к старшим и не обижает маленьких и слабых, посильно помогает им;

- ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использо­вать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержа­тельного общения;

- ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, необычным памятникам, зданиям; к событиям настоящего и прошлого родного края; к национальному разнообразию людей своего края, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с прошлым и настоящим родного края;

- ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, к самостоятельному поиску разных способов решения одной и той же задачи; способностью выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт;

- ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на ма­териале народной культуры; самостоятельно может рассказать о малой родине, родном крае (их досто­примечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), использует народный фольклор, песни, на­родные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;

- ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства, литературного народного, музыкального творчества;

- ребенок признает здоровье как наиважнейшую ценность человеческого бытия, проявляет готовность заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья в рамках адекватной возрасту жизнедеятельности и общении;

- ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость при участии в социально значимых делах, событиях (переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стре­мится выразить позитивное отношение к пожилым жителям го­рода и др.);отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой де­ятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.);охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности (в подготовке концерта для ветеранов войны, по­садке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю» и пр.; выражает желание в будущем (когда вырастет) трудиться на благо родной страны, защищать Родину от врагов, стараться решить не­которые социальные проблемы.

- ребенок обладает начальными знаниями о себе, об истории своей семьи, ее родословной; об истории образования родного города (села);о том, как люди заботятся о красоте и чистоте своего города; о богатствах недр Урала (полезных ископаемых, камнях самоцветах);о природно-климатических зонах Урала (на севере - тундра, тайга, на Юге Урала – степи), о животном и растительном мире;о том, что на Урале живут люди разных национальностей; о том, что уральцы внесли большой вклад в победу нашей страны над фашистами во время Великой Отечественной войны; о промыслах и ремеслах Урала (камнерезное и ювелирное искусство; каслинское литье, ограды и решетки города Екатеринбурга; уральская роспись на бересте, металле, керамической посуде);

- ребенок знает название и герб своего города (поселка, села), реки (водоема), главной площади, местах отдыха; фамилии уральских писателей и названия их произведений (П.П. Бажов, Д.Н Мамин-Сибиряк); другие близлежащие населенные пункты и крупные города Урала; Урал – часть России, Екатеринбург - главный город Свердловской области.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержательный раздел представлен:

- содержанием образования по пяти направлениям развития ребенка (образовательным областям), обозначенным в ФГОС ДО:

1) социально-коммуникативное развитие;

2) познавательное развитие;

3) речевое развитие;

4) художественно-эстетическое развитие;

5) физическое развитие.

- описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации содержания образовательной программы.

Содержание образовательной программы направлено на рас­ширение и углубление содержания обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования, отбирается в соответствии с потребностями и интересами участников образовательных отношений, что позволяет удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, ре­ализовать развивающий потенциал образования с учетом этнокультурных особенностей.

Представленный содержательный материал образовательной программы может выбираться и реализовываться взрослыми в соответствии с возрастными особенностями ребенка, готовностью и проявлением его интереса к той или иной тематике. При этом в младшем и среднем дошкольном возрасте взрослые обращают особое внимание на развитие представлений ребенка о близком социальном окружении (моя семья, наш детский сад, родная улица), в старшем дошкольном возрасте ребенок постепенно начинает осваи­вать представления о родном городе (деревне, поселке), родном крае и родной стране. Взрослый может выде­лить несколько тематических блоков, работа по каждому из которых будет тесно связана друг с другом.

Важная роль в развитии интереса дошкольников к родному краю принадлежит не только педагогу, но и родителям. Взрослым необходимо вместе с ребенком обсуждать доступные для его понимания события, происходящие в городе (селе), крае, под­держивать интерес ребенка к историческим событиям, открытиям в технике, жизни армии и флота, особенностям традиций разных народов, знакомить с разнообразием природного мира родного края.

Реализация содержания программы направлена на формирование и развитие у ребенка разных интересов, отвечающих его потребностям, предоставляет возможность свободного выбора форм деятельно­сти, способствует накоплению опыта социального взаимодействия со взрос­лыми и сверстниками. Поэтому образовательный процесс осуществляется в двух основных организационных моделях, включающих совместную дея­тельность взрослого и ребенка и самостоятельную деятельность детей.

Реализация программы поможет внести новые смыслы в жизнь и дея­тельность детей, во взаимодействие детей и родителей вне детского сада, в формы сотрудничества педагогов и родителей, например такие, как беседы о семье, составление родословной; организация досуга на основе традиций народной культуры; поиск и изучение предметов народного быта, коллекционирование; создание элементов народных костюмов; обогащение образовательного пространства и др.

Сотворчество детей и взрослых может быть организовано через уча­стие в различных творческих мероприятиях, народных праздниках, кон­курсах, приготовлении различных блюд национальной кухни, выставках поделок, игрушек, альбомов и т.д. Кроме того, у детей появляется воз­можность воплощения своих идей по преобразованию, украшению, улуч­шению ближайшего окружения (придумывание вариантов дизайна мест ближайшего окружения; проектирование новых зданий, сооружений, памятников; создание сказок, рассказов и т.д.).

Содержание и средства реализации образовательных областей

Образовательная область «Физическое развитие»
Содержание Способы закаливания, сохранения здоровья с учетом климатических особенностей Среднего Урала. Народные традиций в оздоровлении. Лесная аптека. Оздоравливающие свойства натуральных продуктов питания. Витамины, их влияние на укрепление организма. Правила выбора одежды в соответствии с конкретными погодными условиями Среднего Урала. Особенности национальной одежды народов Урала. Традиционные для Среднего Урала продукты питания и блюда. Национальная кухня. Традиционные для Урала виды спорта, спортивные, подвижные (народные) игры. Способы обеспечения и укрепления, доступными средствами, физического здоровья в природных, климатических условиях конкретного места проживания, Среднего Урала. Спортивные события в своей местности, крае. Знаменитые спортсмены, спортивные команды.
Средства, педагогические методы, формы работы с детьми Игры народов Среднего Урала: Русские – «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Классы», «Краски», «Лапта», «Ляпки», «Молчанка», «Палочка-выручалочка», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Фанты». Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка-кидалка», «Стрелок», «Юрта». Татарские – «Жмурки», «Займи место», «Кто первый», «Кто дальше бросит?», «Лисичка и курочки», «Мяч по кругу», «Перехватчики», «Продам горшки», «Серый волк», «Скок-перескок», «Спутанные кони», «Тимербай», «Хлопушки». Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», «Игра с платочком», «Охота на лося», «Серый зайка». Марийские - «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», «Невод», «Охота на оленей», «Стой, олень!». Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок», «Тума-дуй». Спортивные игры: «Городки», «Катание на лыжах», «Катание на санках» и др. Целевые прогулки, экскурсии по городу обеспе­чивают необходимую двигательную активность и способствует со­хранению и укреплению здоровья ребенка. Реализация программы «Здоровье», «Модель закаливающих процедур с учетом климатических условий Среднего Урала, особенностей психофизического здоровья каждого ребенка». Участие в тематических проектах, спортивных событиях. Создание тематических выставок рисунков, коллективных коллажей, аппликаций о правильном питании. Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Больница», «Лесная аптека» и др. Детско-взрослые проекты.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Содержание Мой дом, улица, двор. Мой детский сад. Традиции детского сада. Мой родной город (село). История его зарождения и развития. События общественной жизни в родном городе. Местные достопримечательности, известные люди. Правила поведения горожанина (сельчанина). «Имя» города (села).У родного города (села) есть свое название (имя), оно рассказывает о важном для людей событии, которое произошло в прошлом, или о знаменитом человеке. Название может напоминать о природе того места, где построен город (село). Жизнь горожан (сельчан).Город (село) выполнял раньше и выполняет в настоящем разные функ­ции, у каждого города есть свои главные функции. О функциях города (села) рассказывают архитектурные сооружения, названия улиц и площадей. Об истории родного города (села) и жизни горожан (сельчан) рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, городская скульптура. Малая родина хранит память о знаменитых россиянах - защитниках Отечества, пи­сателях, художниках. В городе (селе) трудятся родители. Мой город (село). Путешествие по «реке времени» по этой теме имеет соответственно две остановки: настоящее города (села) и его прошлое. Метод детско-родительских проектов, тематически ориентированных на обогащение краеведческого содержания: «Достопримечательности моего города (села)», «Современные профессии моих родителей», «Мои родственники в других городах и селах Урала», «История моей семьи». Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают тра­диции. Символика родного города (села). Традиции родного города (села). Родной край как часть России. Столица Урала - город Екатеринбург. История зарождения и развития своего края. Города своего края. «История города Екатеринбурга». История возникновения города Екатеринбурга. Основатели города. Строительство Екатеринбурга: «Сказ о том, как царь Петр город на реке Исети построил». «Законы екатеринбургской геральдики». Основы геральдики. Герба города Екатеринбурга. «Монетный двор и все, что в нем». История Екатеринбургского монетного двора. Как и какие деньги чеканили в Екатеринбурге. Экскурсия по городу XIX века. г. Екатеринбург в начале XX века: границы города, быт, горожане. «Как и чему учили в Екатеринбурге». Особенности обучения в Екатеринбурге XIX века. Предметы для учебы. Занятие чистописанием: письмо гусиным пером. Местная архитектура, ее особенности, колорит. Произведения национальной архитектуры Среднего Урала. Каслинское литье. Решетки и ограды города Екатеринбурга. Екатеринбург современный: театры, музеи, парки города; транспорт города; улицы и площади города. Красота современного города. Архитектура города. Известные люди города. Правила поведения горожанина. Основные традиции и обычаи, регулирующие общение представителей разных этносов на Среднем Урале и месте проживания. Этнический и социальный состав населения, его верования и религии, быт и образ жизни. Музей как социокультурный феномен. На Урале всегда жили люди разных национальностей - они отличаются некоторыми внешними особенностями, традиционными занятиями, культурными особенностями. У каждого народа свои народные промыслы, национальные праздники, игры, сказки, танцы. Каждому человеку важно знать культуру своего народа и уважать традиции других народов. Профессия, место работы родителей. Профессии, связанные со спецификой местных условий. Добыча полезных ископаемых. Камнерезное искусство как одно из старейших промыслов Урала, история данного вида прикладного искусства, традиции уральских мастеров – камнерезов, ювелиров; профессии камнереза отраженных в сказах П.П.Бажова. Приобретение навыка безопасного поведения в природе, быту, в отношениях с незнакомыми людьми, в дорожно-транспортных ситуациях.
Средства, педагогические методы, формы работы с детьми Отражение представле­ний о многообразии этнического состава населения страны, об особен­ностях их материальной культуры и произведений устного народного творчества в сюжетных играх, играх-драматизациях, исследовательских проектах. Рассматривание ил­люстративного материала, слайдов, фотографий, отображающих архитектурный облик города (села), основные функции родного города (села), сооружения архитектуры и скульптуры (защитно-обо­ронительная, торговая, промышленная, функция отдыха и развлече­ния). Поддержка интереса к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисова­нии и конструировании. Рассказывание сюжетных исто­рий о жизни города (поселка), об архитектурных сооружениях и событиях, свя­занных с ними. Использование плоскостного и объемного моделирования архитектурных сооружений и их частей (например, крепости, площади), прорисовы­вание и размещение архитектурных сооружений на детализированной карте города (села), участие в играх, проектах «Город-мечта» («что могло бы здесь находиться и происходить»). Проектная деятельность, проблемные ситуации и поис­ковые вопросы. Стимулирование любознатель­ности детей, самостоятельного поиска информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию), выдвижение гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде и т.п. Вовлечение детей в игры-путешествия по родному городу (селу), в проведение воображаемых экскурсий, «виртуальных» выставок, побуждение задавать вопросы о городе (селе), использовать имеющуюся информацию, осуществлять поиск необходимой. Включение детей в игры-экспериментирования и исследовательскую деятельность, позволяющую детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использо­ванием в городской (сельской) среде: игры с флюгером, создание венков, иссле­дование листьев лавра и другие. Подведение детей к пониманию значения разнообразных элементов городской (сельской) среды: венков славы, изображе­ний ветвей деревьев, флюгеров. Побуждение детей к творчеству на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, сказок, изобразительной дея­тельности. Побуждение детей к собиранию коллекций, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей). Организация участия детей в жизни родного города: в его тради­циях, праздниках; содействие эмоциональной и практической вовле­ченности детей в события городской жизни: изготовление открытки для вете­ранов, участие в социальной, природоохранной акции. Рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видеофильмов, видеопре­зентаций, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация выставок об особенностях этнической культуры народов Среднего Урала. Целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение детской художествен­ной литературы, просмотр видеофильмов о профессиях родителей, взрослых. Дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса и взаимосвязи профессий; игры-путешествия, расширяющие пред­ставления об истории предметного мира как результате труда человека, продукте его творческой мысли. Рассматривание предметов, инструментов, материалов («Из каких материалов делают современную бытовую технику?», «Почему не моют одноразовую посуду?») как компонентов трудового процесса; экспериментирование с материалами («Что можно сделать из «бросо­вого» материала?»). Детские проекты, например, по изготовлению книг «Кто построил этот дом?», «У нас в гостях врач-хирург»; сюжетно-ролевые игры по методу «игра-труд», позволяющие включать реальные трудовые про­цессы в игровой сюжет. Участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, состав­ление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекциони­рование картинок, открыток, символов, значков. Темы проектной деятельности детей (примерные): «Самое интересное событие жизни города», «Необычные украшения улиц города», «О каких событиях помнят горожане», «Добрые дела для ветеранов». Проблемные обсуждения поведения литературных героев, реальных событий из детской жизни; организация образовательных ситуаций, позволяющих детям накапливать опыт экономически целесообразного поведения и различать достаточно тонкие дифференцировки между бережливостью, разумностью потребностей и жадностью, скупостью. Рассматривание ил­люстративного материала, слайдов, отображающих основные функ­ции родного города (защитно-оборонительная, торговая, промыш­ленная, функция отдыха и развлечения), села, сооружения архитектуры и скульптуры исторические и современные здания города, культур­ные сооружения. Поддержка проявления интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисова­нии и конструировании. Рассказы детям о жизни города (села), его истории и сегодняшнем дне, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением их функций. Плоскостное моделирование архитектурных сооружений и их частей (например, крепости, площади), прорисо­вывание и размещение архитектурных сооружений на детализирован­ной карте города, участие в играх в «город-мечту» («что могло бы здесь находиться и происходить»). Проблемные ситуации и по­исковые вопросы, стимулирующие проявления любознатель­ности детей, самостоятельный поиск информации (найти интерес­ный факт, новую иллюстрацию), выдвижение гипотез и предполо­жений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде. Игры-путешествия по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуж­дение к поиску ответов на возникающие у детей вопросы о городе (селе), использование имеющейся инфор­мации. Участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражаю­щих отношение людей к малой родине: высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, укра­шение города к праздникам и прочее. Обсуждение, обыгрывание реальных специально созданных проблемных ситуаций, связанных с решением проблем в разнообразных опасных ситуациях, в целях воспитания разумной осторожности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Содержание История Урала. Географическое расположение своего края, города (поселка). Уральские горы. Древний Урал. Гиперборейские горы, древние племена Урала. «Уральская мифология» или «Как первый человек пришел на Урал». Археологические находки. Горнозаводской Урал. История возникновения горнозаводской промышленности на Урале. В.И. Татищев и В. Де Генин – основоположники строительства «железоделательного» завода на Урале. Природные богатства Урала: полезные ископаемые (нефть, газ, уголь). Виды минералов Урала (камни). Три группы: строительные, поделочные и полудрагоценные (камни самоцветы). Металлы (рудные полезные ископаемые и свойства магнита). Природно-климатические зоны Урала. Географическое расположение Урала. Карта Свердловской области, карта города (поселка). География места проживания. Виды ландшафта: лес, луг, водоем, овраг, пруд. Природа, население и хозяйство родного края, Свердловской области. Климатические особенности Среднего Урала. Природные богатства недр Уральской земли: уголь, нефть, руды, минералы и пр. (с учетом местных условий). Природа родного края. Отличительные и сходные признаки городского и сельского пейзажа, природной зоны Урала и других природных зон. Красота в сочетании природного ландшафта и архитектурных форм (зданий, сооружений) вписанных в него.
Средства, педагогические методы, формы работы с детьми Чтение сказов П.П. Бажова. Исследования и рассматривание изделий из металла (алюминиевые, стальные, чугунные). Рассматривание иллюстраций: как добывают руду и выплавляют металл. Магнит, его свойства. Компас. Определение сторон света по компасу. Путешествие по карте. Какие они, Уральские горы (природно-климатические зоны Урала).Карта Урала и ее контурное изображение на листе ватмана. Северный Урал – тундра, тайга. Подбор картинок с характерными видами ландшафта, наклеивание маленьких картинок (символов) на карту; животные, растения, одежда людей, виды транспорта. Подбор иллюстраций, фотографий, картинок хвойного и лиственного леса Среднего Урала и для Южного Урала (степи) «Путешествие» по городам, рекам, нахождение по карте Урала полезных ископаемых, выяснение - люди, каких национальностей живут на Урале. Путешествие по «реке времени».Занятия-исследования. Мой край. Человек пришел на Урал. «Река времени» - это длинный бумажный лист. На нем во всю длину полосой синего цвета обозначена «река времени», вдоль которой делается несколько остановок: древность, старина, наше время. Воображаемое путешествие по «реке времени» от настоящего в прошлое. Обсуждение с детьми, как человек жил ранее и живет сейчас, в каких домах, как одет, какая посуда, инструменты, оружие. Рассматривание иллюстраций и подбор маленьких карточек-меток, наклеивание их в конце «реки времени». Соответственно, заполняется промежуточная остановка – наклеивание карточек-меток деревянных домов, городов-крепостей, старинного оружия, одежды и т.п. Опираясь на прочитанные рассказы из книги «Сказания о Древнем Урале», знакомство детей с племенами исседонов и аримаспов, живших в древности. Наклеивание меток-символов (где жили, одежда, оружие) в начале «реки времени». Мой город (село). Путешествие по «реке времени» по этой теме имеет соответственно две остановки: настоящее города (села) и его прошлое. Метод детско-родительских проектов, тематически ориентированных на обогащение краеведческого содержания: «Достопримечательности моего города (села)», «Современные профессии моих родителей», «Растения и животные Урала, занесенные в Красную книгу», «Заповедники Урала» др. Выставки: «Урал – кладовая земли» - полезные ископаемые и камни-самоцветы; «Наш родной город (село)» - фотографии, книги о городе (селе), иллюстрации картин. Рассматривание уральских камней из имеющейся в детском саду коллекции, определение схожести и различия. Оформление коллекций. Рассматривание книг с изображениями изделий уральских мастеров, использовавших для своих работ камни самоцветы. Оформление выставки поделок и ювелирных изделий из различных уральских камней (мини-музей). Чтение сказов П.П. Бажова, лепка ювелирных изделий из пластилина, рисование по мотивам сказов писателя.
Образовательная область «Речевое развитие»
Содержание Особенности устной речи различных этносов, населяющих Свердловскую область. Современная и древняя культура Среднего Урала: этнические языки. Особенности устной речи тех этносов, с которыми осуществляется общение. Правила уважительного отношения к людям, независимо от их возраста, пола, национальной принадлежности, вероисповедания, уровня образования, социального происхождения и профессиональной деятельности. Правила этикета. Нормы и правила этикета в различных культурах.
Средства, педагогические методы, формы работы с детьми Обсуждение реальных специально созданных проблемных ситуаций, связанных с решением проблем межэтнического взаимодействия, в целях воспитания этнотолерантного отношения к людям (детям и взрослым) различных рас и национальностей. Метод проектов углубляющий интерес ребенка к этнической про­блематике, мотивирующий к самостоятельному поиску информации. Темы (примерные) проектной деятель­ности: «Собирание коллекций», «Создание мини-музея», «Создание альбома «Мы разные, мы вместе» с рисунками и рассказами детей различной этнической принадлежности, посещающих одну группу детского сада. Условия для формирования у ребенка умения общать­ся и организовывать разные виды деятельности с детьми другой на­циональности, в том числе с теми, для кого русский язык не родной. Участие детей, родителей и педагогов в социально-значимых со­бытиях, происходящих в городе (поселке): чествование ветеранов, социаль­ные акции и прочее
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Содержание Народные промыслы и ремесла Урала. (уральская роспись на бересте, дереве, посуде, металлических подносах, каслинское литье). Традиционные изделия мастеров-ремесленников Урала, их разнообразие, национальный колорит. «Уральская роспись по дереву, бересте, металлу». История возникновения искусства бытовой росписи на Урале. Домашняя утварь: деревянные шкатулки, коромысла, прялки, сундуки, берестяные туеса, металлические подносы. Особенности уральской росписи. Камнерезное искусство Урала. Отражение профессии камнереза в сказах П.П. Бажова. Уральские поделочные камни: малахит, родонит, агат, яшма. Основные элементы ювелирных изделий. «Сказы, спрятавшиеся в уголке малахитовой шкатулки». Драгоценные камни Урала, их свойства и способы обработки. Ювелирные изделия. «Художественное литье». Каслинское чугунное литье. Изделия каслинских мастеров. Художественные решетки и ограды города Екатеринбурга. Узоры в изделиях каслинских мастеров. «Уральский фарфор». Посуда уральских фарфоровых заводов. Столовый, чайный, кофейный сервизы. Сысертский и Богдановичский фарфоровые заводы. Урало-сибирская роспись. Мотивы уральской росписи в узорах на посуде. Нижнетагильский поднос. Художественные материалы, инструменты, способы создания образа, произведения. Разнообразие и красочность материалов, используемых в художественном творчестве края. Пейзажная живопись, отражающая эмоциональную связь человека с природой. Бытовая живопись, отражающая характер нравственно-эстетических отношений между людьми и способы, регулирующие их. Уральская роспись по дереву. Натюрморт, малая скульптура, декоративно-прикладное искусство. Национальный колорит в различных видах художественной деятельности: лепка, рисование. Общее и специфическое через знаково-символические различия, отраженные в предметах-образах, одушевленных талантом художника. Способы творческого перевоплощения. Народная игрушка (кукла и др.). История изготовления народной игрушки. Выставка народно-прикладного искусства.   Музыкальный фольклор народов Урала: пестушки, песни. Народные песни (календарные, лирические, обрядовые). Игровой фольклор. Хоровод: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета). Музыкальная жизнь Урала - часть русской национальной культуры. Уральские композиторы. Репертуар современных уральских композиторов для детей. Жанровая палитра, опора на традиции Уральского народного фольклора. Великий русский композитор П.И.Чайковский родился на Урале (г. Алапаевск). Уральский народный хор, его состав: оркестр народных инструментов, танцевальная группа, хор; Уральская консерватория имени М.Мусорского, где учатся музыканты, композиторы и исполнители. Филармония г. Екатеринбурга. Симфонический оркестр.   Сказочный Урал. «Сказы П.П. Бажова». Творчество уральского писателя П.П. Бажова. Образ жизни горнозаводских людей в сказах писателя. Язык сказов. Устаревшие слова, их значение. Сравнительная характеристика главных действующих лиц сказов: «Малахитовая шкатулка», «Золотой волос», «Синюшкин колодец», «Голубая змейка». Характерные герои сказов, литературных произведений об Урале. Сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка: «Серая Шейка», «Сказка про зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Аленушкины сказки». Единство содержания и художественной формы произведений. Добро и зло, трусость, храбрость, хитрость в сказках писателя. Фольклор народов Урала (поэтический, литературный) для детей: сказки, считалки, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки. Характерные герои фольклора, сказок об Урале. Мифология коренных народов Урала. Образы добра и зла, основные представления об устройстве мира в мифологии народов Урала. Художественный образ растения, животного, природных явлений, человека в литературных произведениях, народном фольклоре. Способы создания образов в литературе: эпитеты, сравнения, метафоры и др.
Средства, педагогические методы, формы работы с детьми Отражение представле­ний о многообразии этнического состава населения страны, об особен­ностях их материальной культуры и произведений устного народного творчества в рисунках, коллажах. Инициирование стремления детей изготавливать игрушки-самоделки, поделки в русле народных традиций. Знакомство детей с народными игрушками и способами их изготовления, народным изобразительным искусством, способствующее воспитанию интереса к культуре своего этноса, других народов и национальностей. Мини-музеи, выставки изделий народных промыслов и ремесел Урала. Праздники (в том числе народные обрядовые), театрализовано-музыкальные развлечения, «семейные вечера» подводящие своеобразный итог рассмотрения темы, активное участие детей в их подготовке, взаимодейст­вие с представителями разных этносов способствующее накоплению опыта деятельности и поведения на материале народной культуры и искусства, становлению этнотолерантных установок. Каждый народ имеет свою культуру. Инициирование стремления детей разучивать и исполнять некоторые произведения

Наши рекомендации