Тема № 9. КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
1. Основные характеристики и специфика делового общения.
2. Культурно-этические предпосылки формирования основ делового общения.
3. Современные практики делового общения: нормативность и мулитикультурализм. Этические принципы современной деловой коммуникации
1. В современном мире деловое общение является наиболее распространенной формой социального взаимодействия и выступает как необходимый элемент человеческой жизни, как важнейший вид отношений в социуме. Общение для человека - это его среда обитания: без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое, без общения невозможно сформировать личность человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям в процессе совместной трудовой деятельности и для поддержания межличностных отношений, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного развития.
Действительно, современный деловой человек постоянно находится в процессе общения: обсуждает деловые вопросы, участвует в переговорах, совещаниях, в обсуждении бизнес-проектов, принимает решения, занимается документооборотом, готовит и проводит презентации, неформально общается с коллегами по организационному сообществу и т.д. Общение в широком смысле не обязательно означает совместную деятельность. Понимание, сочувствие, сопереживания могут быть реализованы как в ходе осуществления деловых интересов, так и в ходе дружеского общения, а хорошо понимающие друг друга люди могут просто красноречиво молчать. Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.
Развитие современного общества привело к невиданному ранее расширению контактов между людьми и превратило общение в специфический процесс взаимодействия, который определяет эффективность любых социальных отношений. Не зря в рамках современных социально-философских подходов к анализу общественных систем общество в целом все чаще рассматривается как общение.
Под деловым общением понимается такой вид коммуникации, который обеспечивает успех общего дела, в ходе которого создаются условия, способствующие осуществлению значимых для участников данного взаимодействия целей. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Вместе с тем оно не исключает и достижения лично значимых целей, удовлетворение личных интересов в ходе делового взаимодействия. В этом проявляется важнейшая специфическая черта делового общения – рамки деловой коммуникации задают круг лиц, с которыми необходимо взаимодействовать. В повседневной жизни мы можем общаться с людьми, которые нам интересны, приятны, а в деловой среде мы вынуждены взаимодействовать с теми, с кем необходимо для дела.
Следующей особенностью современных деловых коммуникации выступает тот факт, что они всегда предполагают выход на определенные результаты, по эффективности которых оцениваются профессиональные компетенции участников данного события в любой профессиональной области. В этой связи специалист-профессионал должен владеть не только знаниями, умениями, навыками в профессиональной сфере, но и обладать хорошими коммуникативными компетенциями, демонстрировать высокий уровень культуры делового общения. Современный деловой человек обязательно должен уметь четко формулировать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, анализировать и критически оценивать предложения делового партнера. Необходимым условием для этого является умение слушать, вести беседу, доброжелательность, умение произвести положительное впечатление. Успешность деловой коммуникации часто зависит от умения договариваться и сотрудничать в нестандартных ситуациях, от знаний правил и процедур оформления повседневной документации, владения навыками эффективного делового письма.
Регламентированность – еще одна специфическая особенность деловой коммуникации, т.е. деловое общение всегда подчинено установленным правилам, нормам, ограничениям. Эти правила определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности и теми конкретными целями, и задачами, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными традициями и общественными нормами поведения, существуют в виде этикетных требований, определенных ограничений в коммуникации. Следует отметить, что любой социум стремиться поставить процесс общения под социальный контроль, осуществляемый на основе социальных норм, принятых в том или ином обществе и регулируется данными нормами и правилами. При помощи этих правил социум избавляется от необходимости согласовывать и вновь налаживать схожие случаи поведения в индивидуальном порядке
Еще одной особенностью деловой коммуникации, которую нельзя не учитывать при выстраивании деловых отношений, является взаимосвязанность и взаимозависимость сторон делового общения. В ходе делового сотрудничества умение правильно воспринимать и принимать партнера по общению является необходимым условием успешного делового контакта, в ходе которого проявляются умения и готовность преодолевать барьеры в общении, разрешать конфликты, занимать нужную психологическую позицию, выходить на соответствующие уровни общения и т.п. В идеале, деловой человек должен равно эффективно владеть всеми сторонами общения, знать научные основы деловых отношений, уметь обращать свою деятельность во благо других людей, своего дела.
"Бизнес - это умение общаться с людьми". Эта непреложная истина обеспечила успех американцу Д. Карнеги, открывшему курсы эффективного делового общения в период затяжной экономической депрессии в конце 20-х годов XX века. Он заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах и даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. Поэтому первыми слушателями его курсов были бизнесмены, предприниматели и специалисты, представляющие экономическую Америки.
2. Всю свою историю люди ищут оптимальный способ взаимодействия, те правила, следование которым обеспечат гармонию в социальных отношениях. Именно культура, как «сложная целостность, которая включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества» (Э.Тейлор), исторически выступает одним из главных регуляторов складывающихся социальных отношений, в том числе и в деловой сфере. Явления культуры типизируют общение и формируют различные человеческие, как духовные, так и физические, качества, превращая их в привычки, которые можно назвать массовыми
Для понимания культуры общения интересным представляются подходы исследователей к определению сущностных характеристик данного феномена.
Одни исследователи рассматривают культуру общения в широком смысле как совокупность норм, способов, форм взаимодействий людей, которые приняты в определенной социальной группе как своеобразные эталоны общения. Другие, к культуре общения относят фактически все принятые в той или иной культурной общности способы выразить мысль и чувство, отношение к другому человеку или самому себе: слова, организованные в речь, ее динамические характеристики, интонации; выражение лица; поза; жесты, оформление внешности и т.п., которые обеспечивают возможность взаимопонимания и взаимодействия. В последнее время все больше исследователей отождествляют деловую культуру с этикой общения, считая, что нравственные параметры процесса общения определяют его сущность, направленность и уровень деловой культуры. Под культурой делового общения понимается высокий уровень умения общаться в деловом мире, предполагающий искусство говорить и слушать, умение объективно воспринимать и правильно понимать партнера по общению, умения добиваться эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов.
В настоящее время наиболее распространенным и приемлемым является представление о культуре делового общения как о сложной интегративной системе, состоящей из следующих базовых подсистем: нормы, ценности, знания и символы, которые определяют и регулируют весь процесс деловой коммуникации.
Современные культурные и этические основы делового общения складывались на протяжении многих веков и сформировали ведущие культурные традиции современного делового общения.
Так, базовые принципы человеческого общения, оформленные в рамках религиозных норм и принципов, закреплены во всех важнейших религиях мира: христианстве, исламе, буддизме и представляют собой комплекс моральных представлений о поведенческих нормах данного социума. В христианстве и в буддизме присутствуют наставления в правильном поведении человека во всех областях его жизни, не только личной, но и в семье, государстве, обществе. А ислам и иудаизм включает этико-правовые предписания должного поведения в качестве самостоятельной части религиозной системы.
Исторически можно зафиксировать развитие двух противоположных по своей культурно-этической ориентации тенденций, формирующих в том числе и современные основы делового взаимодействия: гуманистической и утилитарно-прагматической.
Первая, гуманистическая, основанная на принципах человеколюбия и уважительного отношения к партнерам по общению, ориентировалась на компромисс и стремление к утверждению добродетели в общении с другими людьми. В рамках данной традиции развивались идеи Академии Платона, утверждались такие принципы общения, как благо, добро, истина, справедливость, умеренность, благоразумие. Следует иметь в виду, что для Платона общение с учениками в Академии было профессиональным занятием, именно деловым общением. И сегодня актуальны такие советы античного философа, как «говори к месту»», не позволяй языку опережать свой разум», «ничего сверх меры». Эти универсальные принципы определяли деловое общение того времени и не потеряли своей актуальности сегодня.
Один из известных моральных законов любого общения – «практический императив» – сформулирован в рамках гуманистической тенденции величайшим немецким философом И. Кантом. Он гласит: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству». Реализация этого данного закона в практике общения не позволяет относиться к человеку как к «вещи», использовать его в своих интересах, обманывать и предавать. По своему существу практический императив Канта направлен против манипулятивного общения и манипулятивных технологий, широко распространенных в практике современного делового общения.
Положения гуманистической традиции не потеряли своей актуальности и для современной среды делового общения. Когда в 1924 г. Комитетом по этике бизнеса при Торговой палате США впервые в истории был разработал национальный этический кодекс ведения бизнеса, то в нем отмечалось, что в основе бизнеса лежит доверие, проистекающее из справедливых взаимоотношений и эффективного оказания услуг.
Другая тенденция в развитии деловой культуры – утилитарно-прагматическая - ориентирует деловые отношения на жесткий прагматизм, максимизацию прибыли любой ценой, расчет и эгоизм. Она формировалась в контексте политических и экономических теорий. Зарождению утилитарно-прагматического направления в культуре делового общения в немалой степени способствовал макиавеллизм – учение итальянского мыслителя XVII в. Н.Макиавелли. Основная идея данного учения: политика и мораль – это две плоскости, которые никогда не пересекаются. Для достижения и удержания власти все средства хороши, цель – оправдывает любые средства, а социальные, моральные факторы – всего лишь внешние рамки, которые можно и не учитывать. Таким образом, принцип экономической и политической выгоды по существу был возведен на уровень определенной нормативной ценности, которой должен следовать человек в своих деловых отношениях. Этот тип отношений получил название «деловой макиавеллизм» и стал основополагающим для обоснования принципов делового общения во многих экономических теориях XIX-XX вв. Созданный классиками политической экономии образ «экономического человека», который в своей хозяйственной деятельности руководствуется только одним мотивом – экономической выгодой, прочно вошел в практику делового общения, особенно в начале становления капиталистических отношений. Принцип экономической выгоды по существу был возведен на уровень определенной нормативной ценности общения, которому должен следовать «человек экономический» в своих деловых отношениях.
Впоследствии, данная жесткая позиция прошла корректировку временем, но традиции рационализации делового общения не утратили своей популярности и получили дальнейшее развитие. Для немецкого ученого М. Вебера понятие «рационального» является основным для анализа деловых отношений капиталистической эпохи и обозначает множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых каждый аспект человеческого действия становится предметом расчета, измерения и контроля. Правда, по М Веберу, деловая рационализация может иметь два вектора развития. Она может протекать позитивно, в направлении сознательной ценностной рационализации и тогда в основе деловых отношений лежат общечеловеческие ценности: долга, ответственности, чести, справедливости. Но, если рационализация имеет негативный вектор, тогда она протекает за счет вытеснения ценностно-рационального общения в пользу целерациональности, при которой разрушается вера в основные ценности, а в основе деловых отношений лежат принципы выгоды, расчета и невнимания к человеческим нуждам. М. Вебер критиковал «безудержное стремление к наживе», максимизацию прибыли, присущие поведению «экономического человека» в американской деловой культуре, считал, что накопление капитала, превращенное в самоцель, не только противоречит нормам этики отношений, но и лишено всякого нормативно-этического содержания.
Развитие культуры делового общения в России имеет свои особенности, что объясняется спецификой исторического пути, пройденного нашим государством. Основы российских норм делового поведения складываются в период становления Московского царства (XV – начало XVI вв.), когда сильна была централизация власти и отчужденность от Запада, что способствовало формированию в деловом поведении подозрительности к иностранцам; привычку действовать «всем миром», склонности строить на обмане торговые отношения с чужими, слабого уважения к «букве закона».
С середины XVII в. начинается быстрое расширение торговых связей Москвы. По мере включения в мировую торговлю происходит постепенное усвоение общих традиций, касающихся частной собственности, договоров, обмена, торговли, конкуренции, прибыли. Возросшее взаимное доверие между предпринимателями и государством способствовало проявлению и закреплению новых черт деловых отношений. В обиход вошли такие понятия и правила, как «слово-вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдою, больше барыша будет», и др. Создавались «товарищества на вере», которые объединяли людей без всяких учредительских договоров, одним только купеческим словом.
Для современной России проблемы деловой культуры приобретают особое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране. Эксперты отмечают, что деловая культура России занимает по ряду параметров промежуточное положение между Западной и Восточной культурами. Рост занятости россиян на иностранных и совместных предприятиях актуализирует вопросы взаимодействия различных культур на всех уровнях ведения бизнеса -- от рабочих мест до топ-менеджмента. Знание полярных особенностей культур позволяет ориентироваться в ситуациях межкультурных коммуникаций, оптимизировать отношения с инокультурной общественностью. В целом, несмотря на всеобщую глобализацию, различия в деловых культурах и по сей день остаются значительными, тогда как современные внутренние и внешние экономические отношения предъявляют повышенные требования к соблюдению общепринятых форм делового общения, этикета, этических норм.
3. Новые средства коммуникации, рост скорости взаимодействия, усложнение повседневного человеческого общения, конкуренция в глобализирующемся мире способствует оформлению новых требований к современной культуре делового общения – мировой социум вступил в период активного развития и формирования универсальных норм и правил поведения в деловой сфере. Развивающиеся международные связи, обмены в разных областях производства, науки, культуры и образования ускоряют процессы сближения деловых людей. Сегодня нормы и правила делового общения, которые формируют культурные образцы поведения в международной бизнес-среде, как правило, едины во всех странах, хотя имеют и свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций и законов исповедуемой религии. Учитывать традиции и обычаи делового общения и деловой этики, существующие у каждого народа и в каждой стране, очень важно при встрече представителей разных культур.
По мере развития цивилизации характер ведения переговоров и процессы, связанные с взаимопроникновением национальных стилей общения, имеют все большее значение. При сотрудничестве, когда интересы сторон совпадают, национальные различия могут не оказывать слишком большого воздействия на ведение дел, но в конфликтной ситуации очень влияют на деловые отношения. Если национальные и культурные различия оказываются значительными, то участники международного общения должны придерживаться единых норм и правил. Представители деловых кругов должны не только хорошо знать правила этикета, но и неукоснительно соблюдать их в своей практической деятельности.
Из рассмотренного выше следует, что культура делового общения характеризуется различными принципами, правилами, поведенческими нормами деловой активности, комплексом традиций, установок, представлений и определяется типом делового общения, формой, степенью официальности, конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися, а также национальными традициями.
Анализируя современные технологии делового общения, многие эксперты связывают их успешность именно с культурным кодом, обеспечивающим эффективность коммуникационного пространства общения: культурными ценностями, моральными и нравственными принципами и этическими нормами взаимодействия. Так, в работах признанного исследователя проблем современных деловых отношений Джен Ягер сформулированы общие этические принципы, приверженность которым становится не только фактором личного успеха, но и позволяет обеспечить успех компании на все более конкурентном рынке:
· Будьте пунктуальны (делайте все вовремя). Данное правило, по мнению Дж. Ягер – «золотой закон западной деловой культуры». Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Правда, в рамках деловых культур разных стран отношения к опозданиям отличается, это также необходимо понимать. Кстати, социальные сети, on-line игры и прочие интересности Интернета специалисты относят к «пожирателям рабочего времени», мешающих своевременному и качественному выполнению рабочих функций и рекомендуют отказываться от них в рабочее время.
· Следите за тем, что говорите (режим конфиденциальности). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Также нет необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни. Особое внимание – электронной почте и Интернету, которые в эпоху глобальной сети стали главными «искусителями». Дж.Ягер формулирует «золотое правило» общения в сети: «Никогда не пишите ни о себе, ни о своей компании того, чего вы не хотели бы увидеть на первых страницах газет под своей подписью»
· Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Уважительное отношение к мнению других и понимание позволяет максимально эффективно выстраивать деловые отношения. Навыки восприятия критических замечаний от коллег, начальства, подчиненных, умение выделить конструктивное зерно и использовать в дальнейшей работе также в лучшую сторону влияют на эффективность деловой коммуникации. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.
· Умейте заботиться не только о себе (думайте о других, а не только о себе). Этот универсальный принцип никогда не теряет актуальности. Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. По мнению Дж. Ягер, пять слов отличают успешного человека третьего тысячелетия от тех, у кого нет перспектив. Эти слова: «Могу ли Я Вам помочь?»
· Умейте правильно одеваться. Главный подход - вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Вместе с тем, данное правило сегодня понимается неоднозначно. В глобальных условиях демократизации, требования к стилю одежды – строгий или свободный, определяются каждой компанией, организацией персонально. Исключение составляют деловые встречи и мероприятия, где прописан dress-code. Но несоответствие или игнорирование сотрудником требований компании к деловой повседневной одежде - безусловная ошибка деловой коммуникации.
· Соблюдайте правила речи (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Но не только ошибки орфографии, грамматики и бестактные шутки характеризуют низкую деловую культуру личности. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона. Всегда необходимо ставить себя в рамки прилежного поведения.
Современная деловая культура представлена широким диапазоном общепринятых поведенческих правил и норм, этикетных требований, ограничений, поведенческих норм, которые призваны обеспечить эффективность на разных уровнях делового общения. деловых переговорах и совещаниях, встречах и консультациях, конференциях и собраниях, и других формах деловой активности. Культура поступков, речи, одежды, элегантность манер, умение вести себя в деловом сообществе высоко ценятся в современной деловой коммуникации.
Современные рамки делового общения постоянно расширяются. Наряду с сохраняющими свою актуальность традиционными формами деловых отношений: переговоры и совещания, конференции и собрания, представляющих собой особый тип протокольного общения, неотъемлемой составляющей деловой коммуникации становятся реклама и светское общение. Успех дела сегодня во многом зависит от умения представить свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального партнера, создать благоприятное впечатление. Поэтому, помимо "читаемой" монологической речи, в практику делового общения все активнее входит подготовленная, но "нечитаемая" монологическая речь (презентационная речь, торжественная речь, вступительное слово на различных встречах), поздравительные письма, этикетные тосты.
Все большее значение в современном пространстве бизнес-коммуникаций приобретают письменные формы делового общения, которые выступают важным способом деловой коммуникации, источником информации и по-прежнему – важным средством документирования. Договоры, приказы, распоряжения, соглашения и иные служебные документы, связанные с иерархическими взаимоотношениями должностных лиц, фиксируют определенные социально-правовые отношения в организации. В ходе делового общения на всех уровнях активно используются различные формы служебной письменной активности – требования, запросы, отчеты, планы, деловые письма, объяснения, извинения, соболезнования и др. В письменной речи культура деловогообщения проявляет себя в формах и содержании документа, в формулах обращения, выражения просьб, отказов, претензий, способах аргументации. Письмо, запрос, коммерческое предложение или требование, демонстрирующее речевую неграмотность составителя и составленные без знания стандартов оформления документации могут повлиять на как на авторитет работника, так и нанести урон репутации фирмы. Каждый из документов имеет свои композиционные характеристики, требования к оформлению и содержанию.
Умножают возможности делового общения в ХХI в. новые электронные средства коммуникации, которые частично изменили представления о правилах и нормах делового общения. Среди специалистов появился термин «нетикет» - набор правил, используемых для общения на просторах интернета. Часть этих правил используется для общения через электронную почту. Переписка по электронной почте отличается от традиционного «бумажного» общения и имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. Для корреспонденции, распространяемой посредством электронных видов связи в бизнес-сообществе сформулированы основные правила и требования к ее подготовке и рассылке, на которые обязаны ориентироваться все участники делового взаимодействия.
Одной из важных форм письменного делового общения в современном мире становится резюме. Резюме – презентационный документ, составляемый соискателем вакансии, содержащий деловые и личные сведения о соискателе, и направляемый потенциальному работодателю. В настоящее время выработались определенные правила составления и восприятия резюме. По форме резюме в большинстве случаев должно следовать определенным стандартам подачи материала, в то же время, оно должно быть интересным и запоминающимся по содержанию. Шаблоны резюме «зашиты» в современные офисные программы, устанавливаемые на компьютерах, традиционные формы резюме можно найти на работных сайтах и на сайтах кадровых агентств. Там же можно найти квалифицированные советы по заполнению формы резюме и представлению соискателя. Как правило, у каждого специалиста сегодня есть базовое резюме, которое ему легко адаптировать к требованиям работодателя. Следует помнить, что данный документ не только форма письменной коммуникации, но и возможность самопрезентации соискателя, успешность которой зависит также и от навыком работы с документами такого порядка.
В целом, культура делового общения - необходимый компонент и обязательное условие любой деловой коммуникации. Проявляется как социально обусловленные правила «деловой игры», фиксируемые в этических стандартах, поведенческих нормах профессиональной деятельности и деловой активности, способах и стилях поведения, т.е. в неких культурных образцах, которые способны обеспечить профессиональную успешность и результативность личности, повысить репутационные преимущества фирмы в целом.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для бакалавров. – М.: Высшее образование, 2014.
2. Культурология: учебник для студентов технических вузов/ под ред. Н.Г. Багдасарьян – Любое издание
Дополнительная литература
1. Андреев А.Л., Бутырин П.А., Горохов В.Г. Социология техники: учебное пособие – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2009 – 288с.
2. Багдасарьян Н.Г., Горохов В.Г., Назаретян А.П. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров / под общ. ред. Н.Г. Багдасарьян – М.: Издательство «Юрайт», 2014 – 383 с.
3. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли конца XIX – начала XX века. Судьба России. – М., 1997.
4. Бычков В. В., Маньковская Н. Б. Искусство техногенной цивилизации в зеркале эстетики //Вопросы философии. 2011. № 4. СС. 62-72.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2011. 640 с.
6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Терра-Кн. Клуб, 2008.
7. Ерохин С.В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. СПб.: Алтейя, 2010.
8. Лихачев Д.С. Россия. Запад. Восток. Встречные тенденции. - СПб., 1996.
9. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб. Искусство – СПб., 2010. 704 с.
10. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М.: Депо, 2001
11. Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. М. – СПб.: Университетская книга. СПб, 2009.
12. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. – М.: Инфра-М, Альфа-М, 2010
13. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. Учебник. Издание второе, исправленное и дополненное. – «ПРОСПЕКТ», Москва, 2014г.
14. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Спб.: Изд-во РХГИ, 2000.
15. Титова Л.Г. Деловое общение. Теория. Практика. Технологии. – ЮНИТИ, Москва, 2008г.
16. Триандис Г. Культура и социальное поведение. М.: ФОРУМ, 2011. 384 с.
17. Уайт Л. Избранное: наука о культуре. М.: РОССПЭН, 2004. 960 с.
18. Флиер А.Я. Культурология 20-11. Сборник эссе и статей. – М.: Согласие, 2011.
19. Хантингтон, Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М., 2003
20. Чаадаев П.Я. Философические письма // Чаадаев П.Я. Сочинения. – М., 1989.
21. Чернышева А.В. Проблемы культуры в русской философии: От П.Я. Чаадаева до наших дней. – М.: Издательство МГОУ, 2008.
22. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. М.: Айрис пресс, 2006.
23. Югай И.И. Медиаискусство и социальная активность //Вопросы культурологии. 2012. № 12. СС. 48-52
24. Ягер Дж. Деловой протокол. Стратегии личного успеха. Альпина Паблишер, 2005г.
[1] Уайт Л. Наука о культуре // Антология исследований культуры / Отв. ред. Л.А. Мостова. Т.1. Ч.1. СПб.: Университетская книга, 1997. С.141
[2] См.: Вебер А. Принципиальные замечания к социологии культуры // Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры. СПб., 1999. С. 26.
[3] Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 76.
[4] Борн М. Воспоминания об Эйнштейне // Вопросы философии. 1968. С.128.
[5] Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989. С.18.
[6] См.: Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. С.11.
[7] Кребер А. Клакхон К. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. М.:1992.
[8] Степин В.С. Культура // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 2. М., 2001. С. 341-347.
[9] Попкова Н.В. Философия техносферы. Изд. 2-е. М., 2009. С.41.
[10] Тоффлер Э. Шок будущего. М: АСТ. 2001. С.196-197.
[11] Аристотель. Никомахова этика, VI // http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/nikomah.txt (дата обращения 11.02.2014).
[12] Лесли А. Уайт. Энергия и эволюция культуры // Работы Л.А.Уайта по культурологии. (Сборник переводов). Москва: Российская академия наук. Институт научной информации по общественным наукам, 1996. С. 98-102.
[13] Лесли А. Уайт. Понятие культуры // Работы Л.А.Уайта по культурологии. (Сборник переводов). Москва: Российская академия наук. Институт научной информации по общественным наукам, 1996. С. 155-156.
[14] Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере /Русский космизм: Антология философской мысли. Сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 309-310.
[15] Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление // http://lib.ru/FILOSOF/ WERNADSKIJ/mysl.txt#tth_chAp1 (дата обращения 12.02.2014).
[16] Юнь О.М. Техносфера // Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003. С.1010.
[17] Моторина И.Е. Позитивные и негативные аспекты становления инфосферы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 8 (14): в 4-х ч. Ч.IV. С.135.
[18] Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 449-450.
[19] Синестезия – способность сводить воедино все разнообразные ощущения, приносимые из различных областей, например, цветомузыкальный слух.
[20] Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000. С.310.
[21] Прокошева С. Если соединить кино и танец. М., 2004. С.5.
[22] Rosenberg D. Video Space: A Site For Choreography. 2005. P. 34.
[23] Фестиваль «Кинотанец» // http://www.erarta.com/timetable/380/ (дата обращения 20.03.2012)
[24] Негодаев И.А. Информатизация культуры. М., 2002. С. 303.
[25] Гроссман Я. Йозеф Свобода //Сценография. Прага, 1961. С.50.
[26] Кант И. Соч. в 6 тт. Т.5. М.: Мысль, 1966. С. 203.
[27] Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000. С.310.
[28] Гегель. Эстетика. Т. 1. М., 1968. С.78.
[29] Разлогов К. Введение в экранную культуру. Новые аудиовизуальные технологии. – Едиториал УРСС, М., 2005. С. 134.
[30] Прохоров А.В, Разлогов К.Э., Рузин В.Д. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 71.
[31] Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии, 1989, № 2.
[32] Андреев А.Л., Бутырин П.А., Горохов В.Г. Социология техники: учебное пособие – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2009 – 288с. – с. 9.
[33] Багдасарьян Н.Г., Горохов В.Г., Назаретян А.П. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров / под общ. ред. Н.Г. Багдасарьян – М.: Издательство «Юрайт», 2014 – 383 с. – с. 205.
[34] Грунвальд А. Техника и общество: западноевропейский опыт исследования социальных последствий научно-технического развития – М.: Логос, 2010.
[35] Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: учебное пособие / Науч. ред. Ц.Г. Арзаканян. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 224 с.; с.74-76.
[36] Ключарев Г.А., Шереги Ф.Э. Непрерывное образование и формирование инновационного процесса в России // Социология образования, 2013, № 12, с. 4-19.
[37] Энгельмейер П.К. В защиту общих идей в технике // Вестник инженеров. 1915. № 3. С. 99.
[38] См.: Technik und Ethik. Hrsg. von H. Lenk, G. Ropohl. Stuttgart: Reclam, 1987; http:// www.asce.org/Leadership-and-Management/Ethics/Code-of-Ethics/; http://www.washingtonaccord.org/; http://www.rusea.info/tree/?id=15.
[39] http://vyspec.ru/struktura/otvetstven.php; http://www.rusea.info/tree/?id=15 (дата обращения 4.11.2013).
[40] Союз немецких инженеров (VDI) - 1856 год; Русское техническое общество - 1866 год, Всероссийский союз инженеров и техников - 1904 год.
[41] Горохов В.Г. Философия техники и инженерная этика // Этика инженера: через понимание к воспитанию. Ведомости прикладной этики. Вып. 42 / под ред. В.И. Бакштановского, В.В. Новоселова. – Тюмень: НИИ ПЭ, 2013, с. 59-60.
[42] Например, “так сказать”, “ну, как это…”, “короче, …” и т.п.
[43] Вербальный (от лат. verbum - слово) – словесный, связанный с использованием слов.