Укрепление духовной независимости Киевской Руси
Огромную роль в продолжении преобразовательной деятельности Владимира, сыграл его сын – Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.). Ярослав продолжает интенсивную строительную деятельность, стремясь сделать Киев не хуже Константинополя. Одной из главных забот Ярослава становится просвещение. Требовалась не просто грамотность, а нужны были Руси собственные ученые, писатели, философы, чтобы Киевская Русь не нуждалась в «импорте» греческого духовенства. При Ярославе возникает русское монашество и монастыри. К первой половине XIII вв. уже известно до 70-ти монастырей. Здесь велось летописание, создавались сочинения политического характера, переписывали и писали иконы. В 1051 г., после смерти митрополита – грека, Ярослав (без участия императора Византии и константинопольского патриарха), «собрав епископы», впервые ставит митрополитом русского священника Иллариона, автора знаменитого «Слова о законе и благодати». В результате русская церковь укрепляет свою независимость от Византии.
Специфика мироощущения Киевской Руси
Духовный мир культуры Киевской Руси был миром традиций, обрядов, канонов, сначала языческих, затем православных.
Мироощущение человека Киевской Руси во многом было подобно мироощущению средневекового человека в Европе. Значительный и великий мир простирался вокруг человека. Себя человек ощущал в большом мире ничтожной частицей, но не случайной: он сам – творение Бога и участник мировой истории. «Малый мир» – так называли его древнерусские сочинения. Человек – «часть» Божественной воли сотворенного иерархического устройства мира и общества, а потому он должен поступать сообразно своему месту в этой иерархии и в соответствии с выработанным церемониалом жизненных событий. Духовным личностным образцом в Киевской Руси считался идеал святости. Понятие «святость» имеет свой источник еще в дохристианской традиции. В славянском язычестве это понятие связано с таинственным избытком жизненных сил. В христианстве оно указывает на тесную связь земного человека с Богом. Человек, именуемый святым, несет печать иного мира, воплощая в мире земном духовно-нравственный идеал христианства.
Особенности народной культуры Киевской Руси
Не однозначным в Киевской Руси было отношение к светским увеселениям. Моральные критерии по отношению к народным традиционным праздникам были противоречивы: то запрет и гонение, то признание необходимости «смеховой разрядки». Первое было в большей степени характерно для духовенства, которое не без оснований видело в народных традициях проявление язычества. Однако, в сознании народа, да и большинства князей, отрицание плотских радостей неминуемо вызывало противодействие, и устанавливалось определенное равновесие между стремлением к аскетизму и естественной и неистребимой радостью бытия. Древнерусских скоморохов с их «бесовскими песнями» и разгульной пляской любили и при дворе князя, и в крестьянской избе. Кроме выступлений скоморохов, любимы были и коллективные игрища, приуроченные к традиционным бытовым и земледельческим праздникам. Любой участник таких праздников становился действующим лицом игры ряженых. Ритуальный языческий смысл постепенно забывался, но «смеховая культура» сохранялась в традиции праздников. Однако, христианские ценности и образы постепенно входили и в народную культуру, вытесняя язычество или перемешиваясь с ним.
Устное народное творчество
Значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлялось в разнообразной народной поэтической песенной традиции: песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки, обряды, поэтически, ритмически, песенно оформленные - все это живая культура народа, его собственная почва.
Устная летопись предшествовала летописи письменной и послужила одним из основных ее источников. В X в. возник новый эпический жанр – героический былинный эпос, ставший вершиной народного устного творчества. Большинство былин связано со временем единства и могущества Руси и успешной борьбы со степными кочевниками. В основе былины лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. В былинах отразилось представление о Руси как о едином государстве. Главная их тема – борьба народа с иноземными захватчиками.