Элитарное понимание культуры
Долгое время историки как бы вообще не замечали народы и описывали только деяния великих людей. И действительно, ведь все подлинно новое и великое создается выдающимися личностями и народы и расы с этой точки зрения, по выражению Ницше, лишь "образуют материал для создания отдельных ценных индивидов, которые продолжают великий процесс. Такой подход к культуре можно назвать элитарным и он, к сожалению, весьма распространен и в культурологических изданиях, сводящих историю культуры к описанию шедевров искусства, научных и философских учений.
Однако именно в культурологии он особенно опасен, поскольку несовместим с основной методологической посылкой этой науки - рассматривать культуры как целостности, системы. Ведь ботаник не может позволить себе видеть только яркие цветочки, не замечая почвы, климата, корней этих самых растений, всего биоценоза. Следовательно, видение культуры только через призму творчества отдельных гениев явно неполно, частично. При этом возникают огромные искажения. Гении – зеркало эпохи, но это индивидуальное зеркало культуры, оно может, а в какой-то степени даже должно не совпадать с типичным сознанием, мышлением большинства людей этого общества.
Значение элитарной и народной культуры
Гении - разведка культуры, их дело – искать новые возможности, некоторые из которых будут приняты, а некоторые отвергнуты и данной эпохой и последующим развитием. Поэтому функционально между народом и творческими личностями существует своеобразное разделение труда. Народ стихийно творит систему ценностей, общий дух культуры, сохраняет и поддерживает традицию, а творческая личность на этой основе ищет пути в будущее, пути обновления. Да и сами личности с этой точки зрения, как утверждал Н. Гумилев, делятся на два типа – ''обыватели'' и ''пассионарии''. Слово ''обыватель'' тут не имеет негативного значения, это основная масса людей. Ведь для культуры как системы важно и функционирование и развитие. Первое в каком-то смысле даже важнее, ибо чему развиваться, если погиб сам организм? Вот эту роль, поддержания существования культуры и даже постепенного изменения ее в соответствии с духом времени и берут на себя ''обыватели''. А резкие скачки, качественное обновление, - дело творцов, ''пассионариев''.
Необходимость единства элитарной и народной культуры
Но это с точки зрения функционирования культурной системы. С точки же зрения смысла всей этой деятельности приоритет, конечно, за народом. Личность не может творить в пустоте и для пустоты, иначе - зачем она и все ее творчество? Так что в идеале у каждого своя роль в общем процессе жизни и развития культуры. Но это только в идеале. В истории, как известно, отношения личности и народа складываются подчас весьма трагично.
Элитарная культура
В соответствии с основным субъектом культура любого общества всегда, кроме первобытности, включала два слоя: элитарную и народную культуру. Иногда они были очень близки, иногда разделялись довольно резко. В XX в. в связи с появлением массовой культуры вопрос о соотношении этих типов культуры приобрел новую остроту. Культура элитарная - это культура, создаваемая элитой и для элиты. Причем творцами выступают представители духовной элиты, а потребителями - и духовной и социальной, то есть высшие классы общества. Когда сохраняется связь ее с культурой народа, вековыми традициями и ценностями - это показатель здоровья культуры, ее цельности, молодости и жизнеспособности. Когда же наступает период полного расслоения, разрыва - это симптом кризиса, а может и распада целостности.
Массовая культура
Появление массовой культуры тоже симптом кризиса, но специфический для XX в. с его властью средств массовой информации. Масса это не народ. Народ – органичная, исторически созданная общность людей, она имеет четкую структуру, где каждый элемент занимает свое место, она порождает культурную традицию и живет ею. Масса – это совокупность формально равных и отделенных друг от друга, обезличенных индивидов (''одиночество в толпе''). Их единство только в тождестве, а тождество достигается за счет общей примитивизации. Масса это не система, не целостность, а бесструктурное образование, она не имеет ни корней в прошлом, ни перспектив в будущем, ибо ее лозунг – ''живи сегодня''.