Культурно-политическое развитие СССР

В 20 – 30-е гг.

Цель: изучить социально-экономическое, внутриполитическое, международное положение и культурное развитие РСФСР – СССР в 20 – 30-е гг.

План семинарского занятия

1. Международное и внутреннее положение страны после окончания Гражданской войны. НЭП (1921 – 1928 гг.). Образование СССР.

2. Конец 20-х – 30-е гг.: демонтаж НЭП, индустриализация, коллективизация, культурная революция.

3. Новая советская конституция (1936 г.) и массовые политические репрессии. Культ личности И.В. Сталина.

4. Государственная идеология и духовная жизнь страны в 20 – 30-е гг. Советская культура и культура российской эмиграции (российского зарубежья).

Глоссарий

Дайте определения следующих терминов:

НЭП, нэпман, троцкизм, социализм, командно-административная экономика, индустриализация, стахановец, коллективизация, раскулачивание, единоличник, культурная революция, ликбез, культ личности вождя, эмиграция, авангардизм, соцреализм.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

Вопрос для обсуждения

Почему в СССР стало возможным формирование командно-административной экономики, однопартийной политической системы и культа личности Сталина?

Задания для самостоятельной работы студентов

Общие:

1. Составьте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:

а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки РСФСР – СССР и других стран 1921 – 1939 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту (атлас), покажите изменения в территориальном устройстве СССР в 1922 – 1940 гг. Расскажите, чем были вызваны эти изменения.

3. Прочитайте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 448 – 476); используйте их при подготовке вопросов и заданий.

Творческие:

1. Составьте схему «Индустриализация в Советском Союзе» (в схеме укажите задачи, результаты и последствия индустриализации).

2. Составьте схему «Коллективизация сельского хозяйства в СССР» (в схеме укажите задачи, результаты и последствия коллективизации).

3. Составьте схему «Культурная революция в СССР» (в схеме укажите задачи, результаты и последствия культурной революции).

4. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:

а) «Рапалльский договор 1922 г.»;

б) «Обновленческий раскол в Русской православной церкви»;

в) «”Философский пароход” 1922 г.»

5. Напишите мини-сочинение на тему: «Культ личности И.В. Сталина» (выскажите свое аргументированное мнение о том, почему стало возможным появление культа личности Сталина в СССР; на Ваш взгляд, в случае поражения Сталина во внутрипартийной борьбе по какому пути стала бы развиваться страна?).

6. Составьте путеводитель по важнейшим центрам российской эмиграции 20 – 30-х гг.

7. Напишите тексты (или подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской и российской эмигрантской культуре: «Литература 20 – 30-х гг.», «Живопись 20 – 30-х гг.», «Архитектура 20 – 30-х гг.» и т.д.

Задания в тестовой форме [15]:

1. Приведите в соответствие события и даты

а) установление дипломатических отношений между СССР и США б) подписание советско-французского договора о взаимной помощи в) вступление СССР в Лигу Наций г) совещание глав правительств Великобритании, Франции, Германии и Италии в Мюнхене д) заявление Советского правительства о поддержке Испанской республики а) 18 сентября 1934 г.   б) сентябрь 1938 г.   в) 4 октября 1936 г. г) 16 ноября 1933 г.     д) 2 мая 1935 г.

2. Характерными чертами тоталитарного режима являются:

а) политический плюрализм

б) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей

в) насильственное установление однопартийной системы

г) унификация общественной жизни

д) культ национального вождя

е) массовые репрессии

3. Главными итогами индустриализации в СССР являлись:

а) создание мощного военно-промышленного комплекса

б) значительное повышение уровня жизни населения

в) интеграция страны в мировую экономическую систему

г) превращение СССР в мощную индустриальную державу

д) обретение экономической независимости

4. Кооперативной организацией добровольно объединившихся крестьян для ведения крупного хозяйства на основе общественных средств производства и коллективного труда назывался ___________________.

5. Установите хронологическую последовательность событий:

а) вооруженный конфликт между красноармейскими частями и японской группировкой на территории СССР в районе о. Хасан

б) Генуэзская конференция

в) разрыв дипломатических и торговых отношений Великобритании с СССР

г) полоса дипломатического признания капиталистическими державами СССР

д) вступление СССР в Лигу Наций

е) заключение Рапалльского договора между РСФСР и Германией

Основная литература

1. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 320 – 354.

2. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – С. 109 – 116, 258 – 263, 338 – 356, 481 – 495, 640 – 651.

3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 575 – 601.

4. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 369 – 406.

5. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 545 – 610.

6. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 352 – 388, 391 – 398.

7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 311 – 377.

8. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917 – 1940: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 107 – 271.

9. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 2: Россия в XX – начале ХХI века. / М.Н. Зуев. – М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – С. 205 – 237, 243 – 316.

10. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – С. 518 – 522.

11. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 385 – 420, 425 – 437.

12. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – С. 500 – 511.

13. Ильина З.Д., Кузьмина В.М. Из истории культуры Курского края: 1917 – 1930-е годы: (учеб. пособие). – Курск: Изд-во КГСХА, 2004. – 120 с.

14. Хрестоматия по истории России. 1917 – 1940. – М.: Аспект–Пресс. – С. 180 – 181, 188 – 189, 195 – 196, 205 – 223, 234 – 235, 241 – 259, 265 – 268, 275 – 288, 291 – 292, 294 – 298.

Дополнительная литература

1. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2. – М.: Терра, 1991. – С. 137 – 164.

2. Большаков В.В. Русские березы под Парижем. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 263 с.

3. Боффа Дж. История Советского Союза. В 2 т. Т.1. – М.: Международные отношения, 1990.– С. 153 – 238.

4. Карр Э. История Советской России. Большевистская революция. 1917 – 1923. – М.: Прогресс, 1990. – С.611 – 679.

5. Васецкий В. Л.Д. Троцкий. Политический портрет. – М, 1991.

6. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В. Сталина: В 2 кн. – М., 1989.

7. Маслов Н. Политические процессы 30-х годов: характер и особенности // Страницы истории КПСС. – М., 1988. – С. 450 – 459.

8. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919 – 1939. – М.: Прогресс – Академия, 1994. – 296 с.

9. Вехи. Их глубины. – М.: Правда, 1991. – 606 с.

10. НЭП: Суть. Опыт. Уроки // Страницы истории КПСС. – М.: Высшая школа, 1988. – С. 212 – 226.

11. Шкаренко Л.К. Агония белой эмиграции. – М.: Мысль, 1986. – 272 с.

12. Кулешова Н.Ю. Красная армия в конце 1930-х годов: проблемы боеспособности с точки зрения истории повседневности // Отечественная история. –2003. – № 4. – с. 60.

13. Наумов Н.В. Проблемы индустриализации СССР в советской историографии // Вестник Московского университета. Серия 8.– 2003. – № 3.– с. 40.

14. Михеев В.И. Роль спецслужб в осуществлении репрессивной политики советской власти в 1920-х – начале 1930-х годов // Отечественная история. – 2005. – № 6. – С. 77 – 93.

15. Безнин М.А., Димони Т.М. Процесс капитализации в российском сельском хозяйстве 1930 – 1980-х годов // Отечественная история. – 2005. – № 6. – С. 94 – 121.

16. Зима В.Ф. Голод 1932 – 1933 годов в письмах трудящихся России // Отечественная история. – 2006. – № 2. – С. 47 – 55.

17. Лозбенев И.Н. Крестьянская община в годы нэпа // Вопросы истории. – 2005. – № 4. – С. 112 – 118.

18. Зубачевский В.А. Политика советской России на востоке Центральной Европы в 1923 году (по архивным делам) // Вопросы истории. – 2005. – № 9. – С. 40 – 55.

19. Слезин А.А. Воинствующий атеизм в СССР во второй половине 1920-х годов // Вопросы истории. – 2005. – № 9. – С. 129 – 136.

20. Шекшеев А.П. Крестьянское повстанчество на Енисее. 1918 – 1932 гг. // Вопросы истории. – 2006. – № 2. – С. 103 – 112.

21. Кононов Н.Г. Великая государственная обязанность крестьянского населения (Из истории восстановления и дальнейшего развития сельского хозяйства Курской губернии: 1921 – 1927 гг.). – 2-е изд. – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2004. – 183 с.

22. Кононов Н.Г. Ни хлебом единым (общественно-политическая и культурная жизнь курского села: 1921 – 1927 гг.). – 2-е изд. – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2004. – 230 с.

23. Серяков Д.С. Эволюция института семьи и брака в СССР, 1917 – 1939 гг.: историографический аспект // Проблемы развития аграрного сектора региона. Ч. 3. – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак, 2006. – С. 85 – 89.

Тема 12.

Наши рекомендации