III.1. Работа по составлению глоссария.

РазделIII.Содержание модуля ОПК

III.1. Работа по составлению глоссария.

А) Самостоятельная работа с Катехизисом (http://verapravoslavnaya.ru/?Katehizis), со словарями и справочниками.

Найдите в словарях и других источниках значения в соответствии с православным представлением об этих понятиях.

Бог –

Человек –

Тело -

Душа –

Дух –

Православие –

Б)В заключительной статье учебника «Основы православной культуры» для 4–5 классов, который создан в г. Новосибирске[1], подводится итог тому, с какими ценностями познакомились учащиеся в данном курсе. Ознакомьтесь с материалом учебника. Выпишите ценности православной культуры, указанные в данной статье. О какой очень важной ценности курса ОРКСЭ здесь не упоминается?[2]

III.2. Понятие о БогеПри ответах на вопросы воспользуйтесь презентациями и отрывками из «Катехизиса» и «Закона Божия».

А)Расскажите о сотворении мира и человека.

Ø Каким, по утверждению Священного Писания, сотворил Бог мир и человека?

Ø Для чего Бог сотворил их?

Ø Какую заповедь дал Бог первым людям?

Б)Какие установки для жизни человека были заложены во время творения

Ø в отношении к Богу?

Ø в отношении к природе?

Ø в отношении к животным?

Ø в отношении к другим людям?

Ø в отношении к семье?

В)О сотворении мира и человека (для детей). Прочитайте отрывок из Катехизиса митрополита Московского Филарета и отрывки из «Закона Божия протоиерея[3] Серафима Слободского. Выполните задание для детей 4 класса, которое возможно на уроке по теме «Представление православных людей о Боге», «Бог и человек».

Поэт А.Я. Киселёв в по­этической форме изложил картину сотворения мира. Вставьте пропущенные поряд­ковые числительные и устано­вите после­дователь­ность со­бытий: 1-ый день творения, 2-ой день творения и т.д. (Печатается по кн. Л.Л. Шевченко. Первый год обу­чения. Книга первая. – М.: Покров, 2003, с.44-46). В какой день, по свидетельству Библии, был сотворён человек?

А) В … день Отец Небесный

Твердь земную сотворил,

Ароматными плодами,

Древом жизни одарил.

Б) Освятил Бог день …

И нарёк его – покой!

В) Во мраке Божий дух но­сился,

Кругом был хаос, темнота.

Вдруг луч надежды засве­тился –

Луч первой жизни и тепла.

Из вечной тьмы пришёл рас­свет.

Сказал Господь:

- Да будет свет!

(День …)

Г) Сотворил Бог в день …

Золотого солнца круг.

К ночи яркое светило

Бледная луна сменила.

Всемогущий Господь Бог

В небе звёздочки зажёг.

Д) - Что создал Бог в день …?

- Скот, зверей. И мир земной,

Озарённый ярким светом,

Поразил своей красой.

Продолжая свято дело,

Бог создал Адама с Евой.

Их Господь благословил

И любовью одарил.

Ж) Было тихо над землёй,

Лишь волной шумел прибой.

Сотворил Господь в день …

Рыб и птиц для нас с тобой.

З) Сотворил Бог в день …

Свод небесный, голубой.

Разместил Своё творенье

Под водой и над водой.


             

Г)Что такое «обетование». Спасение человека Богом

- «Сотворить нас без нас мог Бог, а спасти нас без нас не может» Феофан Затворник. Поясните, как понимаете эти слова?

- Почему человек сотворён со свободной волей?

III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru Ø Расскажите о событии. Изображённом на слайде. Ø Какие события ему предшествовали и что произошло потом? Ø Какое значение имеет это событие для людей, всего человечества? Ø Какой праздник православных христиан связан с этим событием? Ø Почему этот праздник является главным у православных христиан в отличие от католиков и протестантов, у которых главным праздником является Рождество?

- Почему человек должен прийти на суд перед Богом?

Д)Что такое «богообщение»?

Ø Как человек разговаривает с Богом?

Ø Как Бог общается с человеком?

Ø Какие две книги есть у человека для богопознания?

Ø Сколько у Бога было заветов с человеком? Какие?

III.5.Добро и зло

А).Как вы понимаете это высказывание?

«В жизни есть только два пути – путь добра и путь зла, и каждый выбирает один из них»

Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий

Б). Назовите синоним слова «добро» в русском языке. О чём говорит наличие в русском языке множества родственных слов у этих двух синонимов?

В).Как пришло зло в мир?

Г). Как пришло зло к человеку?

Д).Кто считается в мире носителем абсолютного добра и абсолютного зла?

Е). Что предпринимает человек, чтобы идти по пути добра?

III.6.Грехи и добродетели

Изучите материал «Катехизиса» и «Закона Божия» о природе греха, прочитайте высказывание Максима Исповедника. Ответьте на вопросы.

А).Рассмотрите таблицу «Добродетели и грехи». Как связаны между собой грехи и добродетели?

Б). Что такое добродетель?

В).Как человек приобретает добродетели?

Г). Что такое грех?

Д). Как грех вошёл в мир? Кто и как научил людей грешить?

Е).Каковы последствия греха для человечества?

Ж).Почему все мы, люди, рождаемся грешными?

З). Как избавиться от греха?

И). Могут ли сами люди своими силами победить зло и уничтожить смерть?

К). Как Бог помог людям победить зло и вечную смерть?

III.8. Вера

Познакомьтесьс материалами папки «Вера». Ответьте на вопросы.

А).Что такое вера?

Б).Что такое символ веры?

В).В Кого и во что верят православные христиане?

Д). Перед Вами Заповеди Иисуса Христа – Его Нагорная проповедь. Вставьте слова на месте пропусков.

Блаженны … … , ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны … , ибо они утешатся.

Блаженны, … , ибо они унаследуют землю.

Блаженны … … … … , ибо они насытятся.

Блаженны … , ибо они помилованы будут.

Блаженны … … , ибо они Бога узрят.

Блаженны … , ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны … … … , ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут … … и … и всячески … … за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Е). Ответьте на вопросы

Ø Почему человеку необходимо покаяние?

Ø Какое значение имеет крест для православного христианина?

Ø Роль молитвы в жизни православного христианина?

Ø Какие виды молитв бывают?

Ж). Приведите примеры стихов из русской поэзии, написанные в жанре молитвы.

III.10. Заповедь любви

Ответьте на вопросы

Ø Какие слова сказал Иисус Христос на вопрос о том, какая заповедь Моисея главная?

Ø Почему в этой заповеди все десять заповедей Синайского законодательства?

Ø Какое качество приобретает человек, выполняя эту заповедь Христа?

Ø Какие религиозные, общественные, судебно-процессуальные, профессиональные и другие области человеческой деятельности реализуют милосердие в реальных действиях и актах? (Приведите 2-3 примера).

Ø

В).Богослужение в православном храме

Ø Какое самое важное богослужение? Почему?

Ø Что такое Таинство Причащения? Кто установил это таинство?

Ø Какие богослужения есть ещё?

Г). Что такое икона? Продолжите предложение «Икона – это…»

Д). Перед вами три иконы, на которых запечатлено представление человека о Боге. Как они называются, кисти каких иконописцев принадлежат?

А) Б) В).
III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru

Ø Кого, кроме Бога, мы изображаем на святых иконах?

Ж).Что такое таинство?

Ø Сколько таинств в Русской Православной Церкви? Перечислите.

Ø Кто совершает таинства видимым образов, а Кто – невидимым?

Ø Что происходит с человеком на духовном уровне во время Таинства Крещения?

Ø Какие традиции есть в русской культуре, связанные с Таинством Крещения?

З). Как нужно вести себя в храме?

И).Укажите их названия и место расположенияочень известных храмов, которые изображены на фотографиях.

А) Б) В)
III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru
Г) Д) Е)
III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru

К).Слово «церковь» имеет ещё одно значение, кроме значения «здание». Какое?

В). Каким православным праздникам посвящены эти поэтические строки?

Святая ночь... Залит огнями храм.

Молитвы грешников восходят до небес,

Как в алтаре зажжённый фимиам...

Христос воскрес! Воистину воскрес! (А. Чернов)

Г).На иконах этого праздника всегда две фигуры: архангела Гавриила и Пресвятой Богородицы. Если внимательно присмотреться к иконам, то на многих их них можно заметить две детали: Архангелу присуща в руках ветвь или цветок, а Пресвятой Богородице – начатый моток пряжи.

Ответьте на вопрос.Какой это праздник? Что обозначают эти детали - цветок и моток (мотки) ниток? Какие детали ещё сопровождают на иконах этот эпизод Священной Истории?

III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru

Церковь и государство

III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru

А). Какое величайшее событие изображено на этом рисунке? Кратко изложите его содержание и определите значение данного события для судьбы народа и государства.

Ответьте на вопрос

Источники:

http://lib.znate.ru/docs/index-282477.html?page=5

http://allrefs.net/c2/4eoh8/p4/

http://megaobuchalka.ru/2/3932.html

http://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/priniatie_krestianstva_na_rusi.htm

Б).Родительские субботы – это дни особого поминовения усопших. С каким великим историческим событием связана Димитриевская родительская суббота?(Укажите цифру).

1) Ледовым побоищем

2) Куликовской битвой

3) Курской битвой

4) Бородинским сражением

В).Соедините указанные исторические события с именами святых или икон:

А) Ледовое побоище Б) Отречение Российского Императора от престола В) Смутное время Г) Возведение Марфо-Мариинской обители Д) Куликовская битва Е) Нашествие хана Тамерлана   1.Владимирская икона Божией Матери 2. Казанская икона Божией Матери 3. Обретение Державной иконы Божией Матери 4. Св. преподобный Сергий Радонежский 5.Св. преподобномученица Вел. Кн. Елизавета Феодоровна 6. Св. благоверный Велик. Князь Александр Невский

Г). Назовите русских князей и царей из данного списка, которые стали святыми Русской Православной Церкви(Укажите цифры):

1). Александр Невский 2). Владимир Красное Солнышко 3). Иван III 4). Иван Калита 5). Дмитрий Донской 6). Иоанн Грозный 7). Владимир Мономах 8). Ярослав Мудрый 9). Андрей Боголюбский 10). Фёдор Иоаннович 11). Пётр I 12). Николай I 13). Александр II 14). Александр III 15). Николай II  

Д).Одними из первых после революции 1917 года от рук большевиков пострадали царственные страстотерпцы – император Николай Александрович с семьей. Почему они страстотерпцы? Прославление Царской Семьи в лике святых в Русской Православной Церкви состоялось в (укажите цифру):

1). 1918 году

2). 1931 году

3). 1981 году

4). 2000 году

Е)*[7].Познакомьтесь с картинами замечательных русских художников. О каких событиях русской истории и духовной жизни они рассказывают?

А). Б).
III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru
В). Г).
III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru
Д). Ж).
III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru

Ж).Познакомьтесь со статьёй из учебника «Основы православной культуры». 4–5 классы: (Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2010), с материалами игры-лотереи и презентацией и выразите собственное мнение: связана ли, а если связано, то в какой русская духовная культура с религией – Православием?(подчеркните)

РазделIII.Содержание модуля ОПК

III.1. Работа по составлению глоссария.

А) Самостоятельная работа с Катехизисом (http://verapravoslavnaya.ru/?Katehizis), со словарями и справочниками.

Найдите в словарях и других источниках значения в соответствии с православным представлением об этих понятиях.

Бог –

Человек –

Тело -

Душа –

Дух –

Православие –

Б)В заключительной статье учебника «Основы православной культуры» для 4–5 классов, который создан в г. Новосибирске[1], подводится итог тому, с какими ценностями познакомились учащиеся в данном курсе. Ознакомьтесь с материалом учебника. Выпишите ценности православной культуры, указанные в данной статье. О какой очень важной ценности курса ОРКСЭ здесь не упоминается?[2]

III.2. Понятие о БогеПри ответах на вопросы воспользуйтесь презентациями и отрывками из «Катехизиса» и «Закона Божия».

А)Расскажите о сотворении мира и человека.

Ø Каким, по утверждению Священного Писания, сотворил Бог мир и человека?

Ø Для чего Бог сотворил их?

Ø Какую заповедь дал Бог первым людям?

Б)Какие установки для жизни человека были заложены во время творения

Ø в отношении к Богу?

Ø в отношении к природе?

Ø в отношении к животным?

Ø в отношении к другим людям?

Ø в отношении к семье?

В)О сотворении мира и человека (для детей). Прочитайте отрывок из Катехизиса митрополита Московского Филарета и отрывки из «Закона Божия протоиерея[3] Серафима Слободского. Выполните задание для детей 4 класса, которое возможно на уроке по теме «Представление православных людей о Боге», «Бог и человек».

Поэт А.Я. Киселёв в по­этической форме изложил картину сотворения мира. Вставьте пропущенные поряд­ковые числительные и устано­вите после­дователь­ность со­бытий: 1-ый день творения, 2-ой день творения и т.д. (Печатается по кн. Л.Л. Шевченко. Первый год обу­чения. Книга первая. – М.: Покров, 2003, с.44-46). В какой день, по свидетельству Библии, был сотворён человек?

А) В … день Отец Небесный

Твердь земную сотворил,

Ароматными плодами,

Древом жизни одарил.

Б) Освятил Бог день …

И нарёк его – покой!

В) Во мраке Божий дух но­сился,

Кругом был хаос, темнота.

Вдруг луч надежды засве­тился –

Луч первой жизни и тепла.

Из вечной тьмы пришёл рас­свет.

Сказал Господь:

- Да будет свет!

(День …)

Г) Сотворил Бог в день …

Золотого солнца круг.

К ночи яркое светило

Бледная луна сменила.

Всемогущий Господь Бог

В небе звёздочки зажёг.

Д) - Что создал Бог в день …?

- Скот, зверей. И мир земной,

Озарённый ярким светом,

Поразил своей красой.

Продолжая свято дело,

Бог создал Адама с Евой.

Их Господь благословил

И любовью одарил.

Ж) Было тихо над землёй,

Лишь волной шумел прибой.

Сотворил Господь в день …

Рыб и птиц для нас с тобой.

З) Сотворил Бог в день …

Свод небесный, голубой.

Разместил Своё творенье

Под водой и над водой.


             

Г)Что такое «обетование». Спасение человека Богом

- «Сотворить нас без нас мог Бог, а спасти нас без нас не может» Феофан Затворник. Поясните, как понимаете эти слова?

- Почему человек сотворён со свободной волей?

III.1. Работа по составлению глоссария. - student2.ru Ø Расскажите о событии. Изображённом на слайде. Ø Какие события ему предшествовали и что произошло потом? Ø Какое значение имеет это событие для людей, всего человечества? Ø Какой праздник православных христиан связан с этим событием? Ø Почему этот праздник является главным у православных христиан в отличие от католиков и протестантов, у которых главным праздником является Рождество?

- Почему человек должен прийти на суд перед Богом?

Д)Что такое «богообщение»?

Ø Как человек разговаривает с Богом?

Ø Как Бог общается с человеком?

Ø Какие две книги есть у человека для богопознания?

Ø Сколько у Бога было заветов с человеком? Какие?

Наши рекомендации