Имени П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
Имени П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Кафедра Истории физической культуры и спорта
Физическая культура и спорт в России(1991г – настоящее время)Исполнитель: студент 2 курса, 5 группы
Петр Николаевич Иванков
Санкт-Петербург 2013 г.
Содержание
1. Введение 2. Физическая культура и спорт в России(1991г – настоящее время)· Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом· Создание Олимпийского комитета России· Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций· Развитие спортивной науки· Подготовка спортивных резервов· Спорт, соревнования, спартакиады· Профессионализация спорта3. Достижения советских спортсменов4. Вывод5. Заключение6. СодержаниеВведение
Пятый съезд народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. признал за союзными республиками статус суверенных государств как субъектов международного права.
Каждая из союзных республик, таким образом, получала право стать членом
Организации Объединённых Наций и вместе с тем приобретала соответствующий юридический статус для вступления в спортивные международные объединения.
8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии в Беловежской Пуще объявили о роспуске Советского Союза. При этом было провозглашено образование Содружества Независимых Государств (СНГ). В конце 1991 г. началась ликвидация всесоюзных структур государственного управления страной,в том числе и физкультурным движением.
На фоне разрушения государственных и общественных союзных структур управления физической культурой и спортом, сопровождающегося резким сокращением финансирования спорта и, как следствие, отъездом многих талантливых тренеров и спортсменов за рубеж, необходимо было срочно решить ряд проблем, от которых зависело дальнейшее существование отечественного спорта. В первую очередь
предстояло сформировать новые государственные и общественные органы
управления физической культурой и спортом в стране.
Развитие спортивной науки
К моменту распада СССР страна обладала достаточным научным потенциалом в области спорта. Большими коллективами учёных сформировались научные школы в области медико-биологических, психолого-педагогических, теоретико-методических, историко-социологических и организационно-управленческих проблем физической культуры и спорта. Вне всяких сомнений доминирующее положение отечественного спорта того времени во многом определялось высоким
уровнем и интенсивностью развития спортивной науки и значительной
концентрацией поиска в области физической культуры и спорта.
В основном научно-исследовательские проблемы решались в четырёх научно-исследовательских институтах физической культуры и спорта Госкомспорта СССР,в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с тремя филиалами) институтах физической культуры.
К концу 80-х – началу 90-х гг. результаты деятельности ведущих научных
коллективов страны в области физиологии, биохимии, психологии, теории и
практики физического воспитания, истории и социологии физической культуры,педагогики привлекали активное внимание представителей зарубежной спортивной науки.
После распада СССР положение спортивной науки в России во многом изменилось в худшую сторону. В результате экономических трудностей резко сократилось
бюджетное финансирование физической культуры в целом. Из данных, озвученных
на парламентских слушаниях в июле 1996 г. Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту, следует, что в 1996 г. на развитие физической культуры и спорта в России на душу населения расходовалось примерно в 25-30 раз меньше,чем в 1990 г.
Трудности в госфинансировании привели к значительному сокращению численности специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них выехала за рубеж и трудится там в научных подразделениях, часть изменила свой профессиональный профиль.
Кроме недофинансирования отрицательное влияние на развитие спортивной науки в стране имели постоянные изменения в структуре руководящих физкультурных органов страны и руководителей отрасли, бесконечные преобразования в аппарате главного органа управления, отсутствие федеральной программы развития
физической культуры и спорта, сокращение научных контактов спортивных учёных бывших союзных республик.
Положение усугублялось ещё и тем, что большинство российских научных
лабораторий оснащено аппаратурой, приобретённой ещё в 60-70-е гг.,
информационное научное пространство России значительно отстаёт от
международного уровня.
И всё же, несмотря на эти негативные явления, спортивная наука в России
продолжала развиваться. В основе её лежат крупнейшие разработки
фундаментальной науки в области важнейших проблем спортивной деятельности. К ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути повышения качества тренировочного процесса (Л. П. Матвеев, В. М. Зациорский, И. П. Ратов); исследование средств оптимизации работы различных систем организма при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности (В. А. Рогозкин, Р.
Д. Сейфулла, Ф. А. Иорданская).
В 1996 г. на Всероссийском совещании руководителей научных организаций в области физической культуры и спорта подведены итоги развития спортивной науки и обсуждены основные направления научных исследований в области спорта,
туризма и санаторно-курортного дела на период до 2000 г. Эти основные
направления были рассмотрены и утверждены Постановлением Коллегии Госкомитета ФКиТ России.
Названные направления научных исследований охватывают пять основных проблем:
· формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека;
· человек в экстремальных условиях двигательной деятельности;
· организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение
сферы физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса;
· теоретические и методические основы развития и совершенствования
системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
· основные проблемы спортивного и олимпийского движения.
То, что российская спортивная наука находится на правильном пути, было
подтверждено международным форумом «Молодёжь – Наука – Олимпизм», прошедшем 14-18 июля 1998 г. в Москве под патронажем Всемирного Совета физического воспитания и спортивной науки. В форуме приняли участие специалисты-практики десятка стран всех регионов мира.
Подготовка спортивных резервов
Основной формой подготовки спортивных резервов в постсоветской России
является сложившаяся и проверенная система разнообразных детско-юношеских спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят своими корнями в историю отечественной школы спорта 30-х гг. ХХ в.
Главным звеном этой системы выступают спортивные школы разных профилей. К середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов: специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва
(СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты спортивного профиля (ШИСП).
Во всех спортивных школах России занималось 2,5 миллиона юных спортсменов по олимпийским и не олимпийским видам спорта.
Несмотря на скудное финансирование, усилиями спортивной общественности были возобновлены массовые спортивные турниры на приз «Золотая шайба» им. А. В.Тарасова, в которых на 67 территориях России принимали участие тысячи юниоров 10-17 лет. Зимой 1999 г. пришёл первый крупный успех. Наши юниоры выиграли первенство мира по хоккею с шайбой на турнире в Канаде.
Успешно осуществлялось в те годы подготовка спортивных резервов в Ростовской и Волгоградской спортивных организациях. И как результат на Играх XXVI Олимпиады в Атланте спортсмены Волгоградской области завоевали 14 олимпийских наград, 5 из которых – золотые. В развитии юношеского спорта оригинальным путём пошла Москва, внесшая самый значительный вклад в российское олимпийское движение. За всю историю Олимпийских игр москвичам 483 раза вручали золотые медали. Всего же обладателями олимпийских медалей стали 1096 москвичей.
Для создания спортивного резерва в Москве ещё в 1988 г. была создана
беспрецедентная спортивная организация. Под эгидой Московского комитета
образования сформировано Московское городское физкультурно-спортивное
общество (МГФСО), которое в 1998 г. привлекло более миллиона юношей им
девушек. С 1992 г. МГФСО выполняет функции не только организатора физического воспитания в учреждениях образования, но и проводит работу по высшему спортивному мастерству. В этих целях используется высококвалифицированная многоступенчатая преемственная система подготовки спортсменов высокого класса.
Не случайно при проведении в Москве Всемирных юношеских игр 1998 г. Под патронажем МОК функции Исполнительной дирекции этих Игр были возложены на МГФСО. В 1997 г. в спорте высших достижений России было задействовано более 46,7 тысяч спортсменов. Они являлись основным резервом сборных команд страны.
Выдающиеся спортсмены имели возможность получать профессиональное образование в 32 училищах олимпийского резерва, созданных в 22 регионах России.
Совершенствование талантливых спортсменов, кроме того, осуществлялось в 64школах высшего спортивного мастерства, функционировавших в 36 регионах
страны. Во всех этих элитных учебных заведениях занималось более 4 тысяч
спортсменов высокого класса, из которых около 30% становятся кандидатами всборные команды страны в качестве основного или резервного состава.
Профессионализация спорта
Одной из насущных проблем современного российского спорта, которая требовала своего решения, стала проблема его профессионализации. Эта тенденция закономерна, она связана с рядом объективных условий развития современного спорта.Профессионализация спорта, прежде всего результат его многозатратности,которая диктуется длительным учебно-тренировочным процессом во многих видах спорта, активно продолжающимся 10-15 лет. Для большого спорта становится всё более характерной ранняя спортивная специализации. Во многих видах занятия начинаются в возрасте 4-6 лет. Они активно протекают многие годы с двух- и трёхразовыми тренировками в день, сопровождаются высочайшими психологическими и физическими нагрузками.Подготовка спортсменов высокого класса требует дорогостоящего материально-технического обеспечения. Активно выступающий спортсмен требует и соответствующего материального стимулирования, так как иного источника дохода в силу огромной занятости спортом он иметь не может.Профессионализацию спорта в России значительно осложняют трудности, возникшие в процессе строительства рыночной экономики. Слабая материальная база отечественного спорта, недостаточное финансовое обеспечение спортсменов высокого класса и тренеров привели к весьма широко распространившейся практике заключения ими контрактов с зарубежными клубами, ассоциациями и другими организациями и отъезд для выступления за рубежом. Уже в 1989-1990гг. группа ведущих хоккеистов СССР дебютировала в Национальной Хоккейной ЛигиСША. Их было всего 10 человек. К 2001 в зарубежных спортивных организациях задействованы тысячи наших спортсменов.Крупнейшие промышленные зарубежные фирмы широко спонсируют учебно-тренировочные сборы россиян, обеспечивают их инвентарём и оборудованием, финансируют участие в крупнейших международных соревнованиях за рекламу своей продукции нашими спортсменами.Таким образом, профессиональный спорт в Российской Федерации получилофициальное законное признание. Для спортсмена-профессионала занятия спортом признаются теперь основным видом деятельности, за которую он в соответствии с контрактом получает заработную плату и/или иное денежное вознаграждение, а также обеспечивается различными формами социального и медицинского страхования. Для защиты своих прав спортсмены профессионалы по желанию могут объединяться в профессиональные союзы. Достижения советских спортсменовVII зимние Олимпийские игры.Впервые в зимней Олимпиаде принимали участие спортсмены из СССР (во всех видах, кроме бобслея и фигурного катания), одержав уверенную победу в неофициальном командном зачёте.
Команду СССР, дебютировавшую на зимних Олимпийских играх 1956 года, составили 55 спортсменов из 11 городов и населённых пунктов 4 союзных республик.Спортсмены завоевали 16 медалей (7 золотых, 3 серебряных и 6 бронзовых), набрав 103 очка в неофициальном командном зачёте и оторвавшись на 36,5 очков от команды Австрии (66,5 очков), занявшей второе место.
Медалисты
ЗолотоСборная СССР по хоккею с шайбой
Николай Пучков | Григорий Мкртычан |
Дмитрий Уколов | Альфред Кучевский |
Генрих Сидоренков | Николай Сологубов |
Иван Трегубов | Евгений Бабич |
Виктор Шувалов | Всеволод Бобров |
Юрий Крылов | Александр Уваров |
Валентин Кузин | Юрий Пантюхов |
Алексей Гурышев | Николай Хлыстов |
Виктор Никифоров |
Евгений Гришин | Конькобежный спорт | Мужчины, 500 м |
Евгений Гришин | Конькобежный спорт | Мужчины, 1500 м |
Юрий Михайлов | Конькобежный спорт | Мужчины, 1500 м |
Борис Шилков | Конькобежный спорт | Мужчины, 5000 м |
Фёдор Терентьев Павел Колчин Николай Аникин Владимир Кузин | Лыжные гонки | Мужчины, эстафета 4 x 10 км |
Любовь Козырева | Лыжные гонки | Женщины, гонка 10 км |
Список использованной литературы
1.«История физической культуры и спорта». В. В. Столбов, Л. А.Финогенова, Н. Ю. Мельникова; 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура испорт, 2000 г.2.«Терминология спорта» Толковый словарь спортивных терминов. М.:СпортАкадемПресс, 2001 г.3.Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. М.:Физкультура и спорт, 1963 г.4.«Российская газета». №87 от 6 мая 1999 г., №97 от 20 мая 2000 г.5.«Твой олимпийский учебник». 3-е изд., доп. – М.: «Советский спорт»,1999 г.6.«Олимпийские игры – из прошлого в будущее». В. У. Агеевец, Г. М.Поликарпова; С.-Петербургская государственная академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,1996.ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
имени П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ