Имени П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

Имени П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Кафедра Истории физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт в России(1991г – настоящее время)

Исполнитель: студент 2 курса, 5 группы

Петр Николаевич Иванков

Санкт-Петербург 2013 г.

Содержание

1. Введение 2. Физическая культура и спорт в России(1991г – настоящее время)· Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом· Создание Олимпийского комитета России· Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций· Развитие спортивной науки· Подготовка спортивных резервов· Спорт, соревнования, спартакиады· Профессионализация спорта3. Достижения советских спортсменов4. Вывод5. Заключение6. Содержание

Введение

Пятый съезд народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. признал за союзными республиками статус суверенных государств как субъектов международного права.

Каждая из союзных республик, таким образом, получала право стать членом

Организации Объединённых Наций и вместе с тем приобретала соответствующий юридический статус для вступления в спортивные международные объединения.

8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии в Беловежской Пуще объявили о роспуске Советского Союза. При этом было провозглашено образование Содружества Независимых Государств (СНГ). В конце 1991 г. началась ликвидация всесоюзных структур государственного управления страной,в том числе и физкультурным движением.

На фоне разрушения государственных и общественных союзных структур управления физической культурой и спортом, сопровождающегося резким сокращением финансирования спорта и, как следствие, отъездом многих талантливых тренеров и спортсменов за рубеж, необходимо было срочно решить ряд проблем, от которых зависело дальнейшее существование отечественного спорта. В первую очередь

предстояло сформировать новые государственные и общественные органы

управления физической культурой и спортом в стране.

Развитие спортивной науки

К моменту распада СССР страна обладала достаточным научным потенциалом в области спорта. Большими коллективами учёных сформировались научные школы в области медико-биологических, психолого-педагогических, теоретико-методических, историко-социологических и организационно-управленческих проблем физической культуры и спорта. Вне всяких сомнений доминирующее положение отечественного спорта того времени во многом определялось высоким

уровнем и интенсивностью развития спортивной науки и значительной

концентрацией поиска в области физической культуры и спорта.

В основном научно-исследовательские проблемы решались в четырёх научно-исследовательских институтах физической культуры и спорта Госкомспорта СССР,в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с тремя филиалами) институтах физической культуры.

К концу 80-х – началу 90-х гг. результаты деятельности ведущих научных

коллективов страны в области физиологии, биохимии, психологии, теории и

практики физического воспитания, истории и социологии физической культуры,педагогики привлекали активное внимание представителей зарубежной спортивной науки.

После распада СССР положение спортивной науки в России во многом изменилось в худшую сторону. В результате экономических трудностей резко сократилось

бюджетное финансирование физической культуры в целом. Из данных, озвученных

на парламентских слушаниях в июле 1996 г. Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту, следует, что в 1996 г. на развитие физической культуры и спорта в России на душу населения расходовалось примерно в 25-30 раз меньше,чем в 1990 г.

Трудности в госфинансировании привели к значительному сокращению численности специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них выехала за рубеж и трудится там в научных подразделениях, часть изменила свой профессиональный профиль.

Кроме недофинансирования отрицательное влияние на развитие спортивной науки в стране имели постоянные изменения в структуре руководящих физкультурных органов страны и руководителей отрасли, бесконечные преобразования в аппарате главного органа управления, отсутствие федеральной программы развития

физической культуры и спорта, сокращение научных контактов спортивных учёных бывших союзных республик.

Положение усугублялось ещё и тем, что большинство российских научных

лабораторий оснащено аппаратурой, приобретённой ещё в 60-70-е гг.,

информационное научное пространство России значительно отстаёт от

международного уровня.

И всё же, несмотря на эти негативные явления, спортивная наука в России

продолжала развиваться. В основе её лежат крупнейшие разработки

фундаментальной науки в области важнейших проблем спортивной деятельности. К ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути повышения качества тренировочного процесса (Л. П. Матвеев, В. М. Зациорский, И. П. Ратов); исследование средств оптимизации работы различных систем организма при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности (В. А. Рогозкин, Р.

Д. Сейфулла, Ф. А. Иорданская).

В 1996 г. на Всероссийском совещании руководителей научных организаций в области физической культуры и спорта подведены итоги развития спортивной науки и обсуждены основные направления научных исследований в области спорта,

туризма и санаторно-курортного дела на период до 2000 г. Эти основные

направления были рассмотрены и утверждены Постановлением Коллегии Госкомитета ФКиТ России.

Названные направления научных исследований охватывают пять основных проблем:

· формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека;

· человек в экстремальных условиях двигательной деятельности;

· организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение

сферы физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса;

· теоретические и методические основы развития и совершенствования

системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

· основные проблемы спортивного и олимпийского движения.

То, что российская спортивная наука находится на правильном пути, было

подтверждено международным форумом «Молодёжь – Наука – Олимпизм», прошедшем 14-18 июля 1998 г. в Москве под патронажем Всемирного Совета физического воспитания и спортивной науки. В форуме приняли участие специалисты-практики десятка стран всех регионов мира.

Подготовка спортивных резервов

Основной формой подготовки спортивных резервов в постсоветской России

является сложившаяся и проверенная система разнообразных детско-юношеских спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят своими корнями в историю отечественной школы спорта 30-х гг. ХХ в.

Главным звеном этой системы выступают спортивные школы разных профилей. К середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов: специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва

(СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты спортивного профиля (ШИСП).

Во всех спортивных школах России занималось 2,5 миллиона юных спортсменов по олимпийским и не олимпийским видам спорта.

Несмотря на скудное финансирование, усилиями спортивной общественности были возобновлены массовые спортивные турниры на приз «Золотая шайба» им. А. В.Тарасова, в которых на 67 территориях России принимали участие тысячи юниоров 10-17 лет. Зимой 1999 г. пришёл первый крупный успех. Наши юниоры выиграли первенство мира по хоккею с шайбой на турнире в Канаде.

Успешно осуществлялось в те годы подготовка спортивных резервов в Ростовской и Волгоградской спортивных организациях. И как результат на Играх XXVI Олимпиады в Атланте спортсмены Волгоградской области завоевали 14 олимпийских наград, 5 из которых – золотые. В развитии юношеского спорта оригинальным путём пошла Москва, внесшая самый значительный вклад в российское олимпийское движение. За всю историю Олимпийских игр москвичам 483 раза вручали золотые медали. Всего же обладателями олимпийских медалей стали 1096 москвичей.

Для создания спортивного резерва в Москве ещё в 1988 г. была создана

беспрецедентная спортивная организация. Под эгидой Московского комитета

образования сформировано Московское городское физкультурно-спортивное

общество (МГФСО), которое в 1998 г. привлекло более миллиона юношей им

девушек. С 1992 г. МГФСО выполняет функции не только организатора физического воспитания в учреждениях образования, но и проводит работу по высшему спортивному мастерству. В этих целях используется высококвалифицированная многоступенчатая преемственная система подготовки спортсменов высокого класса.

Не случайно при проведении в Москве Всемирных юношеских игр 1998 г. Под патронажем МОК функции Исполнительной дирекции этих Игр были возложены на МГФСО. В 1997 г. в спорте высших достижений России было задействовано более 46,7 тысяч спортсменов. Они являлись основным резервом сборных команд страны.

Выдающиеся спортсмены имели возможность получать профессиональное образование в 32 училищах олимпийского резерва, созданных в 22 регионах России.

Совершенствование талантливых спортсменов, кроме того, осуществлялось в 64школах высшего спортивного мастерства, функционировавших в 36 регионах

страны. Во всех этих элитных учебных заведениях занималось более 4 тысяч

спортсменов высокого класса, из которых около 30% становятся кандидатами всборные команды страны в качестве основного или резервного состава.

Профессионализация спорта

Одной из насущных проблем современного российского спорта, которая требовала своего решения, стала проблема его профессионализации. Эта тенденция закономерна, она связана с рядом объективных условий развития современного спорта.Профессионализация спорта, прежде всего результат его многозатратности,которая диктуется длительным учебно-тренировочным процессом во многих видах спорта, активно продолжающимся 10-15 лет. Для большого спорта становится всё более характерной ранняя спортивная специализации. Во многих видах занятия начинаются в возрасте 4-6 лет. Они активно протекают многие годы с двух- и трёхразовыми тренировками в день, сопровождаются высочайшими психологическими и физическими нагрузками.Подготовка спортсменов высокого класса требует дорогостоящего материально-технического обеспечения. Активно выступающий спортсмен требует и соответствующего материального стимулирования, так как иного источника дохода в силу огромной занятости спортом он иметь не может.Профессионализацию спорта в России значительно осложняют трудности, возникшие в процессе строительства рыночной экономики. Слабая материальная база отечественного спорта, недостаточное финансовое обеспечение спортсменов высокого класса и тренеров привели к весьма широко распространившейся практике заключения ими контрактов с зарубежными клубами, ассоциациями и другими организациями и отъезд для выступления за рубежом. Уже в 1989-1990гг. группа ведущих хоккеистов СССР дебютировала в Национальной Хоккейной ЛигиСША. Их было всего 10 человек. К 2001 в зарубежных спортивных организациях задействованы тысячи наших спортсменов.Крупнейшие промышленные зарубежные фирмы широко спонсируют учебно-тренировочные сборы россиян, обеспечивают их инвентарём и оборудованием, финансируют участие в крупнейших международных соревнованиях за рекламу своей продукции нашими спортсменами.Таким образом, профессиональный спорт в Российской Федерации получилофициальное законное признание. Для спортсмена-профессионала занятия спортом признаются теперь основным видом деятельности, за которую он в соответствии с контрактом получает заработную плату и/или иное денежное вознаграждение, а также обеспечивается различными формами социального и медицинского страхования. Для защиты своих прав спортсмены профессионалы по желанию могут объединяться в профессиональные союзы. Достижения советских спортсменовVII зимние Олимпийские игры.

Впервые в зимней Олимпиаде принимали участие спортсмены из СССР (во всех видах, кроме бобслея и фигурного катания), одержав уверенную победу в неофициальном командном зачёте.

Команду СССР, дебютировавшую на зимних Олимпийских играх 1956 года, составили 55 спортсменов из 11 городов и населённых пунктов 4 союзных республик.

Спортсмены завоевали 16 медалей (7 золотых, 3 серебряных и 6 бронзовых), набрав 103 очка в неофициальном командном зачёте и оторвавшись на 36,5 очков от команды Австрии (66,5 очков), занявшей второе место.

Медалисты

Золото

Сборная СССР по хоккею с шайбой

Николай Пучков Григорий Мкртычан
Дмитрий Уколов Альфред Кучевский
Генрих Сидоренков Николай Сологубов
Иван Трегубов Евгений Бабич
Виктор Шувалов Всеволод Бобров
Юрий Крылов Александр Уваров
Валентин Кузин Юрий Пантюхов
Алексей Гурышев Николай Хлыстов
Виктор Никифоров  
золото
Евгений Гришин Конькобежный спорт Мужчины, 500 м
Евгений Гришин Конькобежный спорт Мужчины, 1500 м
Юрий Михайлов Конькобежный спорт Мужчины, 1500 м
Борис Шилков Конькобежный спорт Мужчины, 5000 м
Фёдор Терентьев Павел Колчин Николай Аникин Владимир Кузин Лыжные гонки Мужчины, эстафета 4 x 10 км
Любовь Козырева Лыжные гонки Женщины, гонка 10 км
ВыводВо времена СССР крайне важным аспектом в подготовке спортсменов служила идеология. Отдать все силы, а порой и здоровье ради победы считалось героизмом и восхвалялось. Также важным фактором являлась возможность использования для подготовки спортсменов всей территории СССР. Отбор спортсменов проводился с большего количества претендентов, более тщательным образом. В нынешнее время на первое место зачастую выходит желание материального обогащения, а не честь выступления за страну. Спортсмены все реже готовы отдать все силы, а иногда и больше для достижения победы. За неимением подготовленных спортивных баз вынуждены проводить подготовку к соревнованиям за рубежом. Количество желающих посветить свою жизнь спорту уменьшается, состояние здоровья нынешней молодежи зачастую вызывает тревогу.Заключение История учит, что развитие физической культуры и спорта представляет собой объективный, закономерный процесс в жизни человеческого общества. Этот процесс происходит не по произволу людей, а в силу действия объективных законов, вытекающих из материальных и духовных условий существования того или иного общественного строя. История физической культуры и спорта показывает,как на различных ступенях развития человечества изменения, происходящие в области физической культуры и спорта, обусловливаются определённым образом производства, политикой, культурой, идеологией, наукой, военным делом. В духовном творчестве народа ведущие общественные деятели, педагоги, врачи и учёные черпают свои идеи, средства и формы, создавая научные системы и методы физической культуры и спорта. История физической культуры и спорта показывает, что в силу теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в физкультурных учебных заведениях, её принадлежит значительное место. Учебная практика убедительно свидетельствует, что улучшение воспитанияисторией требует постоянного совершенствования форм и методов учебной работы,программ и учебно-методических пособий, повышение качества учебников и другой литературы на исторические темы, широкой пропаганды исторических знаний,используя все средства массовой информации.Требуется более глубокий подход к всестороннему анализу истории физической культуры и спорта в России, всеобщей истории физической культуры и спорта, с более глубоких научных позиций предстоит исследовать основные тенденции международного спортивного и олимпийского движения на разных этапах его развития.

Список использованной литературы

1.«История физической культуры и спорта». В. В. Столбов, Л. А.Финогенова, Н. Ю. Мельникова; 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура испорт, 2000 г.2.«Терминология спорта» Толковый словарь спортивных терминов. М.:СпортАкадемПресс, 2001 г.3.Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. М.:Физкультура и спорт, 1963 г.4.«Российская газета». №87 от 6 мая 1999 г., №97 от 20 мая 2000 г.5.«Твой олимпийский учебник». 3-е изд., доп. – М.: «Советский спорт»,1999 г.6.«Олимпийские игры – из прошлого в будущее». В. У. Агеевец, Г. М.Поликарпова; С.-Петербургская государственная академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,1996.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

имени П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Наши рекомендации