Консультация 8. культура общения

Общение – это взаимодействие двух и более людей, направ-

ленное на согласование и объединение их усилий с целью нала-

живания отношений и достижения общего результата.

Виды общения

Для того чтобы говорить хорошо, иметь положительный

имидж, надо поставить перед собой следующие вопросы:

- Как сказать правильно?

- Как сказать понятно?

- Как сказать красиво?

57

- Как сказать убедительно?

О последнем мы и будем сейчас говорить.

Прежде чем начать повествование об эффективности обще-

ния, необходимо охарактеризовать его виды.

Различаются следующие виды общения:

1. По положению коммуникантов в пространстве и времени –

контактное и дистантное. Понятие контактного общения

очевидно: собеседники рядом. К видам дистантного общения

относят все те, где коммуниканты разделены пространством и

временем (разговор по телефону, общение в письмах).

2. По наличию или отсутствию какого-либо «опосредующего»

аппарата – непосредственное и опосредованное. Непосред-

ственное общение – обычный разговор, беседа, доклад. К ви-

дам опосредованного общения относятся и телефонный разго-

вор, и письмо, и передача информации по радио, телевидению,

через книгу.

3. С точки зрения формы существования языка различают обще-

ние устное и письменное. Текст устный или письменный име-

ет свои особенности. Устное общение, как правило, связывает-

ся с признаками контактности и непосредственности, а пись-

менное – с признаками дистантности и опосредованности.

Устное общение не допускает переработки текста, кроме

уточнений, оговорок. В обиходно-бытовой сфере употребля-

ются специфические для разговорной речи слова и конструк-

ции. Письменный же текст требует обдумывания, подчиняется

более строгим правилам лексического и грамматического от-

бора. Наконец, он оказывается зафиксированным.

4. С точки зрения переменной~постоянной позиции я-говоряще-

го и ты-слушающего различают общение диалогическое и мо-

нологическое. Диалог образуется сменой ролей «я» и «ты», ор-

ганизующей текст как сумму реплик. При монологическом об-

щении «я» как говорящий относительно длительное время не

оставляет эту свою коммуникативную роль, хотя текст может

быть адресованным конкретному лицу.

5. С точки зрения количества участников различают общение

межличностное и массовое. Количественные отношения

«1-1» и «1-несколько» приводят к межличностной коммуника-

ции, отношение «1-много» – к массовой коммуникации.

58

6. С точки зрения обстановки общения и взаимоотношений об-

щающихся различают общение частное и официальное. В от-

личие от частного, официальное общение ограничено строги-

ми правилами взаимного поведения и отношений коммуникан-

тов как представителей организации, группы, поэтому текст

официального общения содержит немало клишированных,

стереотипных компонентов. Частное общение может быть не-

принужденным, дружеским, интимным, фамильярным.

В зависимости от вида общения рождаются самые

разные тексты с точки зрения стиля, жанра и т.д.

Правила для говорящего и слушающего

Для разных видов речевой деятельности общество выдвига-

ет определенные правила их осуществления.

Правила ведения речи, или речевой этикет, - необходимый

«багаж» любого человека.

Важнее всего, наверное, выделить правила для говорящего и

слушающего, так как в устном контактном непосредственном об-

щении текст рождается спонтанно. Поэтому надо быть особенно

внимательным к соблюдению таких правил и постараться ввести

их в привычку.

Правила для говорящего:

1. Доброжелательно относись к собеседнику.

2. Будь вежливым.

3. Умей встать на точку зрения партнера.

4. Умей поставить в центр внимания слушающего, учитывай его

социальную роль, его личность.

5. Умей выбрать тему для разговоров.

6. Следуй логике развертывания текста.

7. Учитывай порог смыслового восприятия и концентрацию вни-

мания.

8. Отбирай языковые средства.

9. Сохраняй дистанцию между собой и партнером.

Правила для слушающего:

1. Будь внимательным к говорящему.

2. Уважай партнера.

3. Умей выслушать собеседника.

59

4. Умей поставить в центр внимания говорящего и его интересы.

5. Умей сочетать в себе роль слушающего и роль говорящего.

6. Умей не реагировать на вопрос, заданный не тебе.

Речевое поведение - сложное явление, связанное с особен-

ностями воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в

которой привычно общается человек. Речевое поведение стерео-

типно, привычно, поэтому оно выражается в стереотипных вы-

сказываниях, речевых клише, с одной стороны, и в индивидуаль-

ных речевых проявлениях данной личности – с другой. К этому

надо добавить и неречевые (невербальные) средства коммуника-

ции (жесты, мимику, тональные и фонационные особенности).

Иначе говоря, в речевом поведении проявляется языковая лич-

ность, принадлежащая данному времени, данной стране, данному

региону, данной социальной (в том числе и профессиональной)

группе, данной семье. Например, человек, профессионально свя-

занный с речевой деятельностью и привыкший к публичным вы-

ступлениям (лектор, журналист, диктор, преподаватель), свобод-

но чувствует себя в общении. Его речевое поведение выдает в

нем человека, владеющего речью, жестом, могущего концентри-

ровать внимание слушателей.

Речевое поведение впрямую связано и с ролевым поведе-

нием, с присущими каждому из нас постоянными и переменными

ролевыми признаками.

Социальная роль – это нормативное сочетание позиции и

функции, при этом та или иная роль в сознании людей связана с

образцом поведения, с ожиданиями того, что человек в данной

роли обязан делать и на что он имеет право. Так, от ребенка не

ждут поучающего тона, хотя старикам это прощают.

Главные социальные роли различаются по следующим па-

раметрам:

- пол,

- возраст,

- место жительства,

- степень образованности,

- профессия,

- положение на работе и в семье и т.п.

60

Речевая ситуация - сложный комплекс внешних условий

общения и внутренних реакций общающегося.

Компоненты речевой ситуации:

- автор речи (кто),

- ее адресат (кому),

- время и место действия (когда и где),

- тема разговора (о чем),

- мотив и цель (почему и зачем).

Средства воздействия в общении

 Вербальные, или речевые – выбор слов, расстановка акцентов.

 Акустические – сила и скорость произнесения слов, громкость,

тембр и модуляции голоса.

 Невербальные, или язык тела - жесты и позы.

 Социально-психологические - приглашение, приказ, наставле-

ние, оскорбление, оправдание.

 Психологические - решение, оценка, поддержка, понимание,

интерпретация, расследование, вербализация.

Практикум «Кто я?»

В нашей культуре человек с самого раннего детства привы-

кает характеризовать себя. Даже четырехлетний ребенок может

ответить на вопросы «Кто ты?» и «Какой ты?». Пусть его ответы

в это время характеризуют скорей его родителей, чем его самого,

но от того, как отвечает ребенок на эти вопросы, во многом зави-

сит его дальнейшая жизнь.

Давайте посмотрим, что скажут о вас ваши ответы. Обычно

на первом месте в списке стоит самое привычное – то, как чело-

век себя осознает, что учитывает, планируя действия. Но это же

обычно и самое банальное и очевидное – очень часто, например,

указание на социальное положение или род занятий. Продолжая

список дальше, с какого-то момента вы сталкиваетесь с трудно-

стями: начинаете называть те свои характеристики, о которых

реже задумываетесь. На первом месте стоит, как правило, та ха-

рактеристика, которая для вас приемлема, а вот на последнем ме-

сте нередко оказывается та, к которой вы не знаете, как относить-

ся, или относитесь плохо.

61

Может оказаться очень интересным сравнить, какими слова-

ми определяете себя вы, а какими вас определяют родители, дру-

зья, одноклассники и др.

Задание 1.

Привести примеры на разные виды общения.

Задание 2.

Составьте списки употребляемых Вами речевых клише, вы-

ражающих:

- приветствие (утреннее, дневное, вечернее),

- прощание,

- извинение,

- поздравление,

- благодарность.

Укажите ситуации употребления этих клише и их стили-

стическое различие.

Задание 3.

Проиграйте предложенные ролевые ситуации. При обсу-

ждении и разборе выполненного задания обратите внимание на

поведение участников, их мимику, жесты, интонацию, соблюде-

ние этикетно-речевых правил.

1. Вы – председатель профсоюзного комитета организации. К

вам ходит

- ваша старая подруга,

- старый знакомый ваших родителей,

- незнакомая женщина,

- незнакомый молодой человек,

- руководитель организации,

- спонсор.

Примите их.

2. Вы – руководитель коммерческой организации. У вас в фирме

есть вакантное место. Вам необходимо побеседовать с 3-4 пре-

тендентами на это место. Они пришли по объявлению.

Задание 4.

62

Попытайтесь произнести слово-предложение Принеслис

выражением угрозы, радости, восхищения, негодования, злобы,

удивления, нерешительности. Пусть ваши слушатели попробу-

ют определить то настроение, которое вы хотели передать го-

лосом в каждом случае. Это задание поможет вам проверить,

хорошо ли вы владеете интонационными возможностями рус-

ского языка.

Задание 5.

Установите, сколько интонационных и смысловых вариан-

тов имеет предложение Как он смел?Обоснуйте свой ответ.

Задание 6.

Составьте и разыграйте по ролям диалоги мужчины со

своей матерью, которая упрекает его в том, что он не звонит

ей; с его сыном-восьмиклассником, который поздно приходит

домой; с директором школы, который недоволен его пятым

классом.

КОНСУЛЬТАЦИЯ 9.

Наши рекомендации