Уроки 17-19. Происхождение человека и становление общества

Тема II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Уроки 17-19. Происхождение человека и становление общества

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ...

Кто же есть человек? В чем его особенности?

О том, как трудно дать одно-единственное определение человека, свидетельствует такой исторический анекдот.

Платон, основатель философской школы, вопрошал своих учеников: что такое «человек»? Ученики затруднялись с ответом. Человек, ответил сам Платон, принадлежит роду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек».

Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни.

Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям.

Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного.

Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).

Уточняется общая теория антропогенеза - процесса выделения человека из мира животных, изучается соцыогенез - процесс становления общества, антропосоциогенез - двуединый процесс развития человека и общества.

Становление общества

«Что же было раньше - человек или общество?», - такой вопрос задают себе ученые. Как вы думаете, какое основное противоречие человека заложено в этом вопросе?

- Как назывался первый коллектив людей? Дайте ему характеристику.

- Какие факторы повлияли на дальнейшее формирование и усложнение общества?

Становление общества

Человек: Существо биологическое и Существо социальное

Как шло формирование общества людей?

I. Первые коллективы - человеческое стадо:

• непостоянный коллектив; • сходны с поведением высших социальных животных;

• вместе охотятся; • воспитывают потомство

II. Постепенное усложнение человеческого общества. Факторы усложнения:

• усложнение трудовой деятельности; • влияние обычаев;

• система табу - запреты на совершение определенных действий, которая обуздывает естественные инстинкты индивидуумов, подчиняет их интересам коллектива; • влияние тотемов

III. Переход от присваивающего к производящему хозяйству

IV. Переход к оседлому образу жизни

V. Увеличение численности людей на Земле, необходимость управления жизнью человеческого общества

VII. Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку - язык, искусство, мораль, наука, религия и др. Все это передавалось из поколения в поколение

III. Итог

- Каковы же основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа? -

- Укажите основные признаки понятия «человечество»? - В чем состоят особенности социальной памяти человека?

- Какую роль в становлении человека и общества играла культура?

Домашнее задание: Выучите § 7, выполните задания.

Великая тайна - человек

«Человек - самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», - так говорили мудрецы. Единого мнения не существует. Так, в прошлом одно направление философов (пессимистов) обращали внимание на биологическую, животную сущность человека. Один знаменитый немецкий философ писал, что человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия. Философу вторит поэт:

«Как ты ничтожен, человек, при всем величии твоем, в сравнении со Вселенной!»

Другое направление (оптимисты) веруют в то, что человек существо духовное, наделенное сознанием, стремящийся к истине, Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы», «Человек - это звучит гордо!»

Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука - философская антропология.

- Как вы думаете, чем она отличается от общей, биологической антропологии? - Связаны ли между собой эти две науки? Почему? - К каким выводам пришла сегодня философская антропология?

Великая тайна - человек. Что нам о нем известно?

Уроки 17-19. Происхождение человека и становление общества - student2.ru

Концепция философской антропологии:

• Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.

• Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.

• Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.

• Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».

• Их единство и образует сущность человека.

2. Человек - биосоциальная система

- Прочитайте внимательно п. 2 § 8. - Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека.

- Какие два начала сочетаются в человеке? - Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»? - Дайте характеристику одному из ключевых собирательных терминов философии - субъект.

- Что авторы учебника подразумевают под понятием «субъектность»? - Что такое «человеческая субъективность»?

- Дайте полное определение понятию «человек». - Таким образом, мы выяснили, что:

Человек

Уроки 17-19. Происхождение человека и становление общества - student2.ru

III. Итог

- Что вы узнали о философской антропологии? - Чем отличается человеческая субъекгность от субъективности? - В чем проявляется социальная деятельность человека? - Как соотносятся между собой мышление и деятельность? - Раскройте взаимосвязь языка и мышления. - Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание: Выучите § 8, выполните задания.

Общество и социум

- Вспомним, что такое «общество».

- Как же соотносятся между собой два понятия - «общество» и «социум»? На этот счет нет однозначного ответа.

Согласно одной точке зрения понятие «социум» многие исследователи определяют как синоним понятию «общество».

Согласно другой точке зрения под социумом понимается социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы.

Таким образом, социальное общество выступает формой его существования, внебиологическим способом связи людей.

Уроки 17-19. Происхождение человека и становление общества - student2.ru

Общество и природа

- Рассмотрим вопрос, что объединяет и что отличает общество и природу?

Общество: • имеет законы исторического развития; • занимается созидательной деятельностью; • преобразует мир, в том числе и природу.

Природа: • имеет собственные законы; • постоянный и непрерывный эволюционный процесс; • влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; • может замедлять или ускорять развитие стран и народов; • стихийна; • долговечна.

- Вспомните, как мыслители древности относились к природе? (В древности природная и социальная среды в сознании человека были неразделимы.

В эпоху Средневековья происходит разграничение социального (деятельность людей, направляемая их сознанием и волей), природного (естественная необходимость) и Божественного (предопределение свыше). Эти миры располагались в строгой иерархии: на вершине - мир Божественного, за ним - социального и, наконец, «косная природа».

В Новое время с началом индустриализации утверждается потребительское отношение людей к природе. Опасное для жизни человека загрязнение окружающей среды, постепенное исчерпание природных ресурсов вызвали экологический кризис, создали угрозу самому существованию человека.

В наши дни социальная среда воспринимается многими из нас как более значимая.)

В молодежном клубе обсуждается тема «Человек и этические проблемы природопользования». Первый выступающий сказал: «Этика - наука, изучающая мораль. Но мораль мы обычно связываем с отношениями между людьми. Чем вызвано распространение этических проблем на отношение к природе?» Второй участник дискуссии поддержал первого: «Разве можно говорить о нравственном отношении к природе? Ведь нравственные отношения, моральные нормы и оценки, основанные на понятиях добра и зла, справедливости, складываются только в процессе общения между людьми, то есть носят общественный характер». Третий возразил: «Почему можно и нужно говорить о нравственном или безнравственном от ношении человека к природе? Потому, что в отношении человека к природе проявляется и его отношение к другим людям, приносящее им пользу или вред».

Вам предоставляют слово. Что вы скажете?

Вторая природа»

На предыдущих уроках мы выяснили, что человек был, есть и, вероятно, останется созидателем существующего мира, творцом нового, творцом культуры. По мнению философа 3. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных. Что же такое культура? Попробуем исследовать это понятие.

- Прочитайте п. 3 § 9. - Почему культуру называют «второй природой»? - Что мы понимаем под культурой?

- Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле. - Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура»

- Какую роль играет культура в жизни общества? - Назовите главные черты культуры.

- Охарактеризуйте условное деление культуры на отдельные составляющие. - Почему это деление условное?

- Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры. Ученые-культурологи выделяют четыре важнейшие составляющие элемента культуры:

• понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира;

• взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности;

• ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться;

• правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Общественные отношения

В обществе между людьми складываются особые отношения. В науке их принято называть общественными отношениями. Это тот воздух, который мы не видим, но которым дышим, благодаря которому живем человеческой, а не животной жизнью.

Общество представляет собой своеобразный «коллектив коллективов». Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.

В широком смысле общественные отношения - это вся система социальных связей и зависимостей деятельности и жизни людей в обществе.

В узком смысле - опосредованные связи между людьми. Какие же характерные особенности имеют общественные отношения?

Уроки 17-19. Происхождение человека и становление общества - student2.ru Уроки 17-19. Происхождение человека и становление общества - student2.ru Уроки 17-19. Происхождение человека и становление общества - student2.ru Характерные черты общественных отношений

Относительно устойчивые связи Безличные (формальные) связи Затрагивающие важные стороны жизни

В зависимости от разных критериев, положенных в основу, существует несколько классификаций общественных отношений.

1. Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни.

К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др.

Вторичный уровень образуют отношения, которые, в отличие от отношений первого уровня, возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей.

2. Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные.

Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого.

Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.

3. Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений: социокультурные, политические и производственные.

Социокультурные Политические Производственные
Семья СМИ Церковь Творческие союзы Учреждения культуры Партии Движения Лоббистские группы (группы давления на власть) Частные предприятия Акционерные общества Профессиональные общества

Как особый вид общественных отношений следует отметить также межличностные отношения.

- На уроках естественно-научных дисциплин вы узнали, что объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями называется законом или объективной закономерностью. Как вы думаете, можно ли считать общественные отношения проявлением такой связи, т. е. «объективной закономерностью»?

- Как подобное утверждение можно соотнести с сознательно-волевой деятельностью людей? Свой ответ аргументируйте.

III. Итог

- Каковы основные значения понятия «общества»? - В чем вы видите разницу в понятиях «общество» и «социум»? - Каковы основные уровни анализа общества? - Как соотносятся между собой природа и общество?

- Прокомментируйте следующее высказывание английского философа Г. Бокля: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен». Это было сказано полтора столетия назад.

- Как вы думаете, подтверждаются ли слова Г. Бокля в современном мире? Свой ответ аргументируйте.

- Покажите многозначность понятия «культура». - Какова ее роль в жизни общества?

- Можно ли, по-вашему, прожить без знания творчества А.С. Пушкина?

- Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную.

- Какие отношения философы считают общественными?

- Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы?

- Выполните задания к параграфу на с. 97-99. Домашнее задание: Выучите § 9, выполните задания.

Тема II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Уроки 17-19. Происхождение человека и становление общества

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ...

Кто же есть человек? В чем его особенности?

О том, как трудно дать одно-единственное определение человека, свидетельствует такой исторический анекдот.

Платон, основатель философской школы, вопрошал своих учеников: что такое «человек»? Ученики затруднялись с ответом. Человек, ответил сам Платон, принадлежит роду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек».

Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни.

Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям.

Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного.

Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).

Уточняется общая теория антропогенеза - процесса выделения человека из мира животных, изучается соцыогенез - процесс становления общества, антропосоциогенез - двуединый процесс развития человека и общества.

Наши рекомендации