Сектор профессиональных средств массовой коммуникации

Журналисты, работающие в конкурирующих средствах массовой коммуникации, связаны с организованными интересами отчасти как пропагандисты. Работа в традиционных общественных службах предпо­лагает ряд ограничений. Здесь акцент делается на беспристрастности; информировании о различном видении истины, нежели чем выявлении истины. Работающие в коммерчески-ориентированных организациях зачастую определяют профессионализм в терминах ценностей рынка. Перечисленные различные подходы способствуют плюрализму концеп­туальных схем, реализация которых должна быть обеспечена в рамках здоровой системы массовой коммуникации. Кроме того, должна быть обеспечена и другая возможность — деятельность независимых, ори­ентированных на поиск истины журналистов. (...)

Формирование профессионального сектора также предполагает появление в ее рамках части средств массовой коммуникации, обра­щающихся к аудитории различным способом. Речь идет не об органи­зованных группах, а о совокупностях индивидов которые могут быть идентифицированы посредством их «голоса и диалекта».

Какие голоса появятся в эфире зависит от того, как журналисты и создатели программ распорядятся имеющимися у них ресурсами. Однако существует вакуум, который должен быт заполнен. Речь идет о возрождении радикального, самостоятельного стиля поиска правды, представленного в художественном вещании и его журналистских ана­логах. В период расцвета этой формы в конце XIX века в Европе и Америке ее влияние состояло в расширении границ общественного сознания. Достигалось это через освещение состояния в уязвимых сфе­рах; информировании о тех, кто в силу ограниченности возможностей, оказался не в состоянии заявить о своих требованиях обществу.

Профессиональный сектор не просто прибавляет разнообразия си­стеме массовой коммуникации. Он привносит в эту систему важный элемент контроля. Общественное вещание связано с государством; ры­ночный сектор находится под влиянием большого бизнеса; граждан­ский сектор, по крайней мере его наиболее влиятельная часть, контро­лируется коллективно организованными интересами. При этом имеет­ся потребность в профессиональном секторе, который будет основой независимости; с его помощью будет поддерживаться критическое на­блюдение за всеми центрами власти в обществе; они будут открыты общественному мнению.

Необходимо создать такие институциональные условия, которые обеспечивали максимальную свободу создателям программ. Это может быть реализовано в форме двух организаций. Одна из них контро­лирует телеканал меньшинства, другая — радиоканал меньшинства.




Хрестоматия


Курран Дж.




Причем эти организации будут заняты прежде всего заказом программ, а не их созданием. Это явится предпосылкой того, что программы будут создаваться малыми неформальными производящими компани­ями. Члены правления обоих каналов могут избираться из числа лиц, занятых в теле- и радиоиндустрии. Тем самым будет обеспечена их независимость от правительства. Финансирование каналов может быть дополнено за счет ежегодного налога на частотный сектор, накла­дываемого на держателей прав коммерческого телевидения и радио, являющимся, в свою очередь, способом ослабления рыночного давле­ния. Суть всего этого состоит в создании идеальных условий для двух показательных каналов, управляемых индустрией вещания.

Сектор частных предприятий

Конкуренция между коммерческими средствами массовой ком­муникации приводит к более острой реакции последних на запросы аудитории. Наличие коммерческих средств коммуникации создает в си­стеме компенсирующее и корректирующее влияние на них со стороны других сил — от профессиональных журналистских организаций до групп организованных интересов. Это видоизменяет остальные эле­менты системы массовой коммуникации. Тенденция, при которой частные предприятия массовой коммуникации отдают предпочтения правым перспективам также способствует разнообразию системы в це­лом.

Сектор частного вещания, способствует в некоторой мере укреп­лению контрольной функции массовой коммуникации. Общепринятая точка зрения о том, что эти предприятия являются полностью неза­висимыми от правительства оказывается ошибочной. Однако сектор частных предприятий уязвим для правительственного влияния иначе, чем от организаций формально связанных с государством. И в этом отличии состоит мера его безопасности.

Значительный частный сектор должен иметь место в сфере прессы и новых технологий телевидения. Не следует организовывать нерегули­руемый сектор коммерческого телевидения в ультракоротковолновом частотном спектре (когда сигнал распространяется по воздуху). Тем самым может быть подорван плюрализм в остальных составляющих системы вещания. Это исчерпает возможности вложений от рекла­мы, необходимых для поддержания альтернатив. Это также породит давление на конкурентов в направлении усреднения рынка за счет удешевления ресурсов и упрощения творческих решений.

Сектор социального рынка

Основным недостатком рыночного сектора является то, что он не функционирует более так, как это предполагалось в теории. Рыночное

доминирование и масштабы экономик ограничивают конкуренцию; высокие цены доступа на рынок являются формой идеологического контроля; ограничения на рыночный выбор сокращают возможности влияния аудитории.

Одним из вариантов преодоления этого является шведская система поддержки печати. Здесь модифицированы базовые правила конкурен­ции. Ядром этого является сложная и хорошо отлаженная за многие годы перераспределительная система. Субсидии здесь получают изда­ния с небольшими тиражами. Такая система позволяет поддерживать разнообразие органов печати и, в то же время, не ведет к правитель­ственному контролю41.

Другим подходом, наиболее приемлемым в условиях отсутствия устойчивой шведской социально-демократической культуры, является организация социального рыночного сектора, как способа возрождения рыночной системы. Основной целью является при этом расширение реального выбора средств массовой коммуникации. Достигается это при помощи становления новых форм соревнования, которые включе­ны социальные силы, не представленные на рынке.

Более конкретно можно говорить о трех способах. Инновацион­ные способы организации средств массовой коммуникации могут быть установлены в форме, увеличивающей многообразие материалов. При­мером успешной реализации этого является британский Четвертый канал. Канал, обслуживающий интересы меньшинства, финансирует­ся за счет рекламы и получает гарантированный доход от основных коммерческих сетей. Модель Четвертого канала как центра инноваций, имеющего многоуровневое субсидирование и находящегося в конку­рентном контексте, может быть перенесена и на другие источники массовой коммуникации.

Второй способ предполагает организацию общественно финан­сируемых агентств. Их целью является поддержка деятельности, на­правленной против конгломератов массовой коммуникации, которая будет исходить от групп с ограниченными ресурсами и с определенны­ми перспективами на успех. Одним из секторов, где подобный орган может иметь серьезное влияние, является местное радио. Первичные затраты для проникновения сюда до сих пор невысоки.

Третий способ связан с введением жестких антимонопольных мер, ограничивающих доминирование на рынке крупнейших коммуникаци­онных конгломератов. Это может быть не просто ограничением преде­лов для расширения, но и лимитированием чрезмерной концентрации посредством лишения прав. Однако, если это будет способствовать

Hulten О. Mass Media and State Support in Sweden. Stockholm: Swedish Press Institute, 1984; Picard R. The Ravens of Odin. Ames: Iowa State University, 1988.


Голдинг П., Мэрдок Г.





расширению социальной базы собственников средств массовой комму­никации, агентства должны быть в состоянии помочь в приобретении этих средств группам, не обладающими соответствующими финансо­выми возможностями. В противном случае антимонопольный контроль может просто привести к продаже одного конгломерата другому, ко­торый будет наделен правами покупателя в соответствии с новыми правилами монополии/

Ретроспектива

Выше были приведены материалы, в которых содержалась сложная совокупность требований к демократической системе средств массовой коммуникации. Она должна помогать людям выявлять их интересы; усиливать секционные солидарности и способствовать функциониро­ванию организаций, необходимых для эффективного представления коллективных интересов; поддерживать постоянное наблюдение за правительством и центрами власти; обеспечивать ресурсы для защиты и выражения слабых и неорганизованных интересов. Кроме того, эта система должна создавать условия для формирования соглашения или компромисса на уровне общества в целом, который будет основан на учете специфики, а не на доминировании. Это может быть реализовано с помощью установления ядра или центральной системы обществен­ного вещания. Это ядро должно быть окружено секторами частных предприятий, социального рынка, профессиональным и гражданским секторами массовой коммуникации. Последние будут усиливать функ­ционирование общественного вещания, как открытой системы диалога, и служить дополнительным импульсом коллективной традиции гра­жданского общества. Говоря кратко, предложенная схема представляет собой адаптацию к современному контексту исторической идиллии Хабермаса, с которой было начато наше изложение.

Голдинг П., Мэрдок Г.

Культура, коммуникации и политическая экономия*

Наши рекомендации