Проблемы повышения правовой культуры общества

Главным препятствием к формированию высокой правовой культуры было признано отсутствие для это­го объективных оснований.

По словам Н.Н. Вопленко, вообще не совсем корректно говорить о целенаправ­ленном повышении правовой культуры, поскольку это естественный процесс, который нельзя формировать "кавалерийским натиском"; речь должна идти скорее о мерах по созданию для него необходимых условий. В числе таких мер участниками конференции были предложены следующие:

- в сфере общегосударственной стратегии- нацелен­ность государственной политики на защиту интересов личности, выработка единой правовой политики, все­мерное обеспечение благосостояния граждан, стро­жайшее соблюдение Конституции и законов всеми го­сударственными органами;

- в сфере правотворчества- профессионализация за­конодательной деятельности, предоставление населе­нию права законодательной инициативы распространение знаний в области юридической техники, широкое публичное освещение законопроектной деятельности, усиление юридической ответственности за нарушение прав и свобод граждан;

- в сфере правоприменения- лицензирование юри­дических профессий, развитие судебной системы, обеспечение прямого действия норм Конституции РФ, проведение практических семинаров для работников государственных органов, создание консультативных советов при юридических ведомствах;

- в сфере юридического воспитания- повышение общей нравственности граждан, популяризация право­вых знаний (в том числе через средства массовой ин­формации), использование ролевых игр и практичес­ких ситуаций, пробуждение интереса к правовым зна­ниям и повышение их доступности, применение методов рекламы и "public relations", развитие семей­ного правового воспитания;

- в сфере юридической науки и юридического обра­зования- дальнейшее развитие научных исследований в области правовой культуры, преодоление разрыва между наукой и практикой, повышение эффективнос­ти высшего юридического образования, введение юридических дисциплин в неюридических вузах и об­щеобразовательных учреждениях;

-в сфере гражданского общества и личной инициа­тивы- развитие системы общественных организаций, активное отстаивание личностью своих прав, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола.[12]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав реальную ситуацию в стране, можно прити к выводу о достаточном низком уровне правовой культуры, при чём как на обыденном, так и на профессиональном уровне.

Что касается научного (теоретического) уровня, то он более высок, но основная проблема заключается в том, что теоретические знания далеко не всегда бывают, доведены до населения в силу различных обстоятельств, (например: достаточно высоких цен на юридическую литературу, совершенно необоснованных: трансляции телепередач, содержащих информацию данного рода в очень позднее время, деградация населения в связи с употреблением алкогольной продукцией и наркотических средств, нежелания граждан повышать свой правовой и культурный уровень, низкий уровень образования).

Если рассматривать степень развитости правосознания населения, то, скорее всего, наибольшее развитие получил такой элемент правосознания как правовая психология, как познание, осмысление права на более доступном для большей части населения уровне. Следовательно, такой элемент правосознания, как, так называемый поведенческий или волевой, заключающийся в готовности граждан совершать конкретные действия, больше основан на правовой психологии, чем правовой идеологии.

Таким образом, повышение правовой культуры общества в процессе формирования гражданского общества должно опираться именно на правовое обучение, систематическое информирование населения о всевозможных изменениях в законодательной базе государства. Кроме того, необходимо при обучении специалистов юридических специальностей доводить до них мысль о том, что их будущая деятельность должна основываться на защите прав и свобод человека от возникающих посягательств на их права, т.е. они должны опираться в своей работе на формулу «защита слабого от сильного», что будет являться важнейшим элементом в воспитании правовой культуры всего общества.

Правовая культура как социально-духовный феномен - слож­ное явление, определенное единство всеобщего, особенного и единичного. Эффективность каждого элемента в общем меха­низме воздействия на человека изменяется в зависимости от целого комплекса факторов — это время, социальное про­странство, экономическая ситуация, политическая обстановка. Каждая составляющая этого механизма может быть детерми­нирующим элементом при условии воздействия на сознание и правосознание личности и общества в целом.

Правовая культура выполняет основные функции общей культуры: служит удовлетворению социальных потребностей, воздействует на социально-правовую действительность в за­висимости от творческой активности, юридических знаний и интеллекта каждого отдельного индивида.

Основными функциями правовой культуры являются: социальная, познавательно-преобразовательная, ценностно-нормативная и воспитательная.

В заключении хотелось бы сказать, что хотя уровень правовой культуры оставляет желать лучшего (впрочем, как и культуры вообще), зато есть огромный потенциал, возможности, которые необходимо использовать на практике. Но это не будет даваться легко, т.к. сложившаяся ситуация в стране является следствием сложных внутренних процессов, протекающих в государстве на протяжении длительного времени и, которые, конечно же, не могли не повлиять на общественное сознание, на сознание каждого отдельного человека.

В заключении, подводя итог под вышеизложенным, можно сказать, чтоформирование правовой культуры — это сложный и длительный процесс,затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формированияправовой культуры являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества. Правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры общества черезпроцессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.

Проведенное исследование правовой культуры гражданского общества позволяет сделать следующие основные выводы. Российское общество находится ныне в переходном периоде, для которого характерно наличие целого комплекса острейших экономических, политических, социальных, духовных проблем, среди которых центральное место принадлежит кризису власти, государственности. В силу различных причин, отсутствия крепких демократических традиций в обществе нет единства в действиях различных ветвей власти, царит правовой беспредел, преступность достигла опасных размеров, для населения характерны правовой нигилизм, политическая апатия и пассивность.

Решение проблем выхода общества из кризиса видится в становлении гражданского общества и правового государства, что позволит вернуться в лоно цивилизованного развития, создать достойные, человека условия жизнедеятельности.

В этом процессе свое специфическое место занимает правовая культура - неотъемлемый атрибут правового государства и гражданского общества. Она в отличие, например, от политической культуры должна характеризовать жизнедеятельность всех и каждого в отдельности члена общества, всех государственных и общественных органов и институтов.

Правовая культура - сложное явление, система, совокупность различных компонентов, берущих начало и в культуре, и в праве. Ее, с одной стороны, можно рассматривать как один из аспектов сложившейся социо-нормативной системы, характеризующей нравственно-этическую и политико-правовую зрелость всего общества, как один из показателей уровня его цивилизованности. С другой стороны, правовая культура характеризует глубину индивидуального восприятия права и умение приспособить нормы действующего права и своим интересам и потребностям. В этом смысле право приобретает жизненную ценность.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституции РФ/ 25 декабря 1993 года

2. Ахметов А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирование правовой культуры //Юридическое образование и наука.- 2014.- № 3, с. 9-12

3. Бабенко А.Н. Правовая культура личности (философско-социологический аспект) Автореф.канд.соц.наук. - М., 1996

4. Бородич В.Ф. Введение в правоведение. М.: Центр гражданского образования на базе АПКПРО, 2009

5. Васильев А.А. Концепция правового воспитания в контексте консервативной правовой доктрины России // Юридическое образование и наука. -2012. -№ 3. С. 11 - 14.

6. Васин Г.Н. Сущность и функции правовой культуры // Социально- гуманитарные знания.- 2007 .- № 4,с . 335-337

7. Киреева С.А. Правовая культура и правосознание как сред­ства демократизации политического режима- Астрахань, 1995

8. Левина С.В. Воспитательная функция права и правовая культура: содержание и формы сосуществования // Российский юридический журнал.- 2010. - № 6. С.44.

9. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно- теоретической конференции) // Государство и право.- 2001.- № 10, с. 109

10. Соколов Н.Я. О понятии правовой культуры // Lex Russica: Науч. тр. МГЮА. 2004. N 5. Т. LXIII.

11. Спиридонов Л.И. Теория государства и права.- СПб.,1995

12. Теория го­сударства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. - М.,2011

13. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Инфра-М, 2011

Курсовая работа выполнена мною совершенно самостоятельно.

Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

     
(Ф.И.О. студента)   (подпись студента)
    «____»______________201__г.

Курсовая работа студента ___________________________ соответствует всем предъявляемым требованиям и может быть допущена к защите.

Научный руководитель /_______________________/
«____»______________201 __ г. (подпись)

Курсовая работа защищена с оценкой _________________________

Члены комиссии:  
1. /_______________________/
  (подпись)
2. /_______________________/
  (подпись)
3. /_______________________/
  (подпись)
«____ »______________201 __ г.  

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу закрепить за мной тему курсовой работы  
 
 
(указать наименование темы)
и назначить научного руководителя.
 
«_____» _________________ 2014 г.  
  подпись студента
 
 
Руководитель курсовой работы – преподаватель:
 
(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание,)
 
Декан юридического факультета     Синельникова Т.В.
(подпись)
«_____» _____________ 201 __ г.  
   
Ознакомлен и согласен  
Научный руководитель    
  (Ф.И.О., ученая ст., звание) (подпись)
«_____» _________________ 201 __ г.  
   
   
Окончательный вариант названия темы:
 
 
 
(в случае корректировки названия)  
               
  УТВЕРЖДАЮ Декан юридического факультета Синельникова Т.В. «___»_________________20__г.

ЗАДАНИЕ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Студенту(ке)   курса группы №  
 
(Ф.И.О. полностью)
Тема  
 
           
Сроки выполнения Задание Отметка руководителя о выполнение (подпись)
«___»___________201_ г. -выбрать тему курсовой работы; -написать заявление выбранной теме; -узнать о назначении руководителя;  
«___»___________201_ г. -встретиться с руководителем, обсудить задание по курсовой работе;  
«___»___________201_ г. -разработать план работы; -согласовать план с руководителем; -собрать материалы для курсовой работы; -консультация с научным руководителем; -написать 1 главу;  
«___»___________201_ г. -написать 2 и 3 главы; -консультация с научным руководителем;  
«___»___________201_ г. -подготовить введение и заключение; -оформить работу в соотв. с требованиями; -сдать курсовую работу руководителю; -готовиться к защите;  
«___»___________201_ г. -пройти защиту.    
Руководитель           «___»_________201 __ г.  
  (подпись) (ФИО)
  Задание принял к исполнению  
  (подпись студента)
             
Нижегородский филиал негосударственного некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования "Гуманитарный институт" (г. Москва) ________________________________________________________________________________ 603144, г. Н. Новгород, ул. Анкудиновское шоссе, д. 34 тел.: 422-54-93
РЕЦЕНЗИЯ
на курсовую работу студента (ки)  
(фамилия, имя, отчество)
  курса юридического факультета группы  
на тему:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Результат рецензирования  
  (допущен (а) к защите, неудовлетворительно)
«____» ______________ 201 __ г.  
 
 
Отметка о защите работы
Оценка    
 
«____» ______________ 201 __ г.
(подпись)
                     

[1] Соколов Н.Я. О понятии правовой культуры // Lex Russica: Науч. тр. МГЮА. 2004. -№ 5. -Т. LXIII.- С. 382

[2] Киреева С.А. Правовая культура и правосознание как сред­ства демократизации политического режима- Астрахань, 1995, с.17.

[3] Левина С.В. Воспитательная функция права и правовая культура: содержание и формы сосуществования // Российский юридический журнал.- 2010. - № 6. С.44.

[4] Спиридонов Л.И. Теория государства и права.- СПб.,1995, с.120.

[5] Бабенко А.Н. Правовая культура личности (философско-социологический аспект) Автореф.канд.соц.наук. - М., 1996, с.12.

[6] Васин Г.Н. Сущность и функции правовой культуры // Социально- гуманитарные знания.- 2007 .- № 4,с . 335-337

[7] Ахметов А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирование правовой культуры //Юридическое образование

[8] Бородич В.Ф. Введение в правоведение. М.: Центр гражданского образования на базе АПКПРО, 2009, с. 15

[9] Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2012, с. 570

[10] Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Инфра-М, 2011, с.312

[11] Васильев А.А. Концепция правового воспитания в контексте консервативной правовой доктрины России // Юридическое образование и наука. -2012. -№ 3. С. 11 - 14.

[12] Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно- теоретической конференции) // Государство и право.- 2001.- № 10, с. 109

Наши рекомендации