Глава 1. правовая культура: сущность, функции

ВВЕДЕНИЕ

Состояние правовой культуры государства является показателем степени зрелости его правовой системы, отражает до­стигнутый уровень прогрессивно-правового развития.

Актуальность проблемы исследования правовой культуры граждан обусловлена своеобразием современного этапа развития российского общества, характеризующегося кардинальными преобразованиями всех сфер человеческой деятельности. Динамизм общественных процессов, быстрое возникновение и смена кризисных ситуаций, обострение противоречий социальных групп и политических сил, другие фактора объективно предполагают соответствующей уровень правовой культуры в обществе. Анализ процесса становления правовой культуры - проблема чрезвычайно важная и сложная. Правовая культура, - это синтетическое образование, поэтому изучать этот феномен только в собственно правовом содержании недостаточно.

Следует осознать принципиальный для понимания механизмов становления правовой культуры факт: в России еще очень долго не удастся создать мощный слой граждан - "средний класс", который придает политическую устойчивость странам, цементирует государственность и гражданское общество. реальная перспектива в нашей стране - дальнейшее; расслоение общества и нарастание различного рода конфликтов. Поэтому для обоснования путей становления правовой культуры чрезвычайно важно выявить такие ценности, которые смогут объединить даже непримиримых политических противников.

Особое значение для государства и общества имеет профессиональная правовая культура, в которой сливаются воедино юридический про­фессионализм и профессиональная этика.

Правовая культура – это общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву. Совокупность правовых знаний виде норм, убеждений и установок создаваемых в процессе жизни деятельности человека и регламентирующих правил взаимодействия личности, социальной этнической, профессиональной группы общества, государства и оформленных в виде законодательных актов, которые принимаемые обществом. Проявляются в труде, общении и поведении. Складываются под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения субъектов общества. Правовая культура является одним из компонентом духовной культуры.

Уровень правовой культуры ограничен повседневными рамками жизни людей присоприкосновении с правовыми явлениями. Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности.

Следственная и судебная практика дает многочисленные примеры нарушений, которые свидетельствуют не столько о незнании закона следователями, прокурорами, судьями, сколько о неуважении к нему, об уверенности в безнаказанности, безразличии к судьбе человека, обвиненного в преступлении.

Именно от уровня культуры общества зависит постижение сущности правовых явлений, понимание закономерностей и тенденций их дальнейшего развития. Уровень общей культуры общества, адекватность отражения в ней потребностей общественного развития - необходимое условие правильной постановки цели в праве, достижения успеха в правовом регулировании[1] общественных отношений.

Цель работы:

-изучить особенности правовой культуры;

- проанализировать правовую культуру общества и правовую культуру личности;

Задачи работы:

-уточнить сущность и функции правовой культуры;

-рассмотреть правовое воспитание как важнейшее условие формирование правовой культуры и проблемы повышения правовой культуры общества.

Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. Целью данной работы является определение правовой культуры общества и способы её формирования. В целях достижения цели следует рассмотреть правовые концепции такого явления как правовая культура, её структурные компоненты и пути преодоления проблем, встающих на пути её формирования. Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культуры приобретает особое значение в настоящий период развития общества, когда происходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан. Чтобы эта работа происходила успешно и дала желаемые результаты, важно иметь представления об этих недостатках и том вреде для общества и отдельных людей, который такими недостатками вызывается.

Сущность правовой культуры

Решение многообразных задач, стоящих перед современным российским государством, возможно лишь на прочной правовой базе. Нельзя стабилизировать общество, а тем более продвигаться вперед, не имея системы юридических норм -«правил игры», четко определяющих, что можно, должно и нельзя делать гражданам. В любой сфере человеческой деятельности объективно необходимы четкая организация отношений между индивидами. Это достигается путем выработки соответствующих правил поведения и средств, обеспечивающих порядок. Изучение определенной социальной системы, действующих в ней норм, правил поведения, требований, идеалов позволяет определить сущность этих нормативных предписаний, выявить их единство или противоречивость в зависимости от решаемых обществом задач, их целенаправленность в соответствии с насущными потребностями и интересами. Система регулирования поведения людей включает общественное со­знание во всех его формах - политической, правовой, этической, эстетической, философской, соответствующие нормы и определенные способы их регуляции.

Современная Россия пока еще только совершает свои первые шаги к правовому государству. Этот переход достаточно своеобразен и непрост, он долго искусственно сдерживался. Историческое своеобразие России заключается в том, что у нас право всегда понималось как насаждаемая сверху абстрактная категория вроде советской или современной российской кон­ституции, а подлинно правовых отношений длительный период не было.

Поскольку деятельность человека невозможна без создания эталонов, норм, стереотипов поведения, организующих его деятельность, то эти нормы, эталоны органически включены в содержание культуры. Такой подход позволяет полнее раскрыть социокультурный смысл норм и ценностей, их роль в развитии культурных процессов, противоречивость норм, относящихся к различным этапам культурного развития общества, преемствен­ность норм, ценностей и традиций как способов исторического процесса становления и развития культуры.

Нормативная характеристика - один из важнейших аспектов культуры. Ценности и нормы дают наиболее полное представление о сущности культуры общества, о положении личности в ней, о границах и формах ее деятельности, о качественной оценке свободы личности, ее возможностях в культурном твор­честве.

Социально-культурный прогресс общества является в то же время прогрессом его нормативных норм. Развитие нормативных структур конкретного общества наиболее четко характеризует развитие такой составной части культуры общества, как правовая культура и находит свое отражение в праве. В нем сконцентрированы все важнейшие социальные принципы и нормы, которые в разные эпохи придавали этому институту своеобразную окраску в соответствии с экономическим строем, политическим порядком и культурой общества. Правовые отношения являются определенным выражением культуры на конкретном историческом этапе развития человечества. Уровень правовой культуры обусловливается, прежде всего, достигнутым уровнем материальной и духовной культуры.

Выступая как социальное явление, правовая культура имеет ярко выраженную целевую направленность. Она охватывает всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в ее функционировании и развитии, а также соединяет в себе правовые знания, взгляды и установки личности, правовую активность граждан. Развитая правовая культура позволяет человеку правильно воспринимать и перерабаты­вать адресованную ему как члену общества социально-нормативную информацию, оценивать свои и чужие действия и по­ступки с точки зрения действующих законов, определять себе конкретные цели и выбирать законные средства для их дости­жения. Значение правовой культуры состоит в том, что будучи совокупностью всех компонентов правовой системы, она по­зволяет им более эффективно функционировать в интересах прогрессивного развития общества.

Следует отметить, что правовая культура наряду с нормами и ценностями собственно права предстает как система реаль­ных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей. Право­вая культура - это совокупность всех позитивных компонентов правовой действительности в ее реальном функционировании. Она воплощает в себе достижения правовой мысли и правовой политики, уровень правовой информации и деятельности чле­нов общества. Оказывая влияние на объект своего примене­ния, правовая культура находится в динамичном состоянии. Общее направление ее развития прогрессивное, однако, этот факт не исключает этапы, на которых существует возможность «попятного» движения, своего рода регресса. Тогда правовая культура становится одним из рычагов реакционных сил в об­ществе, сковывающих процесс прогрессивного развития. Таким образом, правовая культура, являясь составной частью общей культуры общества, в наибольшей степени подвержена изме­нениям, порождаемым основными тенденциями в развитии общества.

В каждом обществе существует какая-то степень подчине­ния праву, его престижу, какое-то общее напластование раз­личных оценок, моральных и социальных позиций, обычаев, которые поддерживают или ослабляют действие правовой сис­темы. Эту общность навыков и ценностей, связанных с одобре­нием, оценкой, критикой и реализацией правовой системы, можно определить как общую правовую культуру данного обще­ства. Эта правовая культура может быть более или менее раз­вита, а ее отдельные части могут быть в различной степени согласованы со всей культурой. Но существуют и определенные отклонения от основополагающих начал этой общей правовой культуры.

В этом отношении следует согласиться с С.А. Киреевой, ко­торая утверждает, что правовая культура общества не может быть негативной, так как это тогда свидетельствует об отсут­ствии такой или, точнее, о явлениях антикультуры. Правовую культуру также нельзя назвать нейтральной, поскольку культу­ра тесно связана с человеком и его деятельностью. Невозмож­но представить себе гражданина - субъекта права, вступающе­го в правоотношения с другими людьми, с государством и абсо­лютно «нейтрально» относящегося к своим правам и обязан­ностям, возлагаемым на государственные учреждения, обще­ственные организации, правоохранительные органы.[2]

Понятие «культура» (от лат. - culture) означает воспитание, образование. Следует согласиться с мнением С.В. Левиной относительно того, что «правовая культура необходима для укрепления в обществе принципов правовой законности и социальной справедливости, создания такой нравственной атмосферы, в которой человек может свободно жить. Она выступает показателем высокой гражданской активности и ответственности граждан»[3]

Наиболее объективным показателем уровня правовой куль­туры общества является степень разви­тости его государственно-правовых норм и институтов. Для со­временной России путь к правовой государственности должен стать школой правовой культуры, школой понимания смысла, назначения и ценности права, правового государства и зако­нов. «Законы, - считает Л.И. Спиридонов, - становятся частью культуры постольку, поскольку они совпадают с правом, санк­ционируя сложившиеся культурно-правовые правила поведе­ния»[4]. С этим можно согласиться, но следует отметить, что в его концепции просматривается идеализация права, отрыв права от его формы выражения. Ведь право изначально возникло из обычаев, которые далеко не всегда были безукориз­ненными, не всегда отличались гуманностью.

Культурный прогресс невозможен, если он не вносит прин­ципиально новое в положение личности в обществе, отдель­ных социальных групп в целом. Правовая культура находится в прямой связи с объемом прав и свобод личности. А.Н. Бабенко обращает внимание на внутренние детерминанты правовой культуры личности, на факторы формирования интеллектуаль­ного ее компонента у законопослушных граждан и граждан, имеющих антиправовую установку. Он справедливо отмечает необходимость учета особенностей правовой культуры в усло­виях динамики правовой системы, изменения правовых идеа­лов и принципов правовой жизни, выделяя при этом уровни правовой культуры: обыденный, теоретический и профессио­нальный[5].

Обыденный уровень правовой культуры, по его мне­нию, ограничен рамками повседневной жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыден­ной правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уров­ня теоретических обобщений, используется людьми в их по­вседневной жизни при соблюдении (исполнении) юридических обязанностей и использовании субъективных прав. Теорети­ческий уровень правовой культуры представляет собой науч­ные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений в целом, всего механизма правового регулирования. Именно здесь наиболее полно реализуется творческий аспект правовой культуры, подлинно человеческий смысл которого состоит в творчестве и самотворчестве личности.

Профессио­нальный уровень правовой культуры складывается у лиц, спе­циально занимающихся правовой деятельностью, например, у юристов. При непосредственном, каждодневном соприкосно­вении с правовыми явлениями у них вырабатывается профес­сиональный уровень правовой культуры. Этой культуре свой­ственна более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующей области профессиональной дея­тельности.

Очевидно, что правовая культура в основном зависят от знания права, помимо которого они могут быть наделены специфической правовой определен­ностью. Однако знание права не является решающим факто­ром правомерного поведения. Эти факторы должны включать не только негативные санкции, юридическое просвещение, но и национальную государственно-правовую идеологию, влияющую на формирование правовых становой личности в ее соци­ально-конкретных, не всегда благоприятных объективных усло­виях.

Таким образом, правовую культуру можно определить как самосознание, ответственность в реализации требований пра­ва; творческую ориентацию на общечеловеческие ценности и нормы национальной культуры в противоречивых правовых си­туациях, предполагающую в своем высшем проявлении интуи­тивное правовое поведение, участие в правотворчестве.

Индивидуальная правовая культура накапливается на основе индивидуального социально-духовного опыта, как освоения и воспроизводства существующих культурных достижений, так и непосредственно целесообразной деятельности по достижению конкретных жизненных целей. Качество правовой культуры ин­дивидов весьма различно. Ее накопление носит в целом случай­ный с точки зрения общества характер, но подвластный как ин­дивиду, так и обществу, располагающему закрепленным в той же культуре арсеналом средств разнообразного воздействия на че­ловека, на его жизненную практику и судьбу.

Понятие индивидуальной правовой культуры складывается на основе характерных, свойственных только ей воплощений, каковыми выступают, прежде всего, правовые качества лично­сти, правовое поведение и права человека.

Функции правовой культуры

Правовая культура выполняет основные функции общей культуры: служит удовлетворению социальных потребностей, воздействует на социально-правовую действительность в за­висимости от творческой активности, юридических знаний и интеллекта каждого отдельного индивида. Даже самые ради­кальные мероприятия, законы, реформы, не учитывающие соб­ственно человеческий фактор, роль личности в осуществлении новых общественно-политических реформ, не принимающие в расчет устоявшиеся традиции правовой культуры, ее ценност­ные ориентации, или не приносят желаемого эффекта, или вызывают социальные конфликты.

Социальная функция правовой культуры во многом превос­ходит границы нормативного воздействия права на обществен­ные отношения. Она прямо или косвенно оказывает влияние на формирование сознания и деятельность различных слоев общества, их социальные отношения, направления и темпы развития социальных структур.

Основным приоритетным фактором в этом процессе явля­ется деятельность, концентрирующая в себе основные тенден­ции социальной реальности, существенные характеристики правовой культуры общества, любого института политико-пра­вовой системы или отдельной личности. Все это вовсе не озна­чает игнорирования духовных аспектов правовой культуры. Именно сознание и деятельность образуют начала правовой культуры общества и личности.

Правовая культура общества как система взаимосвязана с внешними по отношению к ней системами, а также с система­ми более высокого порядка, в которые она включена. Нет со­мнений в том, что функционирование правовой культуры обще­ства детерминировано системой социально-экономических отношений. Эта детерминация правовой культуры общества вызывает к жизни такую функцию, как правовое обеспечение процесса становления новой российской государственности. Содержание указанной функции изменяется по мере измене­ния задач на том или ином этапе реформирования общества. Реализовываться эта функция может различными путями, в том числе благодаря формированию у населения правовых знаний, убеждений, привычек и т.д., обеспечивающих их правомерное, социально активное поведение в правовой сфере. Здесь важ­на и выработка навыков правовой деятельности граждан и об­щества в целом, реформирования всей правовой системы. Это одна из основных функций правовой культуры общества на се­годняшний день.

Из неё вытекают другие функции, среди которых можно вы­делить: освоение и преобразование правовой реальности, т. е. познавательно-преобразовательную, ценностно-нормативную, воспитательную, коммуникативную.

Познавательно-преобразовательная функция правовой культуры общества связана с задачей формирования правово­го государства. Познание правовой реальности предполагает учет тех кризисных процессов, которые протекают в экономи­ческой, политической и социальной сферах общества. Транс­формация российского общества предполагает использование возможностей такой функции правовой культуры общества, как освоение и преобразование правовой реальности.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры обще­ства направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, ди­намичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы. Правовая культура связана не только с от­ражением правовой реальности, но и с активным обратным воздействием на нее. Эта функция правовой культуры реализу­ется с помощью норм права, усвоение которых необходимо каждому гражданину для его успешной жизнедеятельности в рамках государства. Нормативная сторона правовой культуры общества включает широкий круг требований, которые предъяв­ляются к духовному миру человека, его нравственно-правовым качествам, знаниям, правовым убеждениям.

Воспитательная функция выражается в формировании пра­вовых качеств личности. Превращение правовых предписаний и норм права в привычку, в естественный регулятор деятельно­сти гражданина предполагает, что они усвоены личностью, ста­ли ее внутренним убеждением. О степени усвоения норм права можно судить по реальному поведению гражданина в различ­ных правовых ситуациях.

Желательно, чтобы личность характеризовалась ярко вы­раженной правовой ориентацией, знанием и пониманием пра­ва. Присущие правовой культуре идеалы, правовые нормы, прин­ципы, традиции предполагают консолидацию членов общества, концентрацию их усилий на решение задач по формированию правового государства и гражданского общества.[6]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав реальную ситуацию в стране, можно прити к выводу о достаточном низком уровне правовой культуры, при чём как на обыденном, так и на профессиональном уровне.

Что касается научного (теоретического) уровня, то он более высок, но основная проблема заключается в том, что теоретические знания далеко не всегда бывают, доведены до населения в силу различных обстоятельств, (например: достаточно высоких цен на юридическую литературу, совершенно необоснованных: трансляции телепередач, содержащих информацию данного рода в очень позднее время, деградация населения в связи с употреблением алкогольной продукцией и наркотических средств, нежелания граждан повышать свой правовой и культурный уровень, низкий уровень образования).

Если рассматривать степень развитости правосознания населения, то, скорее всего, наибольшее развитие получил такой элемент правосознания как правовая психология, как познание, осмысление права на более доступном для большей части населения уровне. Следовательно, такой элемент правосознания, как, так называемый поведенческий или волевой, заключающийся в готовности граждан совершать конкретные действия, больше основан на правовой психологии, чем правовой идеологии.

Таким образом, повышение правовой культуры общества в процессе формирования гражданского общества должно опираться именно на правовое обучение, систематическое информирование населения о всевозможных изменениях в законодательной базе государства. Кроме того, необходимо при обучении специалистов юридических специальностей доводить до них мысль о том, что их будущая деятельность должна основываться на защите прав и свобод человека от возникающих посягательств на их права, т.е. они должны опираться в своей работе на формулу «защита слабого от сильного», что будет являться важнейшим элементом в воспитании правовой культуры всего общества.

Правовая культура как социально-духовный феномен - слож­ное явление, определенное единство всеобщего, особенного и единичного. Эффективность каждого элемента в общем меха­низме воздействия на человека изменяется в зависимости от целого комплекса факторов — это время, социальное про­странство, экономическая ситуация, политическая обстановка. Каждая составляющая этого механизма может быть детерми­нирующим элементом при условии воздействия на сознание и правосознание личности и общества в целом.

Правовая культура выполняет основные функции общей культуры: служит удовлетворению социальных потребностей, воздействует на социально-правовую действительность в за­висимости от творческой активности, юридических знаний и интеллекта каждого отдельного индивида.

Основными функциями правовой культуры являются: социальная, познавательно-преобразовательная, ценностно-нормативная и воспитательная.

В заключении хотелось бы сказать, что хотя уровень правовой культуры оставляет желать лучшего (впрочем, как и культуры вообще), зато есть огромный потенциал, возможности, которые необходимо использовать на практике. Но это не будет даваться легко, т.к. сложившаяся ситуация в стране является следствием сложных внутренних процессов, протекающих в государстве на протяжении длительного времени и, которые, конечно же, не могли не повлиять на общественное сознание, на сознание каждого отдельного человека.

В заключении, подводя итог под вышеизложенным, можно сказать, чтоформирование правовой культуры — это сложный и длительный процесс,затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формированияправовой культуры являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества. Правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры общества черезпроцессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.

Проведенное исследование правовой культуры гражданского общества позволяет сделать следующие основные выводы. Российское общество находится ныне в переходном периоде, для которого характерно наличие целого комплекса острейших экономических, политических, социальных, духовных проблем, среди которых центральное место принадлежит кризису власти, государственности. В силу различных причин, отсутствия крепких демократических традиций в обществе нет единства в действиях различных ветвей власти, царит правовой беспредел, преступность достигла опасных размеров, для населения характерны правовой нигилизм, политическая апатия и пассивность.

Решение проблем выхода общества из кризиса видится в становлении гражданского общества и правового государства, что позволит вернуться в лоно цивилизованного развития, создать достойные, человека условия жизнедеятельности.

В этом процессе свое специфическое место занимает правовая культура - неотъемлемый атрибут правового государства и гражданского общества. Она в отличие, например, от политической культуры должна характеризовать жизнедеятельность всех и каждого в отдельности члена общества, всех государственных и общественных органов и институтов.

Правовая культура - сложное явление, система, совокупность различных компонентов, берущих начало и в культуре, и в праве. Ее, с одной стороны, можно рассматривать как один из аспектов сложившейся социо-нормативной системы, характеризующей нравственно-этическую и политико-правовую зрелость всего общества, как один из показателей уровня его цивилизованности. С другой стороны, правовая культура характеризует глубину индивидуального восприятия права и умение приспособить нормы действующего права и своим интересам и потребностям. В этом смысле право приобретает жизненную ценность.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституции РФ/ 25 декабря 1993 года

2. Ахметов А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирование правовой культуры //Юридическое образование и наука.- 2014.- № 3, с. 9-12

3. Бабенко А.Н. Правовая культура личности (философско-социологический аспект) Автореф.канд.соц.наук. - М., 1996

4. Бородич В.Ф. Введение в правоведение. М.: Центр гражданского образования на базе АПКПРО, 2009

5. Васильев А.А. Концепция правового воспитания в контексте консервативной правовой доктрины России // Юридическое образование и наука. -2012. -№ 3. С. 11 - 14.

6. Васин Г.Н. Сущность и функции правовой культуры // Социально- гуманитарные знания.- 2007 .- № 4,с . 335-337

7. Киреева С.А. Правовая культура и правосознание как сред­ства демократизации политического режима- Астрахань, 1995

8. Левина С.В. Воспитательная функция права и правовая культура: содержание и формы сосуществования // Российский юридический журнал.- 2010. - № 6. С.44.

9. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно- теоретической конференции) // Государство и право.- 2001.- № 10, с. 109

10. Соколов Н.Я. О понятии правовой культуры // Lex Russica: Науч. тр. МГЮА. 2004. N 5. Т. LXIII.

11. Спиридонов Л.И. Теория государства и права.- СПб.,1995

12. Теория го­сударства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. - М.,2011

13. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Инфра-М, 2011

Курсовая работа выполнена мною совершенно самостоятельно.

Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

     
(Ф.И.О. студента)   (подпись студента)
    «____»______________201__г.

Курсовая работа студента ___________________________ соответствует всем предъявляемым требованиям и может быть допущена к защите.

Научный руководитель /_______________________/
«____»______________201 __ г. (подпись)

Курсовая работа защищена с оценкой _________________________

Члены комиссии:  
1. /_______________________/
  (подпись)
2. /_______________________/
  (подпись)
3. /_______________________/
  (подпись)
«____ »______________201 __ г.  

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу закрепить за мной тему курсовой работы    
   
   
(указать наименование темы)  
и назначить научного руководителя.  
   
«_____» _________________ 2014 г.    
  подпись студента
 
 
Руководитель курсовой работы – преподаватель:
 
(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание,)
 
Декан юридического факультета     Синельникова Т.В.
(подпись)    
«_____» _____________ 201 __ г.  
   
Ознакомлен и согласен  
Научный руководитель    
  (Ф.И.О., ученая ст., звание) (подпись)
«_____» _________________ 201 __ г.  
   
   
Окончательный вариант названия темы:
 
 
 
(в случае корректировки названия)  
               
  УТВЕРЖДАЮ Декан юридического факультета Синельникова Т.В. «___»_________________20__г.

ЗАДАНИЕ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Студенту(ке)   курса группы №  
 
(Ф.И.О. полностью)
Тема  
 
           
Сроки выполнения Задание Отметка руководителя о выполнение (подпись)
«___»___________201_ г. -выбрать тему курсовой работы; -написать заявление выбранной теме; -узнать о назначении руководителя;  
«___»___________201_ г. -встретиться с руководителем, обсудить задание по курсовой работе;  
«___»___________201_ г. -разработать план работы; -согласовать план с руководителем; -собрать материалы для курсовой работы; -консультация с научным руководителем; -написать 1 главу;  
«___»___________201_ г. -написать 2 и 3 главы; -консультация с научным руководителем;  
«___»___________201_ г. -подготовить введение и заключение; -оформить работу в соотв. с требованиями; -сдать курсовую работу руководителю; -готовиться к защите;  
«___»___________201_ г. -пройти защиту.    
Руководитель           «___»_________201 __ г.  
  (подпись) (ФИО)
  Задание принял к исполнению  
  (подпись студента)
             
Нижегородский филиал негосударственного некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования "Гуманитарный институт" (г. Москва) ________________________________________________________________________________ 603144, г. Н. Новгород, ул. Анкудиновское шоссе, д. 34 тел.: 422-54-93
РЕЦЕНЗИЯ
на курсовую работу студента (ки)  
(фамилия, имя, отчество)
  курса юридического факультета группы  
на тему:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Результат рецензирования  
  (допущен (а) к защите, неудовлетворительно)
«____» ______________ 201 __ г.  
 
 
Отметка о защите работы
Оценка    
 
«____» ______________ 201 __ г.
(подпись)
                     

[1] Соколов Н.Я. О понятии правовой культуры // Lex Russica: Науч. тр. МГЮА. 2004. -№ 5. -Т. LXIII.- С. 382

[2] Киреева С.А. Правовая культура и правосознание как сред­ства демократизации политического режима- Астрахань, 1995, с.17.

[3] Левина С.В. Воспитательная функция права и правовая культура: содержание и формы сосуществования // Российский юридический журнал.- 2010. - № 6. С.44.

[4] Спиридонов Л.И. Теория государства и права.- СПб.,1995, с.120.

[5] Бабенко А.Н. Правовая культура личности (философско-социологический аспект) Автореф.канд.соц.наук. - М., 1996, с.12.

[6] Васин Г.Н. Сущность и функции правовой культуры // Социально- гуманитарные знания.- 2007 .- № 4,с . 335-337

[7] Ахметов А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирование правовой культуры //Юридическое образование

[8] Бородич В.Ф. Введение в правоведение. М.: Центр гражданского образования на базе АПКПРО, 2009, с. 15

[9] Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2012, с. 570

[10] Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Инфра-М, 2011, с.312

[11] Васильев А.А. Концепция правового воспитания в контексте консервативной правовой доктрины России // Юридическое образование и наука. -2012. -№ 3. С. 11 - 14.

[12] Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно- теоретической конференции) // Государство и пр

Наши рекомендации