Этап. Исследовательская часть
Основной этап выполнения курсовой работы обычно состоит из двух глав, носящих теоретический и исследовательско-практический характер соответственно.
Первая глава заключается в исследовании сущности научной проблемы. Здесь может быть проведено сравнение точек зрения различных ученых и специалистов по поводу какой-либо тенденции или процесса. Приведены примеры, подтверждающие практическое значение той или иной теории. Однако первостепенная задача состоит в теоретическом осмыслении основной проблемы курсовой работы – обобщения основных теоретических материалов, существующих по разрабатываемой проблеме, чему посвящен данный раздел.
Вторая глава предполагает обращение к конкретным текстам культуры, которые студент выбрал в качестве объекта исследования.
Содержание основной частидолжно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Особенно важна логическая связь работы. Логически выверенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности.
4 этап. Проведение эксперимента и сбор практического материала (для курсовых работ по дисциплинам «Теория и методика обучения культурологии», «Менеджмент в культурном туризме»)
Эта составляющая курсовой работы может быть посвящена сбору материала и проведению эксперимента в конкретном образовательном учреждении или туристическом агентстве. Эта работу рекомендуется проводить по специальной договоренности с руководителями интересующих вас учреждений. Например, студент может участвовать в организации туристической кампании с правом использования полученных результатов в своей исследовательской работе или в практической деятельности, представляя процесс от замысла до реализации. В курсовой работе могут быть предложены результаты анкет, опросов, конкретные рекомендации по осуществлению учебного процесса в образовательном учреждении.
При сборе практического материала следует обращать особое внимание на те данные, которые позволяют сформулировать определенные выводы и выдвинуть обоснованные предложения. За достоверность приведенных в работе данных отвечает ее автор. При обработке практических материалов необходимо использовать современные методы научных исследований
Этап. Работа над рукописью
Изучив и обобщив теоретический и при необходимости практический материал, студент приступает к написанию курсовой работы. При работе над исследованием, как правило, не существует жестких схем. Чаще всего прописывают основную часть (главы), затем формулируют заключение с обобщениями и выводами, и только после этого переходят к введению. Обычно введение пишут к готовому исследованию. При работе над введением нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два – три раза, что связано с важностью данной части работы. Однако может быть и другая очередность. Можно начинать с введения, а затем переходить к изложению материала по главам, после чего обратиться к написанию заключения.
Изложение материала в работе должно быть аргументированным, логически выстроенным, что отражается в определенной последовательности расположения ее составляющих частей:
1. Первой страницей курсовой работы является титульный лист, который оформляется согласно требованиям стандарта (см. Приложение 1).
2. Оглавление, включающее наименования всех составных частей работы (введение, наименования глав и параграфов, заключение, примечания, список литературы, приложения) с указанием страниц (см. Приложение 2).
3. Во введении должна быть обоснована актуальность темы исследования. Под актуальностью темы принято понимать степень его важности в определенный момент времени и в определенных условиях для решения конкретной практической задачи. От обоснования актуальности логично перейти к формулировке цели проводимого исследования и задач, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью. Цель курсовой работы, как правило, определяется ее темой и состоит в исследовании частных вопросов. Задачи исследования формулируются в форме перечисления (изучить…, исследовать ..., проанализировать ..., охарактеризовать…, обосновать ..., определить… и др.). Формулировки задач обычно отражают название глав и параграфов курсовой работы. Они должны быть точными и краткими. Во введении необходимо также назвать методы и приемы, которые использовались при исследовании (см. Приложение 3).
4. В основной части работы, представленной 2-3 главами, последовательно излагаются материалы теоретического раздела (обзор и анализ источников), что является основой правильного осмысления исследовательской и практической части работы и формулирования обоснованных выводов. Затем раскрывается существо рассматриваемой проблемы на фактических материалах исследуемого объекта.
5. В заключении кратко излагаются итоги проведенного исследования. Они должны носить конкретный и конструктивный характер, быть четко сформулированными и отражать теоретическое и практическое значение проведенного исследования. Заключение оформляется в виде отдельных пунктов (как правило, в пределах одного абзаца каждый), которые располагаются согласно порядку изложения задач, обозначенных во введении.
6. Список литературы должен включать перечень всех источников, на которые студент ссылается в тексте работы и оформлен в соответствии с требованиями стандарта (см. Приложение 4).
7. Приложения содержат вспомогательный материал, который с целью сокращения объема ВКР не входит в основную часть. В тексте работы необходимо делать соответствующие ссылки на приложения, а сами приложения располагаются в порядке появления на них ссылок.
Серьезное внимание при написании курсовой работы должно быть уделено языку и стилю изложения материала, что свидетельствует об уровне грамотности и общей культуры автора. Характерными особенностями работы должны быть смысловая законченность, целостность, логичность излагаемого материала. В качестве основных требовании к языку научных работ следует назвать:
1) использование специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, впоследствии и др.), причинно-следственные отношения (благодаря, по причине того что, вследствие чего и др.), на переход от одной мысли к другой (перейдем к..., следует остановиться на ... и др.), на итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в итоге, в заключение необходимо сказать... и др.), на объект или предмет (данный, этот, следующий, указанный, названный, отмеченный и др.);
2) использование специальных вводных слов или словосочетаний (по сообщению…, согласно мнению ..., по данным…), указывающих на источник данных и обеспечивающих объективность изложения материала;
3) не использовать указательных местоимений (этот, тот, такой) без опоры на предшествующий контекст или в самом начале текста без конкретизации этих местоимений;
4) недопустимость использования языковых средств, выражающих субъективную оценку студентом научных фактов. Например, не принято употреблять прилагательные или наречия в форме сравнительной степени, образованные с помощью приставки по- (эта работа поинтереснее…, эта монография получше…и т.д.), а также существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами –еньк-, -оньк-, -енн- и др. (маленький, здоровущий, здоровенный и др.).
Перечисленные требования демонстрируют лишь некоторые особенности языка научной работы.
Требования к оформлению курсовой работы
Оформление курсовой является завершающим и ответственным этапом. Оно создает предварительное впечатление о курсовой работе у научного руководителя.
Курсовая работа выполняется на бумаге стандартного формата А4 (210х297 мм). Запись текста ведется на одной стороне листа с полями: верхнее – 2,5 см, нижнее – 2,5 см, левое – 3,0 см, правое – 1,5 см. Рекомендуемый шрифт – Тimes New Roman, кегль 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине страницы. Отступ первой строки абзаца установить 1, 25 см.
Текст курсовой должен быть отпечатан в 1 экземпляре и представлен в папке-скоросшивателе (нескрепленный текст работы не принимается к проверке). Рекомендуемый объем курсовой работы (без приложений) – 30-35 страниц.
Текст должен иметь сквозную нумерацию. Номера страниц указываются внизу страницы по центру. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы. Номера страниц всех заголовков в оглавлении и в тексте должны совпадать.
В тексте курсовой должны быть все заголовки, указанные в оглавлении работы: Оглавление, Введение, названия глав, Заключение, Примечания, Список литературы. Каждый структурный элемент оформляется на новой странице (исключения составляют параграфы внутри главы). Названия структурных элементов располагают в середине строки без точки в конце и печатают прописными буквами, не подчеркивая. Заголовки параграфов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками структурных элементов работы и текстом должно быть 2 интервала. Сокращения слов и словосочетаний не допускается, кроме общепринятых или заранее определенных в словаре работы.
Ссылки на научные источники являются обязательным элементом работы. Необходимо сопровождать ссылками не только цитаты, но любое заимствованное из источника положение или цифровой материал. Допускается приводить ссылки как отдельным списком на источники, так и в подстрочном примечании.
Текст курсовой работы должен быть выполнен аккуратно и грамотно, графические материалы (таблицы, графики схемы, иллюстрации) должны наглядно демонстрировать положения разрабатываемой темы.
Использованная литература должна располагаться в следующем порядке: законы и законодательные акты, справочные издания, монографии и статьи, адреса сайтов в алфавитном порядке по именам их авторов. Указываются фамилия и инициалы автора (авторов), полное название используемого источника, место издания, наименование издательства, год издания, общее количество страниц.
Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. Иллюстрация обозначается словом «Рис.», которое помещают после поясняющих данных. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Если в работе только одна иллюстрация, ее не нумеруют.
Нумерация листов приложений должна быть сквозная, она является продолжением общей нумерации основного текста. В тексте курсовой работе делаются ссылка на этот материал.
Подготовка и процедура защиты курсовой работы
Согласно графику проверки курсовой работы, студент предоставляет научному руководителю частично или полностью выполненную работу для ее предварительной оценки по существу и выявлению ошибок или недоработок. Замечания руководителя должны быть учтены и по ним в текст работы вносятся необходимые изменения.
Работа в установленный срок защиты должна быть представлена комиссии.
К защите студент должен подготовить доклад и необходимый иллюстративный материал (таблицы, схемы, презентации, которыми он предполагает воспользоваться в ходе защиты).
На защите студент выступает с докладом не более 7минут, где четко и лаконично излагает содержание своей работы, включая актуальность, цель и задачи исследования, основные результаты работы и выводы с учетом их теоретической и практической значимости. Выступление рекомендуется сопровождать иллюстрированием наглядного материала (схемы, таблицы, графики и др.). Далее члены комиссии и присутствующие задают вопросы по теме курсовой работы. Студент отвечает на них.
Следует помнить, что при оценке работы обращается внимание на содержание и качество проведенного исследования, оформление работы и на уровень ответов студента.