Основные этапы становления и развития кул.первобытного строя.

Первобытнообщинный строй – это эпоха, охватывающая весь период существования человека от его появления на Земле до становления первых древнейших цивилизаций. Первобытность является начальным этапом существования человечества.Вопрос о времени начала первобытности упирается в проблему происхождения человека. В настоящее время нет единого мнения о том, когда и откуда появился на земле человеческий род. Долгое время господствовали религиозные концепции, наиболее известной из которых является библейская, утверждавшая, что человек сотворен по образу и подобию Бога в 5508 г . до рождества Христова. В середине XVIII в. шведский естествоиспытатель Карл Линней попытался определить место человека в природе и выделил в составе млекопитающих отряд приматов. «Во всех классификациях данного отряда существует семейство гоминидов, куда, по мнению многих ученых, входят человек и его ближайшие предки. Для представи­телей семейства гоминидов характерны большой и развитый мозг, выпрямленное положение тела и походка на двух конечностях, по­движные кости, развитые большие пальцы. Современный человек образует вид sapiens рода Homo, который относится к семейству гоминидов отряда приматов» [Полищук В.И. Культурология. – М., 1998, с.128]. Время появления человека по этим гипотезам, и, соответственно, начала первобытности, относится к весьма отдаленным эпохам, начало которых колеблется в весьма широких пределах – от 1 до 2,5 млн. лет назад.Наконец, в последнее время все чаще можно встретить гипотезу «космического» происхождения человека, по которой человек является не коренным жителем земли, а всего лишь пришельцем, явившимся из космоса в незапамятные времена. Разумеется, нельзя сказать точно, когда это могло быть.Следует учитывать также, что ни одна из указанных концепций с точки зрения естественной науки не является бесспорной. «Различные предположения о родословной человека значимы для каждого из нас лично еще и в том смысле, в каком мы сами для себя считаем естественным происходить от Бога, из Космоса, или от обезьяны» [Полищук В.И. Указ. соч., с.128-129].Нижнюю границу первобытности принято проводить тогда, когда совершается переход к цивилизации, классовому обществу, одним из признаков которого в археологии считается наличие письменности. Это время не является единым для всей Земли. Так, народы Древнего Востока перешли эту грань более 5 тысяч лет назад, в то время как некоторые народности Африки и Южной Америки до сих пор живут на стадии первобытнообщинного строя.Этапы становления первобытной культуры принято выделять по ключевым событиям и процессам, проходившим в обществе. По развитию орудий труда и технологий выделяют следующие периоды: каменный (палеолит, мезолит, неолит), бронзовый и железный века; по развитию общественной организации – человеческое стадо, родовой строй (матриархальная и патриархальная родовая община, соседская община). Есть и другие виды периодизации истории первобытного общества.

Одной из особенностей первобытной культуры является коллективизм. С самого зарождения человеческого рода община была основой его существования, именно в общине и зародилась культура первобытности. В эту эпоху не было места индивидуализму. Человек мог существовать только в коллективе, пользуясь с одной стороны, его поддержкой, но с другой стороны, будучи готовым в любое время пожертвовать ради общины всем, вплоть до жизни. Община рассматривалась как некое единое существо, для которого человек – не более чем составной элемент, которым при необходимости можно и должно жертвовать во имя спасения всего организма.Первобытная община строилась на принципах кровного родства. Считается, что первой формой фиксации родственных связей было родство по материнской линии. Соответственно женщина играла ведущую роль в обществе, была его главой. Такой общественный строй называется, как известно, матриархатом. Обычаи матриархата оказали влияние на особенности искусства, породив стиль искусства, призванный воспевать женское начало в природе (его выражением, в частности, являются многочисленные скульптуры т.наз. палеолитических Венер – женских статуэток с выраженными признаками пола).

20.Древнегреческя культура.Искусство и литература древней Греции и древнего Рима - исток европейской и мировой культуры.Современная цивилизация унаследовала от древних греков и римлян архитектурные стили, идеальное изображение человека в живописи и пластике, основные роды и жанры словесного творчества, организацию театральных представлений, научную и искусствоведческую терминологию и многое другое.Главной особенностью античного искусства и литературы является то, что оно преимущественно отражало содержание мифов, древнегреческий поэт, скульптор, вазовый живописец мыслил исключительно мифологическими образами. Римляне позаимствовали у греков пантеон богов. Дав им другие имена, они сделали свои божества персонажами эпических поэм, запечатлели их в скульптурах и барельефах.Само греческое слово «миф» означает предание, сказание и отражает представление древнего человека о происхождении мира, о возникновении жизни на земле, о небесных покровителях человека, о всевластии над ними рока. Миф - это фантастическая модель мира, присущая всем первобытным народам, сохранявшим в своем сознании мифопоэтические представления на протяжении веков, а иногда и тысячелетий. Посредством мифа первобытный человек претворял хаос в космос, то есть рационально непостижимые на раннем этапе цивилизации закономерности превращал в стройную, весьма условную картину мироздания. Миф служил древнему греку ориентиром в жизни, помогал обрести подобающее каждому место.Представление о богах основывалось у древних греков, как впоследствии и у других народов, на принципе антропоморфизма - очеловечивании. Боги не были в гомеровскую эпоху бестелесными. Зевс, его братья Посейдон, Аид, его супруга Гера, их дети Гефест, Арес, Геба Афина выступали в человеческом облике, разделяя людские привязанности, привычки, обязанности и страсти. Но обитавшие на Олимпе боги отличались от людей сверхчеловеческим могуществом и бессмертием.Мифологическое мышление отражает свойственную первобытному сознанию дифференциацию. В основе всех представлений два полярных мира: Небо и Земля, выделившиеся из первоначального хаоса. Их олицетворяют Уран и Гея, от их брака родились Титаны и Киклопы. Ненавидя и боясь своих детей, Уран прятал их во чреве Геи. Младший из детей Урана и Геи, Кронос, по наущению матери оскопил и сверг отца. Он стал править миром вместе со своей супругой и сестрой Реей, которой и суждено было стать матерью олимпийских богов.Зная, что Кроносу грозит быть свергнутым одним из своих потомков, он заглатывал живьём своих новорожденных детей. Младший его сын, Зевс, скрывшийся на острове Kpит, возмужав, лишил власти отца и заставил вернуть на свет всех проглоченных детей. Зевс, именуемый Кронид, становится воплощением справедливого разумного мироустройства. Получив во владения небеса, он оставил брату Посейдону водную стихию, а брату Аиду - подземный мир. Взяв в жены Геру, он сделал ее покровительницей брачных отношений, а сестра Зевса Деметра стала богиней земледелия и плодородия.У Зевса одно из наименований - бог-громовержец, ибо он управляет небесными стихиями. С воцарения верховного бога Зевса начинается мировой порядок, соединяющий в себе волю богов и человеческие законы.Однако Олимп - это не утопия. Хотя боги и вкушают амбросию (бессмертие), они ведут себя порой хуже смертных. Зевс постоянно изменяет Гере, которая нещадно карает своих соперниц. Боги спорят и ссорятся, достаточно вспомнить распрю, кто является прекраснейшей: Гера, Афина или Афродита, завершившуюся десятилетней Троянской войной. У богов и богинь есть свои любимцы, которым они покровительствуют не за заслуги, а скорее по прихоти или родству. Следует иметь в виду, что среди героев греческих мифов немало имеющих двойственное происхождение, родившихся от любви людей и богов.Принцип антропоморфизма в мифологии приводит к тому, что обитатели Олимпа нередко выступают приземленными, и по мере развития художественного творчества этот процесс усиливался.В мифах о богах и героях немало кровавых событий и кровосмесительных связей. Преступление в мифе - проявление хаоса в сознании и морали. Однако в большинстве своём мифологические сюжеты развиваются ради обретения справедливости и природной гармонии.

21-Культура ранних циливизаций.Древнейшей культурой человечества традиционно считается культура Междуречья, или Месопотамии. Уже в к. IV тысячелетия до н.э. здесь существовали города, имелась письменность, законодательство, велось обучение в школах, создавались первые библиотеки. От тех времен до наших дней сохранились развалины великих городов, таких, как знаменитый Вавилон, а также Ур, Ниневия и многие другие, величественных сооружений, наиболее характерными из которых являются зиккураты – ступенчатые храмовые башни.Письменность Месопотамии носит название клинописи. Это название произошло от внешнего вида письменных знаков – клинышков, выдавленных острой палочкой на свежей глине (именно глиняные таблички были основным писчим материалом Месопотамии). Среди этих табличек найдены литературные произведения, своды законов, мифы, а также множество научных трактатов по самым разным сферам знаний. Особенно известны достижения вавилонян в области астрономии – их астрономические таблицы, в частности, содержат сведения о движении по небосводу Луны и известных на то время планет с указанием дат ожидаемых затмений. С астрономическими наблюдениями вавилонских жрецов связано и возникновение шестидесятеричной системы счисления, от которой в наследство нам остались деление окружности на 360°, суток – на 24 часа, часа – на 60 минут, минуты – на 60 секунд.Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.Минули тысячелетия , но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы . Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели. "Вырезанные на камне изображения - это магические знаки," -говорил римский поэт Лукиан , живший в I веке нашей эры. "Египетское письмо имеет символический характер. Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу", - предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II веков. Писали о египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие другие . Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей , чтобы до конца выявить все тайны египетского письма. Это произошло лишь в XIX веке. Но после дешифровки иероглифов перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация, процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила. Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры , науки и искусств.В своей истории древнегреческий историк Геродот довольно подробно описывает прошлое Египта подробнее, чем он, например, описывал историю вавилоно - ассирийского государства, но вместе с тем его труд носит бессистемный характер.Геродот пропутешествовал по Нилу от северных до южных границ страны, осматривал старинные памятники, бывал на полях сражений, разговаривал с египтянами, которые знали греческий язык, о прошлом страны. В ответ же получал отрывочные и нередко искаженные сведения, но проверить их у него не было возможности.Конечно, многие из его собеседников специально преувеличивали подвиги своих предков - из-за гордости за свою страну. Но вместе с тем, многие сведения Геродота представляют большой исторический интерес.В I-II вв. н.э. Греческий писатель Плутарх посвятил вопросам египетской религии целую книгу, которую назвал «Об Исиде и Осирисе».Интерес к прошлому Египта значительно усилился после того, как в 332 г. До н.э. он был завоеван Александром Македонским и туда переселилось большое количество греков. Египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Египетскую историю», в которой дал хронологическую схему и по ней разложил ряд событий истории Египта, перемешивая реальные факты с мифами.В Египте сохранились многие исторические памятники - пирамиды, храмы, колоссы, обелиски, которые также немало могли рассказать об истории страны.

22-Культура этрусков и становление др.римской кул.Общие сведения.Этруски - древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова - область, называвшуюся в древности Этрурия (современная Тоскана). Этруски - создатели цивилизации, предшествовавшей римской и оказавшей на неё значительное влияние. Происхождение этрусков остаётся неясным. Вероятно, процесс формирования этрусков завершился к 8 в. до н.э. Их влияние в 6 в. до н.э. распространилось почти на всю Италию. Но период могущества этрусков не был длительным: греки в 524 г. и 474 г. до н.э. нанесли им поражение под Кумами, положив конец их морскому господству, римляне около 509 г. изгнали Тарквиниев. Затем племена самнитов вытеснили этрусков из Кампании (около 5 в.). Около 400 г. их паданские владения подверглись нашествию галлов. Отсутствие у этрусков политического и военного единства привело к тому, что в войнах с Римом они постепенно утрачивали свои города (уже в 396 г. пали Вейи - город, некогда столь же могущественный, как и Рим; в 358 г. под римское господство подпал город Цере; в 308 г.- Тарквинии). С 310 г. началось завоевание римлянами средней и восточной Этрурии, а к 282 г. до н.э. в зависимом от Рима положении оказалась вся Этрурия.Искусство.Культура этрусков свидетельствует об их значительной художественной одаренности. Искусство их самобытно, хотя в нем можно выделить следы малоазийских, позднее греческих влияний. Ему свойственно стремление к реализму, столь заметное в росписях гробниц этрусской знати. Этрусские художники не заботятся о передаче деталей, но уделяют все внимание наиболее существенным чертам изображаемого. Если римский портрет достиг небывалого преждехудожественного совершенства, то этим он был обязан усвоению римскими мастерами этрусского наследия. Так называемый ложный купол (постепенно сходящиеся внутри ряды каменных балок или кирпичей) применялся в архитектуре уже в минойский и микенский периоды, но только этруски начали возводить своды из клиновидных балок, создав таким образом купол в собственном смысле слова. Наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к 6 - началу 5 в. до н. э. В это время Этрурия испытывала сильное воздействие греческой культуры, и в этот же период этрусское искусство переживало свой расцвет. Архитектура.Витрувий, знаменитый римский теоретик архитектуры, живший в 1 в. до н. э., указывает на большую положительную роль этрусского зодчества в развитии римской архитектуры. Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, - в 6 в. до н. э. Но памятники этрусской архитектуры дошли до нашего времени в очень незначительном количестве. Делали из непрочных материалов все, кроме гробниц, храмов, стен городов и дорого. Тем не менее, остатки городских стен и крепостные ворота с арками в Перудже, в Новых Фалериях, в Сутрии, мощенные дороги в Перудже, Фьезоле, Палестрине, мосты, каналы и водопровод близ Марцаботто, так же как другие инженерные сооружения, свидетельствуют о высоком уровне этрусской строительной техники. Гробницы.Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков; другие, на юге Этрурии близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н. э., гробница "Нарисованных львов" и др.), третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых. Внутреннее оформление погребальной камеры часто являлось воспроизведением архитектуры жилищ. Когда миновал период гробниц в форме толосов, состоявших из погребальной камеры и коридора, покрытых большим курганом, появились гробницы многокамерные, также укрытые под большим курганом, иногда обнесенным к тому же стеной. Многие из этих гробниц, особенно в Вольках и Тарквиниях, украшены внутри яркими росписями. Росписи архаического периода представляют сцены из беззаботной повседневности немногочисленного правящего слоя: перед нами фрагменты, изображающие охоту, пиры, игры.

Культура древнего рима.

Искусство и литература древнего Рима восприняли традиции древней Греции. Культура древнего Рима формировалась в эпоху эллинизма, и между ними возникло взаимодействие. Достаточно сравнить Пантеон и Парфенон, поэмы Гомера и Вергилия, чтобы почувствовать влияние греков на римлян. Что же касается римских скульпторов, то они зачастую копировали греческие оригиналы, поэтому в музейных собраниях хранится немало римских копий с греческих оригиналов, имеющих огромную художественную ценность.По легенде основание Рима произошло 21 апреля 753 г. до н.э. Основателем вечного города считается Ромул, который и стал его первым правителем. Братья-близнецы Ромул и Рем были сыновьями весталки Реи Сильвии и бога войны Марса. Мифический царь города Альба Лонга Амулий приказал бросить их в Тибр, однако волной братьев прибило к берегу, а волчица на Капитолийском холме вскормила их своим молоком. Ныне изваяние волчицы (V в.), кормящей двух младенцев, хранится в Капитолийском музее. Когда братья выросли, они убили Амулия, а затем Ромул, доказав своё превосходство над Ремом на основе гадания по полёту птиц, убил его, в тот момент, когда он хотел перепрыгнуть через стену города, заложенного Ромулом. В Риме было мало женщин, и тогда коварный Ромул пригласил италийское племя сабинян вместе с семьями на игрища, во время которых и произошло похищение незамужних сабинянок, послужившее сюжетом многих произведений живописи и литературы.

В Рим стекались свободные граждане и беглые рабы, получавшие здесь убежище и кров. Население города быстро росло. Ромул учредил сенат, разработал законы, разделил всех граждан на патрициев и плебеев. После смерти первый правитель Рима был объявлен богом.Первоначально Рим был олигархической республикой. В результате победоносных войн Рим подчинил себе всё Средиземноморье, а в середине II в. распространил свою власть и на Грецию. С этого момента усилилось воздействие греческой культуры наримскую.Расцвет древнего Рима падает на рубеж I в. до н.э. - I в. н .э., когда республиканская форма правления при Октавиане Августе сменилась властью императорской. К этому периоду относится наиболее значительная часть памятников архитектуры, пластики и литературы.Попав в современный Рим, на каждом шагу можно видеть сохранившиеся фрагменты Рима древнего. Центром его был форум – рыночная площадь. Первоначально он находился за стенами города, который постепенно разрастался, вследствие чего форум практически оказался в центре близ Капитолийского холма. Форум с течением времени утратил свои торговые функции, превратившись в место общественных встреч. На форуме сооружались храмы в честь римских богов, строились триумфальные арки в память побед, одержанных римлянами, здесь хранилась казна, а по праздникам устраивались бои гладиаторов. На римском форуме можно видеть многие сохранившиеся памятники. Массивная трёхпролетная арка Септимия Севера (203) увековечила его победы над арабскими племенами. Эпизоды сражений были высечены в виде барельефа над арочными сводами.

В современный лексикон вошло слово «курия» - в далеком прошлом место жертвоприношений, а позднее - собраний и заседаний сената. На форуме сохранились фрагмент здания курии, которое начали строить при Цезаре, а закончили при Октавиане Августе.Весталками в Риме именовали жриц, поклоняющихся богине семейного очага Весте. Сохранился дом, где жили весталки и несколько скульптурных изображений жриц, храм Ромула, храм Кастора и Поллукса, где судьи, вступающие в должность, давали клятву строго соблюдать законы; храм Весты и арка императора Тита, сооруженная после его смерти в знак благодарности за подавление им иудейского восстания 66-70 гг.Многочисленные реконструкции форума позволяют живо представить интенсивную общественную жизнь Рима в период империи.

Самым грандиозным сооружением древнего города и сегодня остается Колизей. Поблизости от амфитеатра стоял колосс Нерона, от которого и возникло название сооружения, где проводились бои гладиаторов.Колизей начали строить при императоре Веспассиане в 72 г. н.э. на месте дворца Нерона, который он называл «Золотой дом», расположенного между холмами Эсквилин,

24Кул.византииодном из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом

форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистинну блестящей культуры. Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы , Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы : 1. В Византии была языковая общность (основным языком был греческий);2. В Византии была религиозная общность ( основной религией было христианство в форме православия);3. В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков.4. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление. Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура. оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой ей стадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а познее латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития ( византийцы называли их "варварами" ).Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.Неиссякаемым источником культуры было народное творчество. Под покровом традиций и стереотипов жило, действовало и пробивало себе дорогу новое, творческое начало.Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на три периода :1.сер.IV-пер.пол.VII вв. - период разложения рабовладельческого строя и становления средневекового общества.2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие феодализма в Византии.3.XII-сер.XV вв. - последний период, характеризующийся дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников - Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Неоплатонизм непосредственно примыкал и сосуществовал с ранневизантийской философской мыслью. Но неоплатонизм требовал от своих приверженцев специальнойфилософской подготовки, особого мышления, поворота мозгов Он был элитарен, то есть недоступен широким массам, в чем и сказалась его историческая обреченност Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Христианство впоитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматикасложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма.Догмат о троичности божества, один из центральных догматов христианского вероучения, - это, по существу переосмысленная триада неоплатоников. Однако христианство, несмотря на наличие общих с манихейством и неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского монизма. Само христианство являлось не только синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско-религиозной системой, важнам компонентом которой являлись античны философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и то, что христианство не только боролось с античной философией, но и использовала ее в своих целях. На смену непримиримости христианства со всем что несло клемо язычества приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. В самом неоплатонизме образовалось два течения : одно - радикальное, настроенное против христианства, другое - более умеренное. Постепенно берут верх сторонники компромисса с христианством. Происходи процесс отталкивания, обособления и одновременносближения.

25-Русь10-11век. Высокого уровня достигла на Руси архитектура, К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Немного дошло и каменных сооружений, поскольку значительная их часть была разрушена во время Батыева нашествия. Монументальное каменное строительство началось на Руси в конце X в., после принятия христианства. Принципы каменного строительства были заимствованы русскими зодчими из Византии.

Первая каменная постройка - Десятинная церковь в Киеве (конец X в., разрушена в 1240 г.) была возведена греческими мастерами. Раскопки позволили выяснить, что это было мощное сооружение из кирпича, украшенное резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, фресками. При Ярославе Мудром (вероятно, ок. 1037 г.) византийскими и русскими мастерами был возведен в Киеве Софийский собор, сохранившийся до наших дней (правда, не в своем первозданном виде, а значительно перестроенным снаружи). Софийский собор - замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства.

Киевская София уже значительно отличается от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчающих ее куполов, в чем сказались, вероятно, традиции русского деревянного зодчества. Внутренние помещения храма украшены мозаиками и фресками, часть которых, видимо, создана русскими мастерами, или, во всяком случае, написана на русские сюжеты.

Вслед за киевской Софией был возведен Софийский собор в Новгороде (1045 - 1050). И хотя существует явная преемственность между этими двумя архитектурными памятниками, в облике новгородской Софии уже угадываются черты будущего новгородского архитектурного стиля. Храм в Новгороде строже киевского, он увенчан пятью куполами, в интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, более суровые и спокойные.

26-Русь16-17век. С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. Зодчество XII - XIII вв. отличает не столь ярко выраженная монументальность зданий, поиск новых простых и в то же время изящных форм, строгость, даже скупость отделки. Кроме того, при сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатываются местные стилевые особенности. В целом же для зодчества этого периода характерно сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля.

Особенно интересные постройки этого периода сохранились в Новгороде и в городах Владимиро-Суздальской земли.

В Новгороде сокращается княжеское строительство, заказчиками церквей начинают выступать бояре, купцы, жители той или иной улицы. Последняя из княжеских новгородских церквей-скромный и изящный храм Спаса на Нередице (1198), уничтоженный в годы Великой Отечественной войны и затем восстановленный, за исключением внутреннего убранства. К этому же типу храмов относятся уличная церковь Петра и Павла на Синичьей горке (1185 - 1192), Параскевы Пятницы на Торгу (1207).

В отличие от суровой архитектуры Новгорода, зодчество Владимиро-Суздальской Руси, достигшее в XII - начале XIII вв. наивысшего расцвета, носило парадный характер, выделялось утонченностью художественного облика. В нем особенно заметно сказалось влияние романского стиля. К вершинам владимиро-суздальской архитектуры этого периода относятся Успенский (1158 - 1161) и Дмитриевский (1194 - 1197) соборы во Владимире.Русь

Мощный и в то же время нарядный Дмитриевский собор представляет собой удивительный синтез архитектуры, каменной пластики и живописи. Признанным шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), выделяющаяся совершенством, стройностью и легкостью пропорций. С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись).

Уникальными памятниками светской живописи являются росписи стен двух башен Софии Киевской, далекие по своему характеру от обычных церковных росписей. Здесь изображены сцены княжеской охоты, музыканты, скоморохи, фантастические звери и птицы. В XII - XIII вв. в живописи отдельных культурных центров Руси все отчетливее проявляются местные особенности. Формируется новгородский стиль монументальной живописи с его стремлением к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических образов, что усиливало непосредственное воздействие на чувства верующих.

Среди наиболее известных новгородских икон этого периода - «Ангел Златые власы», привлекающая внимание светлым колоритом и лиризмом образа. О постепенном становлении владимиро-суздальской школы живописи свидетельствуют сохранившиеся от домонгольского периода фрагменты фресок Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон, среди них - «Боголюбская Богоматерь» (середина XII в.) и «Дмитрий Солунский».

Фреска Дмитриевского собора «Страшный суд» создана византийским и русским мастерами. Лики апостолов и ангелов, написанные русским художником, отличает мягкость, доброта и задушевность, в них нет напряженного психологизма греческих икон. Распространение письменности и появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры, отличающиеся яркой орнаментальностью и обилием золота, украшают Остромирово Евангелие (1057).

Другим крупнейшим по своему художественному значению и обилию иллюстраций является Мстиславово Евангелие, выполненное между 1103 и 1117 гг. по заказу новгородского князя. Русская культура домонгольского периода по праву стояла в одном ряду с западноевропейской и активно с ней взаимодействовала. Интенсивный культурный подъем pyccKirx земель, бурное развитие самобытных региональных культурных центров были прерваны нашествием монголо-татарских завоевателей.Русь

27-кул. эпохи великого переселения....

Наши рекомендации