Факторы гендерной стереотипизации
Помимо расовых и этнических факторов, влияющих на гендерную стереотипизацию, исследователи выделяют пол человека, его возраст, профессиональный статус и ряд других. Это означает, что гендерные стереотипы разделяются мужчинами и женщинами не в равной мере, во-первых, и по-разному оцениваются, во-вторых.
Возраст является одним из значимых факторов, который влияет на стереотипизацию. Исследования в этой сфере проводились с разными целями. Одни авторы при изучении стереотипных образов мужчин и женщин уделяли внимание их личностным особенностям, другие – поведенческими характеристиками, третьи исследовали стереотипы о предназначении мужчин и женщин.
В России исследование стереотипных представлений о личностных характеристиках мужчин и женщин проводили Е.В. Каган, (1989), Юферова (1985), Т.А. Арканцева и Е.М. Дубовская (1999) и другие
Е.В. Каган опрашивал подростков (7-10 классов) в трех регионах страны на предмет того, как они представляют себе большинство мужчин и женщин. Стереотипы мужественности у девочек, и женственности у мальчиков оказались во многом схожими. Оба стереотипа включали отзывчивость, справедливость, честность, самостоятельность, обаяние и доброту. По ряду признаков было обнаружено сходство образа мужчины у мальчиков, и образа женщины у девочек. Женщинам часто приписывались «мужские» качества (решительность, энергичность, уверенность), а мужчинам – «женские» (доброта отзывчивость, обаяние). Таким образом, характеристики мужчин и женщин у подростков в исследовании Е.В. Кагана получились скорее андрагинными [50].
Автор отметил еще ряд закономерностей. Стереотипы фемининности у мальчиков и девочек более сходны, чем стереотипы маскулинности. Негативные стереотипные характеристики (непривлекательный, враждебный, раздражительный, черствый, эгоистичный, несправедливый, неискренний) включены в стереотип своего пола, причем в основном это выражено у мальчиков.
Исследование представлений взрослых людей (всего было опрошено 1008 человек в возрасте от 16 до 65 лет) о предназначении женщины и мужчины, проведенное методом стандартизированного интервью, позволило выявить следующее. На степень согласия или не согласия с традиционной ролью женщины влияют следующие факторы: пол, образование, род деятельности, должностная позиция [23].
Все категории мужчин придерживаются более традиционного взгляда на «основное предназначение женщины». В целом 67% мужчин отводят женщине только роль хранительницы домашнего очага. Наиболее традиционное отношение к роли женщины выявлено у мужчин-рабочих (80%), мужчин-студентов (80%), мужчин-предпринимателей (76%).
У женщин на степень стереотипизации оказывает фактор образования. Чем выше уровень образование, тем в большей степени они выражают несогласие со стереотипной ролью женщины (она должна работать, ее предназначение – семья, муж, дети): 66% женщин-руководителей, 60% женщин, занятых в сфере бизнеса, 50% женщин работающих в области образования, здравоохранения, науки, культуры, 48% студенток, 47% женщин-ИТР, 34% женщин-рабочих.
Представления о предназначении мужчин отличаются высокой степенью однородности и традиционностью. Не зависимо от пола, возраста и образования подавляющая часть мужчин и женщин считают, что работа – главное в жизни мужчины (85% и 81% соответственно).
Выход женщины за пределы традиционной роли жены и матери породил ряд предубеждений. Суть этих убеждений сводится к тому, что профессиональная занятость не совместимы с ролью матери, и что работа оказывает отрицательное влияние на детей и отношения в семье. Подобные стереотипы могут препятствовать профессиональной реализации женщин. Бондаренко Л.Ю. [23] выясняла, насколько эти стереотипы разделяют мужчины и женщины.
Стереотип 1. Если женщина работает, это оказывает негативное влияние на ее детей. Среди опрошенных разделяют такое мнение 51% мужчин, и 37% женщин. Мужчины руководители выражали свое согласие с этим мнением в два раза чаще, чем женщины руководители. (58% и29%).
Исследование влияния работающих матерей на развитие детей в целом обнаруживают позитивные эффекты [77, с. 153]. Материнская занятость оказывает позитивное влияние на детей и подростков, в особенности на дочерей; они более уверенны в себе, получают более высокие оценки и с большей вероятностью выбирают нетрадиционную карьеру, в отличие от дочерей неработающих матерей. Как отмечает Б. Фридан результаты разных исследований показывают, что дети работающих матерей в меньшей степени впадают в крайности (они не так агрессивны и не заторможены), лучше успевают в школе обладают более развитым чувством достоинства, по сравнению с детьми домохозяек [107].
Американские психологи Рут Андерсен Кульман и Мишель Палуди исследовали взаимосвязи между работой и ролью в семье у работающих матерей. Они оценивали, как фактор работы матери (полная и не полная занятость, удовлетворенность работой и преданность работе) влияют на сплоченность семьи и вероятность возникновения конфликтов. В выборку были включены матери-одиночки и замужние работающие матери в возрасте от 20 до 42 лет, служащие. Существенных различий между одинокими и замужними женщинами исследователи не обнаружили. На конфликты в семье влияло напряжение, связанное с выполнением женщинами своей роли матери, если эта роль угнетала женщину. Чем меньше напряжение испытывала работающие матери по отношению к своей роли дома, тем реже в семье возникали конфликты. Удовлетворенность работой у работающих матерей оказалась фактором, определяющим сплоченность семьи: чем больше мать была удовлетворена работой, тем более дружной была семья, и тем ниже был их уровень напряжения, обусловленный выполнением ею материнской роли [77, c. 151].
Стереотип 2. Женщины, стремящиеся сделать карьеру, заслуживают неодобрения. С этим стереотипом согласились 50% мужчин и 25% женщин. На степень согласия с данным мнением влияет возраст (молодые люди в меньшей степени разделяют данный стереотип), и образование: чем выше уровень образования, тем меньше люди придерживаются этого мнения. Среди мужчин руководителей 51% согласны с данным убеждением, среди женщин руководителей – только 18%.
Стереотип 3. Существует прямая связь между занятостью женщин на работе и ростом преступности в обществе. С этим согласилось одинаковое количество мужчин и женщин (39% и 348% соответственно). Данный стереотип распространен главным образом среди людей пожилого возраста.
Стереотип 5 - Женщина не может быть хорошим руководителем поддерживают наименьшее количество опрошенных (24% мужчин и17% женщин). Чем старше человек тем в большей степени он разделяет это мнение.
Одинаковое количество мужчин и женщин (более четверти опрошенных) относятся к тому, чтобы их начальником на работе была женщина, положительное отношение к этому высказали почти каждая третья женщина и каждый пятый мужчина. По данным санкт-петербургского центра «Женщины в управлении» на вопрос, сформулированный в режиме дихотомического выбора «Кого вы хотели бы видеть руководителем: мужчину или женщину?», 84% респондентов ответили, что мужчину [13]. Для сравнения следует привести результаты опроса проведенного в США институтом Гэллапа в 1988 г. показали, что 50% работников не придают значения полу руководителя, однако другая половина предпочла работать под началом руководителя-мужчины.
Стереотип 6. Женщины, даже при наличии способностей, не стремятся занимать управленческие должности. Однако, исследования показывает другую картину: у женщин существует установка на руководящую должность. Каждая третья женщина выразила свое желание стать руководителем, если такая возможность представится (среди мужчин согласился каждый второй). На степень согласия и у мужчин и женщин повлиял уровень образования, а у женщин - еще и наличие детей. Среди женщин имеющих детей выразили согласие стать руководителем 23%, а среди неимеющих – 38%.
Стереотипы о различиях в интеллектуальных способностях обоих полов порождают мнения о том, что мужчины и женщины имеют разные шансы для профессионального роста и продвижения. 70% мужчин и 66% женщин считают, что у мужчин больше интеллектуальных и физических возможностей для занятия высокооплачиваемых должностей. Наименьший процент согласных с этим мнением в группе женщин, занимающихся бизнесом (51%), у студенток (49%), у женщин-руководителей (46%). Женщины, выразившие согласие с тем, что у мужчин, по сравнению с женщинами больше интеллектуальных и физических способностей для занятия престижных должностей объясняли это «генетическими» особенностями полов. У женщин не согласных с этим мнением были другие объяснения: не интеллектуальные и физические возможности мужчин и женщин, а исторически сложившееся разделение труда препятствует женщине быть равной с мужчиной в социальном плане.
До сих пор речь шла о субъектах стереотипизации, то есть о том, как люди воспринимают стереотипизируемый объект - мужчин и женщин вообще. Следует так же отметить, что содержание гендерных стереотипов во многом зависит от качеств стереотипизируемых объектов, то есть о дополнительной информации, которую получают субъекты стереотипизации. Такой информацией так же может быть возраст. Считается, что с возрастом женщины становятся более активные, деятельные, поэтому в стереотип женственности вносятся исправления, связанные с оценкой ее деятельности и социального положения. Другим фактором может выступать сексуальная ориентация. Данные социологов свидетельствуют о том, что мужчинам-гомосексуалам приписывают фемининные характеристики. Социальный статус женщины так же будет влиять на то, как ее воспринимают. Женщин из низшего класса часто описывает как более пассивных, безответственных, по сравнению с женщинами из среднего класса.
Любая дополнительная информация о различиях в статусных позициях женщины и мужчины снижает роль гендерных стереотипов в восприятии данного человека. Например, на восприятие женщины-юриста влияют и существующие в данной культуре образы женщины, образы юриста, соответственной национальной и возрастной групп и так далее. В зависимости от контекста тот или иной образ может выступить на первый план. Более того, одни и те же люди воспринимаются по-разному в зависимости от ситуации: женщину-офицера могут сравнивать с мужчиной-офицером, и с женщиной-сестрой милосердия; роль гендерных стереотипов в этих двух случаях будет различной. От контекста зависит и оценка стереотипических качеств: так, «женская слабость» может оцениваться позитивно или негативно в зависимости от того, употребляется ли этот маркер в отношении женщины-политика или женщины-домохозяйки. При этом содержание такого стереотипа может восприниматься самими женщинами как негативно, так и позитивно [94].
Содержание гендерных стереотипов позволяет говорить о двух подходах к восприятию мужчин и женщин: патриархальном и эгалитарном. Патриархальный взгляд фиксирует иерархическое разделение мужских и женских ролей, и доминирует в коллективном сознании. Эгалитарный подход утверждает равные права, способности и возможности. Данный взгляд еще недостаточно распространен. Изменение гендерных стереотипов процесс длительный и сложный. Еще в начале XX века американский социолог У. Липман отметил, что любое посягательство на стереотип представляется посягательством на основы мироздания. Тем не менее, сегодня можно найти ряд свидетельств о том, что происходит постепенная трансформация гендерных взглядов в сторону эгалитаризации, хотя этот процесс нелинейный и неоднозначный. Данная трансформация отражает с одной стороны, перемены в общественной позиции женщин, с другой, изменения самосознания, и, прежде всего, самих женщин.
Свойства и функции гендерных стереотипов
Формирование образов мускулинности и фемининности начинается с фиксации различий в форме противоположных взаимоисключающих понятий: «добро или зло», «день или ночь», «мужское или женское». Затем этого становится недостаточно, жесткие парные оппозиции превращаются в континуумы, где крайности последовательно переходят друг в друга.
Кон И.С. Вкус запретного плода: Сексология для всех.
Свойства гендерных стереотипов в целом совпадают с известными свойствами социальных стереотипов.
Гендерные стереотипы - нормативны. Они являются социально разделяемыми представлениями о том, какой должен быть «настоящий мужчина», как должна вести себя в той или иной ситуации «настоящая женщина», и даже как им одеваться. Поэтому и мужчины и женщины не могут с этим не считаться. Гендерные стереотипы играют важную роль в формировании гендерной идентичности, и таким образом управляют поведением человека во всех сферах жизни (межличностной, семейной, профессиональной, политической).
Гендерные стереотипы имеют эмоционально-оценочный характер. «Мужское» представляется как позитивное и доминирующее; «женское» - как неполноценное и подчиненное. «Подлинно человеческими считаются качества, ассоциируемые с мужским началом; «женщину характеризуют при помощи тех свойств, от которых человек в своей эволюции якобы отталкивается» [90, с. 94]. Подобные оценки (слабость, пассивность, эмоциональность и иррациональность женщин; сила, активность, ум и самообладание мужчин) определяют статусы полов, и являются фактором, приводящим к дискредитации женственности и возвышении мужественности.
Следует отметить, что в различных контекстах «мужское» и «женское» оцениваются как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Женственность может служить символом не только отсталости, но и возможности достижения светлого будущего, с чем связана, например, идея женственности России [89].
Стереотип «истинного мужчины» укрепляется существованием негативного стереотипа мужчины, психологические и физические качества которого представляются как противоположные «истинной маскулинности». По мнению Джудит Батлер [14], традиционный канон маскулинности направлен не столько против женщин, сколько против гомосексуальности. Таким образом, гендерный стереотип всегда имеет дополнение в форме негативного.
Гендерные стереотипы относительно устойчивы и стабильны. Исследователи полагают, что гендерные стереотипы в их современном варианте появились лишь в эпоху во второй половине XVIII века [154]. Многие представления о мужском и женском началах изменились за три столетия не столь значительно. К примеру, современные представления о женской эмоциональности и средневековые воззрения на неспособность женщины контролировать свои чувства, выглядят почти идентичными. Не изменились представления о «мужском» как разумном, справедливом, не подверженном эмоциям. Однако, подобно всем социальным стереотипам, гендерные стереотипы претерпевают изменения по мере того, как изменяются прочие социальные представления и нормы, а также реальный статус стереотипизируемых и стереотипизирующих групп. Сегодня уже нельзя говорить об однозначно разделяемых представлениях о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как о слабом и беспомощном создании. Тем не менее, приходится признать, что изменения гендерных стереотипов идут гораздо медленнее социальных изменений.
Вышеизложенные содержание и свойства стереотипов определяют их функции. Наиболее полное представление о функциях гендерных стереотипов дает В.С. Агеев [4], которые позволяют понять их сущность, назначение и устойчивость.
Дифференцирующая функция заключается в тенденции минимизировать различия между членами одной гомогенной группы (сформированной по признаку пола), и максимизировать различия между членами гетерогенных (противоположных по признаку пола) групп. И в коллективном сознании и в сознании мужчин и женщин существуют стереотипные представления, показывающие отличительные признаки, то есть присущие только представителям определенного пола, а так же стереотипные представления, показывающие различия в свойствах, качествах, предназначениях, по которым мужчины и женщины максимально отличаются друг от друга. Различие достигается за счет того, что гендерные стереотипы имеют большую эмоциональную окраску, и они аффективно заряжены.
Формирующая функция. Гендерные стереотипы содержат информацию о различиях в поведении, свойствах, качествах и предназначении, ролях мужчин и женщин, принятых в обществе. В связи с этим, они играют важную роль в формирования гендерного самосознания, гендерной идентичности и освоения, принятых в обществе гендерных ролей, способствуя, тем самым, гендерно-ролевой социализации.
Гендерная социализация начинается в раннем детстве, и в ходе ее дети используют стереотипные гендерные различия, познавая мир, и познавая самих себя. Знание начинается с распознавания различий и классификации, то есть, прежде всего, с дуализма. Ребенок учится разделять людей и предметы на две группы: одни похожи на него, другие не похожи. Следует так же учитывать что гендерная социализация – это процесс, продолжающийся всю жизнь. Она отражает личный опыт и меняющиеся социально-культурные условия. На протяжении жизненного пути материалом для построения собственного гендера служит вся система того, что в данной культуре связано с понятиями «мужественность» и «женственность».
Регулятивная и объяснительная функции.Прописанные в стереотипах нормы и правила являются своего рода генеральным соглашением о взаимодействии «мужского» и «женского». С одной стороны они предоставляют информацию разъяснительного характера, о том, что есть «настоящий мужчина» и «истинная женщина» (объяснительная функция). С другой, стороны, они выступают регулятом взаимоотношений между мужчинами и женщинами, объясняя, что можно и что должно, обеспечивая, таким образом, устойчивость представлений о своем гендере (регулятивная функция).
Наиболее важными среди всех функций исследователи считают защиту и оправдание. Кого и от кого защищают гендерные стереотипы? И, что именно они оправдывают? Как известно, гендерные стереотипы нормативны, следовательно, они принимают участие в создании системы социальных отношений, а точнее в конструировании гендерного порядка. Таким образом, стереотипы защищают и оправдывают существующее положение мужчин и женщин в обществе, неравенство их статусов, прав, и возможностей, объясняя их с точки зрения биологических (данных от природы) различий.
Властные отношения должны постоянно подтверждаться, поэтому необходим процесс социального контроля, поддержания и корректировки. Следовательно, оправдательная и защитная функция необходимы; стереотипы устанавливают неравенство, оправдывают и защищают его. По выражению М.Пикеринга, стереотипы делают видимое невидимым: неравенство, таким образом, выглядит вполне естественным, поэтому подчиненная группа принимает эти правила игры [160]. П. Бурдье в работе «Маскулинистское доминирование» так характеризует гендерный порядок. Мужское доминирование «создает женщин как символические объекты, чье бытие есть «бытие воспринимаемых», что сохраняет их в состоянии постоянной символической зависимости. Они существуют, прежде всего, через взгляд мужчин и для взгляда мужчин» [130].
Защитная и оправдательная функции гендерных стереотипов наглядно проявляет себя в распределение социальных ролей («женское» - приватное, мужское – социальное), в недоверии к профессиональной компетенции женщин, в оправдании задержке продвижения женщин по службе. Исследователь В. Лири [144] выявила, что без каких либо объективных оснований женщинам предписывают следующие установки на работу: «женщины работают только ради «булавочных денег»; «работа для них это возможность общаться, то есть на первом месте коммуникативные интересы»; «женщины меньше ценят самоактуализацию и продвижение по службе, чем мужчины». В основе всех этих взглядов, по мнению автора, лежат гендерные стереотипы, согласно которым у женщин отсутствуют черты, позволяющие быть компетентными, независимыми, последовательными, они не обладают логикой и не притязательны.
Американский психолог Г. Филд [137] исследовала отношение мужчин и женщин с консервативными и либеральными взглядами к жертвам изнасилования. Она установила, что мужчины в большей степени, чем женщины склонны приписывать ответственность за случившееся, самой жертве. Однако внутри мужской выборки наблюдаются различия в восприятии жертв изнасилования. Мужчины с консервативными взглядами, склонны приписывать большую ответственность жертве, и считать, что изнасилованная женщина теряет свою привлекательность. Мужчины с либеральными взглядами приписывают ту же степень ответственности жертве, но не отказывают ей в привлекательности. Согласно данным Г. Филд, полицейские так же склонны приписывать ответственность за изнасилование жертве. Таким образом, и применительно к сексуальному насилию гендерные стереотипы выполняют оправдательную функцию для мужчин.
Итак, ответ на вопрос: «Что и кого защищают гендерные стереотипы?», очевиден. Гендерные стереотипы защищают и поддерживают иерархические отношения в обществе, монополию власти доминирующей группы, закрепляя за ней право контролировать поведение подчиненных групп.
Упорядочение картины мира еще одна функция гендерных стереотипов. Гендер принимает участие в формировании представлений об устройстве мира в целом, об организации всей системы отношений в нем: между мужчинами и женщинами, между группами (феминизации или маскулинизации могут подвергаться нация, страна, социальный класс, политический противник), между человечеством и природой. В связи с последним, следует привести известное изречение М.В. Ломоносова «Нам не нужно ждать милости от природы, взять их у нее наша задача». При прочтении его, используя гендерный подход, мы получаем совершенно иной смысл.
Стереотипные представления создают картину мира, где «мужское» и «женское» противопоставлены. Противопоставляемые образы являются неравнозначными: одни получают позитивную оценку, другие – негативную. Механизм противопоставления действует и внутри стереотипного образа: «расщепляя» его на два противоположных элемента. Поэтому стереотипный образ (и женский и мужской) всегда амбивалентен, он и «хороший» и «плохой», а противопоставляемые характеристики взаимосвязаны. Обе полярности и «хороший» и «плохой» призваны конструировать стереотипный образ в соответствии с идеологией гендерных отношений: доминирование «мужского» и подчинение «женского». Качества, оцениваемые как «плохие» внутри стереотипов маскулинности/фемининности необходимы, чтобы усилить желаемые («хорошие») характеристики, и таким образом защитить и оправдать традиционный гендерный порядок.
Контрольные вопросы
1.
Дайте определение понятию «гендерный стереотип».
2.
Чем отличаются представления о роли мужчины и женщины в современном обществе?
3.
Сформулируйте позитивные и негативные аспекты гендерных стереотипов с точки зрения возможности личностного развития индивида.
4.
Какова структура стереотипов маскулинности /фемининности? В чем смысл поляризации стереотипов маскулинности /фемининности?
5.
Социокультурный и этнический контексты гендерных стереотипов.
6.
Существует ли возрастная специфика проявления гендерных стереотипов, в чем она заключается.
7.
Опишите роль таких факторов как пол, профессиональный и образовательный статус человека в гендерной стереотипизации?
8.
Назовите основные группы гендерных стереотипов, в чем их психологическое наполнение.
9.
Каковы основные функции гендерных стереотипов?
Вопросы для размышления
1.
Изменилось ли содержание основных групп гендерных стереотипов, если да, то какие доказательства вы можете привести?
2.
Каковы Ваши собственные представления о женственности и мужественности? Как они были сформированы?
3.
В какой мере социальные стереотипы маскулинности /фемининности могут выступать препятствием в создании условий для самореализации личности? Приведите конкретные примеры.
4.
Что такое моральные гендерные стереотипы? Осознайте и сформулируйте свои собственные моральные гендерные стереотипы о мужчинах и женщинах. Проанализируйте их содержание. Какой вывод Вы можете сделать?
Глава 3. Гендерная стереотипизация: основные методологические подходы
В истории исследования гендерных стереотипов отчетливо прослеживается периодизация. В первые периоды (70-е годы 20 в.) исследователи стереотипов более всего интересовались их содержанием, и в какой мере они соответствуют действительности. В последующие десятилетия изучение содержания стереотипов уходит на второй план. В фокусе внимания ученых становятся вопросы о причинах появления гендерных стереотипов, их устойчивости, механизмы стереотипизации, а также возможных путей изменения стереотипов.
Гендерная стереотипизация – это процесс приписывания индивидам на основании их половой принадлежности психологических качеств и статусных характеристик, закрепляющих доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин.
Гендер как когнитивная схема
Накопленные общие знания о категориях людей не позволяют справедливо судить об уникальных качествах отдельной личности
С. Фиске и С. Тейлор
Серьезной методологической базой, позволяющей объяснить механизмы гендерной стереотипизации, является с нашей точки зрения концепция социальной категоризации, получившая развитее в рамках теории социального познания. Авторы теории С. Фиске и С. Тейлор [138], объясняют стереотипизацию исходя из закономерностей процесса познания. Социальное окружение человека переполнено большим количеством информации. Человек не имеет возможности рассматривать каждую группу как уникальную. Чтобы свести все многообразие окружающего мира к воспринимаемой форме, он распределяет ее по категориям. Таким образом, он вынужден использовать стереотипы, в которых уже содержится необходимая информация, позволяющая воспринимать социальную ситуацию и ориентироваться в ней. Способность к категоризации очень важна для познания окружающей действительности и социальной адаптации. В противном случае, человек мог бы лишиться рассудка, если бы замечал и обрабатывал всю поступающую информацию. Применительно к гендеру это будут следующие категории: «мальчики» - «девочки», «мужчины» - «женщины».
Согласно логике рассуждений С. Фиске и С.Тейлора, человек, распределяя всю воспринимаемую информацию по категориям, формирует особыекогнитивные схемы. Будучи сформированными, схемы в дальнейшем влияют на то, как происходит восприятие, хранение, и воспроизведение поступающей внешней информации. Как правило, человек имеет наготове когнитивные схемы для большинства социальных ситуаций (событийные схемы), для социальных групп, которые он идентифицирует по роду деятельности (ролевые схемы), по гендеру (гендерные схемы). Все эти схемы руководят обработкой получаемой информации о людях и ситуациях. Пол, раса, национальность – являются наиболее очевидными и основными характеристиками, которые человек использует в качестве критериев для группирования информации об окружающих людях и управления ею.
Концепция схемы основывается на том, что систематизированные предварительные знания (схемы) оказывают влияние на то, как люди конструируют социальную реальность. Заложенные в схемах убеждения, стереотипы и ожидания определяют то, как человек интерпретирует входящие данные.
Все это имеет непосредственное отношение к гендерной стереотипизации. Гендерные стереотипы выступают в качестве гендерных схем. Человек воспринимает, запоминает и интерпретирует входящую информацию в соответствии с его представлениями (стереотипами) о гендерах. Так мужчина, считающий, что женщина в силу ее «женских» качеств не способна к управленческой работе, будет видеть в каждом конфликте женщины-руководителя с подчиненными подтверждение известных ему стереотипных знаний: «женщины не обладают необходимой эмоциональной устойчивостью, самообладанием и эффективностью», которые требует управленческая должность. Однако такое видение не будет распространяться на мужчин-руководителей, так как аналогичное поведение мужчины считается вполне допустимым, что подтверждается известным выражением: «Если руководитель-мужчина кричит на работе, это значит, он выражает недовольство, или излагает свои идеи. Если же женщина-руководитель повышает голос, она истеричка». В свою очередь, женщина, убежденная, что мужчины непостоянны и неверны, с легкостью вспомнит среди известных ей мужчин тех, кто соответствуют ее стереотипу, и усомнится в мужчине, которого ей опишут, как верного и надежного супруга.
Результаты исследования Тейлора и коллег показали, что именно гендерные схемы, а не объективные данные являются важным критерием, влияющим на восприятие. Тейлор и Фальконе в своем эксперименте попросили участников прослушать шесть записей политических дискуссий, которые вели три мужчины и три женщины на собраниях избирателей. Каждый кандидат выдвигал по шесть конкретных предложений. Для эксперимента ученые выбрали 36 предложений, которые были в равной степени полезными, имели созидательный характер, и одинаковый рейтинг. После прослушивания дискуссий, испытуемым предлагалось оценить, насколько политически благоразумным и убедительным был каждый кандидат, и насколько эффективно он мог бы управлять округом. Испытуемые оценили кандидатов-мужчин на много выше по четырем из пяти показателей [22, с. 204-205].
Данное исследование еще раз подтвердило, что пол используется в качестве базовой схемы для обработки информации о поведении и способностях людей, а ее оценка и интерпретация зависят от наполнения данной схемы, то есть содержащихся в ней гендерных стереотипов.
Причины устойчивости гендерных схем.Почему же гендерные схемы (они же стереотипы) устойчивы, и не меняются под влиянием новой информации? Причины, по мнению авторов концепции следующие. Категоризация, как разделение окружающего мира на составные элементы начинается в раннем детстве и составляет суть процесса когнитивного развития. Чтобы облегчить для себя усвоение огромного количества информации, дети прибегают к категоризации. А гендер выступает в качестве первого и наиболее важного критерия категоризации. По мнению К. Мартин и С. Халверсон [149], ребенок в первую очередь классифицирует людей, их поведение и особенности с точки зрения их принадлежности к «мужской» и «женской» категориям. Такая классификация способствует формированию в сознании когнитивной структуры, которую Мартин и Халверсон, назвали схемой собственного пола.
Схема собственного пола включает представления, сценарии, планы действий, необходимые для реализации поведения соответствующиго гендеру. Идентифицировав свой пол, ребенок начинает буквально «впитывать» информацию о правилах, нормах и моделях поведении, людей своей группы. Общество, в свою очередь предоставляет ему такую информацию, причем постоянно подчеркивая идею о важности гендерных различий и следовании гендерным моделям. Источники наполнение гендерных схем (литература, СМИ, фольклор) изображают мужчин и женщин непохожими друг на друга. Родители, воспитатели, учителя и сверстники побуждают детей обращать внимание на гендер, гендерные различия и следовать им, способствуя, тем самым, наполнению гендерных схем соответствующим содержанием (гендерными стереотипами). Таким образом, некритически воспринятая и схематично хранящаяся информация начинает управлять в дальнейшем процессом обработки вновь поступающих данных. Индивид настраивается мыслить, действовать и прогнозировать действия окружающих в соответствии с тем, что «записано» в его гендерных схемах.
Основное содержание гендерных схем можно свести к следующему: мужчины и женщины существенно отличаются друг от друга. Распространенные стереотипы представляют мужчин активными, агрессивными, стремящимися к независимости, эффективными в работе, а женщин – пассивными, зависимыми, эмоциональными. Данные стереотипы устойчивы, и продолжают существовать, несмотря на очевидные изменения в поведении, профессиональной и социальной активности женщин и мужчин. Люди продолжают видеть мужчин и женщин более непохожими друг на друга, чем это есть на самом деле. Подтверждением тому служат результаты исследования, полученные К. Мартином [20,с. 202]. В своем исследовании он предложил и мужчинам и женщинам отметить, какими качествами из сорока предложенных они обладают. Среди этих качеств были «типично мужские», «типично женские» и «нейтральные». Второй группе, куда так же входили мужчины и женщины, он предложил определить какому проценту мужчин и женщин каждое из качеств, по их мнению, присуще. В результате было выявлено, что ответы мужчин и женщин о себе в первой группе отличались только по пяти пунктам (эгоцентризм, цинизм, сопереживание, плаксивость, суетливость). Вторая группа представила мужчин и женщин совершенно разными по всем сорока признакам.
Итак, сформированные гендерные схемы устойчивы и не восприимчивы к новой, противоречащей им информации. Подобное явление получило название «эффект устойчивости» [138]. Суть явления заключается в том, что при восприятии и запоминании противоречащей схеме информации человек не изменяет свои стереотипы. Схемы сохраняют свою прочность и при столкновении с доказательствами, их опровергающими. Устойчивость схем Тейлор и Фиске объясняют, тем, что если бы индивид изменял свои схемы, пытаясь подгонять их к каждому новому нюансу, любой возникающей ситуации, то преимущества, которые обеспечивает использование схем, при обработке информации, были бы сведены к нулю. Получая информацию, которая не укладывается в имеющуюся схему, человек создает подкатегорию, которую включает в уже имеющуюся категорию, в то же время зная, что она не подходит для всех элементов данной категории. Исследовательница К. До [134] установила, что люди имеют подкатегории для классификации женщин (домохозяйка, карьеристка, спортсменки, феминистки, объекты сексуального влечения) и мужчин (спортсмены, «синие воротнички» бизнесмены, мачо). Дж. Эдвардс [136] выявил четыре подкатегории мужчин: бизнесмены, спортсмены, любители домашнего очага и неудачники. Механизм создания подкатегорий позволяет сохранить общий стереотип, таким образом, и достигается его устойчивость.
Устойчивость схем напрямую зависит от частоты использования. Чем чаще активизируются схемы, тем они будут доступнее для памяти, и тем чаще человек будет обращаться к ним, чтобы проинтерпретировать социальную реальность. Про гендерные схемы можно сказать, что они находятся «в постоянной готовности». Настойчивое напоминание общества посредством литературы, кино, СМИ, о важности гендерной дихотомии делает гендерную схему еще более когнитивно доступной и, соответственно, устойчивой. Подчеркивание гендерных различий способствует формированию пристрастного отношения к своей группе и предубеждения к чужой, провоцируя тем самым состояние конфликта между гендерами. В результате даже в условиях возрастания социальных и профессиональных контактов между мужчинами и женщинами, стереотипы не исчезают, и необходимая для корректировки образа «Другого» информация просто не воспринимается. Данное явление противоречит «контактной гипотезе», которую в свое время выдвинул Г. Олпорт [126]. Олпорт утверждал, что стереотипы разрушаются при получения информации от другой группы, в случае позитивного межперсональнoго контакта.
Следовательно, объяснение причин устойчивости гендерных стереотипов, а так же взглядов о неравноценности и иерархичности «мужского» и «женского» следует искать не в реальных качествах субъектов и объектов стереотипиза