Качества, ассоциируемые только с мужчинами или женщинами, минимум в девятнадцати из двадцати пяти исследуемых стран
(количество стран указано в скобках)
Качества ассоциируемые с мужчинами (N=48) | |||
Агрессивный (24)Активный (23)Амбициозный (22)Бесстрастный (20)Властный (24)Громкий (21)Грубый (23)Дерзкий (24)Доминирующий (25)Жестокий (21)Жестокосердный (21)Заносчивый (20)Изобретательный (22)Инициативный (21)Искусный (19)Крепкий (24) | Ленивый (21)Логичный (22)Мудрый (22)Мужественный (25)Напористый (20)Недобрый (19)Независимый (25)Неорганизованный (21)Неосторожный (20)Неотесанный (21)(несносный (19)неумолимый (24)Неэмоциональный (23)Оппортунистический (20)Прогрессивный (20)Рациональный (20) | Реалистичный (20)Самоуверенный (21)Серьезный (20)Сильный (25)Склонный к риску (25)Суровый (23)Трезвомыслящий (21)Тупоголовый (21)Убедительный ((25)Уверенный (19)Хвастливый (19)Храбрый (23)Целеустремленный (21)Шутливый (19)Эгоцентричный (21)Энергичный (22) | |
Качества ассоциируемые с женщинами (N=25) | |||
Боязливая (23)Добрая (19)Жеманная (20)Женственная (24)Зависимая (23)Застенчивая (!9)Кроткая (19)Любопытная (21)Мечтательная (24) | Мягкая (21)Мягкосердечная (23)Нежная (24)Очаровательная (20)Покорная (25)Привлекательная (23)Приятная (19)Разговорчивая (20) | Сексуальная (22)Сентиментальная (25)Слабая (23)Спокойная (21)Суеверная (25)Тревожная (19)Чувствительная (24)Эмоциональная (23) | |
Список стран, в которых проводилось исследование: Австралия, Англия Боливия Бразилия, Венесуэла, германия, Голландия, Ирландия Италия, Канада, Малайзия, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Перу США, Тринидад, Финляндия, Франция, Шотландия, ЮАР, Япония. Источник: J.E. Williams, D.L. Best, Measuring sex stereotypes: A Multinational Study. Copyright 1990 by Sage Publications, Inc.
Индии является индуизм, в традиции которой включено поклонение божествам женского пола. В индуистках храмах и мужчины и женщины принимают участие в службе и выполнении религиозных обрядов.
Далее в своем исследовании Бест и Вильямс выявили еще ряд закономерностей:
стереотипные характеристики женщин в большинстве своем оценивают их как пассивных, а мужчин как активных;
привлекательность мужских качеств выше в тех странах, где они ассоциируются с силой и активностью;
стереотипный образ женщины чаще ассоциируется с взаимодействием (общительностью, открытым проявлением своих чувств), а мужчин с действием (результативность, состязательность, автономия, стремление контролировать).
Несмотря на то, что Бест и Вильямс установили некоторые расхождения в восприятии мужчин и женщин в разных странах, общий характер полученных ими данных указывает на наличие панкультурного сходства гендерных стереотипов. В результате ученые пришли к выводу, что гендерные стереотипы возникли в древности на основе такого разделения труда, где женщины заняты домашними обязанностям, а мужчины работают за пределами дома. Гендерные стереотипы оказались встроенными в культуру и стали частью культурного уклада, как социально необходимые системы, определяющие статусное положение членов общества (власть мужчины и подчиненное положение женщины). В связи с этим, социализация детей была организована так, чтобы подготовить к выполнению разных гендерных ролей.
Гендерные идеалы в российской культуре
Старые и новые философы, фольклористы и психоаналитики в один голос говорят об имманентной женственности русской души и русского национального характера.
И.С. Кон
В отечественной культуре (в частности, в фольклоре, в философии, в языковом сознании), женщина отнюдь не представлена безвластной, мужской же идеал далек от облика супермена. Миф о русской женщине строится вокруг представлений о том, что материнский образ включает в себя черты не только уязвимости и страдания, но также силы и всемогущества.
Рябова Т.Б.
Гендерные стереотипы формируется в рамках определенного культурного контекста. Если культурный и религиозный контексты отличаются друг от друга, то и сформировавшиеся в рамках данных культур стереотипы маскулинности/фемининности, будут иметь ряд отличий. Следовательно, описание образов российской женщины и российского мужчины будут более полными при сравнении русской и западной культур.
Патриархальное устройство общества и христианская религия были общими предпосылками для формирования стереотипа маскулинности/фемининности и в рамках западной, и в рамках русской культур. Это факторы определили подчиненное положение женщины, непризнание ее полноценной личностью, представление о более низком ее интеллектуальном и моральном уровне. Однако в отношении морали, гендерные стереотипы Запада и России отличаются. В связи с этим следует ввести понятие «моральные гендерные стереотипы».
Моральные гендерные стереотипы - это устойчивым представлениям об особенностях моральных черт, которые связываются с определенными гендерными ролями [29].
В основе морального стереотипа лежит общее правило, выводимое из более общих положений, принципов, идеалов, и которые в совокупности составляют мировоззрение людей. Каждая культура создает свои моральные гендерные стереотипы исходя из господствующих религиозных воззрений. В связи с этим, стереотипы маскулинности /фемининности в российской культуре будут иметь ряд особенностей.
Различия моральных гендерных стереотипов определяются господствующими в обществе религиями. Наиболее распространенными религиозными идеями на Западе являются идеи протестантизма, с его направленностью на достижение благополучия уже в этом мире. Западное общество, построено на праве и договоре граждан как самостоятельных юридических лиц. Основной религией России является традиционное православие. Поэтому российское общество основано на началах взаимного неформального доверия и любви, отсутствии правового самосознания (о россиянах говорят «не законопослушные, а законобоязненные»). Ценности традиционного православия являются частью российской ментальности, и рассматривается россиянами как преимущество перед Западом и доказательство неиспорченности русского человека.
С этой точки зрения становится интересным проследить взаимосвязь представлений о предназначении России, сформировавшихся в рамках «русской идеи», и представлений о человеческом идеале вообще, мужском и женском (а значит гендерных) идеалах в частности.
Примечательным, в связи с этим является тот факт, что национальный стереотип в странах Запада базируется, как правило, на мужском стереотипе соответствующей нации («истинный англичанин», «истинный немец» и т.д.) [94]. Известно, и особенно благодаря русским философам Серебряного века (Бердяев Н.А. [21], Ильин И.А. [47]), что русский характер часто увязывают именно с концептами женственности. Символом русскости избирается женщина («Россия-Матушка», «Родина-Мать») [88].
Отличительные черты России, согласно идеологам русской идеи: коллективизм, соборность, основа которой - любовь, смирение и самоотверженность. Российской ментальности свойственны психология жертвенности и культ страдания («милость к падшим», жалость к «униженным и оскорбленным»), приоритет моральных оценок над правовыми, стремление руководствоваться не столько правом, сколько «сердцем». Эти ценности порождают идею о «женской душе» России.
Термины «душа», используемый для описания России, и «душевность» для русского характера, предполагают фемининное начало, в отличие от маскулинного западного - «дух». Душа в большей степени ассоциируется с телесным, материальным, с сердцем, эмоциональным, а не с рациональным, разумом, которому на Западе соответствует понятие «дух». «Голосуй сердцем» - этот слоган избрал президент Б.Н. Ельцина для своей второй предвыборной кампании, и, как известно, победил. Итак, качества, которыми наделяется образ России, закрепляют представления о женственной России. Западу же свойственна гордыня, приоритет закона, принцип индивидуализма, рационализм. В связи с этим, гендерные идеалы в российской культуре могут иметь ряд особенностей.
Гендерные стереотипы именно женщинам приписывают душевность, скромность, бескорыстие, самоотверженность, любовь и милосердие; мужчинам - индивидуализм, соперничество и эгоизм. Такое восприятие образа женщины, наделение ее моральными качествами, основано на распространенном в России культе Богородицы, постоянными эпитетами которой были «Пресвятая», «Пречистая», заменявшие зачастую ее имя. Вознесенная на небо, она воспринималась близкой к простым людям, их первой заступницей перед Сыном, по-матерински переживающей за всех, утешающей, милосердной, отзывчивой. В России насчитывается свыше 700 Богородичных икон, из них чудотворными по разным источникам признаются от 200 до – 486 икон [86].
Совершенно естественно, что подобные и близкие им по смыслу характеристики составляют основу российского общекультурного идеала человека, который выявили и описали санкт-петербургские ученые [76]. Всего было выявлено три типа идеала человека. Первый – традиционно-культурный идеал (его разделяют44% опрошенных) образован такими качествами как справедливость, верность, преданность, богатство духовной жизни, скромность, бескорыстие, уважение родных традиций, верность своим культурным корням, поддерживание душевных отношений с людьми, способность пренебречь выгодой ради высокой цели. Вполне очевидно, что содержание входящих в него характеристиксоотносится с истинно российскими ценностями, составляющими национальную идею России. Противостоит традиционно-культурному идеалу другой тип человека – рационально рыночный. Входящие в него черты таковы: стремление многого достичь, добиться успеха, жизнь и работа на основе точного расчета, приоритет материального благополучия; активность, инициативность, стремление к свободе и независимости; деловитость, практичность; убеждение, что главное в жизни – реализовать свои способности и знания, подчинение этому других сторон своей жизни. Третий тип – промежуточный, переходный. Его носителей отличает приверженность и к традиционно-культурным, и к рационально-рыночным свойствам. Среди опрошенных только 8% привлекает рационально-рыночный идеал, остальные являются носителями традиционно культурного или промежуточного идеалов человека.
Совокупность качеств, входящих в общечеловеческий идеал чрезвычайно близка образу идеальной женщины в российском коллективном сознании. В философских, художественных, исторических, фольклорных текстах российской культуры образ женщины связан с духовностью, милосердием и альтруизмом. Ей также приписываются качества, которые традиционно связывают со стереотипом маскулинности: сила, трудолюбие, ум. Принять этот культурный миф в качестве стереотипа, было бы некорректно с научной точки зрения. Надежные данные представлены в социологических, лингвистических и психологических исследованиях и отмечают наделение российской женщины такими качествами, как душевная красота, сила, ум, доброта, духовность [52], [71], [93].
Достаточно информативными являются результаты исследования гендерных идеалов россиян, полученные Н.А. Нечаевой [71].
Гендерные идеалы – идеализированные представления о предназначении, поведении и чувствах мужчин и женщин свойственные определенной культуре.
В своем исследовании Н.А. Нечаева зафиксировала качества, входящие в гендерный идеал российской женщины, которые испытуемые ценят в женщине. Исследованием было охвачено 1070 человек.
Гендерный идеал имеет следующую структуру. Его основу составляет группа «связанных» черт и характеристик, которая определяет направленность сознания (например, патриархальные, либо феминистские характеристики). Такая группа «связанных» черт образует ядро гендерного идеала, на периферии которого располагаются противоположные характеристики. Таким образом, структура идеала включает и черты, которые ценятся и принимаются, но и отвергаемые.
Таблица 3.
Идеал женщины у россиян
Ранг качества | Доля респондентов, считающих данное качество наиболее важным |
1. Заботливая, хорошая мать 2. Верная преданная 3. Душевная добрая 4. Мягкая нежная терпимая 5. Способная пожертвовать многим ради семьи 6. Скромная бескорыстная 7. Активная энергичная 8. Большое значение придает своей духовной жизни 9. Умеет достичь материального благополучия 10. Стремиться многого достичь в жизни, добиться успеха 11. Не стремится быть лидером в отношениях и признает ведущую роль мужчины 12. Стремится к самостоятельности и экономической независимости. 13. Практичная, предпочитает жить и работать на основе расчета 14. Сильная, уверенная в себе, стремится ни в чем не уступать мужчинам 15. Считает, что главное в жизни реализовать свои способности, знания, хороший профессионал 16. Деловая, стремится сделать хорошую карьеру, многим может пожертвовать ради дела, работы. | 94% 81% 78% 72% 64% 53% 50% 43% 36% 29% 28% 22% 16% 15% 14% 4% |
Респонденты отвечали на вопрос: «Какие качества в женщине Вы цените, считаете наиболее важными?». Каждый респондент мог сделать 7 выборов, поэтому сумма превышает 100%. Всего опрошено 1070 человек. Источник: Нечаева Н.А.Идеал женщины в структуре гендерных картин мира / Гендерные тетради. Выпуск второй; СПб филиала Института социологии РАН СПб., 1998, С. 5-19.
Полученный на основе этих данных гендерный идеал российской женщины, по структуре и содержанию, позволил назвать его «традиционно-патриархальный идеал женщины» (Таблица 4). Носители этого идеала составляют 60% опрошенных. Наиболее важными качествами женщины они считают: верность, преданность скромность, бескорыстие; способность пожертвовать многим ради семьи, мягкость, нежность, терпимость. Одновременно с этим, они отвергают такие качества, как «главное в жизни реализовать свои способности, знания», «хороший профессионал», «стремится к самостоятельности и экономической независимости», «активная энергичная» «сильная, уверенная в себе».
Только 7% опрошенных считают для себя идеалом женщину, обладающую качествами феминистского типа (Таблица 5), который по своей структуре является зеркальным отражением традиционно-патриархального идеала.
Треть участников опроса (33%) относятся к промежуточному, смешанному типу. В их идеале женщины соединены как традиционно ценимые в патриархальном обществе женские качества, так и качества связанные с ориентацией на самореализацию, независимость материальную, социальную и профессиональный успех.
Таблица 4.