Структура тренировочного процесса. Микрострукрура, мезаструктура и макроструктура.

Структура спорт.тренировки

В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон отдельных звеньев), их закономерноеотношение друг с другом общую последовательность.Структура тренировки характеризуется, в частности:

1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, эта­пов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс пре­терпевает закономерные изменения.Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полуго­дичного (в отдельных случаях 3—4 месяца), годичного, многолет­него (например, четырехгодичного), связанный с развитием, ста­билизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе высших достижений). В практихе спорта принято выделятъ четырехлетние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям — Олмпийским играм. Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке высоко-квалифицированных спортсменов встречается построение годич­ной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), [на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов трехцикловое) В каждом макроцикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. Подготовительный период направлен на становление спортив­ной формы — создание прочного фундамента (общего и специаль­ного) подготовки к основным соревнованиям и участия в них. В соревнова­тельном периоде проводится непосредственная подготовка к соревнованиям. Переходный период (период временной утраты спортив­ной формы) направлен на восстановление физического и психиче­ского потенциала после высоких тренировочных и соревнователь­ных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.Мезоцикл — это средний тренировочный цикл продолжитель­ностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.Построение тренировочного процесса на основе мсзоциклов позволяет систематизировать его в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей.Втягивающие мезоциклы.Их основная задача — постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфи­ческой тренировочной работы. Базовые мезоциклы. В них планируется основная работа по по­вышению функциональных возможностей основных систем орга­низма, совершенствованию физической, технической, тактиче­ской и психической подготовленности. Контрольно-подготовительные мезоциклы. Характерной особен­ностью тренировочного процесса в этих мезоциклах является ши­рокое применение соревновательных и специально подготовитель­ных упражнений, максимально приближенных к соревнователь­ным. Предсоревновательные {подводящие) мезоциклыпредназначены для окончательного становления спортивной формы за счет уст­ранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей. Соревновательные мезоциклы. Их структура определяется специ­фикой вида спорта, особенностями спортивного календаря, ква­лификацией и уровнем подготовленности спортсмена Восстановительный мезоцикл составляет основу переходного периода и организуется специально после напряженной серии соревнований.— это малый цикл тренировки, чаще всего с не­дельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий. Внешними признаками микроцикла являются: В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов. Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммар­ной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсме­на к напряженной тренировочной работе. Базовые микроциклы(общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решений главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки. Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специ­ально подготовительные и модельные.Специально подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним объемом тренировочной нагрузки.Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спорт­смена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжитель­ность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами меж­ду ними.





52.спортивная селекция и ориентация в системе спортивной подготовки.

Спортивный отбор –Это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта)Спортивная ориентация — система организационно-методичес­ких мероприятий, позволяющих наметить направление специали­зации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена ком­плексная методика оценки его личности, предполагающая исполь­зование различных методов исследования (педагогических, меди­ко-биологических, психологических, социологических и др.).

Педагогические методы позволяют оценивать уровень разви­тия физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На осно­ве медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние ана­лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоро­вья. С помощью психологических методов определяются особен­ности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борь­бы а также оценивается психологическая совместимость спорт­сменов при решении задач, поставленных перед спортивной ко­мандой.

Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом

Наши рекомендации