Методы строго регламентированного упражнения

Основные отличительные черты этих методов заключаются в более строгом (четком и полном) упорядочении процесса и ус­ловий выполнения упражнений, что выражается:

- в реализации твердо предписанной программы действий, ко­торая задает их определенный состав и комбинации, последова­тельность, порядок повторения, изменения и связи друг с другом;

- в возможно точном нормировании нагрузок и интервалов отдыха, последовательном управлении их эффектом в процессе упражнения;

- в возможно полной оптимизации внешних условий, влияю­щих на достижение эффекта упражнения (оснащения, обору­дования, устранения мешающих внешних раздражителей и т.п.) (Матвеев Л.П., 1999).

В зависимости от решаемых задач, закономерностей и условий их реализации эти методы используются в различных вариантах. По направленности действий они разделяются на:

- направленные преимущественно на освоение спортивной техники;

- направленные преимущественно на развитие двигательных качеств.

При разучивании новых двигательных действий различают методы:

- расчлененно-конструктирующего упражнения, или освое­ния движения по частям с последующим объединением частей в целое;

- объединенно-конструктирующего, или целостного упражне­ния (действия или их соединения сразу разучиваются в целостном виде с незначительными упрощениями). Внимание занимающих­ся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При совершенствовании техники соревновательных действий в зависимости от того, в какой мере воссоздают их состав и пара­метры, различают методы:

- частично моделирующего упражнения (в которых соревнова­тельная деятельность моделируются лишь в элементах, фрагмен­тарно);

- целостно-приближенного моделирующего упражнения (где соревновательные действия, их комбинация моделируются по возможности в целостном виде).

Методы, направленные преимущественно на воспитание дви­гательных способностей, реализуются как методы:

- сопряженного (общего) упражнения (воздействие распро­страняется на комплекс функциональных свойств или обеспечи­вает объединенное совершенствование двигательных качеств и их реализацию в рамках технического совершенствования);

- избирательно-направленного (локального) упражнения (воз­действия сосредотачиваются преимущественно на тех свойствах, которые избираются в качестве объекта развивающего воздей­ствия).

По признакам стандартизации либо варьирования различают методы:

- повторного упражнения (действия повторяются в возможно единообразных стандартных условиях);

- вариативного (переменного) упражнения (в ходе выполне­ния действий их параметры направленно видоизменяются по тем­пу, ритму, продолжительности, величине усилий и т.п.). В рам­ках этого метода используется как прогрессирующий вариант (повышение интенсивности или продолжительности работы), так и нисходящий вариант (постепенное снижение интенсивности или величины усилий и т.п.).

По признакам прерывности либо слитности выполнения упражнений различают методы:

- интервального упражнения (где нормируются интервалы отдыха; если повторное выполнение действий начинается при от­носительно полном восстановлении, такой режим называется по­вторным);

- слитного упражнения (двигательные действия выполняются непрерывно). При равномерном темпе его выполнения он носит название длительного равномерного упражнения. При выполне­нии упражнения с изменением темпа он носит название перемен­ного упражнения.

Такое многообразие методов строго регламентированного упражнения делает их пригодными для реализации многих кон­кретных подготовительных задач.

Игровой метод

Предусматривает выполнение двигательных действий в усло­виях игры. Он может быть использован на материале самых раз­нообразных двигательных действий при условии, что они поддаются «сюжетный» организации (деятельность занимающихся организуется на основе образного замысла, плана игры). Сюжет игры намечает общую линию поведения, но не предопределяет жестко конкретные действия.

Особенности игровой деятельности обеспечивают высокую эмоциональность занятий, требуют от занимающихся проявления инициативы, смелости, настойчивости и самостоятельности, уме­ния управлять своими эмоциями, проявлять высокие координа­ционные способности, быстроту, выносливость, неожиданные для соперников технические и тактические решения. Все это предо­пределяет эффективность игрового метода для решения задач, от­носящихся к различным сторонам подготовки спортсмена.

Однако реализация игрового замысла, как правило, происхо­дит в условиях быстрого и чаще случайного изменения ситуации. В связи с этим игровой метод позволяет моделировать деятель­ность лишь с большой долей вероятности. Точность дозировки нагрузки в игровом методе всегда существенно меньше, чем в ме­тодах строго регламентированного упражнения.

В процессе спортивной тренировки использование игрового метода не ограничивается решением задач, связанных с повыше­нием уровня подготовленности. Не менее важна роль игрового метода как средства активного отдыха, переключения занимаю­щихся на иной вид деятельности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Соревновательный метод

Предполагает специально организационную соревнователь­ную деятельность, в которой организуется непосредственное соперничество и сопоставление возможностей участников. В та­ких условиях, как правило, стимулируется высокий уровень ре­зультативности выполняемых упражнений. Применение дан­ного метода связано с исключительно высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможно­стям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важ­нейших систем организма и тем самым стимулирует адаптивные процессы, обеспечивает интегративное совершенствование раз­личных сторон подготовленности (В.Н. Платонов, 1997).

Соревновательный метод может быть использован на материа­ле спортивных игр и строго регламентированного упражнения, в какой-то мере усиливая их эффективность. В соревновательном методе значительно полнее, чем в игровом, выражены регламен­тирующие начала, поскольку для него характерна четкая унифи­кация состава соревновательных действий, общего порядка их выполнения и способов оценки результативности. Проведение строго регламентированных упражнений соревновательным ме­тодом, стимулирующихся фактором соперничества и мобилиза­цией достиженческих возможностей, вызывает более глубокие сдвиги в функциональном состоянии спортсменов. Однако это обусловливает и необходимость особо тщательного регулируемо­го и вдумчивого использования его в практике подготовки спортс­менов (Матвеев Л.П., 1999).

Соревновательный метод играет незаменимую роль в подго­товке спортсменов, в становлении специфической подготовлен­ности, совершенствовании спортивного мастерства, воспитании спортивного характера, активно воздействуют на формирование мотивационного механизма, является необходимым инструмен­том контроля.

Вопрос 39:

Периодизация спортивной тренировки.

Структура многолетней спортивной подготовки. Этапность многолетней спортивной подготовки. Задачи, содержание каждого этапа (начальной подготовки, базовой функциональной подготовки, этап спортивного совершенствования, этап сохранения спортивной формы). Макроциклы. Мезоциклы. Микроциклы. Их характеристика, содержание. Годичный цикл. Периоды спортивной подготовки в годичном цикле. Периодизация в четырехлетнем олимпийском цикле.

Термин «спортивная подготовка» используется для характери­стики сложно организованного процесса с широким диапазоном видов деятельности, предусматривающим использование разно­образных факторов, средств и методов, которые позволяют ока­зать эффективную помощь спортсменам для их совершенствования в избранном виде спор­та и обеспечить наилучшую готовность к росту достижений. При этом должны обеспечиваться необходимая двигательная нагрузка и оптимальное восстановление. Подготовка высококвалифицированного атлета – это длительный процесс от 8 до 20 лет и более и включающий целую систему компонентов, которые обу­словливают общую эффективность данного процесса (рис. 1).

Методы строго регламентированного упражнения - student2.ru

Рис 1. Схема основных компонентов системы спортивной подготовки

Система спортивной подготовки – это длительный, многокомпонентный процесс, представляющий собой упорядоченную совокупность специфиче­ских тренировочных и соревновательных средств, целесообразную их организацию в сочетании с внешними факторами и условиями, взаимосвязанное использование которых на этапах многолетней подготовки, дополняя и усиливая друг друга, обеспечивает наилуч­шую готовность спортсмена к достижениям.

Этап предварительной, или начальной, подготовки

(продолжительность 1-3 года)

Задачи:

- укрепление здоровья детей;

- приобретение разносторонней физической подготовленности;

- устранение недостатков физического развития;

- овладение основами техники выполнения разнообразных физических упражнений;

- привития интереса к занятиям спортом;

- определение вида спорта для последующих занятий.

Средства. Разнообразные упражнения из различных видов спорта и подвижных игр, выполняемые без значительных физи­ческих и психических нагрузок. Техническая подготовка ориен­тирована на освоение комплекса разнообразных двигательных действий. Не следует стремиться стабилизировать внешнюю форму движений, добиваться стойкого двигательного навыка. Необходимо концентрировать больше внимания на динамику и ритм выполняемых упражнений. Это обусловлено достаточно быстрым приростом физической подготовленности, требующей постоянной корректировки технических параметров выполняе­мых упражнений.

Соотношение средств подготовки: ОФП - 45-50%; вспомога­тельная подготовка (ВП) - 40-45%; СФП - 5%.

Основные методы: игровой и повторного упражнения, при освоении техники - целостный метод.

Тренировочные занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 40-60 мин и должны по возможности сочетаться с уроками физи­ческого воспитания в школе. Годовой объем 150-200 ч.

Этап начальной специализации, или предварительный базовый (продолжительность 2-3 года)

Задачи:

- разносторонняя физическая подготовка и укрепление здо­ровья;

- устранение недостатков в уровне физического развития и физической подготовленности;

- создание двигательного потенциала (в том числе соответ­ствующего специфике будущей специализации);

- уточнение спортивной специализации;

- приобретение опыта участия в соревнованиях;

- создание устойчивого интереса к многолетнему спортивно­му совершенствованию.

Средства. Разнообразные упражнения из арсенала избранно­го вида спорта и других видов спорта. Занимающиеся осваива­ют большой объем специально-подготовительных упражнений. Однако специальные упражнения занимают относительно не­большой объем в разнообразных физических упражнениях. Осо­бое внимание следует уделять развитию быстроты, координации и гибкости. Техническая подготовка в большей степени строится на разнообразном материале избранного вида спорта.

Соотношение средств подготовки: ОФП - 35-40%; ВП - 50% иСФП-15%.

Методы: игровой, соревновательный, а также строго регламен­тированного упражнения - повторный, переменный, круговой и др. В технической подготовке наряду с целостным широко ис­пользуется расчлененный метод обучения.

Тренировочные занятия проводятся 3-5 раз в неделю, продол­жительностью 1,5-2 ч. Общий годовой объем нагрузки 350-600 ч.

Этап углубленной специализации, или специальный базовый (2-3 года)

Задачи:

- совершенствование специальной физической подготовлен­ности;

- совершенствование техники избранного вида;

- совершенствование психологической подготовленности;

- приобретение опыта выступлений в ответственных соревно­ваниях.

Средства. Разнообразные упражнения из арсенала избранно­го вида спорта и смежных спортивных дисциплин, позволяющих совершенствовать специфические двигательные качества. Суще­ственно возрастает объем специально подготовленных упражне­ний в общем объеме используемых средств. Техническая подго­товка строится на материале избранной спортивной дисциплины. Особое внимание уделяется возможности стабильности выполне­ния соревновательных действий в различных условиях при раз­ном функциональном состоянии.

Соотношение средств подготовки: ОФП - 20-25%, ВП -35-40%, СП - 40-45%.

Методы. Широко используется весь арсенал разнообразных методов. При планировании функциональной подготовки приме­няются высокие тренировочные нагрузки. Их нужно планировать дифференцированно с учетом специализации и индивидуальных особенностей спортсменов.

Тренировочные занятия проводятся 5-8 раз в неделю по 2-2,5 ч. Объем годовой нагрузки - 600-900 ч.

Этап спортивного совершенствования, или максимальной реализации индивидуальных возможностей (продолжительность 2-4 года)

Задачи:

- достижение максимального уровня специальной физиче­ской и функциональной подготовленности;

- совершенствование технического мастерства;

- совершенствование тактического мастерства;

- достижение максимальных результатов в избранной спор­тивной дисциплине.

Средства: специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Максимальное использование средств, способных вызвать бурное протекание адаптивных процессов. Суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы до­стигают максимума. Резко возрастает соревновательная практика и объем психической, тактической и интегральной подготовки. Средства общей подготовки в основном используются как восста­новительные.

По мнению В.Н. Платонова (1997), принципиально важным моментом является обеспечение условий, при которых период максимальной предрасположенности спортсмена к достижению наивысших результатов (естественное развитие организма) со­впадает с постепенным выходом (многолетняя тренировка) на самые интенсивные и сложные в координационном плане трени­ровочные нагрузки. При таком совпадении спортсмену удается добиться максимально возможных результатов, в противном слу­чае они оказываются значительно ниже.

Соотношение тренировочных средств: СП - 60%, ВП - 25%, ОФП-15%.

Количество занятий в неделю может достигать 15-20. Общий годовой объем составляет 900-1400 ч.

Наши рекомендации