Плетенюк Т.В учитель-логопед

Безопасное поведение

Предупреждение заболеваний и травм.

Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

· Безопасное поведение в природе.

· Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.

· Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб..

Программа духовно-нравственного развития,

Таким образом,

К числу планируемых результатов освоения АОП отнесены:

— личностные, включающие овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах;

— предметные, связанные с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризующие их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной деятельности, так и программ формирования базовых учебных действий, духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы.

Система планируемых результатов отражает состав базовых учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют обучающиеся с умственной отсталостью

[1] Часть 4 Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.

Плетенюк Т.В учитель-логопед

Мониторинг - слово, вошедшее в педагогический лексикон относительно недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Мониторинг необходим для отслеживания эффективности образовательной и воспитательной деятельности педагога.

Цель мониторинга одна - выяснить, насколько организованный в творческом объединении процесс обучения и воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Выяснить, в первую очередь, для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса обучения и воспитания, чтобы анализировать, обобщать и делать выводы о результате работы педагога.

Что же такое личностное развитие? А это целая система мероприятий, которые помогают человеку познавать себя, самовыражаться, развивать собственные таланты, повышать конкурентоспособность на рынке труда, улучшать качество жизни и претворять в жизнь любые мечты и ожидания.

Личностное развитие – это совокупность всех позитивных изменений, происходящих в человеке. Такие изменения могут происходить как в результате усилий самого человека, так и под влиянием извне, например, со стороны его родных, близких. В результате личность достигает новых вершин, результатов, увеличивает свой творческий потенциал.

Цель педагога: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.

Мониторинг личностного развития- всегда представлял собой важную составляющую учебно- воспитательной деятельности. Количественные показатели мониторинга – основа для анализа состояния воспитывающей деятельности, для выявления проблем и слабых мест в классном коллективе, для планов на перспективу.

Нарушения высшей нервной деятельности, недораз­витие психических про­цессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование неко­то­рых специфических особенностей личности обучающихся с умственной от­сталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мо­тивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со свер­с­т­ни­ками и взрос­лыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.

Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сфор­му­ли­ро­ва­н­ное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития ано­мального и нормального ре­бенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и вос­пи­тания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких ус­ловий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально ор­га­ни­зо­ва­нного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития.

Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося.

- обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной не­рвной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

-развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

-специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;

Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результатыосвоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- проявление готовности к самостоятельной жизни

Предметные результаты освоения АООП образования вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатовпредполагает, прежде всего, оценкупродвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения ме­то­да экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки ре­зуль­та­тов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной гру­п­пы определяется общеобразовательной организацией и включает пе­да­го­ги­чес­ких и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, пе­дагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки лич­ностных результатов освоения обу­чающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП сле­ду­ет учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку ос­но­вой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в по­в­се­д­нев­ной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

Личностные результаты подразумевают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Ре­зуль­таты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка необходима эк­с­пер­т­ной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жиз­нен­ной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений за­но­сят­ся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не толь­ко представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным ком­петенциям.

· На основе требований, сформулированных в Стандарте[1], Организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и ин­ди­ви­ду­аль­ных особенностей обучающихся, которая утверждается ло­каль­ными актами ор­га­ни­за­ции. Программа оценки включает:

· 1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся.

· 2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице 1:

· Таблица 1. Программа оценки личностных результатов

Критерий Параметры оценки Индикаторы
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий сформированность навыков коммуникации со взрос­лы­ми способность инициировать и поддерживать ком­му­ни­ка­цию с взрослыми
способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях
  способность обращаться за помощью
сформированность навыков коммуникации со сверстниками способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверс­т­ни­ками
способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
владение средствами коммуникации способность использовать разнообразные средства ко­м­муникации согласно ситу­ации
  адекватность применения ритуалов социального взаимодействия способность правильно при­менить ритуалы социаль­но­го взаимодействия согласно ситуации

·

· 3) систему бальной оценки результатов;

· 4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);

· 5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.

· 6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

· В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пред­метных результатов должна базироваться на принципах ин­ди­ви­ду­аль­но­го и дифференцированного подходов. Усвоенные обу­ча­ющимися даже незначительные по объему и эле­мен­тарные по содержанию знания и умения должны выполнять кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ва­ю­щую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении лич­нос­ти ученика и овладении им социальным опытом.

· В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

· «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

· «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

· «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

· Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале, однако требует уточнения и переосмыс­ления их наполнения.

· В любом случае, при оценке итоговых предмет­ных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые сти­мулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, ока­зывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетен­ций.

· 3.4. Программа формирования экологической культуры,

· здорового и безопасного образа жизни1

· Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обеспечивает формирование

· и развитие личностных результатов освоения АОП:

· — формирование представлений о мире в его органичном

· единстве и разнообразии природы, народов, культур;

· — овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;

· — формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

· Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и социальных партнеров.

· Цельпрограммы — социально-педагогическая поддержка

· обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

· нарушениями) в сохранении и укреплении физического, пси-

· хического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

· Достижение цели осуществляется через реализацию следующих задач:

· — формирование представлений об основах экологической культуры;

· — формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

· — формирование представлений об основных компонентах

· культуры здоровья и здорового образа жизни;

· — пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

· — формирование представлений о рациональной организа-

· ции режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

· — формирование установок на использование здорового питания;

· — использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических

· особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

· — соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

· — развитие готовности самостоятельно поддерживать свое

· здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

· — формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся;

· — становление умений противостояния вовлечению в табакокурение,

· употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

· — формирование потребности безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;

· — формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

· Планируемыми результатамиосвоения обучающимися с умственной отсталостью программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни являются:

· — ценностное отношение к природе;

· — бережное отношение к живым организмам, способность

· сочувствовать природе и её обитателям;

· — потребность в занятиях физической культурой и спор-

· том;

· — негативное отношение к факторам риска здоровью;

· — эмоционально-ценностное отношение к окружающей

· среде, осознание необходимости ее охраны;

· — ценностное отношение к своему здоровью, здоровью

· близких и окружающих людей;

· — элементарные представления об окружающем мире в со-

· вокупности его природных и социальных компонентов;

· — установка на здоровый образ жизни и реализация ее в

· реальном поведении и поступках;

· на основе использования навыков личной гигиены;

· — овладение умениями взаимодействия с людьми, работать в

· коллективе с выполнением различных социальных ролей;

· — освоение доступных способов изучения природы и

· общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, срав-

· нение, классификация и др.);

· — развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-

· следственные связи в окружающем мире;

· — овладение умениями ориентироваться в окружающем

· мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих

· действиях и поступках, принимать решения.

· Основные направления и перечень организационных форм

· реализации программы представлены в табл. 14.

· Таблица 14

· Основные направления и формы реализации программы

· формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

· Направления программы

· Формы реализации программы

· Ответственный исполнитель

Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры общеобразовательной организации.

- соблюдение санитарных и гигиенических норм, норм пожарной безопасности, требований охраны здоровья и охраны труда обучающихся:

— оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

— организация качественного горячего питания обучающихся;

— оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём; культурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

— наличие необходимого квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, дефектологи);

Безопасное поведение

Предупреждение заболеваний и травм.

Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

· Безопасное поведение в природе.

· Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.

· Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб..

Наши рекомендации