Для родителей детей в возрасте от 11 до 21 года

Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке для ответов".

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на "Бланке для ответов" обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны – зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5.

В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.

На утверждения, номера которых выделены в опроснике курсивом, отцы могут не отвечать.

  1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).
  2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным – куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересном.
  3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которых не разрешают многие другие родители.
  4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).
  5. Наш ребенок имеет больше обязанностей, чем большинство его товарищей.
  6. Моего сына (дочь) очень трудно заставить что-нибудь сделать по дому.
  7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильны ли взгляды их родителей.
  8. Мой сын (дочь) возвращается вечером тогда, когда хочет.
  9. Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.
  10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).
  11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.
  12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.
  13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.
  14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.
  15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.
  16. Общение с детьми в общем-то утомительное депо.
  17. У моего сына есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.
  18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж не мешал бы мне.
  19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.
  20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.
  21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.
  22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой сын (дочь).
  23. Стараюсь купить своему сыну (дочери) такую одежду, какую он сам(а) хочет, даже если она дорогая.
  24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).
  25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).
  26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).
  27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.
  28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.
  29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.
  30. Я очень редко ругаю сына (дочь).
  31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.
  32. Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем мы с мужем.
  33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым.
  34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.
  35. Мой ребенок рос слабым и болезненным.
  36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.
  37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.
  38. Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его.
  39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.
  40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.
  41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.
  42. Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание.
  43. Стараюсь купить ему (ей) все то, что он (она) хочет, даже если это стоит дорого.
  44. Если подольше побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.
  45. Мне много раз приходилось поручать моему сыну (дочери) важные и трудные дела.
  46. На моего сына (дочь) нельзя положиться в серьезном деле.
  47. Главное, чему родители могут научить своих детей – это слушаться.
  48. Мой сын сам решает, курить ему или нет.
  49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.
  50. По характеру я – мягкий человек.
  51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.
  52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.
  53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.
  54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.
  55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).
  56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.
  57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.
  58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).
  59. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.
  60. Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.
  61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось отказаться.
  62. Бывало, что я не узнавал о замечании или двойке в дневнике потому, что не посмотрел(а) дневник.
  63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.
  64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.
  65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.
  66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей), хочется, а не то, что надо.
  67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.
  68. Мой сын (дочь) сам решает, на что ему тратить свои деньги.
  69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим.
  70. От наказаний мало проку.
  71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, – очень строги.
  72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.
  73. Когда мой сын (дочь) был маленький, он(а) мне нравился больше, чем теперь.
  74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).
  75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходилось в детстве многое позволять ему.
  76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.
  77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует – это постоянные строгие наказания.
  78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.
  79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
  80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
  81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его делах, здоровье и т.д.
  82. Нередко мне приходится (или приходилось) подписываться в дневнике за несколько недель сразу.
  83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он хочет.
  84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.
  85. Мой сын (дочь) много помогает мне (дома, на работе).
  86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.
  87. Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так, как говорят родители.
  88. Выходя из дома, мой сын (дочь) редко говорит, куда он идет.
  89. Бывают случаи, когда лучшее наказание – ремень.
  90. Многие недостатки в поведении моего сына (дочери) прошли сами собой с возрастом.
  91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы боремся за него (нее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.
  92. Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы помоложе, то я наверняка в него влюбилась.
  93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.
  94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.
  95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жив.
  96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.
  97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.
  98. Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.
  99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.
  100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.
  101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.
  102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).
  103. Желание моего сына (дочери) — для меня закон.
  104. Когда мой сын был маленьким, он очень любил спать со мной.
  105. У моего сына (дочери) плохой желудок.
  106. Родители нужны ребенку лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.
  107. Ради сына (дочери) я пошел (пошла) бы на любую жертву.
  108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.
  109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему (ей) все прощаю.
  110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.
  111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.
  112. Большинство детей – маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.
  113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.
  114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).
  115. Мне очень трудно сказать своему ребенку "Нет".
  116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.
  117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства его сверстников.
  118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.
  119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.
  120. Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома.
  121. У моего сына (дочери) очень много времени на развлечения.
  122. Кроме моего сына мне больше никто на свете не нужен.
  123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.
  124. Нередко думаю, что слишком рано женился (вышла замуж).
  125. Все, чему научился мой ребенок к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), он добился только благодаря моей постоянной помощи.
  126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
  127. Кончив уроки (или придя домой с работы), мой сын (дочь) занимается тем, что ему нравится.
  128. Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение.
  129. Мой сын (дочь) часто болеет.
  130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

МЕТОДИКА РЕНЕ ЖИЛЯ





Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально_вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических.

Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных текстов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно разделить на 2 большие группы переменных:1) переменные, характеризующие конкретно_личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (матери, отецу, бабушке, сестре и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.; 2) переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительности, отгороженности,стремлении к доминированию, социальной адекватности поведения.

Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют следующие признаки:

а) отношение к матери; б) отношение к отцу; в) отношение к матери и отцу как семейной чете; г) отношение к братьям и сестрам; д) отношение к бабушке и дедушке; е) отношение к другу; ж)отношение к учителю; з) любознательность, стремление к доминированию; и) общительность, отгороженность, адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих и статистической обработки.

№ шкал Назначение шкал Номера заданий Общее количество заданий
Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42
Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42
Отношение к матери и отцу как родительской чете 1-4, 6-8, 14, 17, 19
Отношение к братьям и сестрам 1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42
Отношение к бабушке и дедушке 1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41
Отношение к другу (подруге) 1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40
Отношение к учителю (авторитетному взрослому) 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17. 19, 26, 28-30, 32, 40
Любознательность 5, 22-24, 26, 28-32
Доминантность 20-22, 39
Общительность 16, 22-24
Закрытость, отгороженность 9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42
Социальная адекватность поведения 9, 25, 28, 32-38

ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА И ОЖИДАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

А.К. Осницкий в 1996–1997 годах расширил область применения теста Р. Жиля. Он использовал тест в индивидуальном консультировании для обнаружения проблем ребенка и его близких, возникающих в процессе семейного взаимодействия. Автор отмечает, что данная методика наилучшим образом заменяет традиционную беседу первичного знакомства психолога с ребенком и способствует быстрому установлению контакта. Он также уточняет возраст испытуемых и рекомендует использовать этот тест с 5–6 лет.

А.К. Осницкий предлагает проводить семейную консультацию по следующему плану.

Сначала ребенок отвечает на вопросы теста Р. Жиля, раскрывая свои жизненно важные проблемы.

Затем ребенок получает задание для самостоятельной работы (сделать рисунок, ответить на вопросы и т.п.). В это время психолог работает с родителями, предлагая им угадать на картинках теста Р. Жиля позиции, выбранные их ребенком. Так выстраивается картина понимания родителями отношений ребенка с окружающим миром.

Далее высчитывается степень совпадения выборов ребенка и угадывания их родителем.

Автор обращает внимание на часто встречающуюся ситуацию, когда позиции ребенка не соответствуют ожиданиям взрослых.

Далее психолог либо сразу ищет пути разрешения или смягчения проблем ребенка, либо предварительно подводит родителей к пониманию собственных ошибок в восприятии его проблем.

Для удобства работы А.К. Осницкий разработал бланк регистрации ответов с окошками, который позволяет увидеть совпадение/несовпадение ответов взрослого и ребенка.

Бланк регистрации ответов

№№ Ребенок Родители №№ Ребенок Родители
       

Семейная социограмма

Методика относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э.Г., Черемисин О. В., 1990; Эйдемиллер Э.Г., 1996; Системная семейная психотерапия, 2002). Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.

Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:

• число членов семьи, попавших в площадь круга;

• величина кружков;

• расположение кружков относительно друг друга;

• дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированном «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.


Наши рекомендации