Симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи

Р.Бернс, С.Кауфман (КРС)

Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.

Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.

Инструкция: "Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом".

На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: "Можешь рисовать, как хочешь".

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

1) кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи,

2) где работают или учатся члены семьи;

3) как в семье распределяются домашние обязанности,

4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:

1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);

2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации.

Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку. В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.

Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к которому они действительно хорошо относятся. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:

1) благоприятная семейная ситуация;

2) тревожность;

3) конфликтность в семье;

4) чувство неполноценности;

5) враждебность в семейной ситуации.

Таблица

ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ»

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А. И. Захарова, Н. Кармана и др.

Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Инструкция 1.Нарисуй свою семью. При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15—30 минут.

Инструкция 2.Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом.

Инструкция 3.Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь.

Инструкция 4.Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического

(несуществующего существа).

Инструкция 5.Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи.

При индивидуальном тестировании следует отметить в протоколе:

1) последовательность рисования деталей;

2) паузы более 15 секунд;

3) стирание деталей;

4) спонтанные комментарии ребенка;

5) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

Обычно задают следующие вопросы.

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

Последние 2 вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого_нибудь из членов семьи (если так произошло).

Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?» и т. п.).

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь 2 билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого

ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто

останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

п/п Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков
Общий размер рисунка  
Количество членов семьи  
Соответствующие размеры членов семьи: мать отец сестра брат дедушка бабушка и т. д.  
Расстояние между членами семьи Наличие каких_либо признаков между ними  
Наличие животных  
Вид изображения: схематическое изображение реалистическое эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т. д. метафорическое изображение в движении, действии Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3...)  
Степень аккуратности исполнения  

Обработка теста «рисунок семьи» проводится по следующей схеме

При выполнении задания по данным инструкциям оцениваются наличие|отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т. д.

Интерпретация теста

На основании особенностей изображения можно определить:

1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональную выразительность. Это те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;

2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и ином, тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном — хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка. Можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что_то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.).

В рисунках (по Л. Карману) анализируют:

1) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);

2) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла рисунка).

Параллельно с традиционным проведением обследования (чтением и выполнением задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: «Кто в семье самый плохой?»), предусматривают прямой положительный или отрицательный выбор (например: «Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?»), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. «Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.

Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т. е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности вжиться в воображаемую ситуацию: т. е. от тех особенностей психологической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

Психологическая характеристика пространства листа в проективных рисуночных тестах:

Все пространство листа разделяется по Коху, Пульверу. Выделяются 2 горизонтальные и вертикальные линии и 4 квадранта листа и его центр.

Характеристики этих параметров листа явл-ся универсальными для всех проект-х тестах.

Цветовой тест М.Люшера.

М.Люшер – швейц клинич психолог разработал в 50-60 гг 20в тест , который получил массовое распространение в 70-80гг

Этот тест относиться к категории проективных тестов: Люшер предположил, вслед за фактами литературы искусства, что определенные цвета производят на личность специфическое воздействие и соответственно выбор цветов прямо связан с чертами характера.

В результате отбора цветов, которые оказывают наиболее эмоциональное воздействие, он остановился на 2-х вариантах: 1) 25 цветов на 73 табличках (полный вариант); 2) 8 цветов (28х28 мм) (краткий вариант) – коричневый, черный, зеленый, красный, серый, желтый, фиолетовый, синий.

Цветовой ряд Люшера делиться на основные (позитивные) – синий, зеленый, красный, желтый; дополнительные (негативные цвета) – фиолетовый, коричневый, черный, серый.

Карточки должны быть не бликующимим, с матовой поверхностью, должно быть хорошее освещении при тестировании.

Инструкция: «Сейчас я вам покажу 8 карточек разного цвета (эксп-р начинает выкладывать их) они разложены сейчас в случайном порядке. Выберите из них карточку, которая вам сейчас больше всего нравиться, не соотнося ее с цветом одежды, комнаты, просто по настроению» После этого данная карточка переворачивается - инструкция повторяется.

Выбираемый ряд цветов заноситься в протокол.

После завершения первой раскладки карточки перемешиваются, раскладываются в случайном порядке. «Независимо от предыдущего выбора, я вас прошу еще раз выберите цвета, это выбор может совпадать может не совпадать - ваша задача выбирать как бы полностью заново».

Процедура повторяется.

В протоколе эксп-р записывает вторую последовательность.

Эти раскладки – ряды по предпочтению. Люшер считал, что 1 раскладка не отражает истинного состояния личности на данный момент тестирования, а выражает ее реакцию на процедуру тестирования. Люшер интерпретирует первый ряд как реакцию на ситуацию исследования.; 2-й ряд – характеризует личность, так как первоначальную реакцию на ситуацию тестирования испытуемый уже дал.

Если испытуемый хорошо подготовлен к тестированию, относиться к нему доброжелательно, то уже первая раскладка выражает личность, т.к. реакцию на тест преодолела еще подготовка.

После получения раскладки по предпочтению, испытуемый отпускается и начинается интерпретация полученного результата.

Тест интерпретируется из 2-х основных факторов воздействия цвета на человека:

1) из того места, что цвет получает в ряду.

2) Из функции цвета при его воздействии на эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности (психологическая функции я цвета)

Значение позиции (места) цвета в ряду.

1.Синий                
2. Зеленый                
3. Красный.                
4. Желтый                
5. Фиолетовый.                
6.Коричневый                
7.Черный                
8.Серый                

Функциональные пары цветов

I – 1 и2 (Я-идеальное) явное предпочтение (++)

II – 3 и4 (Я-реальное) предпочтение (хх)

III – 5 и 6 нейтральное (==)

IV – 7 и 8 отвержение (--)

I пара - психологически означает «Образ Я-идеальное», при этом какие качества Идеального Образа Я определяются теми цветами, которые испытуемый ставит на 1 и 2 место.

1-красн,2-желт – эти цвета описывают Я-идеальное испытуемого.

Внутри этой пары функции 1 и 2 места разные: 1 место – средство, способ каким испытуемы пользуется для достижения этого Идеального Образа Я. 2 место – означает конечную цель, к которой хочет прийтииспытуемый при реализации Идеального Я, как его себе представлет испытуемый.

II пара - Я-реальное (не так четко разделяется на позиции внутри мест) 3 (1 место) – отражает предпочтительный образ действий в реальности. 4 (2 место) – цель, к которой человек стремиться в реальности (уточнение – диагностирует не действительное состояние человека, а его представление о себе (поэтому не Я-Реальное, а представление о себе «Я-Реальное») поэтому характеристика цвета теста Люшера в отношении эмоций, мотивации, стратегии поведения нуждается в сравнении с реальным состоянием человека, определяемым методом наблюдения)

III пара – безразличная или нейтральная позиция. Означает, что те эмоции, мотивы, стратегии поведения, выраженные цветами, попадающими в III пару, безразличны для испытуемого или игнорируются, он к ним безразличен. Позиции здесь не дифференцируются по функциям.

5-черн цвет, означает по психологическим функциям активное отрицание окружающего мира – здесь (в этой позиции, на этом месте) он означает, что такие реакции у человека есть, но они для него не активны.

IV пара – отвержение тех психологичсеких свойств, которые выражаются цветами, помещаемыми испытуемым в IV пару.

В данной паре возвращается дифференциация. 7 (1 место) – пассивное отвержение, избегание, тенденция к изоляции. 8 (2 место) - -активное отвержение, с деятельностью.

Люшер пронумеровал основные и дополнительные цвета неслучайным образом, в примерно в той последовательности, в которой их чаще раскладывают психически здоровые люди молодого и зрелого возраста (18-60) в социально благоприятной для них жизненной ситуации. ТО первоначально расположение цветов примерно соответствует т.н. аутогенной (собственной) норме.

В действительности норма расположения цветов для каждой личности невозможна для этого необходимо ее исследовать в индивидуальных для нее условиях; можно аутогенную норму определить для группы и то в разных социальных ситуациях, для этого вычисляется ранг для я каждого цвета.

Синий.

Эмоциональное состояние – спокойствие, обеспеченное восприятием окружающей ситуации как неагрессивной (цвет отражает потребность человека во внешней защите и спокойной социальной ситуации)

Мотивационная сфера – готовность к самостоятельной, спокойной немотивированной деятельности.

Сфера общения – бесконфликтное общение с умеренным числом окружающих лиц, тенденция устанавливать дружеские отношения, но не требующие напряженных бурных переживаний.

Культурально синий цвет ассоциируется с глубокой водой, тихим моерм и с небосводом на противоположной стороне заката.

Зеленый

Эмоциональное состояние – хорошее оптимистичное настроение, удовлетворенность собой, хорошие психологические защиты от стрессов.

Мотивационная сфера – стремление к активной, интенсивной деятельности, с повышенными нагрузками, отмечается хороший волевой потенциал, лидерские качества.

Сфера общения – повышенная общительность, большое число знакомых, легкость установления контактов, но способность к длительной преданной дружбе.

Культурально ассоциируется с ярким летом.

Красный (включает позитивную и негативную характеристики)

В большинстве его позитивные характеристики объединяют:

Эмоциональное состояние - возбуждение, радость, стремление красоте

Мотивационная сфера – сексуальность, желание действовать быстро, нагло, напористо, бесстрашие, готовность к риску.

Сфера общения – повышенная общительность, способность быстро знакомиться и вызывать симпатию к себе.

Культурально ассоциируется с яркими цветами, праздником.

Негативные характеристики:

Эмоциональное состояние возбуждение, но с оттенком агрессивности и тревоги

Мотивационная сфера – агрессия, стремление нападать, причинять повреждения

Сфера общения - нет характеристики.

Культурально ассоциируется с кровью, войной, огнем, пожаром.

Желтый

Эмоциональное состояние – восторженность, повышенное настроение, радость

Мотивационная сфера – оптимизм, устремленность в будущее, детскость мотивации, мечтательность.

Сфера общения – предпочтение игровой активности, легкость в заведении друзей, но без долгих отношений и дружбы.

Культурально ассоциируется с солнцем, цветами, цыплятами

Фиолетовый (сложный – красный+синий)

Оба эти цвета активные из позитивной половины ряда, но при этом их психологические характеристики противоположные (покой и активность)

Поэтому данный цвет трактуется как потребность быть творческим (креативным).

Эмоциональное состояние - спокойное, уравновешенное, уверенность в себе и тревожность (связанная с творчеством)

Мотивационная сфера – (см. красн и синий цвет)

Сфера общения – избирательность контактов, небыстрое избирание в образовании дружбы.

Культурально ни с чем не ассоциируется т.к. в природе гое нет.

В природе фиолетовый цвет может быть на 1-х позициях, это норма для юношеского-подросткового возраста; для научных сотрудников, беременных женщин, для детей.

Выбирает художники и дизайнеры, стилисты, визажисты и шизоидный тип личностей.

Коричневый

Еще более сложный цвет, так как является смесью красного и черного – принципиально противоположные антогонистические цвета. (влечение+отрицание контактов, любовь+ненависть в семье или психосоматической сфере.

Трактуется как цвет, отражающий

1) потребность человека в семье, если нет проблем в семье, то он в норме должен находиться на 6-м месте

2) отражение психосоматического состояния человека. В норме здоровый человек не должен думать о своем теле, поэтому здоровый физически человек не должен ставить этот цвет в III пару, перемещение этого цвета – проявление иного отношения, ненейтрального к себе и к своей семье.

К чему конкретно относиться трактовка цвета к семье или физическому самочувствию – решается не внутри теста Люшера, а анализом проблем и его жалоб.

Черный

Эмоциональное состояние – тоска, угнетение, тревога, злость (легкий вариант – строгое критическое отношение к окружающему миру)

Мотивационная сфера – протест и оппозиция к окружающему миру. Для подростков – типичны протестные реакции.

Сфера общения – конфликты, ссоры, конфронтация, отказ от отношений дружбы, эмоциональности в общении, утрата друзей.

Культурально ассоциируется с ночью и засыпанием.

Серый

Эмоциональное состояние – апатия, отсутствие чувств, желания реагировать.

Мотивационная сфера – пассивный протест против окружающих, пассивные защиты от окружающего мира (избегание, изоляция), отказ от деятельности.

Сфера общения – замкнутость, отказ от контактов.

Культурально ассоциируется с туманом.

Позиции «–»

Первый цвет серый

–0 –1 (серый и синий) — чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.

–0 –2 (серый и зеленый) — эмоциональная напряженность, желание выйти из неблагоприятной ситуации.

–0 –3 (серый и красный) — раздраженность, чувство беспомощности.

–0 –4 (серый и желтый) — тревожность, неуверенность в своих силах.

–0 –5 (серый и фиолетовый) — небольшое контролируемое возбуждение.

–0 –6 (серый и коричневый) — тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом повышенная требовательность, желание достичь признания своей личности.

–0 –7 (серый и черный) — отрицание какихлибо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.

Первый цвет синий

–1 –2 (синий и зеленый) — сильное напряжение, стремление избавиться от негативного стрессового состояния.

–1 –3 (синий и красный) — сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.

–1 –4 (синий и желтый) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания, чувство беспомощности.

–1 –5 (синий и фиолетовый) — состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений.

–1 –6 (синий и коричневый) — эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки.

–1 –7 (синий и черный) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность, стремление выйти из психогенной ситуации.

–1 –0 (синий и серый) — несколько угнетенное состояние, тревожность, ощущение бесперспективности.

Первый цвет зеленый

–2 –1 (зеленый и синий) — угнетенное состояние, неверие в свои силы, стремление выйти из неприятной ситуации.

–2 –3 (зеленый и красный) — сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой считает для себя враждебными, возможны аффективные поступки.

–2 –4 (зеленый и желтый) — состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительности.

–2 –5 (зеленый и фиолетовый) — состояние, близкое к стрессовому, чувство оскорбленного достоинства, неверие в свои силы.

–2 –6 (зеленый и коричневый) — состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный самоконтроль,необоснованное стремление к признанию.

–2 –7 (зеленый и черный) — состояние фрустрации из_за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность.

–2 –0 (зеленый и серый) — состояние фрустрации, раздраженность из_за ряда неудач, снижение волевых качеств.

Первый цвет красный

–3 –1 (красный и синий) — подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из негативных отношений, сложившихся с близкими людьми.

–3 –2 (красный и зеленый) — состояние стресса из_за неадекватной самооценки.

–3 –4 (красный и желтый) — мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды, стремление к самооправданию.

–3 –5 (красный и фиолетовый) — состояние стресса из_за неудачных попыток достичь взаимопонимания, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.

–3 –6 (красный и коричневый) — сильное напряжение, вызванное иногда сексуальным самоограничением, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.

–3 –7 (красный и черный) — состояние стресса из_за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым путем, сомнение в том, что это удастся.

–3 –0 (красный и серый) — сдерживаемое возбуждение, чувство утрачиваемой перспективы, вероятность нервного истощения.

Первый цвет желтый

–4 –1 (желтый и синий) — чувство разочарования, состояние, близкое к стрессу, стремление подавить негативные эмоции.

–4 –2 (желтый и зеленый) — состояние нерешительности, тревожности, разочарования.

–4 –7 (желтый и черный) — напряженность, чувство неуверенности, настороженности, стремление избежать контроля извне.

–4 –0 (желтый и серый) — напряженность, чувство боязни потерять что_то важное, упустить возможности, напряженное ожидание.

Первый цвет фиолетовый

–5 –1 (фиолетовый и синий) — чувство неудовлетворенности, стимулирующее к активности; стремление к сотрудничеству.

–5 –2 (фиолетовый и зеленый) — стрессовое состояния из_за неосуществившегося самоутверждения.

–5 –3 (фиолетовый и красный) — стрессовое состояние из_за неудач в активных, иногда необдуманных действиях.

–5 –4 (фиолетовый и желтый) — настороженность, подозрительность,разочарование, замкнутость.

–5 –6 (фиолетовый и коричневый) — стресс, вызванный нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим.

–5 –7 (фиолетовый и черный) — напряжение из_за ограничения в самостоятельных решениях, стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мысли.

–5 –0 (фиолетовый и серый) — проявление нетерпения, но в то же время стремление к самоконтролю, что вызывает некоторое эмоциональное возбуждение.

Первый цвет коричневый

–6 –1 (коричневый и синий) — негативное состояние, чувство неудовлетворенности из_за недостаточного признания заслуг (реальных и предполагаемых), стремление к самоограничению и самоконтролю.

–6 –2 (коричневый и зеленый) — негативное

состояние из_за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выделиться, сомнения в том, что это удастся.

–6 –3 (коричневый и красный) — стрессовое состояние из_за подавленности эротических и других биологических потребностей, стремление к сотрудничеству для выхода из стресса.

–6 –4 (коричневый и желтый) — напряженность из_за стремления скрыть тревогу под маской уверенности и беспечности.

–6 –5 (коричневый и фиолетовый) — негативное состояние из_за неудовлетворенного стремления к чувственной гармонии.

–6 –7 (коричневый и черный) — стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам.

–6 –0 (коричневый и серый) — стрессовое состояние из_за подавления биологических сексуальных потребностей.

Первый цвет черный

–7 –1 (черный и синий) — состояние беспокойства в связи со скрываемым вниманием получить помощь, поддержку.

–7 –2 (черный и зеленый) — состояние, близкое к фрустрации из_за ограничения свободы желаемых действий, стремление избавиться от помех.

–7 –3 (черный и красный) — стрессовое состояние, вызванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоциональное возбуждение.

–7 –4 (черный и желтый) — стрессовое состояние из_за боязни дальнейших неудач, отказ от разумных компромиссов.

–7 –5 (черный и фиолетовый) — поиски идеализированной ситуации.

–7 –6 (черный и коричневый) — стрессовое состояние из_за неприятных ограничений, запретов, стремление сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.

–7 –0 (черный и серый) — стремление выйти из неблагоприятной ситуации.

Первый цвет серый

–0 –1 (серый и синий) — некоторое напряжение, стремление противостоять негативным чувствам.

–0 –2 (серый и зеленый) — негативное состояние в связи с перенапряжением, переутомлением.

–0 –3 (серый и красный) — подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий, раздражительность.

–0 –4 (серый и фиолетовый) — чувства тревожности, неуверенности.

–0 –5 (серый и фиолетовый) — напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.

–0 –6 (серый и коричневый) — стремление выйти из неблагоприятной ситуации, несколько завышенная самооценка.

–0 –7 (серый и черный) — стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем.

ЦТО

(цветовой тест отношений)

Автор теста – Эткинд. Разработан в начале 80-х гг 20 в.

Диагностирует систему эмоциональных отношений, установок на себя или любые другие явления. Сходство с тестом Люшера только в использовании того же стимульного материала, цвета так же раскладываются в порядке предпочтения.

Принципиальное отличие ЦТО от теста Люшера в том, что цветовые карточки раскладываются не вообще, а всегда применительно к какому-то объекту, который предъявляется исп-му эксп-ром.

Этот объект для исследования отношения к нему исп-го выбирается исходя их его текущей кризисной ситуации, которую иссл-ль хочет изучить.

Например – исп-й обращается с проблемами в семье – в качестве объектов для исследования эмоциональных отношений в этом случае могут быть предположены исп-му следующие – «Я сам в семье», «Моя мать», «Мой отец» и.т.п. «Наши отношения» в семье так же может быть предъявлена в виде понятия любой функции семьи.

Процедура – исп-го предлагается бланк, карточки цветов.

Понятие Выбираемые цвета оценка
Учеба сер кр син фиолет зелен желт черн кр  
                 
Я в учебе                  
Ряд по предпочтению син зелен красн желт фиол кор черн Сер  

Инструкция: «Сейчас вы перевернете карточки, цветной стороной вверх – они разложены в случайном порядке – попробуйте отыскать среди них такую, которая бы больше подходила для данного понятия».

Игровой вариант инструкции: «Вы-художник и палитра красок – карточки, вы начинаете рисовать картину «Учеба». Из этой палитры выбираете ту краску, которая точнее характеризует Учебу (которую бы в первую очередь стали использовать для рисования данной картины)» После выбранный цвет переворачивается и делается выбор из остальных до конца как в тесте Люшера. (потом следующее понятие)

По окончании последней раскладки по объекту производиться итоговая раскладка по предпочтению (тест Люшера). Чтобы перейти к этому испытуемого необходимо подготовить, инструкция к ряду по предпочтению: «Теперь я вас прошу забыть все картины, которые вы рисовали и оценить эти цвета в целом как вы их себе воспринимаете в жизни» (инструкция т.Люшера) Если нет любимых – выбор от противного – от самого нелюбимого.

Этап обработки результатов: обработка качественная

Воспроизведение изучаемого объекта исп-м оценивается по психологическим функциям предпочтительных для него цветов (трактовка цветов как в Люшере по функциональным парам относительно каждого понятия)

2-я функциональная пара – комплекс по отношению к 1 функциональной паре.

Эткинд предложил качественный вариант интерпретации по 1-м 4-м позициям в ряду и по последним 2-м отрицательным – можно определить как человек воспроизводит любые

Наши рекомендации