Методы диагностики толерантности

Методы диагностики толерантности

В настоящее время толерантность стала предметом изучения педагогов, философов, психиатров, политологов, психологов и специалистов других областей науки. Однако, несмотря на все многообразие работ, раскрывающих явление толерантности, еще остается некоторая неопределенность значения этого понятия, ощущается недостаточная исследовательность структуры толерантности, ее сущностных характеристик и компонентов, которые проявляются в эмциональной сфере, поведенческой и когнитивной.

В 2001 году правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

В соответствии с неоднозначностью выделения признаков и проявлений толерантности для ее изучения применяются и существенно различные методы.

Методы исследования толерантности можно поделить на специфические, т.е. те, которые направлены на выявление установок толерантного сознания, и неспецифические, которые описывают универсальные характеристики личности и межличностного общения, являющиеся в свою очередь признаками проявления толерантности (интолерантности).

К специфическим методам исследования толерантности можно отнести следующие:

1. Методика измерения уровня толерантности у подростков;

2. Индекс толерантности;

3. Осторожно! Насилие! Тетрадь для размышлений;

4. Диагностический тест отношения;

5. Культурно-ценностный дифференциал;

6. Типы этнической идентичности;

7. Этническая аффилиация;

8. Этническая толерантность личности;

9. Тест личностных конструктов Дж.Келли (модификация);

10. Метод измерения социального расстояния;

11. Метод приписывания качеств;

12. Психосемантика (описание этнических авто- и гетеростереотипов);

13. Техника построения семантических пространства на базе фразеологизмов;

Диагностика общей коммуникативной толерантности.

Неспецифические методы диагностики, используемые при исследовании толерантности, направлены на изучение личностных особенностей людей, отнесенных к «типам» толерантной (интолерантной) личности, например:

1. Направленность личности в общении;

2. Стиль педагогического общения;

3. методика на выявление авторитарности - F-шкала (Р.Н. Сэнфорд, Т.В. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Дж. Левинсон);

4. тесты на ассертивность;

5. Интерперсональная диагностика Т. Лири в модификации С.А. Шеина;

6. Методика биоценочной поляризации (модификация методики Фидлера);

7. Тест эмпатических тенденций Мехрабиана;

8. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга;

9. Тест поведения в конфликте К.Томаса;

Типы реагирования в конфликтной ситуации (Э.И.Киршбаум)

11. MUST-test (П. Иванов и Е. Колобова) и др.

Конечно, это лишь небольшой обзор возможных методов исследования толерантности и ее личностных характеристик. Кроме вышеназванных в зарубежных исследованиях встречаются ссылки на следующие психологические и социологические методики изучения толерантности:

1. Intolerance of Ambiguity Scale (by S. Budner, 1962);

Tolerance for ambiguity (TFA) scale

MacDonald's Ambiguity Tolerance scale

Rokeach Dogmatism Scale

Beall-Panton's Frustration Tolerance Index

Scale of interpersonal tolerance

Scales of authoritarianism

Tolerance for Sexual Harassment Inventory

Tolerance for Disagreement and Innovativeness Scales

Tolerance Scale of the Jackson Personality Inventory

Wilson-Patterson Conservatism Scale

Measure of Ambiguity Tolerance (MAT-50)

Исследование толерантности является непростой задачей, т.к. в значительной степени имеет дело с изучением установок личности, связанных с представлениями о социальной желательности. С нашей точки зрения, необходимо не только совершенствование и расширение имеющегося методического обеспечения исследования, но также создание и апробация проективного инструментария, существенно увеличивающего возможности исследователя и дающего богатый материал для интерпретации и понимания установок толерантного сознания.

В самое последнее время в российской психолого-педагогической литературе появилось большое число работ, в которых предлагаются более или менее целостные диагностические комплексы. В качестве такого примера можно назвать «Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности» группы авторов. Предлагается такая дефиниция: «толерантность - это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» (Солдатова Г.У., 2003). Данная трактовка вполне может служить в качестве одной из отправных точек для разработки некоторых разделов психодиагностического комплекса. В данном случае авторы предлагают такой набор методик:

1. Опросник определения нервно-психической устойчивости;

2. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Х. Холмс, Р.Х. Раге);

3. Миссисипская шкала ПТСР (Т.М.Кеан, Дж.М. Кэддел, К.Л. Тэйлор);

4. Опросник выраженности симптомов ПТСР (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, П.А. Черкасов);

5. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);

6. Вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М. С.Жамкочъян, М.М.Магура);

7. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко);

8. Шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман);

9. Опросник для диагностики способности к эмпатии (А Мехрабиан, Н. Эпштейн);

10. Томский опросник ригидности (Г.В. Залевский);

11. Методика определения толерантности к неопределенности (С. Баднер);

12. Методика ТАТ;

13. Шкала социальной дистанции (Э. Богардус);

14. Шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд);

15. Методика для измерения степени предубежденности (Г. Олпорт, Б. Крамер);

16. Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик);

17. Диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова);

18. Опросник "Типы этнической идентичности" (Т.У. Солдатова, С.В. Рыжова);

19. Социологические индикаторы социальной и этнической толерантности;

Евробарометр».

Итак, толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе и при этом - именно система образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе. Для того чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, школа должна придерживаться определенных принципов.

Хорошо, если школа сама выработает для себя эти принципы и нормы. Одним из методов для подобной работы может быть избрана дискуссия, которая потребует согласования позиций. Как концепцию толерантности можно применить к конкретным условиям вашего сообщества или класса?

Какие в вашей школе существуют возможности для развития конфликтной компетентности, изучения путей и способов разрешения конфликтов, для практического применения этих знаний и умений? Обучали ли методам разрешения конфликтов учителей вашей школы?

Какие вопросы и проблемы в сфере прав человека являются для вашей школы и вашего сообщества наиболее важными?

Как ваш класс или ваша группа оценивает свою готовность к теоретическому и практическому освоению направлений ориентированного на культуру мира учебного процесса? Каким образом вы можете расширить учебный и практический процесс по освоению культуры мира, не ограничиваясь исходной ценностью толерантности?

На сегодня в психолого-педагогических исследованиях нет единого взгляда на само понятие «толерантность»; различия носят не принципиальный характер, но часто весьма существенны, что означает необходимость осуществления выбора исходных концептуальных оснований до того, как приступить к разработке прикладных аспектов концепции гуманитарной экспертизы толерантности в образовании.

В исследовательской литературе выделение признаков и проявлений толерантности происходит по разным основаниям и относятся они к различным предметным областям: наиболее подробно операционализированы те из них, которые раскрывают сущность понимания и особенности построения индивидом взаимоотношений с Другими. С нашей точки зрения, необходимо уделить большее внимание личностным основаниям проявления толерантности.

Несмотря на имеющиеся многочисленный диагностический инструментарий, не все методы адекватны целям гуманитарной экспертизы толерантности в образовании, поэтому есть потребность в создании надежного и апробированного методического комплекса как для диагностики, так и для формирования и развития толерантности. Для исследования толерантности используется очень большое число самых разных методик, построенных на разных концептуальных основах. Однако, нет оснований считать, что каждый метод может быть использован только в контексте "породившей" его специфической теоретической концепции - возможен и необходим поиск адаптации и интеграции различных методик и методических комплексов.

В отношении сферы образования проблема толерантности и развития толерантного сознания становится все более актуальной и требует существенного пересмотра сложившейся образовательной теории и практики. Концепция толерантности и культуры мира выдвинула задачу кардинального обновления

а) содержания образования;

б) методов и технологий обучения;

в) сложившихся принципов взаимоотношений «учитель — ученик»,

г) всей атмосферы школьной жизни.

В основном, как мы видим, диагностика толерантности осуществляется посредством измерения уровня развития качеств и характеристик, присущих интолерантной личности. Как пишет Г.У. Солдатова, «в психологии чаще принято диагностировать и исследовать негативные проявления и негативный полюс личности, поэтому и аспекты толерантности исследуются, как правило, через обратную сторону толерантности – интолерантность» (Практикум по психодиагностике…, 2003, с.30).

Таким образом, для исследования толерантности используется очень большое число самых разных методик, построенных на разных концептуальных основах. Однако, нет оснований считать, что каждый метод может быть использован только в контексте одной специфической теоретической концепции - возможен и необходим поиск адаптации и интеграции различных методик и методических комплексов.

Рекомендуемая литература по проблеме толерантности

1. Андрияхина Н.В. Семинар-тренинг «Толерантность учителя»//Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 20-34 (инет)

2. Битянова М., Вачков И. Встречи во Вселенной. Игра на развитие толерантности
старшеклассников // Школьный психолог. - 2002, №4.

Бондырева С.К. Толерантность. Учебно-методическое пособие/ - М.: 2003 – 240с.

Драгановой О.А.

Методы диагностики толерантности

В настоящее время толерантность стала предметом изучения педагогов, философов, психиатров, политологов, психологов и специалистов других областей науки. Однако, несмотря на все многообразие работ, раскрывающих явление толерантности, еще остается некоторая неопределенность значения этого понятия, ощущается недостаточная исследовательность структуры толерантности, ее сущностных характеристик и компонентов, которые проявляются в эмциональной сфере, поведенческой и когнитивной.

Наши рекомендации