Воспитательное значение работы по комплексу гто

Подготовка к сдаче норм комплекса ГТО должна быть вклю­чена в программу занятий спортивного коллектива, а соревнова­ния типа многобория ГТО должны стать одной из главных тра­диций в коллективе.

Оздоровительно-гигиеническая направленность упражнений, входящих в комплекс ГТО, их всесторонность и прикладность общеизвестны. Эти упражнения должны быть органической ча­стью программы занятий секции бокса.

Бокс, хотя и служит прекрасным средством физического вос­питания, однако не обеспечивает полностью всестороннего раз­вития всех необходимых спортсмену психофизических качеств, которые могут быть выработаны при подготовке к сдаче норм ГТО.

Но не только в этом значение подготовки по программе ком­плекса. Вдумчивая, не формальная организация занятий и сорев­нований по комплексу ГТО делает эту работу исключительно действенным средством воспитания боксеров.

Задача тренера и всего коллектива заключается прежде все­го в том, чтобы результаты, показанные боксерами на соревно­ваниях по программе комплекса ГТО, стали основным мерилом их физической подготовленности. Нужно пробудить у боксеров стремление постоянно улучшать свои результаты. Если, например, боксер-новичок в одном соревновании по нормативам сту­пени БГТО полечил оценки «сдано», то на следующем соревно­вании он должен поставить себе целью добиться оценки «от­лично», а в дальнейшем постоянно улучшать свои резуль­таты.

В спортивном коллективе сдача норм ГТО не может быть кампанией, которая кончается, как только будут сданы нормы. Наоборот, должна быть продумана и организована такая систе­ма соревнований, в конечном результате которых большинство членов коллектива должно получить значки «Отличника ГТО II ступени» и не только удерживать свои спортивные результа­ты на высоком уровне, но постоянно улучшать их.

Первоначально соревнования могут организовываться внут­ри секции бокса для ее членов. Но в дальнейшем можно вызы­вать на соревнования по многоборию ГТО другие секции, напри­мер, гимнастики или баскетбольную. Это поднимет интерес к таким соревнованиям во всей спортивной организации и сплоти? членов секции для того, чтобы всем коллективом показать воз­можно лучшие результаты. Участие в районных и городских кроссах и соревнованиях также укрепляет сплоченность, друж­бу, товарищество внутри коллектива.

В подготовке к таким соревнованиям каждому члену сек­ции найдется работа, найдется, в чем проявить свою актив­ность. Подготовка инвентаря, разметка дистанции, изучение правил и принципов судейства, обслуживание участников сорев­нований — во всем этом приобретаются общественные и спортив­ные навыки; коллектив растет в целом, растут и его участники.

Если стремление совершенствоваться станет стилем в работе коллектива, то и тренировка каждого станет организованней. Настойчивость в тренировке, дисциплина в занятиях, строгий спортивный режим — отличительные черты спортсменов коллек­тива, поставившего себе целью непрерывно улучшать спортивные достижения.

Для молодых боксеров соревнования по многоборию ГТО, кроме того, будут той предварительной школой, в которой спортсмен втягивается в обстановку соревнований, в которой он переживает и стартовую лихорадку, и тревогу за свои результа­ты и за успехи друзей по коллективу.

Тогда первые соревнования по боксу, обстановка которых всегда тяжела по психологической нагрузке для новичка, выступающего впервые, не будут для него чем-то совершенно неиз­веданным.

Психологически новичок, выступавший уже в соревнованиях по ГТО, более подготовлен к борьбе за победу, чем тот, кто еще не выступал в соревнованиях.

Наконец, комплекс ГТО в целом, упражнения на быстроту, силу, выносливость, ловкость, из которых он состоит, содействуют развитию всех этих качеств у боксера, а значит, положи­тельно влияют на результаты и в избранном виде спорта.

Повторяем, все это благотворное влияние комплекса скажет­ся, если в коллективе установится не формальное, а активное отношение к работе по ГТО. К сожалению, недооценка значе­ния комплекса, как основы всестороннего физического воспита­ния, недооценка общевоспитательной роли его до сих пор имеет­ся у многих практических работников по спорту.

Автору данной работы пришлось участвовать в комиссии Мо­сковского городского комитета по делам физической культуры и спорта, проверявшей подготовку тренеров по боксу. Оказалось, что довольно значительное число тренеров либо относится к комплексу ГТО как к «принудительной нагрузке» и только тре­бует, чтобы их ученики сдали нормы, либо вовсе не ведет ника­кой работы по ГТО и не имеет представления, как ее организо­вать. Но этим самым тренеры выпускают из своих рук оружие большой воспитательной силы.

Не отмахиваться от ГТО, не уклоняться от работы по комплексу, а сделать ее основной, и благодаря этому поднять на но­вую ступень всю спортивную работу в секции — такова задача тренера-воспитателя.

ОБЛИК СОВЕТСКОГО ТРЕНЕРА

Успешная работа спортивного коллектива, показателем кото­рой служат победы боксеров на ринге, требует от тренера вы­сокой квалификации: он должен глубоко и всесторонне знать бокс, иметь серьезную педагогическую подготовку и обладать гибкой и разносторонней педагогической техникой.

А. С. Макаренко дал яркую характеристику требований, ко­торым должен отвечать педагог: «... уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсут­ствие фразы, постоянная готовность к работе — вот что увле­кает ребят в наибольшей степени. Вы можете быть с ними су­хи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, може­те даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы бле­щете работой, знанием, удачей... они все на вашей стороне... И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, как бы вы ни были симпатичны в быту и отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком или «пшиком», ни­когда ничего вы не заслужите, кроме презрения, иногда снисхо­дительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего»... (А. С. Ма­каренко, Педагогическая поэма, изд-во «Правда», 1947).

Высокие требования, предъявляемые к каждому воспитате­лю, не должны смущать молодого тренера, а, наоборот, побуж­дать его к постоянному творческому совершенствованию, к упор­ной работе над собой. Всякая остановка, успокоение на достиг­нутом, шаблон в методах работы могут погубить даже способ­ного и энергичного педагога.

Воспитывая боксера-подростка и юношу, побуждая его со­вершенствоваться, тренер и сам не может стоять на месте; фор­мируя характеры, он формируется сам; воздействуя на волю других, он укрепляет свою волю.

«Вы цените только такого преподавателя и такого руководи­теля, который вместе с массами загорается и, загораясь сам, это горение внедряет в сознание той массы, в среде которой он работает» (М. И. Калинин).

Тренер прежде всего должен быть образцом и авторитетом для своих учеников. На него глядят, у него учатся, ему подра­жают. Это значит, что и внешне, начиная от костюма и кончая манерой держаться, все должно импонировать ученикам.

Тренер должен не позировать, но быть таким, какими он хо­тел он видеть своих учеников. Если тренер не хочет, чтобы, ученики держали руки в карманах, он сам никогда не должен этого делать. Нельзя убедить боксера не курить, если тренер не расстается с папиросой. Нельзя приучить боксера держать свой спортивный костюм чистым и опрятным, если тренер неряшлив и не следит за собой.

Тренер должен работать над выразительностью и образностью своей речи. Следя за правильностью и точностью своей речи, тренер в свою очередь борется с речевой разболтанностью своих воспитанников, не допуская жаргонных выражений, «модных» словечек. Если боксеры употребляют такие выраже­ния, как «мировецкий», «закачаешься», «на большой палец», «оторвал», если в речь физкультурника просачивается жаргон уголовника — в этом прямая вина тренера.

Четкость и точность речи тренера — важнейший признак правильного уроковедения. Речь тренера должна быть не только правильной, но и образной. Без этого он не может быть уверен, что ученики легко и прочно усвоят учебный материал.

Исключительно образным был язык Л. Г. Темуряна. «Пока­жи мизинцем левой ноги, куда хочешь шагнуть», — говорил он, и ученики при движении вперед верно и точно направляли, ногу. «При шаге вперед пощупай большим пальцем ноги — не вязко ли?» — указывал Л. Г. Темурян, и ученики правильно ставили ногу на переднюю часть стопы. Он советовал: «При передвижении скользящим шагом, расслабь руки и слегка двигай ими вперед, как поршнями. Описывай кулаками круги, малень­кие, как пятачки», — и боксеры-новички легко избавлялись от манеры держать руки напряженно и неподвижно.

Объяснение лучше всего вести в императивной форме, даже при обращении к группе употребляя повелительное наклонение в единственном числе: «направь, поставь, бей». Такую речь уче­ник всегда воспринимает, как обращенную к нему лично. Это значительно повышает внимание, а значит, и усвоение урока. Вообще, императивный стиль ведения урока, особенно в начале учебного периода, экономный сам по себе, дает прекрасные ре­зультаты: боксеры привыкают действовать быстро, энергично и собранно.

Другое важное требование к тренеру — точность и вырази­тельность показа. К. В. Градополов правильно считает, что нельзя быть хорошим тренером, если показ ударов, защит и при­емов не доведен до предельной точности и выразительности. В этом отношении тренер никогда не может выходить из формы; он должен постоянно тренироваться, проверяя правильность движений, сочетая демонстрацию приема с рассказом, научив­шись выделять и демонстрировать главное в каждом движе­нии.

Тренеру необходимо также научиться копировать типичные ошибки учеников и уметь показывать их. Но в позитивном по­казе у тренера движение должно быть предельно правильным: ученик может ошибаться, тренер — никогда.

Обязательно и тщательно готовиться к каждому уроку — это нерушимое правило, долг тренера. Каждый урок необходимо продумать, записать и детально отрепетировать. Только при этом условии тренер избавится от кустарщины, и его работа бу­дет продуктивной.

Один из признаков подлинного педагогического таланта — умение подойти к каждому ученику соответственно его личным особенностям. Те средства воспитательного влияния, которые применимы к одному ученику, могут оказаться совершенно не­пригодными для другого.

Приглядываться к каждому, изучать особенности физиче­ского склада, характера, темперамента, общекультурного разви­тия и соответственно этим особенностям избирать и средства воспитания — это большое искусство, и упражняться в этом направлении тренер обязан постоянно, повседневно. Без этого его воспитательная работа превратится в пустышку. Здесь нельзя положиться только на свою память и способность к ана­лизу действий и поступков ученика. Лучше всего вести запись своих наблюдений, периодически возвращаясь в них персональ­но к каждому ученику, консультироваться с преподавателями других дисциплин и в ряде случаев, — там, где личного влия­ния окажется мало, — принимать совместные решения и меро­приятия.

Образцовый внешний вид тренера, его манера держаться, выразительность и образность рассказа и показа, умение наблюдать индивидуально за каждым учеником и избирательно при­менять те или иные педагогические приемы, тщательная подго­товка к занятиям, вот те условия, которые делают урок полно­ценным. Но, помимо этого, тренер должен постоянно заботиться об эмоциональной насыщенности урока, о положительном эмо­циональном тоне занятий, стремясь, чтобы они проходили весело и активно и оставляли у всего коллектива ощущение радости и постоянное стремление к боксу. Перефразируя известное» выра­жение, можно сказать, что все виды уроков хороши, кроме скуч­ного.

В особенности это верно для уроков с новичками-подростками. Не засушивать уроков, сделать основой их игровой метод, постоянно вводить в них элементы нового, — только при этих условиях будет постоянно поддерживаться интерес к занятиям, а отсюда — расти их успех.

В боксе, где подростков, недостаточно еще окрепших в физи­ческом и волевом отношениях, нужно вести бережно и осторож­но, не перегружая их физически и морально, показателем педа­гогической неудачи тренера служит значительный отсев зани­мающихся. Конечно, такой отсев характерен для бокса больше, чем для какого бы то ни было другого вида спорта, но объяс­няется он не спецификой бокса, а тем, что тренеры еще недостаточно овладели воспитательными средствами, используя которые, они свели бы на нет отсев учеников.

Утверждение, что отсеиваются неволевые, инертные, затор­моженные ученики — правильно, но оно не снимает задачи пе­дагогически воздействовать именно на инертных и слабоволь­ных. И если тренер и их сумеет сохранить в секции, и из них сумеет воспитать хороших боксеров с высокими боевыми ка­чествами — он только выполнит свой педагогический долг.

Тренер, работающий с коллективом, каков он есть, стремя­щийся к тому, чтобы сохранить, а следовательно, и воспитать в нем большее число учеников, должен проявлять большую гиб' кость в подходе к отдельным ученикам, то, что называется пе­дагогическим тактом. В особенности этот такт необходим в тех случаях, когда тренер поощряет или наказывает уче­ника.

Каждый удачный шаг новичка должен быть в той или иной форме отмечен. Иногда для этого достаточно одобрительного взгляда или реплики: «отлично!», и удача зафиксируется в па­мяти ученика или всего коллектива. Особенно важно выделять и поощрять такие факты, которые помогут формировать поведе­ние всего коллектива. Так, например, полезно поставить перед строем физкультурников, спортивный костюм которых в образ­цовом порядке. Это дает более ощутимые результаты, чем, на­пример, демонстрация перед строем неряшливого или нечисто­плотного ученика.

Тренер должен широко пользоваться многообразными формами поощрения — от одобрительного замечания до благодар­ности в приказе и выборов в президиум торжественных собра­ний или в бюро секции. Ничто так не закрепляет достижений ученика, как фиксированное на успехе одобрение тренера и кол­лектива.

Особенно важно отмечать спортивные успехи коллектива. Грамоты и призы, которые завоевывает молодой боксер в пер­вых боях, должны вручаться своевременно и в торжественной обстановке. Присвоение разряда обязательно должно отмечать­ся вручением квалификационного билета.

Не менее важно умело применять наказания. А. С. Мака­ренко правильно считал, что безнаказанность воспитывает без­вольного человека. Наказание дисциплинирует новичка, оно за­щищает коллектив от своеволия отдельных учеников, сосредо­тачивает внимание коллектива на неправильном поведении и проступке, формирует общественное отношение к тому или ино­му случаю и оценку его. Это не значит, что наказание обяза­тельно при всяком проступке. Но там, где не действует убежде­ние, замечание, предупреждение, i— наказание нужно приме­нить обязательно.

В секции бокса сама специфика работы подсказывает дей­ственные и своеобразные формы наказания.

Полезной формой наказания, проверенной на опыте, служит лишение вольного боя. «Сегодня ты в перчатках тренироваться не будешь», — эта фраза не ущемляет виновного морально, но дает прекрасные результаты, выравнивая поведение новичка». Непосредственно влияя как средство наказания, лишение права тренироваться в перчатках имеет и другую, не менее сущест­венную цель. Оно прививает отношение к тренировке и бою в перчатках, как к делу почетному, как к награде, воспитывает стремление к бою и тем самым значительно ослабляет страх пе­ред перчатками.

Тренер может также не допустить боксера на соревнования или снять его с соревнования. Но иной раз достаточно преду­предить боксера, что он не будет выделен, например, на «от­крытый ринг», чтобы резко изменить его поведение.

В сложившемся и хорошо воспитанном коллективе редко приходится прибегать к наказаниям, и большей частью доста­точно простой беседы или замечания, чтобы исправить поведение ученика.

Прекрасно действует постоянно применявшееся в коллекти­вах, руководимых А. С. Макаренко, — объяснение про­винившегося на общем собрании, причем то, что собрание ре­шило, осуществляется неукоснительно.

Тренер должен, однако, иметь в виду, что поведение учени­ка в значительной мере может зависеть от его физического состояния. Например, ученик плохо слушает указания, рассеян, вял, пропускает уроки. Все это может быть вызвано перетрени­рованностью, и ученику просто нужно дать отдохнуть. Приве­дем характерный в этом отношении факт.

Студент А. Ф. 17 лет. В июне 1940 г. лечился в стационаре Центрального научно-исследовательского института физической; культуры в связи с начальными патологическими изменениями сердца, вызванными перетренированностью. В 1945 г. — чемпи­он города Н. по боксу по группе юношей в наилегчайшем весе. Перед соревнованием с большим трудом «сгонял» более 2 кг веса.

А. Ф. так описывает свою тренировку: «В секции я был са­мым легким. Юноши и взрослые занимались вместе. После гим­настики и различных упражнений я работал в перчатках. Все мои партнеры были тяжелее меня, а тренер заставлял меня драться и со взрослыми, и с тяжеловесами. Бились всегда в пол­ную силу. Удары более тяжелых боксеров оглушали и ошелом­ляли меня, но я шел в атаку, побуждаемый командой тренера: «Вперед, вперед!». После тренировки я чувствовал себя совер­шенно разбитым и за два дня до следующей тренировки не мог отдохнуть. На тренировку я шел без всякой охоты, с ощуще­нием страшной усталости. Лишь стыд перед товарищами и само­любие заставляли меня продолжать тренировку. Первенство го­рода я выиграл. Но вскоре я бросил бокс и сейчас не могу ду­мать о нем без отвращения».

Тренировка новичка-подростка и юноши никогда не должна вестись на предельной нагрузке: при всяком проявлении чрез­мерной усталости нагрузку нужно снизить.

Данные систематического медицинского контроля, при кото­ром боксер детально обследуется не реже одного раза в 2-3 ме­сяца, подскажут тренеру, как строить нагрузки ученика, какие методы избирать для его тренировки.

Наконец, тренер должен иметь в виду факты истероидного поведения, когда ученик всеми способами старается об­ратить на себя внимание или вывести преподавателя из себя. Такого ученика не следует наказывать — он сам этого доби­вается. Лучше всего полностью игнорировать такое поведение, и тогда можно быть уверенным, что товарищи сами одернут ученика, выпадающего из общей линии поведения. В этом же ряду стоят проявления так называемого негативизма, часто пе­реходящего в упрямство, при которых ученик отвергает всякое предложение, исходящее от руководителя или стремится дей­ствовать вопреки его указаниям. Объективная необоснованность поступка в данном случае говорит не о твердости, а о слабости воли ученика. И здесь нужно прибегать не к наказанию, а тер­пеливо, без раздражения объяснить ученику (и, главное, всему коллективу) неразумность его поведения.

Действенность поощрения и наказания зависят от авторите­та, который сумел заслужить тренер. Похвала человека, которо­го не уважаешь, — немногого стоит. Наказание, от него исхо­дящее, вызывает насмешку. Но если ученик видит, что совет тренера приносит ему пользу, что техника, которой тренер его научил, дает ему победу, что тренер знает свое дело отлично и что, наконец, тренер — волевой человек, который не бросает слов на ветер и коллектив под его руководством успешно идет вперед,— он будет уважать и любить своего тренера. Любовь же и авторитет достигаются не подлаживанием, а принципиаль­ностью и упорным трудом.

«Главное — это быть честными с ребятами, следить за собой, воспитывать из наших ребят действительно хороших, действительно социалистических граждан — честных, храбрых, «е развитым товарищеским чувством, дисциплинированных в пределах ребячьей психологии и ребячьих возможностей» (М. И. Калинин).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НОВИЧКА К БОЮ

Восемнадцатилетний боксер Ю. И. после двухме­сячной подготовки под руководством опытного тренера был Послан на первенство по боксу ВЦСПС и имел свой первый в жизни бой с из­вестным тяжеловесом Беляевым. В своем дневнике Ю. И. пишет: «Результаты жеребьевки: вечером выступаю я и Беляев. Итак, я свободен до 10 —11 часов вечера. Я остался один, так как товарищи ушли куда-то. Я немного волнуюсь... Сидя в ресторане в ожидании обеда, я «перевариваю» события прошедшей половины дня. Да, такие события бывают не каж­дый день, и поволноваться немного можно.

Паренек, мой сосед, привлекает мое внимание возгласом: — Беляев идет!

Поворачиваюсь в сторону подходившего человека. Он высо­кого роста, худой.

Беляев! По моему телу пробегает неприятная дрожь. Волнение усиливается.

Из разговоров соседей выясняется, что фамилия этого че­ловека — Беляев, но к боксу он отношения не имеет. Он пло­вец...

Все же появление однофамильца знаменитого боксера сыгра­ло свою роль. Я волнуюсь, вспоминая (в который раз!), что ве­чером мой первый бой, и волнение все растет и растет. Со мной никого нет, не с кем даже поговорить, просто перекинуться двумя словами. Как нарочно, обед очень долго не приносят. А мысли о бое все лезут и лезут так настойчиво в голову, что от них невозможно избавиться» (Ю. И., чтобы отвлечься, начи­нает перечитывать свои документы).

«Паспорт №... выдан 3-м отделением милиции и т. д.» Всё это знакомо, так знакомо. Но читать более двух строчек сосре­доточенно не могу. В голову уже очень настойчиво лезут мысли о бое, о Беляеве. Прочел весь паспорт. Но от этого не легче... Перед моими глазами до боли знакомый документ — военный билет. Вот и он прочтен от корки до корки. И от этого не легче. Ежесекундно ловлю себя на мысли о том же Беляеве, прогоняю ее, но она настойчиво снова и снова сверлит мозг. Так хочется встретить хотя бы совсем малознакомого человека, сказать ему несколько слов. Увы, приходится переживать все одному... Лишь к концу обеда начинаю чувствовать спад «беляевской лихорадки».

Аналогичны записки о первом бое шестнадцатилетнего А. Ф.

«Когда я узнал, что буду выступать на соревновании, мною овладело смутное беспокойство... Придя домой, я не мог скрыть своего возбуждения: хотелось веселиться, петь песни, прыгать, бегать, болтать шутливо с мамой. Мама была удивлена моим поведением и спросила меня о причине моего веселья. Зацело­вав ее, я с большим порывом и нескрываемой радостью объяс­нил ей все. Поздно лег спать. И все неотступно думал о бое. Как я его буду вести? Как мне держаться в бою, что предпри­нимать во время атаки противника, как мне быть? Долго я не мог заснуть, все думал о соревновании. Меня охватывало какое-то страдное ощущение — беспокойство внутри, и какие-то хо­лодные мурашки! пронизывали меня, вызывая легкую дрожь во всем теле.

Ночью мне снился сон: мы с противником деремся на рин­ге. Он бьет меня по лицу, голове. Я хочу его ударить, но руки почему-то онемели, я делаю усилия, но куда-то вся моя подвиж­ность исчезла Тогда я в страхе начинаю кричать... а просыпа­юсь весь в поту, с учащенным сердцебиением и дыханием.»...

Из этих выписок видно, насколько остры и напряженны эмо­ции новичка перед боем. И хотя в первом случае противником новичка был мастер спорта, а во втором — такой же новичок, но переживания боксеров одинаково остры. Боксер-новичок вос­принимает предстоящий бой как крупное событие в своей жиз­ни. Волнение его велико и нередко мучительно.

Работниками кафедры педагогики и психологии Института физической культуры им. Сталина были проведены педагогиче­ские наблюдения в соревнованиях на первенство по боксу вось­ми городов для подростков и юношей (в марте 1944 г.). Наб­людениями было охвачено более 60 участников соревнований. В выводах указывается, что «переходный возраст мальчиков (осо­бенно 13—15 лет) характеризуется большой эмоциональной воз­будимостью и неустойчивостью взглядов». Это период форми­рования интересов и целенаправленности, в котором увлечение боксом заслоняет все другие интересы.

«Участие в соревнованиях вызвало острые эмоциональные переживания, которыми старшие и более крепкие участники умели овладеть, старались скрыть их; у более слабых они были связаны с сильно возбужденным или подавленным состоянием». Это вполне объяснимо, если учесть, что 60 % участников высту­пали (до первенства) в соревнованиях по боксу по 1-му разу, 16,6% по 2—3 раза, а 3,3% никогда не выступали в соревнованиях. Значит, большая часть боксеров была новичками, кото­рым в этом первенстве пришлось встретиться с более опытными боксерами, уже выступавшими от 4 до 10 раз (19,9%). Неуди­вительно, что «... участники некоторых команд (Иванова, Ижев­ска и других городов) оказались недостаточно подготовлен­ными».

Проводя соревнования на первенство по боксу ремесленно­го училища № 22, где все боксеры до соревнований знали друг друга и тренировались друг с другом в вольном бою по многу раз, автор наблюдал, однако, у всех боксеров без исключения те или иные объективные признаки волнения перед боем: побледнение или покраснение кожных покровов лица, иногда груди, учащенный пульс, дрожание рук, коленей. При вызове на ринг все новички испытывали позыв к мочеиспусканию. По­следнее явление постоянно отмечают тренеры и судьи по боксу, а посещение уборной перед выходом на ринг стало на соревно­ваниях как бы обязательным ритуалом боксера.

Самый бой — также большое испытание для психики но­вичка. Боксер должен преодолеть страх и боль и в боевой об­становке принимать быстрые решения; он должен подавить во­лю противника и навязать ему свою тактику, не поддаваясь в то же время его давлению. Он должен бить и в то же время держаться корректно, должен драться и в то же время быть сдержанным. Побеждает не столько более сильный физически {силы новичков примерно равны), сколько более смелый, ре­шительный и настойчивый. Если новичок достаточно трениро­ван и находится «в форме», — морально-психологическая под­готовка его к первому бою — главная задача воспитателя.

Не рискуя ошибиться, можно утверждать, что степень остро­ты эмоций новичка перед боем обратно пропорциональна мо­рально-психологической подготовленности его, в то время как шансы на победу в первом бою прямо пропорциональны этой подготовленности.

Тренер должен очень тщательно продумать путь подготовки своего коллектива и отдельных новичков к первому бою. В ос­нову подготовки коллектива следует положить воспитание таких моральных норм, 'которые усиливали бы стремление к победе, укрепляли волю и боеспособность каждого члена коллектива. Нужно различными путями и средствами привить понятие дол­га и чести коллектива, спортивного общества в единстве с чувством личного долга и личной чести. Терпеливо и настойчи­во разъясняя ученикам, что личный успех каждого — это успех коллектива, что силы каждого боксера удесятеряются от това­рищеской поддержки и помощи остальных, ведя постоянные бе­седы с коллективом в целом и с отдельными учениками, тренер укрепляет коллективные связи, воспитывает коллектив на прин­ципе: «все за одного, один за всех».

Но для воспитания понятия чести и долга недостаточно бесед и разъяснений. Нужно дать молодым спортсменам почувство­вать и пережить ощущения радости и тревоги за свой коллектив, за свое спортивное общество. Прекрасным средством для этого служит коллективное посещение соревнований (не обя­зательно по боксу), в которых выступают члены своего спортив­ного общества.

Организуя, например, с коллективом боксеров ремесленного училища № 22, посещение различных соревнований, автор на­блюдал, как, «болея» за «Трудовые резервы», ученики остро переживали каждый отдельный успех или неудачу своих одно­клубников. Посещения соревнований цементировали коллектив, формировали чувство спортивной чести, пожалуй, действеннее, чем беседы и рассуждения, и расширяли коллективные связи: боксеры чувствовали себя на деле членами спортивного обще­ства, а не только секции бокса.

Так же ощутительно было влияние соревнований, когда уче­ники выделялись в помощь старшим боксерам вторыми секун­дантами. Помогая одноклубнику, молодой боксер его победу или поражение воспринимал как личные, собственные радость или горе. Здесь следует также указать на воспитательное воз­действие советского зрителя: мужественное, энергичное пове­дение на ринге вызывает аплодисменты, а трусость и нереши­тельность — насмешки и гул неодобрения.

Обстановка соревнований в целом также содействует вос­питанию понятий долга и чести у молодого физкультурника: он ждет победы от одноклубника и энергично подбадривает его. Он требует, чтобы одноклубник отдал все свои силы, «выложил­ся», но победил, и понимает, что этого же потребуют от него товарищи, когда он сам выйдет на ринг. Он воспринимает от­каз от боя, как поступок, позорящий боксера, и решает, что сам он никогда не допустит этого. Он вместе с другими товарищами стыдит боксера, дравшегося вяло и нерешительно, и знает, что и его застыдят, если он плохо покажет себя на ринге. В итоге складывается коллективная спортивная мораль, воздействую­щая на поведение боксера как значительная, и часто, — решаю­щая сила.

Готовя новичка к первому бою, важно выработать у него уверенность в своих силах и веру в себя. Не следует торопить­ся посылать на открытый ринг большое количество новичков. После трех-четырех месяцев работы с коллективом, конечно, выделятся новички, овладевшие спортивной техникой лучше других. Из них следует выбрать не более 2—3 человек, дейст­вительно лучших, которые первый бой не проиграют, или, в крайнем случае, проиграют незначительно.

Подготовленность и силу новичка легко установить в про­цессе тренировки, при вольном бое с боксерами старших разрядов или других коллективов. Лучше всего направлять боксеров на «открытый ринг» после того, как будет разыграно первен­ство коллектива.

Выигрыш первого боя закрепляет морально-волевые каче­ства не только самого победителя. Победа одного порождает уверенность в своих силах и у всего коллектива. Именно поэто­му, если коллектив выступает впервые, лучше выдвинуть на от­крытый ринг одного-двух боксеров, в которых тренер уверен, чем несколько человек с колеблющимися шансами на успех. Само» собой разумеется, что боксеры, которых наметили к участию в соревнованиях на открытом ринге, должны пройти специальный врачебный осмотр.

Тренировке новичков, которых решили выдвинуть на сорев­нования, следует уделить специальное внимание, в особенности же внимательно наблюдать за их вольным боем. Партнеры должны постоянно сменяться, чтобы боксер привык к разнооб­разным противникам. Вполне допустим вольный бой с боксера­ми смежных весовых категорий: новичок приучается вести бой и с более быстрым, и с более сильным и тяжелым противни­ком.

Тренер может быть вполне уверен в боксере, если он без на­пряжения и признаков усталости выдерживает в быстром темпе 2—3 раунда вольного боя, если он действует решительно, если его удар точен, если он проявляет настойчивость и волю к победе.

Перед соревнованием обычно проводят собрание коллекти­ва, на котором даются последние советы и инструкции высту­пающим, еще раз напоминаются основные правила бокса. Осо­бенно важно на таком собрании напомнить боксерам, чем выиг­рывается победа, как и за что ее присуждают. Новичок должен понять, что коллектив ждет от него смелости, решительности и инициативы, точных и быстрых действий, ждет от него победы.

В ремесленном училище № 22 на таких собраниях всегда присутствовал директор училища, который обязательно высту­пал сам, высказывая уверенность, что воспитанники училища чести коллектива не уронят.

Опасаться эмоциональной перегрузки перед соревнованием не следует, поскольку речь идет о проверенных и действитель­но лучших боксерах коллектива. И все же, требуя от новичков «высоко держать знамя общества, «е уронить честь коллекти­ва», нужно оберегать их от излишнего нервного напряжения. Вечер накануне соревнований нужно обязательно занять; полез­но пойти в кино, концерт или организовать совместную прогул­ку всем коллективом. На утро дня соревнований следует на­значить сбор коллектива для краткого инструктирования, об­ращенного преимущественно не к выступающим, а к секундан­там и другим физкультурникам, обслуживающим соревнования.

Перед выходом на ринг тренер должен провести с боксе­ром разминку на лапах или боем с тенью до появления легкой испарины.

Полезно при этом учесть наблюдение Б. С. Денисова, что новички на ринге обязательно будут боксировать так, как их разогревали. Здесь действует своеобразная моторная инерция, и если тренер хочет, чтобы ученик, например, приме­нял прямые удары и удары снизу, он должен на них построить разминку и, наоборот, избегать в разминке движений, которые нежелательны в бою.

Во время боя тренер сам должен быть старшим секундантом, не перепоручая этой роли никому другому.

На первые соревнования направляются, таким образом, «ли­деры» коллектива. Необходимо, чтобы на соревнованиях обя­зательно присутствовал весь коллектив. Тогда первое выступле­ние новичков станет событием для всего коллектива, а чтобы сплотить коллектив, очень важно провести физкультурников че­рез первое острое волнение за судьбу товарищей.

Итоги соревнования обязательно обсуждаются на собрании коллектива. Техника, манера боя, поведение на ринге высту­павших должны быть, в случае нужды, подвергнуты острой критике.

После того, как прошли первые бои, начинается подготовка к массовому выходу на «открытый ринг» и других боксеров коллектива.

Прекрасной формой для пробы сил и постепенной под­готовки боксеров к открытым выступлениям служит первенство но боксу спортивного коллектива. Его преимущество в том, что совершенно отпадает элемент неизвестности, и в связи с этим предбоевое эмоциональное напряжение боксеров не бу­дет выше стартовой лихорадки, обычной для спортсменов «всех родов оружия».

Первенство своего коллектива, организованное как большое соревнование с авторитетной судейской коллегией, с парадом участников, представлением их зрителям, объявлением побе­ды и т. д., — такое соревнование с его торжественным цере­мониалом будет пережито боксерами, конечно, менее остро, чем это было бы вне коллектива, на стороне; новизна впечатлений и элементы эмоциональной неожиданности в дальнейших сорев­нованиях уже не будут перенапрягать психики молодых бок­серов.

Подробно разработанный, четко проведенный церемониал со­ревнований имеет еще и другую цель: в жизни спортивных орга­низаций церемониал соревнований играет такую же роль, как и военная символика в воспитательных мероприятиях А. С. Мака­ренко. Он не только вносит четкость и организованность в дей­ствия физкультурников. Церемониал, как выражение коллективного отношения к спорту, как символика спортивной чести и достоинства, воспитывает чувство гордости за свой коллектив, возбуждает здоровое спортивное честолюбие, объединяет всех в общем переживании.

Чтобы достигнуть постепенности эмоциональной нагрузки новичков, организуя первенство коллектива, следует все пред­варительные встречи провести без зрителей, открытыми же сде­лать только полуфинал и финал соревнований.

Финал соревнований необходимо обставить особенно тор­жественно: украсить зал, пригласить оркестр, организовать крат­кие речи руководителей и ответную речь от лица боксеров и т. д.

При общем параде обязательно следует организовать зна­менный церемониал, со встречным маршем, при выносе знамени спортивного общества или училища и командой: «Под знамя — смирно!».

При эти<

Наши рекомендации