Воспитательная работа тренера в спортивном коллективе
«Советский строй не может терпеть воспитания молодежи в духе безразличия к советской политике, в духе
наплевизма и безидейности.
...Задача... состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия».
(Из постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. о журналах «Звезда» и «Ленинград»).
«У нас колоссальные возможности для того, чтобы очень легко, красиво и радостно воспитывать замечательные коллективы, а, следовательно, и замечательных людей».
А. С. Макаренко.
Новичок-подросток, увлекшийся спортом, отдает ему все свое свободное время. Можно без преувеличения сказать, что его характер и морально-волевые качества в значительной мере, если не целиком, формируются в спортивном коллективе, и тренер обязан влиять на мировоззрение своего воспитанника. Как справедливо указывает проф. П. А. Рудик, одно из важнейших качеств воли — ее принципиальность, не может быть выработано средствами спорна. Формирование этого качества зависит 6т мировоззрения человека. В наше понимание советского спортсмена органически входят его патриотичность, высокие коммунистические принципы, здоровая коммунистическая мораль, любовь я уважение к коллективу, любовь к труду и умение работать и то, что мы называем большевистским характером.
«Молодому советскому поколению предстоит укрепить силу и могущество социалистического советского строя, полностью использовать движущие силы советского общества для нового невиданного расцвета нашего благосостояния и культуры. Для этих великих задач молодое поколение должно быть воспитано стойким, бодрым, не боящимся препятствий, идущим навстречу этим препятствиям и умеющим их преодолевать. Наши люди должны быть образованными, высокоидейными людьми, с высокими культурными, моральными требованиями и вкусами» (из доклада т. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград»; «Правда», 21 сентября 1946 г.).
Так формулирует коммунистическая партия цели воспитания советского молодого человека. Так, и только так, должен понимать задачи воспитания педагог-тренер, подчиняя им свою практическую работу; только тогда его практика будет на деле служить коммунистическому воспитанию молодежи.
У многих тренеров, к сожалению, до сих пор существует ошибочная и, несомненно, вредная точка зрения, что культурно-политическое воспитание спортсмена — не их обязанность, что воспитанием должны заниматься только школа, комсомол, педагоги общественных дисциплин.
Кто бы ни вел воспитательную работу — преподаватель общеобразовательных дисциплин, мастер группы в ремесленном училище или инструктор спорта — главная ее задача — воспитать коллективиста, коммуниста.
М. И. Калинин говорил:
«Коммунистические принципы, если взять их в простом виде, — это принципы высокообразованного честного передового человека, это — любовь к социалистической родине, дружба, товарищество, гуманность, честность, любовь к социалистическому труду и целый ряд других высоких качеств, понятных каждому. Воспитание, выращивание этих свойств, этих высоких качеств и является важнейшей составной частью коммунистического воспитания.
...Мы должны воспитать всех трудящихся СССР в духе пламенного патриотизма, в духе безграничной любви к своей родине. Я говорю не об отвлеченной, не о платонической любви, а о любви напористой, активной, страстной, неукротимой, о такой любви, которая не знает никакой пощады к врагам, которая не остановится ни перед какими жертвами во имя родины» (М. И. Калинин, О коммунистическом воспитании, «Молодая Гвардия», 1947).
Задачи воспитания осуществляются тренером в спортивном коллективе, а формирование спортивного коллектива — не столько узкоорганизационный вопрос, но и вопрос всей системы воспитания новичка. Лучшие советские тренеры — К. В. Градополов, А. А. Гольдштейн, Б. С. Денисов и другие — в практической работе убедились, с какой огромной силой воздействуют на физкультурника спортивный коллектив, тон, стиль и традиции в нем установившиеся.
Воздействие спортивного коллектива на новичка многосторонне. Оно не ограничивается чисто спортивным влиянием, когда новичок перенимает от товарищей лучшие образцы техники и манеру вести бой. Новичок и ведет себя в коллективе всегда так, как в этом коллективе принято. Всякий, кто нарушит установившиеся традиции, встретит противодействие всего коллектива и очень быстро научится эти традиции уважать.
Проф. С. Л. Рубинштейн в своей книге «Основы общей психологии» указывает на трудности для волевого регулирования поведения в подростковом возрасте: с одной стороны появление новых влечений в период полового созревания предъявляет новые повышенные требования к воле, требует укрепления сознательной основы воли. С другой стороны, у подростка возникает тенденция высвободить свою волю из ограничений, которые накладывает на нее ближайшее окружение. Подросток уже не ребенок и еще не взрослый. Сам он особенно чувствует первое, взрослые в своем отношении к нему иногда особенно подчеркивают второе.
Решающее влияние здесь оказывает воспитание в коллективе, который, при общности идеологии в нем, не дает развиться у подростка анархии собственных импульсов и влечений, легко снимает проявления негативизма и упрямства, направляет формирование воли и характера подростка в русло сознательной' дисциплины и, в конечном итоге, содействует развитию его положительных волевых качеств.
Параллельное воспитательное влияние тренера и коллектива на новичка приносит неоценимые и устойчивые положительные результаты. Поэтому важно, чтобы цели воспитания, поставленные тренером, были или стали целями всего коллектива, чтобы понимание текущих задач работы и тренера и коллектива было одинаковым; чтобы тренер-руководитель стал подлинным членом самого коллектива и, не противопоставляя коллективу себя, жил его интересами. Это вовсе не означает, что тренер должен плестись в хвосте за коллективом. Когда в коллективе проявляются антиобщественные тенденции и поступки — то, что называют «отсталыми» настроениями, тренер должен проявить всю силу своего авторитета, употребить все средства, чтобы убедить коллектив, чтобы переломить такие настроения, а если нужно, то и наказать их носителей.
Первой задачей воспитания, которую ставит перед собой тренер, должно быть воспитание коллектива для того, чтобы в дальнейшем могло быть осуществлено воспитание в коллективе.
Чтобы создать подлинный коллектив, объединенный общими целями в общем труде, определенной системой ответственности и полномочий каждого и прочной взаимосвязью его членов, руководитель должен использовать опыт и достижения советской педагогической науки и в первую очередь такого мастера коллективного воспитания, как А. С. Макаренко.
В спортивной работе, где ни один факт спортивной жизни не проходит вне коллектива и без коллектива, где достижения отдельного физкультурника зависят от постановки работы в коллективе, а достижения коллектива определяются личными результатами его членов — приложение педагогических принципов А. С. Макаренко не может не дать плодотворных результатов.
«Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Лекции о воспитании» и другие книги А. С. Макаренко должны стать настольными у каждого советского тренера, как источник педагогической теории, как выражение коммунистической педагогики, опирающейся на учение Ленина—Сталина.
ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА
Тренер должен со всей ответственностью подойти к формированию коллектива, не передоверяя этого дела, скажем административным работникам спортивного общества.
Прежде чем объявить о записи в секцию бокса, нужно предварительно провести информационную работу, пробудить в организации — училище, школе — интерес к этому виду спорта. Целесообразно для этого организовать показательные матчи боксеров-мастеров и доклад о боксе или организовать чтение специально подобранной художественной литературы.
Вся необходимая организационно-хозяйственная работа, обеспечивающая начало занятий, к этому времени должна быть закончена: подготовлен спортивный зал, закуплен инвентарь, изготовлено оборудование и т. п.
Объявление о записи нужно делать афишами, писать их ярко и художественно. Все предшествующие началу занятий мероприятия должны быть проведены так, чтобы чувствовалось, что организуется серьезное и интересное дело.
В ремесленном училище № 22 (Москва, директор И. Й. Петрунин) организацией секции бокса в 1945/46 учебном году занимались также и руководящие работники училища — ст. военрук А. Г. Мареев и пом. директора по культурно-воспитательной работе А. И. Дементьев, Запись в секцию производили непосредственно мастера училища в группах, и поэтому в секцию собрались не одиночки, а учащиеся, в какой-то мере уже объединенные товарищескими связями и симпатиями. Это были далеко еще не те коллективные связи, которые возникли впоследствии, но наличие в секции небольших групп, объединенных товарищескими симпатиями, значительно облегчало работу по сколачиванию спортивного коллектива. В итоге вся предварительная работа была проведена четко и организованно и [в, секцию записалось более 40 человек. Это количество оказалось устойчивым.
Когда составлены списки, все желающие заниматься боксом должны пройти медицинский осмотр.
Затем тренеру следует связаться с учебной частью, комсомольской организацией и мастерами (в школах — с классными руководителями), чтобы ознакомиться с составом секции и получить характеристику каждого из ее участников. Эти характеристики, понятно, лишь предварительно ознакомят тренера с его учениками и в дальнейшем будут корректироваться на практической работе. Но известную пользу они, несомненно, принесут, а кроме того, послужат началом связи спортивной, учебной и производственной работы,, без которой немыслим полный успех воспитания в боксерском коллективе.
Затем тренер, посоветовавшись с руководством училища и комсомольской организации, выделяет старосту секции и его помощников (по одному на 12—15 человек).
На первых порах староста и его помощники должны назначаться, а не выбираться: в начале работы, когда коллективные связи едва-едва намечаются и никто в коллективе еще не успел проявить себя, выборность просто бесполезна и потому не нужна.
Выборность должностных лиц можно осуществлять только в коллективе, полностью сложившемся и окрепшем. Целесообразнее всего проводить выборы бюро секции после того, как пройдут соревнования на первенство коллектива по боксу: в процессе их подготовки выделится актив, сами же соревнования выявят лучших боксеров коллектива.
ДИСЦИПЛИНА И ЭЛЕМЕНТЫ ВОЕНИЗАЦИИ
Чем выше дисциплина в коллективе, тем успешнее протекает его работа. Однако установить дисциплину на занятиях не так легко, и от тренера требуется большое умение и такт, чтобы приучить коллектив к дисциплине, сделать ее определяющей весь стиль работы и вместе с тем не тягостной для учеников. Методически легче всего дисциплинировать группу, прививая ей некоторые военные навыки.
С первых же уроков нужно ввести:
Построение, выравнивание, расчет, перекличку.
Быстрое и точное выполнение команды «смирно».
Рапорт старосты о количестве занимающихся и готовности группы к занятиям.
Групповое приветствие: «Здравия желаем!»
Военные и военно-гимнастические повороты, маршировку и перестроения.
Все команды тренера должны быть четкими — тогда они будут четко выполняться группой. Кроме того, нужно приучить, новичков правильно и вежливо обращаться к тренеру и вообще к руководителям. Не обязательно вводить принятое в Советской армии «разрешите обратиться», но формула «позвольте спросить» или «разрешите поговорить с вами» должна предшествовать каждому обращению ученика к руководителю.
Все эти мероприятия прекрасно организуют группу и вырабатывают у каждого красивую осанку, привычку к четкости, подтянутости и экономии в движениях. Довольно быстро исчезает у новичков та неприятная манера держаться разболтанно и небрежно, которую А. С. Макаренко называл метким народным словечком «вихляние», и которая часто встречается у учеников, еще неорганизованных и недисциплинированных.
Тренер не только приучает группу быстро и точно выполнять свою команду. Очень важно, чтобы каждый ученик сам научился командовать. Поручая тому или иному ученику построить и перестроить группу, провести порядковые, подготовительные и общеразвивающие упражнения, а позже и занятия с отдельными новичками, тренер повышает качество усвоения учебного материала, приучает новичков действовать самостоятельно и уверенно, ликвидирует элементы робости и застенчивости.
Прекрасно подтягивает и дисциплинирует группу единый спортивный костюм: спортивная форма для повседневных занятий и парадная форма для выступлений и соревнований. Хотя бы один комплект однообразной спортивной формы цветов спортивного общества и с его эмблемой иметь обязательно. Форму нужно выдать на руки боксерам, но требовать: чтобы боксеры не носили ее в качестве белья, всегда держали ее в чистоте, отглаживали форму к каждому занятию, на соревнованиях пришивали к форме эмблему спортивного общества. Единая, красивая и чистая форма помогает создать на занятиях такой эмоциональный тон, при котором подтянутость и дисциплина как бы сами собой разумеются.
Серьезным дисциплинирующим мероприятием служит точный учет посещаемости.
Этот учет — не просто статистика. Он позволяет следить индивидуально за каждым учеником и вовремя воздействовать на него. Плохая посещаемость — сигнал о методических и организационных неполадках, о том, что интерес к занятиям падает. Тренер должен немедленно принимать меры к тому, чтобы ученики не пропускали занятий. Лучше вначале пожертвовать двумя-тремя нерадивыми, исключив их из секции, чем допустить положение, при котором каждый волен посещать занятия, когда ему вздумается.
Организуя в группе элементарный порядок и дисциплину, тренер должен стремиться воспитать дисциплину не пассивную выражающуюся в простом подчинении, а действенную, побуждающую преодолевать препятствия. Тишина и внимание гораздо легче достигаются, если урок построен и ведется интересно и ярко, а не окриком и наказанием. Но, если тренер дал ученику задание, он должен проследить, чтобы ученик выполнил заданное.
Нужно не только поручать ученикам различные работы и обязанности, но и требовать, чтобы они их выполняли во что бы то ни стало. Только дисциплина, преодолевающая препятствия, дисциплина деятельная, может создать активных и упорных людей.
Очень важно также, чтобы новички были приучены к определенному режиму. Так, занятия боксом у школьников должны органически входить в школьный режим и не нарушать его. Советом ученику, беседой с его родителями тренер поможет организовать и быт школьника в рамках целенаправленного режима; все это, несомненно, будет содействовать воспитанию дисциплинированной и целенаправленной воли юных боксеров.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Непосредственная конкретная цель работы с новичком — обучение его спортивной технике, физическое и морально-волевое воспитание его для завоевания 3-го разряда, т. е. подготовка его к первому бою.
Но при спортивном совершенствовании и достижении определенного спортивного успеха осуществляются и более широкие воспитательные задачи.
В боксе спортивный рост немыслим, если:
не усвоен спортивно-технический минимум, т. е. элементарная техника бокса не автоматизирована;
боксер недостаточно тренирован;
боксер не подготовлен в эмоциональном и волевом отношении к боевой нагрузке первого матча.
Овладеть техникой бокса и физически подготовиться к бою для новичка очень важно. Но главная воспитательная задача тренера — укрепить морально-боевые качества ученика и прежде всего воспитать его волю, чтобы эмоциональная нагрузка матча не оказалась непосильной для новичка.
Эта задача, конечно, не может быть полностью решена в период подготовки новичка, т. е. в 5—6 месяцев. Но основы воспитания закладываются именно в этот период, и работа тренера в коллективе создает тот стиль и тон воспитания, при котором даже в короткий промежуток времени можно достичь существенных результатов.
Говоря о воспитании воли, профессор П. А. Рудик указывает на ряд основных ее качеств, которые должны быть воспитаны: а) принципиальность, б) инициативность, в) активность, г) дисциплинированность, д) решительность, е) стойкость, ж) эмоциональность.
Планируя работу коллектива, тренер должен постоянно иметь в виду эти качества и так продумать организацию и методику занятий, чтобы каждый урок и каждое мероприятие в той или иной мере содействовали их воспитанию.
Важнейшим в жизни коллектива А. С. Макаренко считал ясность целей и перспектив, стоящих перед коллективом, и закон движения коллектива: «не может быть допущена остановка в жизни коллектива». Если коллектив добился поставленных целей, а новых те поставил — наступает застой, мертвечина. Воодушевление, двигавшее коллектив вперед, заставлявшее, его совершенствоваться, исчезает.
План работы, поэтому должен намечать ряд последовательных целей, стремиться к которым должен и коллектив, в каждый в отдельности.
К сожалению, в практике тренерской работы планирование ее постоянно недооценивается, а отсутствие плана характерно для многих спортивных коллективов. Именно поэтому приходится задержаться на этом вопросе, уделив (быть может, больше, чем нужно) место технике и содержанию планирования.
Примерный план работы коллектива новичков может включать следующие мероприятия:
Организовать регулярные соревнования по сдаче норм ГТО и улучшению результатов, показанных в соревнованиях ранее (каждые 2—3 месяца).
Овладеть основами спортивной техники в пределах учебной программы и провести квалификационные первенства через 5—б месяцев после начала работы коллектива. Показатель — не менее 75% состава добиться 3-го разряда. К этому времени всем вступить в члены спортивного общества.
Выдвинуть 3—5 лучших боксеров на соревнования открытого ринга (через 3—6 месяцев после начала занятий).
Ежемесячно 2—3 боксерам участвовать в боях на открытом ринге (после 6 месяцев).
Участвовать в соревнованиях на первенство спортобщества по боксу, добиться квалификации 5—6 человек не ниже 2-го разряда (через 8—10 месяцев).
Провести несколько бесед по вопросам физкультурного движения в СССР, гигиены, самоконтроля и подачи первой помощи.
Организовать несколько показательных выступлений по боксу в стенах училища и вне его.
Подготовить 3—4 помощников тренера (в течение 10 месяцев).
Провести выборы бюро секции (через 5—6 месяцев).
В таком плане заранее намечены и постепенное достижение все более высоких показателей, и формирование актива, без которого руководство коллективом и влияние на него не будет полноценным. Но здесь изложена лишь спортивная сторона плана работы. Ею не исчерпывается вся деятельность коллектива в целом.
Важнейшая работа в коллективе — культурно-политическое воспитание. Тренер и спортивный коллектив должны многосторонне и постоянно влиять на спортсмена-подростка, чтобы он рос настоящим большевиком и в жизни, и в спорте.
Это влияние разнообразно: разговоры и беседы, которые тренер ведет с боксерами, его советы, литература, которую он рекомендует, — всего этого не учтешь и не предусмотришь никаким планом.
Но ряд мероприятий может быть включен в план.
Коллективный просмотр кинофильмов и спектаклей. Особенно ценно организовать просмотр и обсуждение таких фильмов, как «Клятва», «Зоя», «Суворов», «Чапаев».
Организация лекций и бесед. Примерная тематика: моральный облик советского молодого человека. Дружба, любовь и товарищество. Воспитание воли и характера.
Жизнь и деятельность В. Ленина, И. Сталина, М. Калинина, М. Горького.
Жизнь и подвиги 3. Космодемьянской и А. Матросова.
Посещение музеев и выставок.
Коллективное посещение соревнований.
Выпуск «Боевых листков» перед соревнованиями и после них.
Чтобы побудить учеников к чтению, полезно составлять рекомендательные списки литературы. Эти списки могут быть бесконечно разнообразными, Однако важнее всего рекомендовать боксерам литературу с четкой патриотической и волевой направленностью. Такие книги, как «Детство», «В людях» и «Мои университеты» М. Горького, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Педагогическая поэма» А. Макаренко, «Овод» Войнич, «Тиль Уленшпигель» Ш. де-Костера и рассказы М. Горького, Дж. Лондона следует в первую очередь прочесть молодым физкультурникам.
Все эти мероприятия нужно согласовывать с общим планом культурно-воспитательной работы училища (школы), но опасаться излишнего дублирования не следует: к воспитаннику своему нужно подходить со всех сторон, и там, где влияние мастера или преподавателя будет недостаточным, совет тренера или мероприятие для всего коллектива могут оказать решающее действие.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
Все, что может быть сделано и изготовлено для занятий членами секции, должно быть сделано ими. В московском ремесленном училище № 22 ученики сами сделали ринг и оборудование для подвешивания снарядов. Они всегда сами подготовляли зал к занятиям и убирали его. Им поручалась закупка спортивного инвентаря и установка ринга к соревнованиям, писание плакатов и переноска мебели, уборка зала и обслуживание соревнований.
Чем меньше боксеры будут приходить «на готовенькое», тем больше простора для их инициативы и самодеятельности.
Работы, к которым может быть приложен труд физкультурников, таковы:
Запись в секцию новых членов, оповещение друг друга об очередных мероприятиях.
Учет посещаемости, ведение протоколов и т. п.
Изготовление и ремонт части оборудования и инвентаря.
Подготовка зала, спортплощадки к занятиям, поддержание чистоты в зале.
Подготовка соревнований и показательных выступлений и обслуживание их.
Поддержание в порядке и чистоте личного инвентаря.
Участие в субботниках и других работах училища и спортивного общества.
Кроме того, коллектив боксеров должен быть активным участником подготовки к революционным праздникам, общественным мероприятиям школы, училища и т. п.
Все эти работы должны быть включены в организационно-хозяйственную часть плана работы коллектива.
* * *
Внимательным отношением руководства организации (школы, училища) к работе спортивного коллектива, к выполнению его плана поднимается и укрепляется авторитет коллектива. Так, например, директоры ремесленных училищ № 22 и 9 г. Москвы И. И. Петрунин и И. А. Смолин и старшие военруки этих училищ А. Г. Мареев и Б. А. Бабаханян всегда присутствовали на всех соревнованиях, где участвовали боксеры их училищ. В ремесленном училище № 22 подготовка к каждому спортивному мероприятию объявлялась приказом, в котором намечался состав команд, назначались помощники тренера и лица, отвечающие за тот или иной участок подготовки. С участниками соревнований руководители училища неоднократно проводили беседы. Итоги соревнования также объявлялись приказом.
Соревнования на первенство ремесленного училища № 22 по боксу в 1946 г. были хорошо организованы старшим военруком А. Г. Мареевым. В составе судейской коллегии были судьи всесоюзной и республиканской категорий. На соревнованиях присутствовали мастера спорта, руководители училища и учащиеся, руководители московского городского управления трудовых резервов.
Руководители ремесленных училищ № 9 и 22 внимательно следили за работой своих спортколлективов, всемерно помогали им, и результаты этой помощи не замедлили сказаться: в соревновании на первенство Московского городского., совета ДСО «Трудовые резервы» по боксу коллектив ремесленного училища № 22 занял второе место по группе мальчиков, а ремесленного училища № 9 — первое место по группе юношей. Неплохи в ремесленном училище № 22 были и личные результаты боксе, ров: в итоге шести месяцев работы 26 человек из 40 получило 3-й разряд и 8 человек — 2-й разряд.
Внимательное отношение к коллективу руководителей училища поднимало интерес молодых боксеров к своей тренировке, повышало их чувство ответственности и сознание значимости готовившихся мероприятий. В коллективе установился тон приподнятой деловитости, серьезности и инициативы. Это произошло не сразу. Зато на второй год работы все новички с первого же дня попали в сработавшийся и дружный коллектив, с уже оформившимися связями, с авторитетным активом и неплохой дисциплиной, сразу восприняли общий тон и не представляли трудностей для работы с ними.
Чем дальше работает секция, чем сплоченнее становится ее состав, тем шире следует делать круг вопросов, которые решает сам коллектив. Уже начиная с первых соревнований, в которых участвует секция, она решает, кого послать на эти соревнования.
Сначала, конечно, основное влияние на решение окажет тренер. Но по мере того, как у коллектива будет накапливаться опыт, участие тренера в решении вопросов будет значительно меньшим.
Привычка к общественной работе и умение решать и подготавливать решения воспитываются постепенно. Значит, и круг вопросов, которые решает коллектив, будет расширяться в зависимости от зрелости коллектива.
Тренеру не следует гнаться за ложным демократизмом. На первом этапе работы в действиях тренера будут частыми команда, приказание. В развитом и окрепшем коллективе тренеру больше придется контролировать работу актива, чем командовать и приказывать.
Примерный круг вопросов, решаемых коллективом, может быть таким:
Запись новичков, прием в члены коллектива.
Утверждение плана работ, распределение поручений и обязанностей в коллективе, контроль за выполнением плана.
Организация и несение дежурств на занятиях и соревнованиях.
Выделение участников на соревнования (тренеру принадлежит право окончательного решения).
Организация различного рода выступлений, вечеров и других общественных мероприятий.
Решения о взысканиях за нарушение спортивных правил, неэтичное поведение и антиобщественные проступки.
* * *
Рост коллектива, как общественного организма – в его действиях, мероприятиях, решениях. Но воспитательная сила его, степень воздействия его на отдельных членов больше всего будет проявляться в общественном мнении, в неписанных традициях коллектива, в сложившейся спортивной этике и понимании «что такое хорошо, и что такое плохо». И это понимание Коллектив сумеет привить каждому, причем пути и средства воздействия коллектива часто не поддаются учету и наблюдению.
В этом нет беды. Важно лишь, чтобы сами традиции коллектива не выпадали за рамки советской спортивной этики. За этим тренеру-воспитателю нужно следить тщательно и неусыпно.