Воспитательная работа тренера в спортивном коллективе

«Советский строй не может терпеть воспитания молодежи в духе безраз­личия к советской политике, в духе
наплевизма и безидейности.
...Задача... состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запро­сы, воспитать новое поколение бод­рым, верящим в свое дело, не боя­щимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия».

(Из постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. о журналах «Звезда» и «Ленинград»).

«У нас колоссальные возможности для того, чтобы очень легко, красиво и радостно воспитывать замечательные коллективы, а, следовательно, и заме­чательных людей».

А. С. Макаренко.

Новичок-подросток, увлекшийся спортом, отдает ему все свое свободное время. Можно без преувеличения сказать, что его характер и мо­рально-волевые качества в значительной мере, если не целиком, формируются в спортивном коллективе, и тренер обязан влиять на мировоз­зрение своего воспитанника. Как справедливо указывает проф. П. А. Рудик, одно из важнейших качеств во­ли — ее принципиальность, не может быть выработано сред­ствами спорна. Формирование этого качества зависит 6т миро­воззрения человека. В наше понимание советского спортсмена органически входят его патриотичность, высокие коммунисти­ческие принципы, здоровая коммунистическая мораль, любовь я уважение к коллективу, любовь к труду и умение работать и то, что мы называем большевистским характером.

«Молодому советскому поколению предстоит укрепить силу и могущество социалистического советского строя, полностью использовать движущие силы советского об­щества для нового невиданного расцвета нашего благосостояния и культуры. Для этих великих задач молодое по­коление должно быть воспитано стойким, бодрым, не боя­щимся препятствий, идущим навстречу этим препятствиям и умеющим их преодолевать. Наши люди должны быть образованными, высокоидейными людьми, с высокими культурными, моральными требованиями и вкусами» (из доклада т. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград»; «Правда», 21 сентября 1946 г.).

Так формулирует коммунистическая партия цели воспита­ния советского молодого человека. Так, и только так, должен понимать задачи воспитания педагог-тренер, подчиняя им свою практическую работу; только тогда его практика будет на деле служить коммунистическому воспитанию молодежи.

У многих тренеров, к сожалению, до сих пор существует ошибочная и, несомненно, вредная точка зрения, что культурно-политическое воспитание спортсмена — не их обязанность, что воспитанием должны заниматься только школа, комсомол, пе­дагоги общественных дисциплин.

Кто бы ни вел воспитательную работу — преподаватель об­щеобразовательных дисциплин, мастер группы в ремесленном училище или инструктор спорта — главная ее задача — воспи­тать коллективиста, коммуниста.

М. И. Калинин говорил:

«Коммунистические принципы, если взять их в простом виде, — это принципы высокообразованного честного передового человека, это — любовь к социалистической родине, дружба, товарищество, гуманность, честность, лю­бовь к социалистическому труду и целый ряд других вы­соких качеств, понятных каждому. Воспитание, выращивание этих свойств, этих высоких качеств и является важнейшей составной частью коммунистического воспитания.

...Мы должны воспитать всех трудящихся СССР в духе пламенного патриотизма, в духе безграничной любви к своей родине. Я говорю не об отвлеченной, не о платони­ческой любви, а о любви напористой, активной, страстной, неукротимой, о такой любви, которая не знает никакой пощады к врагам, которая не остановится ни перед каки­ми жертвами во имя родины» (М. И. Калинин, О ком­мунистическом воспитании, «Молодая Гвардия», 1947).

Задачи воспитания осуществляются тренером в спортивном коллективе, а формирование спортивного коллектива — не столько узкоорганизационный вопрос, но и вопрос всей систе­мы воспитания новичка. Лучшие советские тренеры — К. В. Градополов, А. А. Гольдштейн, Б. С. Денисов и другие — в практи­ческой работе убедились, с какой огромной силой воздействуют на физкультурника спортивный коллектив, тон, стиль и традиции в нем установившиеся.

Воздействие спортивного коллектива на новичка многосто­ронне. Оно не ограничивается чисто спортивным влиянием, ког­да новичок перенимает от товарищей лучшие образцы техники и манеру вести бой. Новичок и ведет себя в коллективе всегда так, как в этом коллективе принято. Всякий, кто нарушит уста­новившиеся традиции, встретит противодействие всего коллек­тива и очень быстро научится эти традиции уважать.

Проф. С. Л. Рубинштейн в своей книге «Основы общей пси­хологии» указывает на трудности для волевого регулирования поведения в подростковом возрасте: с одной стороны появле­ние новых влечений в период полового созревания предъявляет новые повышенные требования к воле, требует укрепления со­знательной основы воли. С другой стороны, у подростка возни­кает тенденция высвободить свою волю из ограничений, кото­рые накладывает на нее ближайшее окружение. Подросток уже не ребенок и еще не взрослый. Сам он особенно чувствует пер­вое, взрослые в своем отношении к нему иногда особенно под­черкивают второе.

Решающее влияние здесь оказывает воспитание в коллекти­ве, который, при общности идеологии в нем, не дает развиться у подростка анархии собственных импульсов и влечений, легко снимает проявления негативизма и упрямства, направляет фор­мирование воли и характера подростка в русло сознательной' дисциплины и, в конечном итоге, содействует развитию его по­ложительных волевых качеств.

Параллельное воспитательное влияние тренера и коллекти­ва на новичка приносит неоценимые и устойчивые положитель­ные результаты. Поэтому важно, чтобы цели воспитания, по­ставленные тренером, были или стали целями всего коллектива, чтобы понимание текущих задач работы и тренера и коллектива было одинаковым; чтобы тренер-руководитель стал подлинным членом самого коллектива и, не противопоставляя коллективу себя, жил его интересами. Это вовсе не означает, что тренер должен плестись в хвосте за коллективом. Когда в коллективе проявляются антиобщественные тенденции и поступки — то, что называют «отсталыми» настроениями, тренер должен про­явить всю силу своего авторитета, употребить все средства, чтобы убедить коллектив, чтобы переломить такие настроения, а если нужно, то и наказать их носителей.

Первой задачей воспитания, которую ставит перед собой тренер, должно быть воспитание коллектива для то­го, чтобы в дальнейшем могло быть осуществлено воспита­ние в коллективе.

Чтобы создать подлинный коллектив, объединенный общи­ми целями в общем труде, определенной системой ответственности и полномочий каждого и прочной взаимосвязью его членов, руководитель должен использовать опыт и достижения советской педагогической науки и в первую очередь такого мастера коллективного воспитания, как А. С. Макаренко.

В спортивной работе, где ни один факт спортивной жизни не проходит вне коллектива и без коллектива, где достижения отдельного физкультурника зависят от постановки работы в кол­лективе, а достижения коллектива определяются личными ре­зультатами его членов — приложение педагогических принципов А. С. Макаренко не может не дать плодотворных резуль­татов.

«Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Лекции о воспитании» и другие книги А. С. Макаренко должны стать на­стольными у каждого советского тренера, как источник педагоги­ческой теории, как выражение коммунистической педагогики, опирающейся на учение Ленина—Сталина.

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА

Тренер должен со всей ответственностью подойти к фор­мированию коллектива, не передоверяя этого дела, скажем административным работникам спортивного общества.

Прежде чем объявить о записи в секцию бокса, нужно предварительно провести информационную работу, пробудить в организации — училище, школе — интерес к этому виду спорта. Целесообразно для этого организовать показательные матчи боксеров-мастеров и доклад о боксе или организовать чтение специально подобранной художественной литературы.

Вся необходимая организационно-хозяйственная работа, обе­спечивающая начало занятий, к этому времени должна быть закончена: подготовлен спортивный зал, закуплен инвентарь, изготовлено оборудование и т. п.

Объявление о записи нужно делать афишами, писать их ярко и художественно. Все предшествующие началу занятий меро­приятия должны быть проведены так, чтобы чувствовалось, что организуется серьезное и интересное дело.

В ремесленном училище № 22 (Москва, директор И. Й. Петрунин) организацией секции бокса в 1945/46 учебном году занимались также и руководящие работники училища — ст. военрук А. Г. Мареев и пом. директора по культурно-воспита­тельной работе А. И. Дементьев, Запись в секцию производили непосредственно мастера училища в группах, и поэтому в сек­цию собрались не одиночки, а учащиеся, в какой-то мере уже объединенные товарищескими связями и симпатиями. Это были далеко еще не те коллективные связи, которые возникли впо­следствии, но наличие в секции небольших групп, объединенных товарищескими симпатиями, значительно облегчало работу по сколачиванию спортивного коллектива. В итоге вся предва­рительная работа была проведена четко и организованно и [в, секцию записалось более 40 человек. Это количество оказалось устойчивым.

Когда составлены списки, все желающие заниматься боксом должны пройти медицинский осмотр.

Затем тренеру следует связаться с учебной частью, комсо­мольской организацией и мастерами (в школах — с классными руководителями), чтобы ознакомиться с составом секции и полу­чить характеристику каждого из ее участников. Эти характери­стики, понятно, лишь предварительно ознакомят тренера с его учениками и в дальнейшем будут корректироваться на практи­ческой работе. Но известную пользу они, несомненно, прине­сут, а кроме того, послужат началом связи спортивной, учебной и производственной работы,, без которой немыслим полный ус­пех воспитания в боксерском коллективе.

Затем тренер, посоветовавшись с руководством училища и комсомольской организации, выделяет старосту секции и его помощников (по одному на 12—15 человек).

На первых порах староста и его помощники должны назна­чаться, а не выбираться: в начале работы, когда коллективные связи едва-едва намечаются и никто в коллективе еще не успел проявить себя, выборность просто бесполезна и потому не нужна.

Выборность должностных лиц можно осуществлять только в коллективе, полностью сложившемся и окрепшем. Целесообраз­нее всего проводить выборы бюро секции после того, как прой­дут соревнования на первенство коллектива по боксу: в процес­се их подготовки выделится актив, сами же соревнования вы­явят лучших боксеров коллектива.

ДИСЦИПЛИНА И ЭЛЕМЕНТЫ ВОЕНИЗАЦИИ

Чем выше дисциплина в коллективе, тем успешнее протекает его работа. Однако установить дисциплину на заняти­ях не так легко, и от тренера требуется большое умение и такт, чтобы приучить коллектив к дисциплине, сделать ее определяю­щей весь стиль работы и вместе с тем не тягостной для учени­ков. Методически легче всего дисциплинировать группу, приви­вая ей некоторые военные навыки.

С первых же уроков нужно ввести:

­ Построение, выравнивание, расчет, перекличку.

­ Быстрое и точное выполнение команды «смирно».

­ Рапорт старосты о количестве занимающихся и готовности группы к занятиям.

­ Групповое приветствие: «Здравия желаем!»

­ Военные и военно-гимнастические повороты, маршировку и перестроения.

Все команды тренера должны быть четкими — тогда они будут четко выполняться группой. Кроме того, нужно приучить, новичков правильно и вежливо обращаться к тренеру и вообще к руководителям. Не обязательно вводить принятое в Советской армии «разрешите обратиться», но формула «позвольте спро­сить» или «разрешите поговорить с вами» должна предшество­вать каждому обращению ученика к руководителю.

Все эти мероприятия прекрасно организуют группу и выра­батывают у каждого красивую осанку, привычку к четкости, подтянутости и экономии в движениях. Довольно быстро ис­чезает у новичков та неприятная манера держаться разболтанно и небрежно, которую А. С. Макаренко называл метким народ­ным словечком «вихляние», и которая часто встречается у уче­ников, еще неорганизованных и недисциплинированных.

Тренер не только приучает группу быстро и точно выполнять свою команду. Очень важно, чтобы каждый ученик сам нау­чился командовать. Поручая тому или иному ученику построить и перестроить группу, провести порядковые, подготовительные и общеразвивающие упражнения, а позже и занятия с отдель­ными новичками, тренер повышает качество усвоения учебного материала, приучает новичков действовать самостоятельно и уверенно, ликвидирует элементы робости и застенчивости.

Прекрасно подтягивает и дисциплинирует группу единый спортивный костюм: спортивная форма для повседневных заня­тий и парадная форма для выступлений и соревнований. Хотя бы один комплект однообразной спортивной формы цветов спортивного общества и с его эмблемой иметь обязательно. Форму нужно выдать на руки боксерам, но требовать: чтобы боксеры не носили ее в качестве белья, всегда держали ее в чистоте, отглаживали форму к каждому занятию, на соревно­ваниях пришивали к форме эмблему спортивного общества. Единая, красивая и чистая форма помогает создать на занятиях такой эмоциональный тон, при котором подтянутость и дисци­плина как бы сами собой разумеются.

Серьезным дисциплинирующим мероприятием служит точ­ный учет посещаемости.

Этот учет — не просто статистика. Он позволяет следить индивидуально за каждым учеником и вовремя воздействовать на него. Плохая посещаемость — сигнал о методических и орг­анизационных неполадках, о том, что интерес к занятиям пада­ет. Тренер должен немедленно принимать меры к тому, чтобы ученики не пропускали занятий. Лучше вначале пожертвовать двумя-тремя нерадивыми, исключив их из секции, чем допу­стить положение, при котором каждый волен посещать занятия, когда ему вздумается.

Организуя в группе элементарный порядок и дисциплину, тренер должен стремиться воспитать дисциплину не пассивную выражающуюся в простом подчинении, а действенную, побуж­дающую преодолевать препятствия. Тишина и внимание гораздо легче достигаются, если урок построен и ведется интересно и ярко, а не окриком и наказанием. Но, если тренер дал ученику задание, он должен проследить, чтобы ученик выполнил задан­ное.

Нужно не только поручать ученикам различные работы и обязанности, но и требовать, чтобы они их выполняли во что бы то ни стало. Только дисциплина, преодолевающая препят­ствия, дисциплина деятельная, может создать активных и упор­ных людей.

Очень важно также, чтобы новички были приучены к опре­деленному режиму. Так, занятия боксом у школьников должны органически входить в школьный режим и не нарушать его. Со­ветом ученику, беседой с его родителями тренер поможет орга­низовать и быт школьника в рамках целенаправленного режима; все это, несомненно, будет содействовать воспитанию дисципли­нированной и целенаправленной воли юных боксеров.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Непосредственная конкретная цель работы с новичком — обучение его спортивной технике, физическое и морально-воле­вое воспитание его для завоевания 3-го разряда, т. е. подготов­ка его к первому бою.

Но при спортивном совершенствовании и достижении опре­деленного спортивного успеха осуществляются и более широ­кие воспитательные задачи.

В боксе спортивный рост немыслим, если:

­ не усвоен спортивно-технический минимум, т. е. элементар­ная техника бокса не автоматизирована;

­ боксер недостаточно тренирован;

­ боксер не подготовлен в эмоциональном и волевом отноше­нии к боевой нагрузке первого матча.

Овладеть техникой бокса и физически подготовиться к бою для новичка очень важно. Но главная воспитательная задача тренера — укрепить морально-боевые качества ученика и преж­де всего воспитать его волю, чтобы эмоциональная нагрузка матча не оказалась непосильной для новичка.

Эта задача, конечно, не может быть полностью решена в период подготовки новичка, т. е. в 5—6 месяцев. Но основы воспитания закладываются именно в этот период, и работа тре­нера в коллективе создает тот стиль и тон воспитания, при ко­тором даже в короткий промежуток времени можно достичь существенных результатов.

Говоря о воспитании воли, профессор П. А. Рудик указывает на ряд основных ее качеств, которые должны быть воспитаны: а) принципиальность, б) инициативность, в) активность, г) ди­сциплинированность, д) решительность, е) стойкость, ж) эмо­циональность.

Планируя работу коллектива, тренер должен постоянно иметь в виду эти качества и так продумать организацию и методику занятий, чтобы каждый урок и каждое мероприятие в той или иной мере содействовали их воспитанию.

Важнейшим в жизни коллектива А. С. Макаренко считал ясность целей и перспектив, стоящих перед коллективом, и за­кон движения коллектива: «не может быть допущена остановка в жизни коллектива». Если коллектив добился поставленных целей, а новых те поставил — наступает застой, мертвечина. Воодушевление, двигавшее коллектив вперед, заставлявшее, его совершенствоваться, исчезает.

План работы, поэтому должен намечать ряд последо­вательных целей, стремиться к которым должен и коллектив, в каждый в отдельности.

К сожалению, в практике тренерской работы планирование ее постоянно недооценивается, а отсутствие плана характерно для многих спортивных коллективов. Именно поэтому приходит­ся задержаться на этом вопросе, уделив (быть может, больше, чем нужно) место технике и содержанию планирования.

Примерный план работы коллектива новичков может вклю­чать следующие мероприятия:

­ Организовать регулярные соревнования по сдаче норм ГТО и улучшению результатов, показанных в соревнованиях ранее (каждые 2—3 месяца).

­ Овладеть основами спортивной техники в пределах учебной программы и провести квалификационные первенства через 5—б месяцев после начала работы коллектива. Показатель — не менее 75% состава добиться 3-го разряда. К этому времени всем вступить в члены спортивного общества.

­ Выдвинуть 3—5 лучших боксеров на соревнования открыто­го ринга (через 3—6 месяцев после начала занятий).

­ Ежемесячно 2—3 боксерам участвовать в боях на открытом ринге (после 6 месяцев).

­ Участвовать в соревнованиях на первенство спортобщества по боксу, добиться квалификации 5—6 человек не ниже 2-го разряда (через 8—10 месяцев).

­ Провести несколько бесед по вопросам физкультурного дви­жения в СССР, гигиены, самоконтроля и подачи первой помощи.

­ Организовать несколько показательных выступлений по бок­су в стенах училища и вне его.

­ Подготовить 3—4 помощников тренера (в течение 10 меся­цев).

­ Провести выборы бюро секции (через 5—6 месяцев).

В таком плане заранее намечены и постепенное достижение все более высоких показателей, и формирование актива, без которого руководство коллективом и влияние на него не будет полноценным. Но здесь изложена лишь спортивная сторона плана работы. Ею не исчерпывается вся деятельность коллектива в целом.

Важнейшая работа в коллективе — культурно-политическое воспитание. Тренер и спортивный коллектив должны многосто­ронне и постоянно влиять на спортсмена-подростка, чтобы он рос настоящим большевиком и в жизни, и в спорте.

Это влияние разнообразно: разговоры и беседы, которые тренер ведет с боксерами, его советы, литература, которую он рекомендует, — всего этого не учтешь и не предусмотришь ни­каким планом.

Но ряд мероприятий может быть включен в план.

Коллективный просмотр кинофильмов и спектаклей. Особен­но ценно организовать просмотр и обсуждение таких фильмов, как «Клятва», «Зоя», «Суворов», «Чапаев».

Организация лекций и бесед. Примерная тематика: мораль­ный облик советского молодого человека. Дружба, любовь и товарищество. Воспитание воли и характера.

Жизнь и деятельность В. Ленина, И. Сталина, М. Калинина, М. Горького.

Жизнь и подвиги 3. Космодемьянской и А. Матросова.

Посещение музеев и выставок.

Коллективное посещение соревнований.

Выпуск «Боевых листков» перед соревнованиями и после них.

Чтобы побудить учеников к чтению, полезно составлять рекомендательные списки литературы. Эти списки могут быть бесконечно разнообразными, Однако важнее всего рекомендо­вать боксерам литературу с четкой патриотической и волевой направленностью. Такие книги, как «Детство», «В людях» и «Мои университеты» М. Горького, «Молодая гвардия» А. Фа­деева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Педаго­гическая поэма» А. Макаренко, «Овод» Войнич, «Тиль Уленшпигель» Ш. де-Костера и рассказы М. Горького, Дж. Лондона следует в первую очередь прочесть молодым физкультур­никам.

Все эти мероприятия нужно согласовывать с общим планом культурно-воспитательной работы училища (школы), но опа­саться излишнего дублирования не следует: к воспитаннику своему нужно подходить со всех сторон, и там, где влияние мастера или преподавателя будет недостаточным, совет трене­ра или мероприятие для всего коллектива могут оказать ре­шающее действие.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

Все, что может быть сделано и изготовлено для занятий членами секции, должно быть сделано ими. В московском ре­месленном училище № 22 ученики сами сделали ринг и оборудо­вание для подвешивания снарядов. Они всегда сами подготов­ляли зал к занятиям и убирали его. Им поручалась закупка спортивного инвентаря и установка ринга к соревнованиям, пи­сание плакатов и переноска мебели, уборка зала и обслужива­ние соревнований.

Чем меньше боксеры будут приходить «на готовенькое», тем больше простора для их инициативы и самодеятельности.

Работы, к которым может быть приложен труд физкуль­турников, таковы:

­ Запись в секцию новых членов, оповещение друг друга об очередных мероприятиях.

­ Учет посещаемости, ведение протоколов и т. п.

­ Изготовление и ремонт части оборудования и инвентаря.

­ Подготовка зала, спортплощадки к занятиям, поддержание чистоты в зале.

­ Подготовка соревнований и показательных выступлений и обслуживание их.

­ Поддержание в порядке и чистоте личного инвентаря.

­ Участие в субботниках и других работах училища и спортив­ного общества.

­ Кроме того, коллектив боксеров должен быть активным уча­стником подготовки к революционным праздникам, обществен­ным мероприятиям школы, училища и т. п.

Все эти работы должны быть включены в организационно-хозяйственную часть плана работы коллектива.

* * *

Внимательным отношением руководства организации (школы, училища) к работе спортивного коллектива, к выполнению его плана поднимается и укрепляется авторитет коллектива. Так, например, директоры ремесленных училищ № 22 и 9 г. Москвы И. И. Петрунин и И. А. Смолин и старшие военруки этих училищ А. Г. Мареев и Б. А. Бабаханян всегда присутствовали на всех соревнованиях, где участвовали боксеры их училищ. В ремеслен­ном училище № 22 подготовка к каждому спортивному меро­приятию объявлялась приказом, в котором намечался состав команд, назначались помощники тренера и лица, отвечающие за тот или иной участок подготовки. С участниками соревнований руководители училища неоднократно проводили беседы. Итоги соревнования также объявлялись приказом.

Соревнования на первенство ремесленного училища № 22 по боксу в 1946 г. были хорошо организованы старшим военруком А. Г. Мареевым. В составе судейской коллегии были судьи всесоюзной и республиканской категорий. На соревнованиях при­сутствовали мастера спорта, руководители училища и учащиеся, руководители московского городского управления трудовых резервов.

Руководители ремесленных училищ № 9 и 22 внимательно следили за работой своих спортколлективов, всемерно помогали им, и результаты этой помощи не замедлили сказаться: в сорев­новании на первенство Московского городского., совета ДСО «Трудовые резервы» по боксу коллектив ремесленного училища № 22 занял второе место по группе мальчиков, а ремесленного училища № 9 — первое место по группе юношей. Неплохи в ремесленном училище № 22 были и личные результаты боксе, ров: в итоге шести месяцев работы 26 человек из 40 получило 3-й разряд и 8 человек — 2-й разряд.

Внимательное отношение к коллективу руководителей учили­ща поднимало интерес молодых боксеров к своей тренировке, повышало их чувство ответственности и сознание значимости готовившихся мероприятий. В коллективе установился тон при­поднятой деловитости, серьезности и инициативы. Это произош­ло не сразу. Зато на второй год работы все новички с первого же дня попали в сработавшийся и дружный коллектив, с уже оформившимися связями, с авторитетным активом и неплохой дисциплиной, сразу восприняли общий тон и не представляли трудностей для работы с ними.

Чем дальше работает секция, чем сплоченнее становится ее состав, тем шире следует делать круг вопросов, которые решает сам коллектив. Уже начиная с первых соревнований, в кото­рых участвует секция, она решает, кого послать на эти сорев­нования.

Сначала, конечно, основное влияние на решение окажет тренер. Но по мере того, как у коллектива будет накапливать­ся опыт, участие тренера в решении вопросов будет значитель­но меньшим.

Привычка к общественной работе и умение решать и подго­тавливать решения воспитываются постепенно. Значит, и круг вопросов, которые решает коллектив, будет расширяться в зави­симости от зрелости коллектива.

Тренеру не следует гнаться за ложным демократизмом. На первом этапе работы в действиях тренера будут частыми коман­да, приказание. В развитом и окрепшем коллективе тренеру больше придется контролировать работу актива, чем командо­вать и приказывать.

Примерный круг вопросов, решаемых коллективом, может быть таким:

­ Запись новичков, прием в члены коллектива.

­ Утверждение плана работ, распределение поручений и обя­занностей в коллективе, контроль за выполнением плана.

­ Организация и несение дежурств на занятиях и соревнова­ниях.

­ Выделение участников на соревнования (тренеру принадле­жит право окончательного решения).

­ Организация различного рода выступлений, вечеров и других общественных мероприятий.

­ Решения о взысканиях за нарушение спортивных правил, не­этичное поведение и антиобщественные проступки.

* * *

Рост коллектива, как общественного организма – в его дей­ствиях, мероприятиях, решениях. Но воспитательная сила его, степень воздействия его на отдельных членов больше всего бу­дет проявляться в общественном мнении, в неписанных тради­циях коллектива, в сложившейся спортивной этике и понимании «что такое хорошо, и что такое плохо». И это понимание Кол­лектив сумеет привить каждому, причем пути и средства воздей­ствия коллектива часто не поддаются учету и наблюдению.

В этом нет беды. Важно лишь, чтобы сами традиции коллек­тива не выпадали за рамки советской спортивной этики. За этим тренеру-воспитателю нужно следить тщательно и неусыпно.

Наши рекомендации