Опыт воспитательной работы советских тренеров по боксу

ВОСПИТАНИЕ БОКСЕРА-НОВИЧКА

Пособие для тренеров и преподавателей

Государственное издательство

«ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ»

Москва 1948 Ленинград

ВВЕДЕНИЕ

Вопросам воспитательной работы в учебно-мето­дической спортивной литературе до сих пор не уделяется достаточного внимания. Обычно авто­ры тех или иных пособий и руководств припи­сывают самому спорту, тому или иному его ви­ду, непосредственное воспитательное воздей­ствие на спортсмена, совершенно упуская из виду и роль тренера как педагога-воспитателя, и формирующее влияние спортивного коллектива на личность спортсмена, и воспитательное воздействие окружающей его советской среды.

К. Непомнящий в своей книге «Бокс» («Физкультура и спорт», 1940) пишет: «Значение бокса в том, что он воспитывает психику бойца. Человек, занимающийся боксом, привыкает к тому, чтобы верить в себя, в свои силы, в свое уменье, в свою способность найтись при всяких обстоятельствах... Бокс раз­вивает боевое мышление... Бокс вырабатывает способность не считаться с болью, сосредоточить всю волю на достижении побе­ды, сохранять при всяких обстоятельствах хладнокровие, вы­держку, мужество, расчет, трезвую оценку обстановки и т. д.»;

Большинство работ по боксу содержит характеристики этого вида спорта, подобные вышеприведенной.

Смелость и отвага, инициатива и решительность, быстрота реакции и выносливость — вот далеко не полный перечень ка­честв, которые будто бы неминуемо вырабатываются боксом.

В высказываниях такого рода мы сталкиваемся со своеоб­разной фетишизацией бокса его теоретиками: бокс сами о. себе воспитывает ценные качества; боксер в результате заня­тий, тренировок и боев неизбежно должен стать смелым, реши­тельным, инициативным и т. д.

Не может ли, однако, бокс воспитать труса или истерика, или «кокетку» от спорта, наконец, даже хулигана? К сожале­нию, может.

Если обучение боксу и воспитание молодого боксера вве­рить человеку малокультурному, не знающему своего дела, не умеющему вести воспитательную работу, не пользующемуся авторитетом, — результаты могут оказаться плачевными. Даже в практике очень опытных тренеров известны отдельные случаи, когда результаты работы с боксером оказывались противопо­ложными ее целям.

Не следует забывать, что новичка к занятиям боксом обыч­но приводят уже в какой-то степени сложившиеся психологиче­ские и физические данные. Молодого физкультурника влечет к боксу не случайно, как не случайно другие избирают футбол, плавание или тяжелую атлетику. Все случайное обычно быстро отсеивается. Но вместе с тем отсеиваются и те, из которых при правильно поставленной воспитательной работе могли бы вырасти отличные боксеры.

Большой самоотсев занимающихся — характерная черта в практике работы по боксу наших физкультурных коллективов. Ученики с замедленной реакцией, не обладающие достаточной волей или не умеющие подавлять страх и переносить боль и т. п., обычно прекращают занятия боксом после первого воль­ного боя, после первого «чувствительного» удара. Ни в каком другом виде спорта нет такого значительного отсева занимаю­щихся, как в боксе. Тренер, в силу всех этих обстоятельств и, главное, вследствие отсева «непригодных» или «малопригод­ных», получает благодарный материал для работы, добивается прекрасных результатов и, в итоге, вполне уверен, что бокс вырабатывает смелость, решительность и т. д.

Между тем здесь лишь закрепляются или развиваются ка­чества, уже имевшиеся у физкультурников до начала занятий боксом, а все те, у которых нужно было бы эти качества вос­питать, в силу отсева не проходят через «очистительное горни­ло» бокса.

Говоря о воспитании качеств, необходимых боксеру, мы не можем их изолировать от формирования личности боксера в плане общественно-политическом. Советскому тренеру далеко не безразлично, каким складывается мировоззрение ученика, ка­кова его этика, на что направлена его воля.

Приветствуя туркменских всадников, совершивших конный пробег из Ашхабада в Москву, товарищ Сталин писал: «Только ясность цели, настойчивость в деле достижения цели и твер­дость характера, ломающая все и всякие препятствия, — могли обеспечить такую славную победу.

Партия коммунистов может поздравить себя, Так как именно эти качества культивирует она среди трудящихся всех нацио­нальностей нашей необъятной родины» («Правда», 25 авгу­ста 1935 т.).

С предельной ясностью сформулированы здесь задачи воспитания. Именно так ставятся эти задачи и перед работниками физической культуры. Советский тренер понимает, что только сложившееся коммунистическое миросозерцание формирует устойчивую волю; он должен воспитать юношу, преданного социалистической Родине, готового трудиться на ее благо, го­тового защищать ее, не щадя своих сил и самой жизни. И тре­нер все средства, имеющиеся в его распоряжении, направляет и должен направлять на эти цели.

Бокс сам по себе нейтрален, и воспитательные свойства вовсе не присущи ему: боксера прежде всего воспитывает тре­нер, правильно использующий бокс как средство воспитания. Воспитательное влияние бокса определяется не свойствами, которые будто бы постоянно присущи боксу, а тем, какие вос­питательные задачи ставит перед собой тренер и как, какими методами он их разрешает. Тренер не может рассчитывать на то, что бокс самотеком разовьет нужные качества у ученика. Педагогическая задача тренера — определить, какими данными обладает его воспитанник и каких ему недостает, чтобы он мог стать хорошим боксером, а отсюда и намечать цели и характер предстоящей работы.

Тренер должен изучать и знать своего ученика, его сильные и слабые стороны, особенности его характера, его способности, его среду и быт, словом — все, что так или иначе воздействует на личность ученика, и формировать ее в заданном напра­влении.

Должно ли смущать тренера, если тот или иной его воспи­танник недостаточно решителен или недостаточно вынослив, или не обладает нужной смелостью? Подлинный воспитатель поста­рается выяснить причины этого и найти в личности ученика' та­кие стороны, пользуясь которыми и нужно развивать активного, смелого, героического спортсмена. Используя, скажем, самолю­бие или даже честолюбие начинающегося боксера, воспитывая в нем затем понятия чести личной и коллектива, действуя в од­них случаях осторожно и постепенно, а в других резко и энер­гично, тренер может ослабить и совершенно устранить прояв­ления слабоволия, трусости и нерешительности. Наоборот, не­внимательное, небрежное, педагогически неправильное отноше­ние к воспитаннику часто приводит к тому, что случайный не­успех или поражение совершенно выбивают из колеи боксера с высокими боевыми данными.

Воспитание морально-боевых качеств ученика тренер не мо­жет мыслить иначе, как они сформулированы в боевом уставе пехоты Советской армии: «Бой — самое большое испытание моральных, физических качеств и выдержки бойца... чтобы вы­полнить эту задачу в бою, боец должен уметь переносить все­возможные трудности и лишения, оставаясь бодрым, мужествен­ным и решительным, и неуклонно стремиться к встрече с противником...»

Показателями успешной педагогической работы тренера, су­мевшего выполнить свою роль воспитателя, должно быть не только большое количество воспитанных им хороших боксеров, но и незначительное число отсеявшихся.

* * *

Фетишизация бокса отражается и на учебно-методической работе. Наши лучшие пособия по боксу (К. В. Градополова, Б. С. Денисова и др.), широко и детально излагая технику и тактику бокса и методику обучения, по существу не освещают вопросов воспитания. Между тем общественный интерес к боксу все возрастает, число занимающихся, особенно подростков и юношей, быстро увеличивается. Растет, естественно, и потреб­ность в тренерских кадрах.

Однако в пособиях по боксу, кроме общих ссылок на воспи­тывающий характер обучения, молодой тренер не найдет доста­точных указаний о методах воспитания боксера. Но ведь тренер вправе требовать, чтобы ему рассказали не только о приемах техники и элементах тактики бокса, но прежде всего о том, как были воспитаны советские мастера спорта, какими путями шли они к мастерству, как были у наших чемпионов выработаны те качества, которые отличают подлинного мастера от спортсмена-середняка,

В книгах по боксу, написанных советскими авторами, мно­го внимания уделялось методике преподавания. Вопросы метода в свое время служили поводом для длительного и ожесточен­ного спора. А. Г. Харлампиев ратовал за аналитический метод в обучении и воспитании боксера. Б. С. Денисов, В. В. Самой­лов и другие были сторонниками метода синтетического. А. Г. Харлампиеву, преподавателю физкультурного вуза, для всесторонней подготовки педагогов-тренеров анализ был, есте­ственно, необходим как основа всего учебного процесса. Но тренерам-практикам, живущим интересами спортивного дня, больше импонировал синтетический метод, дающий быстрые результаты в обучении новичка. Не обходились при этом и без того, что готовились боксеры «числом поболее, ценою подешев­ле», причем спортивная скороспелость некоторых боксеров не слишком смущала их воспитателей, как не смущала и подмена действительной воспитательной работы примитивным натаскиванием.

В начале 1937 г. кафедрой бокса Института физической культуры им. Сталина был принят смешанный аналитико-синтетический метод.

Этот метод позволял последовательно изучать элементы бокса (анализ) и немедленно вслед за этим закреплять их в бою (синтез). Вольный бой выдвигался как основа и венец усвоения каждой технической детали и их сочетаний. Бок­сер, воспитанный по этому методу, должен был, при достаточно детальном знании техники бокса, владеть всем необходимым для свободного и творческого тактического мышления. Спортивная практика эти предположения подтвердила. Так или иначе, боль­шинство советских тренеров приняли аналитико-синтетический метод и применяли его в своей спортивной работе.

Все же споры о методе преподавания бокса в значительной степени отрывались от практики, которая не всегда считалась с официально принятой методикой. Даже авторы той или иной теории часто работали по-иному, чем это декларировалось в их методе.

Так, ни А. Г. Харлампиев, ни К. В. Градополов (когда он еще был сторонником аналитического метода) никогда не отказыва­лись от синтетических приемов в преподавании техники бокса, если это давало положительные практические результаты. «Син­тетики» же силою обстоятельств вынуждены пользоваться анали­зом, как только их ученик выходит на ринг: анализировать до боя, если противник известен, и после боя, чтобы подвести ито­ги первого боевого опыта ученика.

Сторонник синтеза, Б. С. Денисов, не отрицает, что в подго­товке мастера спорта анализ играет существенную роль. Но даже при изложении элементарной техники Б. С. Денисов, давая указания о тактическом применении тех или иных ударов и за­щит, синтезируя, как он думает, технику и тактику, не может избежать анализа. Или, рекомендуя те или иные подготовитель­ные упражнения, образующие нужные навыки для быстрого ов­ладения элементами техники, Б. С. Денисов аналитически вы­деляет из технического приема его основу и на ней строит уп­ражнение.

Тем более это относится к тактике бокса, даже в ее эле­ментарном изложении. Тактика без анализа существовать не может, его элементы несет в себе любое, самое незначительное тактическое указание тренера своему ученику.

Споры о преимуществах аналитического или синтетического методов это уже прошлое в теории советского бокса. Педаго­гическая практика потребовала от тренера овладеть всеми мето­дами и уметь гибко применять их в зависимости от необходимости. Сейчас перед тренерскими кадрами советского спорта встала задача овладеть педагогической техникой, педагогическим мастерством.

Тренер должен иметь достаточно широкий педагогический кругозор и опыт, владеть и анализом, и синтезом, знать, где тот или иной метод даст наиболее ценный результат. Такой тре­нер осмысливает каждый шаг своей работы, не боясь вскрывать причины неудач и кропотливо накапливая положительный опыт. Он становится мастером своего дела и носителем той педагоги­ческой техники, опирающейся и на теоретическую подготовлен­ность и на серьезный опыт, о первостепенном значении которой писал крупнейший советский педагог к. С. Макаренко.

Без педагогической техники невозможны рост и совершен­ствование тренера-воспитателя. Однако вопросы педагогической техники в деле воспитания боксера, формирования его эмоцио­нальной сферы, его волевых качеств и характера почти не осве­щались в советской литературе по боксу.

Значит ли это, что теорию воспитания боксера приходится строить на пустом месте? Конечно, нет. Советские тренеры из года в год накопили большой педагогический опыт. Кафедра бокса Института физической культуры им. Сталина, возглавля­емая К. В. Градополовым, формирует педагогические традиции и влияет на тренерскую работу в СССР. Опыт ведущих совет­ских тренеров — К. В. Градополова, Б. С. Денисова, А. А. Гольдштейна, П. В. Никифорова, Я. Б. Брауна, В. В. Самойло­ва, В. С. Щербакова и других обобщается на, тренерских сбо­рах, а взаимное общение тренеров и боксеров обогащает их творческую мысль.

Серьезное воспитательное влияние на боксера-новичка ока­зывает подготовка его по программам Всесоюзного физкультур­ного комплекса «Готов к труду и обороне». Если подготовка к сдаче норм комплекса составляет органическую часть занятий секций бокса, если к сдаче норм руководитель секции относится не формально, а по ее результатам оценивает общую психофизическую подготовленность боксеров, то в руках тренера-педагога комплекс ГТО становится замечательным средством физи­ческого и морально-волевого воспитания.

Огромное воспитательное значение имеют соревнования по боксу и сложившиеся на них традиции. В советском боксе чрез­вычайны редки случаи, когда боксер в тяжелой обстановке от­казывается продолжать бой. Это стало неписанной традицией соревнований и благотворно отражается на стиле советского бокса, как спорта волевых и мужественных людей. Советский зритель всегда одобряет и поощряет мужественное поведение на ринге, энергическую и наступательную манеру боя и, наоборот, высмеивает всякое проявление трусости, нерешительности и слабоволия. Вместе с тем симпатии зрителей — всегда на сто* роне слабейшего, если только он мужественно и смело дейст­вует в трудной для него боевой обстановке: каждое его удач­ное действие и каждый удар неизменно встречаются аплодис­ментами. Понятно, что влияние зрителя на формирование стиля в боксе очень велико.

Наконец, правила советского бокса основаны на определен­ных воспитательных принципах и поощряют смелого, волевого и корректного боксера, жестко наказывая проявления спортивной небрежности и недобросовестности.

Задача методических работников — обобщить огромный и многосторонний опыт советских тренеров и вооружить тренер­ские кадры СССР методикой воспитания боксера. Это «обобщение педагогического опыта должно опираться на педаго­гическую науку и в первую очередь на психологию.

В самом деле: бокс, представляющий собою обусловленный правилами кулачный бой, предъявляет суровые требования к спортсмену и прежде всего к его психике. Бокс — это спорт высокой эмоциональной напряженности, спорт сильных и острых переживаний. Боксер должен принимать в бою быстрые и раз­нообразные решения, он должен проявить твердую и целена­правленную волю, чтобы в обстановке непосредственной опас­ности навязать противнику свою тактику и создать ему наиме­нее выгодные4 условия для действий.

Значит, подготовка боксера к бою не должна носить толь­ко спортивно-технический характер и сводиться к разучиванию ударов, защит, передвижений и комбинаций этих элементов. Задача подготовки — и развить технику боксера, и воспитывать его боевые качества.

В процессе обучения и тренировки боксера тренер стал­кивается с различными проявлениями его психики. Восприя­тия ученика, внимание его и запоминание учебного материала— различны. У одного спортивные навыки вырабатываются быстрее, у другого медленнее. Один легче справляется с чув­ством страха и неуверенностью, другой целиком находится во власти отрицательных эмоций. Тренер встречается с самыми различными темпераментами и характерами, с людьми разных способностей и разной степени одаренности.

Как определить свойства каждого? Каким путем вести вос­питание ученика? Как ориентироваться в многообразных прояв­лениях личности ученика и как формировать его боевые каче­ства в нужном направлении?

Без педагогической науки, без знания психологии полно­ценного ответа на эти вопросы тренер найти не сумеет. Каким бы разносторонним ни был опыт тренера, какой бы широкой ни была его практика, — только педагогика и психология могут •стать прочным фундаментом его воспитательной работы, только тогда она станет на подлинно-научный путь.

* * *

В данной работе мы делаем попытку осветить некоторые, на наш взгляд, основные вопросы воспитания боксера-новичка.

В первом разделе излагается опыт воспитательной работы со­ветских тренеров по боксу (Градополова, Гольдштайна, Денисо­ва, Брауна, Щербакова) и освещаются вопросы воспитания в боевой обстановке, воспитания в процессе обучения, воспита­ния личности боксера и роли тренера в формировании мировоз­зрения и морально-этического облика учеников, воспитания спортивного коллектива и воздействия последнего на боксера-новичка.

Во втором разделе раскрывается процесс воспитания спортив­ных навыков при обучении технике бокса и таких качеств, как внимание, инициативность, дисциплина, стойкость, настойчи­вость, решительность, выносливость, быстрота и точность реак­ции и другие.

В третьем разделе освещаются основные вопросы работы тре­нера в спортивном коллективе, показывается роль коллектива не только как объекта, но и как субъекта воспитания.

Наконец, в последнем разделе рассматриваются вопросы психологической подготовки новичка к бою.

Во всех разделах подчеркивается роль воспитания в коллек­тиве, как центральный момент, существенно отличающий педагогические принципы и практику советских тренеров от эмпирических и индивидуалистических методов работы трене­ров за рубежом.

ПОДГОТОВКА НОВИЧКА К БОЮ

Первый бой — событие, остро воспринимаемое и переживае­мое новичком. Поэтому подготовка новичка к бою требует, что­бы тренер-педагог внимательно и продуманно избирал средства воспитательного воздействия на своего ученика.

К. В. Градополов, готовя новичка к первому бою, воспитывает в нем корректность по отношению к противнику, судьям, зрителям, как основу поведения боксера; инициативу, решитель­ность, при которых боксер не ждет, как сложится боевая обста­новка, а действует сам, не боясь риска и создавая, так сказать, собственный «рисунок боя»; умение действовать по-разному в различной обстановке находить и осуществлять нужные решения не смущаясь неожиданностями и случайностью. Наконец, чувство дистанции и времени, соединенное с умением свободно двигать­ся в боевой стойке, завершает круг качеств, воспитание кото­рых К. В. Градополов ставит основной целью своей работы.

Если учесть, что технические средства новичка довольно ог­раничены, то станет ясным, что воспитание боевых качеств, — главное в работе тренера при подготовке новичка к первому бою.

Средства воспитательного воздействия тренера очень разно­образны. И анализ действий отдельного боксера, и общая бе­седа, и показ тех или иных приемов, — все должно быть устремлено в одном направлении: формировать качества, нужные в боевой обстановке. Здесь большую роль играет наглядность учебного материала. Наблюдая за тренировкой мастеров, глядя на матчевые встречи на ринге, начинающий боксер осмысли­вает собственный технический багаж, приобретает определенные спортивные вкусы, избирает ту или иную манеру действий, К. В. Градополов в этих случаях умело направляет новичка, по­могает ему аналитически разобраться в том, что он видит, под­сказывает ему, что для него хорошо и что непригодно. Напри­мер, чрезвычайно важно показать молодому боксеру, как мастер, применяя ту или иную защиту, использует ее для активных действий. Новичок должен понять, что какую бы защиту ни применял боксер, он всегда одновременно с ней наносит встреч­ный или ответный удар, причем движение защиты всегда под­чиняется движению контрудара. Защита ради защиты, без контрудара, должна характеризоваться как нецелесообразная и
вредная. Такими указаниями поощряется всякое, проявление инициативы и решительности. Тем более важно подчеркнуть новичку ценность активного и решительного ведения боя, с энер­гичными и разнообразными атаками, проникнутого стремлением и волей к победе.

Коллективные посещения матчей под руководством тренера приносят неоценимую пользу начинающим боксерам.

А. А. Гольдштейн, при подготовке новичка к первому бою,, стремится, чтобы он понял, что первый бой для него — это, прежде всего технический экзамен. Неважно, выиграет он или про­играет бой. Но важно, чтобы он действовал на ринге смело, уве­ренно, технически правильно. Если новичок проиграл бой, нуж­но его ободрить, показать, что при хорошем техническом веде­нии боя незначительное поражение может быть лучше победы, достигнутой грубой силой. Во всяком случае — важно следить, чтобы острые переживания, связанные с первым боем, не трав­мировали новичка, а, наоборот, вызвали в нем стремление к дальнейшему росту и совершенствованию.

При подготовке новичка к бою особенно важно правильно организовать тренировку и внимательно регулировать бой на ринге.

Каковы здесь задачи тренера? Б. С. Денисов указывает на следующие:

Бережно относиться к ученику, давая ему всегда партнера по силам. Не ставить ученика все время в невыгодные условия, а регулировать вольный бой так, чтобы, если у ученика сегодня более сильный партнер, в следующий раз дать партнера слабее: Такая тактика не травмирует ученика, оставляет его всегда уверенным в себе.

Не ставить также ученика всегда в более выгодную обста­новку, что часто случается по отношению к лучшим учени­кам. Это может привести к переоценке учеником своих сил, и тогда неожиданная встреча с более сильным противником мо­жет совершенно деморализовать его.

В вольном бою никому не позволять подавлять партнера. Только при спокойном, товарищеском ведении боя растут волевые свойства боксера.

А. А. Гольдштейн считает основой воспитания новичка — большую требовательность к нему и приучает боксеров к дис­циплине с первого же дня занятий. Тот, кто опоздал на занятия на одну минуту, не допускается на урок. Слово тренера — за­кон для ученика. Посторонние разговоры, пререкания во время Занятий воспрещаются.

«Суровый закон суворовской выучки «трудно в ученьи — легко в бою» мы применяем с успехом в спортивной работе», — говорит А. А. Гольдштейн.

ПРИ ОБУЧЕНИИ БОКСУ

Прежде чем испытать свои силы в бою, боксера новичок должен пройти подготовку, достаточ­ную для того, чтобы он мог смело и уверенна действовать на ринге. Его спортивная техника должна быть такой, чтобы и противник не за­стал его врасплох, и сам он мог вести бой ак­тивно и разнообразно. Для этого тренер воору­жает новичка минимумом спортивно-технических средств.

Спортивно-технический минимум новичка не охватывает всех боевых средств, которыми владеет, например, боксер-мастер. Да и неверно было бы перегружать новичка изучением многочисленных приемов и комбинаций, существующих в бок­се. По наблюдениям К. В. Градополова, А. А. Гольдштейна, Я. Б. Брауна и других советских тренеров, новичок свободно и разнообразно распоряжается в бою небольшим количеством хорошо усвоенных ударов и защит, но теряется, если его пере­грузить учебным материалом; его опыт еще слишком мал, чтобы он мог разобраться в обилии боевых средств.

Необходимость ограничить боевые средства новичка ясна всем, но выбор их тренеры определяют по-разному. Особенно это относится к ударам.

К. В. Градополов считает, что новичок должен усвоить пря­мые удары и удар сбоку левой; Я. Б. Браун требует, чтобы но­вичок знал все основные удары; А. А. Гольдштейн считает, что для первого боя новичку достаточно усвоить лишь прямые удары. Известная свобода в определении спортивно-технического минимума новичка вполне допустима. Не следует связывать тренера в этом вопросе каким бы то ни было каноном. Важно лишь, чтобы тренер, определяя минимум, ставил перед собой определенные цели, которые он должен достичь в результате обучения. Спортивно-технический материал первого периода обучения должен определяться тренером в соответствии с по­ставленными им учебными и воспитательными задачами, а так­же особенностями учебной группы.

Не требует доказательств положение, что владение техни­кой нельзя отрывать от поведения боксера и, наоборот, нельзя влиять на поведение боксера на ринге, не формируя в заданном направлении его технику. Боксер-мастер непринужденно, бы­стро и разнообразно передвигается по рингу, применяя различ­ные и неожиданные маневры. Он умело пользуется и атакую­щей, и защитной формой ведения боя, не повторяясь в своих приемах. Внешне такой боксер спокоен. Его действия смелы и уверенны, но обязательно корректны. Он не применяет грубой силы, стремясь победить искусством. Отличный боксер постоян­но применяет прямые удары и удары снизу, но он свободно пользуется и всеми, другими ударами. Тактика его не признает пассивной защиты: каждое защитное движение обязательно соединяется с контратакой.

В этой характеристике — программа работы тренера с но­вичком, соответственно с чем и следует анализировать и отбирать технические средства. Спортивно-технический минимум новичка, на наш взгляд, должен содержать следующие элемен­ты: боевую стойку, передвижения (скользяще-переставной шаг*, сдвоенные шаги, шаги вперед, назад, в стороны, повороты, пе­ренос опоры с ноги на ногу); боевая дистанция и удары (пря­мые, удары «раз-два», удары снизу, удар сбоку левой рукой и простейшие комбинации), защиты (подставка, уклон, шаг назад, шаг в сторону, отбив, нырок) и наконец, серии однотипных и разнотипных ударов.

Педагогическая задачи при изучении этих элементов — воспитание спортивных навыков. В процессе постоянных упражнений новичок преодолевает затруднения, неиз­бежно возникающие в начале работы. Изучая то или иное дви­жение, новичок на первых порах теряется, не умея отделить излишние и ненужные движения от основных. Все свое внима­ние он сосредоточивает на своих движениях, а не на объекте работы. Но постепенно упражнения, корректируемые тренером, делают свое дело: ученик овладевает требуемой координацией, избавляется от груза ненужных движений, совершенствуется и приобретает тот или иной навык. Теперь боксер выполняет удары, защиты и передвижения автоматизировано, сознание его больше не отвлекается на то, как нужно выполнить тот или иной прием; оно направлено на бой в целом, на тактические задачи боя. Таким образом, приобретая технические навыки, боксер переходит на более высокую ступень боевого совершен­ствования.

Здесь очень важно обратить внимание на то, чтобы не за­креплялись ошибочные, неверные движения. Все практики бокса знают, что переучивать неверно усвоенное труднее, чем разучи­вать новое. Ошибка, ставшая привычкой, поддается исправле­нию с большим трудом. Поэтому не следует откладывать ис­правление ошибок. Их надо по возможности исправлять сразу и не идти дальше, пока не будет достигнута точность и чисто­та движения.

По мере того, как тот или иной удар или защита будут ус­ваиваться группой, тренер переходит к изучению последующего материала. Но это не значит, что больше уже не нужно упраж­нять усвоенное движение. Наоборот, чтобы закрепить его, в каждом уроке часть пройденного материала, разученные пере­движения, удары и защиты, повторяется, но в других разде­лах урока и в разнообразной обстановке. Только постоянно повторяя элементы техники бокса, упражняя их в снарядах, лапах, в бою с тенью, упорно трудясь над отделкой каждого движения, ученик доведет его до совершенства и будет в нужных случаях применять быстро и без колебаний.

БОЕВАЯ СТОЙКА

Первое, с чего начинается обучение боксера, — боевая стойка. Это понятие в известной мере условно: в бою боксер всегда находится в движении, он не стоит на одном месте. Были попытки найти другой термин, которым исключался бы элемент статичности. Так, А. Г. Харлампиев предложил название «бое­вая позиция». Но и этот термин не принес с собой нового: позиция не менее статична, чем стойка. Между тем, если рас­сматривать боевую стойку, как исходное положение, из кото­рого боксер начинает каждое свое движение и в которое воз­вращается, выполнив тот или иной прием или маневр, то при­нятый термин не должен вызывать опасений — он правилен по существу. А при изучении техники все удары, защиты и соеди­нения их постоянно разучиваются из неподвижной боевой стой­ки, как исходного положения. Это кажущееся несоответствие реальной боевой обстановке не должно смущать тренера-педа­гога. Боевая стойка — это и сознательная, произвольная физи­ческая установка организма, выражающаяся в приспособлении всех органов человека к наилучшему восприятию. Педагогиче­ски, боевая стойка — основа, на которой воспитывается внима­ние боксера, его готовность к бою. «... При физической установ­ке организма происходит не только внешнее изменение органов тела, но и внутреннее изменение физиологических процессов — дыхания, пульса, кровообращения и т. п. Эта установка тела при процессах внимания имеет большое педагогическое значе­ние; по ней мы судим о том, имеется ли налицо активное внимание у учащихся к излагаемому материалу или же оно отсут­ствует; всякий опытный педагог прекрасно учитывает это в про­цессе своей работы» (К. Н. Корнилов, Психология, Уч­педгиз, 1946).

Тренер, обучив новичка боевой стойке, каждый раз, когда он предлагает ученику занять это положение, тем самым вызы­вает физическую установку его организма на внимание. Прак­тически тренеры это хорошо знают, и в тех случаях, когда тре­буется направить внимание группы на изучаемый элемент или просто подтянуть дисциплину, тренер командует: «стать в бое­вую стойку». Обычно этой командой легко вызывается внима­ние группы. Но чтобы этот результат достигался всегда, тре­нер должен воспитать в группе такое же отношение к боевой стойке, как к положению «смирно»: никаких разговоров, дви­жений, напряженное внимание и точное положение рук, ног, головы.

Второе важное требование при изучении боевой стойки: неработающие мышцы ученика должны быть расслаблены. Тренер не должен допускать, чтобы боксер напрягался. Мышцы его должны напрягаться только в момент удара или защиты, причем опять-таки напрягаются лишь те группы мышц, которые участвуют в этом движении. Расслабляя мышцы, боксер преж­де всего учится экономить мышечную и нервную энергию, что
очень важно для успеха в бою. Конечно, идеально выполнить, эти требования очень трудно. Но тренер должен добиваться максимального эффекта.

Из отрицательных эмоций, которые тренер наблюдает у уче­ника, наиболее часто встречается чувство страха. Физически страх обычно выражается в скованности движений и в напряже­нии мышц. Чувство страха и мышечное напряжение почти всег­да взаимно связаны. Но здесь существует и своеобразная об­ратная связь: приучая боксера расслабляться, сделав это его привычкой, мы тем самым ослабляем чувство страха и значи­тельно облегчаем борьбу с этой эмоцией. Мы воспитываем у боксера элементарное владение собой, учим его контролировать свое тело, регулировать напряжение и расслабление, управлять своими эмоциями.

Поэтому тренер должен чаще проверять, правильно ли уче­ник делает боевую стойку, не напряжен ли он, и повторять уп­ражнение до тех пор, пока боксер научится держаться в бое­вой стойке правильно и непринужденно.

Еще один важный вопрос связан с изучением боевой стойки: сразу ли индивидуализировать ее, соответственно особенностям ученика, или же боевая стойка при обучении должна быть об­щей для всей группы?

А. А. Гольдштейн считает нужным сразу же давать новичку индивидуальную боевую стойку. К.В. Градополов предлагает общую для учеников типовую стойку. Точка зрения К. В. Градополова более правильна: индивидуальные особенности ученика тренеру еще предстоит определить, да и заключаются они не только в физических данных боксера. В свое время К. В. Градополов, обладающий очень длинными ру­ками, дающими большое преимущество в бою на дальней ди­станции, тем не менее уверенно и энергично пользовался и близким боем. И, наоборот, часто боксер небольшого роста, с короткими сильными конечностями, казалось бы «созданный» для близкого боя, превосходно боксирует на дальней дистан­ции — глазомер, быстрота, резкость позволяют ему вести бой в такой манере.

Заранее рекомендовать новичку ту или иную боевую стойку не следует: она определится позже. Типовая же боевая стойка имеет неоценимые учебные преимущества: все удары, защиты и маневры разучиваются правильнее, без искажений.

Тренер, научив новичка владеть боевой стойкой, часто пользуется этим термином, заменяя им самые разнообразные указания во время тренировки. Так, если ученик открыт или излишне широко ставит ноги, или не прячет подбородок и т. п., достаточно крикнуть: стойка — и он быстро исправит свою ошибку.

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Свободное и разнообразное передвижение по рин­гу — основа техники боксера.

«Быстрота и подвижность ног, умение рассчитывать время и дистанцию имеют первостепенное значение в бою. Боксер, умеющий быстро принимать решения, маневренно и быстро передвигаться, не нарушая темпа боя, всегда будет хозяином положения при встрече с малоподвижным противником. Основ­ное преимущество легко передвигающегося боксера заклю­чается в том, что он своей подвижностью сковывает действия своего противника, не позволяя ему сосредоточиться и принять определенное решение» (К. В. Градополов).

К передвижениям в боксе относятся одиночные и двойные шаги в разных направлениях, скользяще-переставные шаги и повороты. С нашей точки зрения, сначала следует изучать скользяще-переставные шаги, а затем уже одиночные.

Скользяще-переставные шаги представляют собой соедине­ние нескольких непрерывно следующих друг за другом двойных шагов. Они легки в координации, не требуют напряжения и легко усваиваются. В боевой практике они применяются чаще всего. Пользующийся скользяще-переставными шагами боксер всегда производит впечатление легко и непринужденно дей­ствующего на ринге.

Обычно уже на первом уроке новички овладевают скользя­ще-переставными шагами, а упражнение в них в течение не­скольких уроков приводит к легкому, ненапряженному и краси­вому передвижению.

Изучение скользяще-переставных шагов в начале занятий дает, на наш взгляд, следующие преимущества:

Боксер сразу получает понятие о передвижении на рин­ге, как о ряде последовательных и слитных движений (а не отдельных, не связанных друг с другом). Очень быстро выра­батывается автоматизация передвижений, что дает возмож­ность усложнять занятия, вводя в них новые элементы тех­ники.

На скользящем шаге легко закрепить привычку расслабляться и научиться не перекрещивать ноги — важное условие правильного передвижения по рингу.

В результате всего этого ученик сразу начинает себя чув­ствовать «похожим на настоящего боксера», что создает в нем уверенность в успехе занятий.

После того, как ученик усвоит передвижение скользяще-переставными шагами, следует перейти к отдельным шагам вперед, назад, вправо и влево.

Изучаются отдельные шаги в одном уроке с первыми уда­рами (прямыми).

Тренер

Наши рекомендации