Раздел 1. Сущность педагогического мастерства и его структура
Тема 1.1. Педагогическая культура воспитателя
Понятие педагогической культуры. Сущность и структура педагогической культуры специалиста. Взаимосвязь педагогической культуры с общей, профессиональной и методологической культурой человека. Структура педагогической культуры воспитателя. Личностный компонент педагогической культуры.
Контрольные вопросы по теме
1. Раскройте взаимосвязь и взаимозависимость общей и профессиональной культуры педагога.
2. Перечислите основные компоненты профессионально-педагогической культуры преподавателя и дайте им краткую характеристику.
3. Дайте характеристику критериям и уровням сформированности педагогической культуры.
4. Перечислите пути формирования педагогической культуры.
5. Раскройте содержание деятельности педагога через характеристику основных видов его профессиональной деятельности.
6. Объясните взаимосвязь педагогических целей и задач в деятельности педагога.
7. Дайте определение понятию «педагогическая направленность как профессионально значимое личностное качество».
8. Каковы составляющие эмоциональной гибкости преподавателя в профессиональной деятельности?
9. Объясните, в чем выражается гуманитарный характер педагогической деятельности педагога дошкольного образования.
10. Какова роль эмпатии в педагогической деятельности.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Определите уровень своей педагогической культуры, используя диагностическую карту Белоусовой Т.Ф. и Е.В. Бондаревской (приложение А).
2. Пройдите тест «Готовность к педагогической деятельности (Приложение Б).
Тема 1.2. Научные основы педагогического мастерства педагога
Педагогическое мастерство – центральный компонент педагогической культуры. Понятие о педагогическом мастерстве и его роли в деятельности воспитателя. Педагогическое мастерство как самоорганизующаяся система в структуре личности.
Основные подходы к пониманию педагогического мастерства (личностный, деятельностный, социальный или их сочетание). Объекты и субъекты педагогического мастерства. Взаимосвязь мастерства и профессионализма. Структура педагогического мастерства (специальные и профессиональные знания, личностные и профессионально значимые качества, педагогические способности, умения и навыки осуществления учебно-воспитательной деятельности) и их характеристика.
Контрольные вопросы по теме
1. Раскройте суть определения педагогического мастерства.
2. Назовите компоненты структуры педагогического мастерства и охарактеризуйте их.
3. Какой компонент педагогического мастерства играет первостепенную роль? Обоснуйте свой ответ.
4. Обоснуйте взаимосвязь педагогической технологии и педагогического мастерства.
5. В какой мере формирование педагогического мастерства обусловлено индивидуальными особенностями педагога?
6. Каковы основные педагогические способности? Их значение?
7. Охарактеризуйте состав умений, реализуемых педагогом в ходе принятия профессиональных решений.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Систематизируйте взгляды разных учёных ( не менее 5) на классификацию педагогических способностей, оформив схему по образцу:
№ п/п | Ф.И.О. учёного | Типы (виды) способностей |
Подласый И.П. | Организаторские, дидактические, персептивные, коммуникативные, суггестивные, исследовательские, научно-познавательные | |
2. Решите кроссворд по теме.
Вариант 1.
М | ||||||||||||||||||||||||||||
А | ||||||||||||||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||||||||||||||
Т | ||||||||||||||||||||||||||||
Е | ||||||||||||||||||||||||||||
Р | ||||||||||||||||||||||||||||
1. Качество педагога, проявляющееся в терпении, умении владеть своими эмоциями, не злоупотреблять наказаниями.
2. и 3. Способность управлять своим внутренним психическим состоянием, чувствами, своим поведением.
4.Это способности, которые составляют основу умений излагать материал учащимся доступно, интересно, четко, ясно, умение вызывать мыслительную активность школьников, вносить в учебно-познавательный процесс новое, необычное, «пробуждать» ум и чувства
детей.
5. Качество личности педагога, рассматриваемое как мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности.
6.Качество личности педагога, предполагающее осознание способности к педагогическому делу, основой которого является любовь к детям.
Тема 1.3. Компетентностный подход в образовании
Сущность компетенций и компетентностного подхода. Определение компетенций. Классификация компетенций. Сущность профессиональной компетентности воспитателя и ее составляющие компоненты.
Контрольные вопросы по теме
1. Определите, какова базовая категория парадигмы высшего образования в начале XXI в.
2. Какие объективные причины вызвали необходимость измерения нового (другого) результата образования?
3. Какие директивные документы определили переход в российском образовании к компетентностному подходу?
4. В чем заключаются отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного?
5. Назовите и рассмотрите на примерах характерные признаки ключевых компетенций педагога.
6. Дайте определение понятию «педагогическая компетентность».
7. Раскройте различные подходы учёных в структуре профессионально-педагогической компетентности.
8. Какие задачи поэтапно решает преподаватель при построении учебного занятия в системе компетентностного образования ?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Систематизируйте основания для сравнения в традиционном и компетентностном подходе в образовании оформив схему в таблицу:
Традиционный подход | Компетентностный подход |
Цель обучения | |
Основная формула результата образования | |
Характер образовательного процесса | |
Доминирующий компонент процесса | |
Характер контрольных процессов | |