Раздел 1. Сущность педагогического мастерства и его структура

Тема 1.1. Педагогическая культура воспитателя

Понятие педагогической культуры. Сущность и структура педагогической культуры специалиста. Взаимосвязь педагогической культуры с общей, профессиональной и методологической культурой человека. Структура педагогической культуры воспитателя. Личностный компонент педагогической культуры.

Контрольные вопросы по теме

1. Раскройте взаимосвязь и взаимозависимость общей и профессиональной культуры педагога.

2. Перечислите основные компоненты профессионально-педагогической культуры преподавателя и дайте им краткую характеристику.

3. Дайте характеристику критериям и уровням сформированности педагогической культуры.

4. Перечислите пути формирования педагогической культуры.

5. Раскройте содержание деятельности педагога через характеристику основных видов его профессиональной деятельности.

6. Объясните взаимосвязь педагогических целей и задач в деятельности педагога.

7. Дайте определение понятию «педагогическая направленность как профессионально значимое личностное качество».

8. Каковы составляющие эмоциональной гибкости преподавателя в профессиональной деятельности?

9. Объясните, в чем выражается гуманитарный характер педагогической деятельности педагога дошкольного образования.

10. Какова роль эмпатии в педагогической деятельности.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Определите уровень своей педагогической культуры, используя диагностическую карту Белоусовой Т.Ф. и Е.В. Бондаревской (приложение А).

2. Пройдите тест «Готовность к педагогической деятельности (Приложение Б).

Тема 1.2. Научные основы педагогического мастерства педагога

Педагогическое мастерство – центральный компонент педагогической культуры. Понятие о педагогическом мастерстве и его роли в деятельности воспитателя. Педагогическое мастерство как самоорганизующаяся система в структуре личности.

Основные подходы к пониманию педагогического мастерства (личностный, деятельностный, социальный или их сочетание). Объекты и субъекты педагогического мастерства. Взаимосвязь мастерства и профессионализма. Структура педагогического мастерства (специальные и профессиональные знания, личностные и профессионально значимые качества, педагогические способности, умения и навыки осуществления учебно-воспитательной деятельности) и их характеристика.

Контрольные вопросы по теме

1. Раскройте суть определения педагогического мастерства.

2. Назовите компоненты структуры педагогического мастерства и охарактеризуйте их.

3. Какой компонент педагогического мастерства играет первостепенную роль? Обоснуйте свой ответ.

4. Обоснуйте взаимосвязь педагогической технологии и педагогического мастерства.

5. В какой мере формирование педагогического мастерства обусловлено индивидуальными особенностями педагога?

6. Каковы основные педагогические способности? Их значение?

7. Охарактеризуйте состав умений, реализуемых педагогом в ходе принятия профессиональных решений.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Систематизируйте взгляды разных учёных ( не менее 5) на классификацию педагогических способностей, оформив схему по образцу:

№ п/п Ф.И.О. учёного Типы (виды) способностей  
Подласый И.П. Организаторские, дидактические, персептивные, коммуникативные, суггестивные, исследовательские, научно-познавательные
   

2. Решите кроссворд по теме.

Вариант 1.

      М                    
              А            
      С                    
            Т                  
          Е                  
    Р                
                                                         

1. Качество педагога, проявляющееся в терпении, умении владеть своими эмоциями, не злоупотреблять наказаниями.

2. и 3. Способность управлять своим внутренним психическим состоянием, чувствами, своим поведением.

4.Это способности, которые составляют основу умений излагать материал учащимся доступно, интересно, четко, ясно, умение вызывать мыслительную активность школьников, вносить в учебно-познавательный процесс новое, необычное, «пробуждать» ум и чувства

детей.

5. Качество личности педагога, рассматриваемое как мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности.

6.Качество личности педагога, предполагающее осознание способности к педагогическому делу, основой которого является любовь к детям.

Тема 1.3. Компетентностный подход в образовании

Сущность компетенций и компетентностного подхода. Определение компетенций. Классификация компетенций. Сущность профессиональной компетентности воспитателя и ее составляющие компоненты.

Контрольные вопросы по теме

1. Определите, какова базовая категория парадигмы высшего образования в начале XXI в.

2. Какие объективные причины вызвали необходимость измерения нового (другого) результата образования?

3. Какие директивные документы определили переход в российском образовании к компетентностному подходу?

4. В чем заключаются отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного?

5. Назовите и рассмотрите на примерах характерные признаки ключевых компетенций педагога.

6. Дайте определение понятию «педагогическая компетентность».

7. Раскройте различные подходы учёных в структуре профессионально-педагогической компетентности.

8. Какие задачи поэтапно решает преподаватель при построении учебного занятия в системе компетентностного образования ?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Систематизируйте основания для сравнения в традиционном и компетентностном подходе в образовании оформив схему в таблицу:

Традиционный подход Компетентностный подход
Цель обучения
   
Основная формула результата образования
   
Характер образовательного процесса
   
Доминирующий компонент процесса
   
Характер контрольных процессов
   

Наши рекомендации