Основы педагогического мастерства

И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Учебно-методическое пособие

по самостоятельной работе

основы педагогического мастерства - student2.ru

Г. Великие Луки

УДК 373.2

ББК 74.1

Б 43

Рекомендовано к печати кафедрой экономики и гуманитарных наук и редакционно-издательским советом Псков ГУ

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Спирин В.К.

кандидат педагогических наук, доцент Снегова Е.С.

Б 43 Белова Ю.В., Ефимова С.В. Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности преподавателя. Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе. Великие Луки: Псков ГУ, 2017. 153 с.

Настоящее издание представляет собой учебно-методическое пособие по самостоятельной работе. Содержит тематический план дисциплины, вопросы для контроля, задания для самостоятельной работы, комплекс тестов, рекомендованную литературу, вопросы к зачету, методические рекомендации по выполнению контрольных работ. Пособие предназначено для проведения самостоятельных работ, текущего контроля знаний, а также для подготовки к семинарским занятиям, зачету. Рекомендовано для студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки 44.03.01- Педагогическое образование.

УДК 373.2

ББК 74.1

© Ю.В. Белова, С.В. Ефимова

© Псковский государственный

университет, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Сущность педагогического мастерства и его структура
Раздел 2. Педагогические технологии в структуре педагогического мастерства
Раздел 3. Развитие профессиональной компетентности педагога в ходе решения многообразных профессиональных задач
Раздел 4. Технология становления педагогического мастерства воспитателя
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИН И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
РЕФЕРАТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА
КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
СЛОВАРЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуализируется личностно развивающая педагогическая функция, предполагающая не только технологическую подготовленность (знания, умения, технологии) и личную готовность (мотивы, стремления, ценности, способности, качества), но и творческую самореализацию педагога. Поэтому профессионально-педагогическая компетентность как качественная характеристика личности педагога дошкольного образования и важнейшая составляющая профессионально-педагогической компетентности не может быть раскрыта в полном объеме без рассмотрения ее личностно-творческого аспекта.

Государственные образовательные стандарты предъявляют требования к выпускнику педагогического вуза, среди которых ряд творческих характеристик, выходящих за рамки стандартных знаний, умений и навыков в области педагогики, психологии и методики дошкольного образования.

Изменение содержания и форм профессионально-психологической подготовки будущих специалистов предполагает наличие конечной цели - педагога, способного к проектированию собственной педагогической деятельности. То есть педагога, достигшего креативного (творческого) уровня компетентности, который характеризуется всесторонним видением педагогом своей профессиональной деятельности; возможностью ее проектирования и развития; внедрением новых идей, взглядов, принципов в образовательные процессы; оригинальностью и эффективностью решения типовых и нестандартных педагогических задач; самостоятельной постановкой задач своей деятельности.

Самостоятельная работа студентов является составной и важнейшей частью изучения учебной дисциплины и предусматривает, главным образом, самостоятельную работу студентов с учебной литературой и методическими материалами. Эффективное использование возможностей этой формы работы способствует более глубокому усвоению знаний и овладению методами научного анализа.

Самостоятельная работа по изучению настоящего курса «Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности преподавателя» студентов очной и заочной форм обучения включает в себя:

1. Конспектирование первоисточников по дисциплине.

2. Проработку учебного материала по конспектам, учебной и научной литературе.

3. Составление плана и тезисов ответа, составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов.

4. Выполнение тестовых заданий, ответы на контрольные вопросы.

5. Аннотирование, реферирование, рецензирование текста.

6. Работу с электронными информационными ресурсами и Интернет-ресурсами.

7. Подготовку к семинарам.

8. Компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.

9. Написание и подготовку к защите домашней контрольной работы.

10. Подготовку к зачёту и дифференцированному зачету.

Методическим обеспечением самостоятельной работы студентов по изучаемой дисциплине является: рабочая программа; учебники и учебные пособия (в том числе электронный вариант), периодические издания; интернет-источники.

В рамках учебного процесса, данное учебно-методическое пособие позволяет студентам:

- рассмотреть основы педагогического мастерства; самоопределиться в образовательном пространстве данной дисциплины, выразив собственную позицию и личностно-актуальную для себя проблематику;

- приобрести первый опыт эффективной творческой педагогической деятельности с помощью ответов на дискуссионные вопросы, выполнения заданий, упражнений, комплекса задач, заданий по СРС;

- ознакомиться с формами и методами педагогической работы в режиме лекций, практических занятий, во время которых используются различные организационные формы и активные методы обучения, что в дальнейшем при изучении профессиональных дисциплин позволит более осознанно подойти к изучению данных вопросов, и в дальнейшем разрабатывать фрагменты занятий, воспитательной работы более осознанно, продуктивно, с учетом опыта.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподавание дисциплины «Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности преподавателя» осуществляется в тесной связи с изучением всего цикла психолого-педагогических дисциплин, благодаря чему обеспечивается осознание студентами возможности применения на практике принципов, методов и приемов успешного воспитательного воздействия на личность ребенка.

Данная дисциплина нацеливает будущих педагогов на необходимость постоянного совершенствования своего профессионального мастерства, развития творческих начал и овладения передовым педагогическим опытом осуществления воспитательной работы.

Цель дисциплины заключается в формировании внутренней логики и профессиональной компетентности студентов, овладение ими технологией и техникой педагогической деятельности на основе интеграции учебно-профессионального опыта, приобретенного в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин.

Задачи дисциплины

· сформировать у студентов устойчиво положительное отношение к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, как основы педагогического мастерства, профессиональной компетентности и предпосылки высокой действенности и эффективности воспитательного процесса;

· способствовать выработке у студентов умений и навыков творческого решения различных учебно-воспитательных задач;

· освоение теоретических основ технологии педагогического мастерства и формирования профессиональной компетентности;

· стимулировать ценностное профессиональное отношение к педагогическому мастерству;

· развить стремление к профессиональному самосовершенствованию, овладению передовым педагогическим опытом.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;

- способность логически верно строить устную и письменную речь;

- осознание социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся;

- способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

- готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

- готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

- способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

-структуру и понятия педагогического мастерства, пути становления и его реализации;

- элементы педагогической техники;

- научно-практические основы понимания специфики и содержания воспитательной деятельности

- стили воспитательной деятельности;

- характеристику педагогической культуры, профессиональной компетентности воспитателя;

- технологию педагогического общения.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

- грамотно использовать знания технологий педагогического мастерства для анализа, осмысления и разрешения воспитательных проблем;

- грамотно планировать и организовывать воспитательную работу

- реализовывать на практике компоненты педагогического мастерства.

В результате изучения дисциплины студент должен владеть:

- методикой профессионального самоопределения в педагогической деятельности

- способами анализа и моделирования ситуаций;

- умениями и навыками самообразования.

Знания, умения, навыки и компетенции (элементы компетенций), формируемые в результате изучения дисциплины «Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности преподавателя», направлены на освоение видов следующих видов профессиональной деятельности: педагогическая, проектная, культурно-просветительская.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Наши рекомендации