| Универсальные методы |
Системный | позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность |
Структурно-функциональный | выявляет роль каждого элемента в функционировании культуры |
Феноменализм | опора на данные, полученные эмпирическим путем, т.е. в результате непосредственного наблюдения, эксперимента |
Компаративизм | сравнительно-исторический метод, служащий для установления сходства и соответствий между фактами и явлениями культуры разных народов |
Онтологизм | культура рассматривается как автономный слой реальности |
Номинализм | отрицание универсалий и признание первичности вещей |
Концептуализм | первичность общих понятий – универсалий, или концептов, как особых форм познания действительности |
Дискурс | как ответвление концептуализма. Образован от латинского discursus – рассуждение. Сегодня сводится к комплексному понятию, означающему семиотическое (знаковое) и деятельностное единство мысли, слова, знания и его словесного выражения |
| Собственно культурологические методы |
Культурантропо-логический | культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизм передачи культурных навыков от человека к человеку |
Семиотический | трактует культуру как форму общения людей посредством прежде всего языка |
Герменевтика | концентрирует в себе традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов. |
Контент-анализ | выявляет и оценивает специфические характеристики носителей информации, текстов как способ фиксации культурных тенденций |
Кросскультурный анализ | сравнительный метод исследования культур, оперирующий универсальными культурными моделями – паттернами |
Аксиологический метод | соотносит явления и факты культуры с их местом в реальности и структуре ценностного мира. |
Познавательная | имеет целью и содержанием изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества |
Концептуально-описательная | включает в себя разработку теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры |
Оценочная | осуществляет адекватную оценку того, в какой мере феномен культуры оказывает влияние на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом |
Объясняющая | дает научное объяснение особенностям культурных комплексов, явлений и событий, их социализирующего воздействия на формирование личности |
Мировоззренческо-идеологическая | претворяет в жизнь общественно-политические идеалы |
Образовательная (обучающая) | распространяет культурологические знания и оценки, помогая лучше узнать особенности этого социального феномена, его роль в развитии человека и общества |
Тема 2. Культура как объект исследования в культурологии
Концепции | Представители | Понятие культуры |
Рационалистическая модель культуры (Начало теоретической разработки проблем культуры: вторая половина XVIII в.) | Дж.Вико, Вольтер, И.Г.Гердер (1744-1803), Г.Гегель (1770-1831) | Культура – мир разума(осмысление действительности, исходя из рациональных представлений о мире). Гердер: культура есть способ реализации человеческого гения, развитие духовных ценностей через язык и речь. Гегель: считал культуру характеристикой развития разума человека. |
Этические концепции | И.Кант, А.Швейцер, М.Ганди | Критерий развития культуры – уровень гуманизма, достигнутый обществом. Кант: ведущие элементы культуры – истина, добро, красота, мораль и нравственность. Культура – цель и способ уйти от «животного» состояния к нравственному развитию. Нравственность – категорический императив. |
Этнологические концепции: - культурная, - социальная, - структурная антропология | Э.Тайлор, Л.Леви-Брюль, Ф.Боас, А.Кребер, А.Радклифф-Браун, Б.Малиновский, К.Леви-Строс | Культура – процесс поступательного совершенствования орудийных форм деятельности, видов искусства, верований, культов (А.Тайлор, основоположник культурной антропологии). Культура – совокупность взаимосвязанных институтов, которые служат удовлетворению первичных (физиологических и психологических) и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей (Б.Малиновский, основатель социальной антропологии). Культура – совокупность знаковых систем, скрытым механизмом действий которой выступало «коллективное бессознательное» (правила, которые вырабатываются коллективно, стихийно, в течение длительного времени и не фиксируются сознанием) (К.Леви-Строс, основатель структурной антропологии) |
Натуралистическое направление | Объединяло медиков, психологов, биологов | Культура – такое же приспособление человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире. |
К нему примыкают: | | |
Фрейдизм | З.Фрейд (1856- 1939), основоположник теории психоанализа | Культура – сознательный отказ людей от удовлетворения их природных страстей. Культура строится на «принуждении и запрете влечений», которые являются содержанием подсознания человека. Направляющая сила поведения – либидо (стихийные влечения, среди которых основной – инстинкт к продолжению рода, половой инстинкт). Энергия аффективных (страстных) влечений либидо находит выход в преобразованном виде в общественной деятельности и культурном творчестве. |
Этология(изучает поведение, нравы и психику животных) | К.Лоренц (р.1903), И.Тинберген (р.1907), К.фон Фриш (1886-1982) | Этологи отождествляли инстинкты животных с естественными истоками человеческой культуры (стереотипы поведения животных соответствовали культурным нормам человека) |
функциональная теория культуры | Б.К.Малиновский (1884-1942), основатель социальной антропологии (см.выше) | Одна из задач культуры, которая первоначально зародилась как «ответ» на элементарные биологические потребности, развитие и передача потомкам вторичных потребностей (социального опыта). Различия между культурами – различия в способах удовлетворения вторичных потребностей. Основное условие существования цивилизации – «равновесие», гармония социальных институтов. |
Социологическая концепция | Т.С.Элиот (1888-1965), П.А.Сорокин (1889-1968), А.Вебер (1868-1958), М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Манхейм | Истоки культуры – в общественной природе и организации. В центре внимания – общество, его структура и социальные институты. Цель социального института – организовать деятельность людей в определенной сфере общества, обеспечить системность и устойчивость общества. Культура – позволяет достичь этой цели, поэтому она - социальный институт. Культура предлагает человеку образцы, в соответствии с которыми он строит свое поведение в самых разных областях. |
Аксиологическая концепция | В.Виндельбанд, Г.Риккерт | Культура – мир ценностей (организованная система смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества). Следовательно, культура воплощает все самое важное с точки зрения сообщества людей (что поддерживается и сохраняется для будущих поколений). |
Символическая концепция | Э.Кассирер (1874-1945), Юнг, Хайдеггер | Культура – искусственный мир, созданный людьми и выраженный определенными символами. |
Деятельностная концепция | В.Межуев, Н.Злобин, Э.Маркарян | Культура – совокупность «технологий» (способов совершения действий). Культура рассматривается как многообразие предметной деятельности, в которой человек находит и творит себя как мыслящего, разумного субъекта. |
Игровая концепция | Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Гессе, Э.Берн | Культура – свободная, творческая, неутилитарная, близкая к игре деятельность. |
Семиотическая концепция | Ю.Лотман, Ю.Успенский, Р.Барт | Культура – небиологическая знаковая система, при помощи которой передается социальный опыт. Для расшифровки культуры нужно знать коды знаковых систем (например, один из кодов – язык). |
Теория | Представители | Причина выделения человека из животного мира |
Трудовая | Г.Гегель, Ф.Энгельс | Создание и использование предметов (артефактов), орудий труда |
Игровая | Й.Хейзинга | «Homo Ludens» - Человек играющий: поэзия родилась в игре, музыка и танец – сплошная игра, право выделилось из обычаев социальной игры и т.д. В современной культуре игровой элемент убывает, происходит путаница игры и серьезного. Современный человек не воспринимает серьезно работу, долг, жизнь. И, наоборот, игровая деятельность приобретает серьезный характер (например, политические речи лидеров Хейзинга оценивает как злое озорничанье) |
Натуралистическая | Фрейд, Юнг, Лоренц | Биологические механизмы |
Символическая | Ф. де Соссюр, Э.Кассирер, Леви-Строс, Л.Уайт | Создание новых знаков, языковая коммуникация. Язык, наука, искусство, религия, мифы – составные символического круга, в котором живет человек (в отличие от животного, не имеющего символической системы). Э.Кассирер: Человек – «символическое животное» (в отличие от традиционного определения: человек - «мыслящее животное»). |
Основные формы: | мифология, религия, искусство, мораль, право, идеология, наука, философия, экономика. |
Миф (греч. – сказание, сообщение). Характерные черты | - синкретизм (нерасчленность, недифференцированность его функций); - отождествление фантазии с реальностью; - объяснение действительности в наглядно-образной форме; - эмоциональная насыщенность, - связь с магией |
Социокультурные функции мифа | - стереотипизации (создает образцы, по которым строится мышление и поведение людей), - компенсации (компенсирует недостаток знаний о мире, объясняет непонятное), - символизации (в символическом виде отражает явления реальности) |
Религия(лат.-набожность, святыня) | Мировоззрение, специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, «священного» |
В зависимости от представлений людей о Боге выделяют религии | - монотеистические (иудаизм, христианство, ислам), - языческие (политеизм, восточные культы), - этические (философские учения, трансформировавшиеся в религию): конфуцианство, даосизм, буддизм, - религии личного спасения (даосизм, индуизм) |
По степени распространенности выделяют | - мировые религии (буддизм, христианство, ислам), - локальные религии (иудаизм, даосизм, индуизм и т.д.). |
Христианство: IV век | Признание христианства как государственной религии в Римской империи. |
XI век | Раскол христианской церкви на католичество и православие. |
XVI век | Реформация (появление протестантизма). |
Семь таинств: | священные действия, через которые человеку тайно дается благодать Святого духа: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, соборование. |
| Различия ветвей христианства |
| Католичество | Православие | Протестантизм |
Организация | Единая церковь (глава – папа Римский) | Совокупность автокефальных (самостоятельных) церквей (глава автокефальной церкви – патриарх) | Отсутствие единой организации, отмена церковной иерархии |
Вопросы богословия | Святой дух исходит от Бога-отца и Бога-сына. Церковь – хранитель и распорядитель Святого Духа, потому она – выше светских властей и непогрешима | Святой дух исходит только от Бога-отца | Посредники между людьми и Богом не нужны |
Душа после смерти | Ад, рай, чистилище | Ад и рай | Условия спасения души – вера и добродетельное поведение |
В области культа | Крестятся слева направо. Причащение хлебом. Крещение обливанием. Миропомазание в 7-8 лет. Главный праздник – Рождество (рождение Иисуса как человека) | Крестятся справа налево. Причащение хлебом и вином. Крещение окунанием. Миропомазание при крещении. Главный праздник – Пасха (конец земной жизни Иисуса) | Признание только двух таинств – Крещения и причащения, отмена пышных богослужений, индульгенций, икон, упрощение обрядов |
Для священников | Целибат (обет безбрачия) | Семья | Отмена монашества |
Особенности системы ценностей | Акцент на человеческой сущности Христа, стремление к улучшению земной жизни | Акцент на божественности Христа, на стремлении к спасению души | Хозяйственная деятельность, приумножение богатств угодны Богу |
Ислам. Основатель вероучения | Мухаммед (ок.610 г.). |
Священная книга | Коран (записан после смерти Мухаммеда). Источник шариата. |
Шариат | Совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний. Установлены Аллахом и переданы людям через пророка Мухаммеда. |
| Основные догматы ислама |
Вера в единого Бога Аллаха | В противовес христианской Троице ислам утверждает, что Бог един |
Вера в ангелов и демонов | Бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха |
Вера в святость Корана | Коран – божественное откровение, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение 22 лет |
Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда | Среди пророков предпочтение отдается Мухаммеду («посланнику Аллаха») |
Вера в рай или ад | Мусульмане, выполняющие религиозные предписания, попадают в рай. Оттклоняющиеся от принципов вероучения, неверные – в ад. |
Вера в божественное предопределение | Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию Бога |
Вера в бессмертие души | Душа покидает тело в момент смерти, воскресение из мертвых – в день Страшного суда |
Особенности мусульманской культуры: | - многонациональность, ислам и арабский язык как объединяющие элементы, - уважение к учености, забота о развитии просвещения, - достижения науки (арабские цифры, развитие алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, химии, минералогии, ботаники, физиологии, языкознания). |
Искусство | Форма культуры, которая отражает жизнь в художественных образах. |
Формы искусства: | |
Пространственные | скульптура, живопись, архитектура, прикладное искусство |
ВременнЫе | литература, музыка |
Пространственно-временнЫе | танец, театр, кино |
Мораль | Форма культуры, в основе которой представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, о запретах на плохие поступки и действия людей |
Социокультурные функции морали | 1.Мотивационная функция: непосредственно формирует нравственный облик личности; 2.Конститутивная(лат.constitus – утвердившийся, установленный)функция: определяется тем, что принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формы регуляции поведения людей. 3.Координационная функция: в силу приоритетности своих принципов мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. |
Экономика (греч. буквально – искусство ведения домашнего хозяйства). | Форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами. |
| Понятие динамики культуры: |
| Изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер. |
| Раздел теории культуры, в рамках которого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения. |
| Динамика культуры – это целостный процесс изменчивости в культуре, который имеет направленный характер. |
| Понятие динамики культуры тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием “культурные изменения”, но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие “культурные изменения” шире, чем понятие динамики культуры; вместе с тем оно менее определенно. |
П.Сорокин: (1889-1968) | - ввел термин «динамика культуры» («Социальная и культурная динамика»), - исторический процесс есть циклическая флуктуация (случайность) основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов, - заложил в основу динамики культуры принципы неравновесного развития разных областей, уровней и структурных единиц культуры. |
Эволюци-онные теории | Э.Тайлор, Г.Спенсер, Дж.Фрезер, .Г.Морган | Процесс культурного развития представлялся однолинейным, общим по содержанию, проходящим общие этапы - от простого к сложному. Основная черта теорий: идея единства человеческого рода и единообразия развития культуры (линейность). Причина культурных различий между народами – их принадлежность к различным стадиям исторического прогресса. Форма культурной динамики — последовательное усложнение социокультурной жизни, сопровождающееся повышением уровня ее организации |
Цикличес-кие теории | Гердер, Гумбольдт, Кант (заложили основы). О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, П.Сорокин (развитие концепции) | История – чередование культур, круговорот «цивилизаций». Они подобны организмам, проходящим общие циклы. (у Шпенглера – жизненный цикл культуры имеет три стадии: докультурный (этнический), культурный и цивилизационный. У Тойнби – четыре: возникновение, рост, надлом, распад). Тойнби: теория «вызова-ответа» (причина изменчивости цивилизаций) |
Структура-лизм | К.Леви-Строс, М.Фуко, Ж.Рикарду, Р.Барт, Э.Сепир | Культурные изменения - результат обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником культурного изменения может быть избыток (либо недостаток) как информации, так и энергии при обмене между социальными системами. |
Синергети-ческий подход | Г.Хакен, К.Майнцер, Джей Форрестер, И.Р.Пригожин (1917-2003), М.С.Каган | Причина изменчивости - системный взрыв, т.е. резкое повышение удельного веса перемен, а также изменение вектора развития с несколькими вариантами будущего (в синергетике – понятие бифуркации). Точка бифуркации – неустойчивое состояние, из которого система может эволюционировать по разным бифуркационным ветвям. (Примеры резкого изменения вектора развития – то, что вызвало к жизни античность или привело к началу Нового времени, сменившего средневековье. Такого рода изменения ряд авторов трактует через понятие бифуркации). |
Понятия,выражающие позицию человека по отношению к сторонам действительности окружающего мира (отсутствуют в природе) | Определение понятий |
Значение | информационная составляющая, которую несет объект, играющий для нас (в ситуации его восприятия) роль знака. Она существует, но еще не может быть оценена |
Норма | диапазон проявления определенного качества, в пределах которого это качество остается ценностью, устойчивое регулятивное образование |
Артефакты | продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (от лат. arte – искусственный и factus – сделанный) |
Ценности | Принятые в данном обществе убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек |
Предметные ценности | природные богатства, полезность продуктов труда, получившие истолкование исторические события, культурное наследие прошлого, научные истины, художественные произведения, эстетические характеристики природных объектов, предметы религиозного поклонения. |
Ценности сознания | общественные установки (предписания и запреты, представления о нравственности, прекрасном и безобразном, о смысле жизни, о справедливости и т.п.) |
Знания (когнитивные смыслы) | информация о свойствах объектов действительности |
Регулятивы (регулятивные смыслы) | правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность |
Информационная | Обеспечивает трансляцию социального опыта |
Адаптивная | Определяет изменение человеком окружающей среды в соответствии со своими потребностями, приспособление ее к собственным нуждам |
Коммуникативная | Формирует средства человеческого общения (культура существует как момент коммуникации, диалога, где проявляются ее смыслы) |
Интегративная | Определяет единство социальных общностей на основе общих взглядов, убеждений, ценностей |
Гносеологическая (познавательная) | Собирает и сохраняет знания, полученные человечеством (культура – своеобразная «база данных» человечества) |
Семиотическая (греч. семиотика – учение о знаках) | Способствует изучению знаковых систем, без которых нельзя овладеть достижениями культуры |
Регулятивная (нормативная) | Регулирует различные виды общественной и личной деятельности, поддерживается моралью и правом |
Социализации | Определяет содержание, средства и способы социализации |