Дискриминация, стереотипы поведения и положения
Помимо проблем, связанных с гендерной сегрегацией, на положение женщин на рынке труда оказывает влияние и дискриминация со стороны работодателя.
Дискриминация - это неравные возможности на рынке труда группы работников, выделенных по определенному признаку, и имеющих одинаковую производительность с другими работниками (групповая дискриминация), или неравные возможности отдельных работников по сравнению с работниками, имеющими аналогичные характеристики качества рабочей силы (индивидуальная дискриминация).
Можно выделить несколько видов дискриминации на рынке труда по сфере действия или по результатам.
1. Дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы). Она происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях последними берут на работу и первыми увольняют.
2. Дискриминация в доступе к определенным профессиям или должностям. Она происходит, когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что они способны выполнять эти работы.
3. Дискриминация при оплате труда. Она возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. То есть в том случае, когда различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности труда.
4. Дискриминация при продвижении по службе, в профессиональной карьере. Она наблюдается, когда работники дискриминируемой группы ограничиваются в вертикальной мобильности.
5. Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки. Она может выражаться или в ограничении доступа к получению образования и профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества. Этот вид дискриминации нельзя в полной мере отнести собственно к дискриминации на рынке труда, так как получение образование обычно предшествует трудовой деятельности. Но, несмотря на "дотрудовой" характер этого вида дискриминации, ее причины и следствия из нее теснейшим образом связаны с функционированием рынка труда.
Многочисленные исследования и со стороны работников, и со стороны работодателей показывают, что наиболее актуальным видом дискриминации является дискриминация при найме и увольнении.
Говоря о дискриминации на рынке труда, можно выделить два типа стереотипов, которые поддерживают гендерное неравенство: стереотипы положения и стереотипы поведения.
Стереотипы положения - это стереотипы работодателя. Работодатель воспринимает женщин как менее полезную рабочую силу. Он исходит из представлений о том, что женщине надо сочетать трудовую деятельность с семейными обязанностями, поэтому от нее в меньшей степени надо ожидать сверхтрудовых усилий, ориентации на карьерный рост и т.д. Такое поведение работодателя несомненно является дискриминационным.
Стереотип поведения - это, напротив, стереотип работников. Так как женщины знают, что к ним относятся как к менее предпочтительным работникам, то они исходят из того, что соревноваться с мужчинами у них нет возможностей, и выбирают виды деятельности, которые требуют меньших трудовых усилий.
Таким образом, на рынке труда действуют одновременно и дискриминация и само отбор женщин, которые нем позволяют им занимать положение одинаковое с мужчинами.
Распределение времени
В основе различного положения мужчин и женщин на рынке труда, в экономической сфере лежат различия в структурах распределения времени.
Исторически сложилось, что в обязанности женщины входит ведение домашнего хозяйства, а в обязанности мужчины зарабатывать доход. Это приводит к тому, что, учитывая высокий уровень занятости женщин в России, время мужчин в большей степени распределяется между работой и досугом, а у женщин между работой, досугом и деятельностью в домашнем хозяйстве. Средние затраты времени женщин в неделю на все виды домашнего труда составляют 30,3 часов, а у мужчин - 14,0 часов. Структуры распределения времени не зависят прямо от уровня экономического развития страны и отражают в основном культурно-национальные особенности распределения гендерных ролей по ведению домашнего хозяйства. Большая нагрузка женщин в домашнем хозяйстве не может быть "исправлена" ни административными, ни политическими, ни экономическими методами. И хотя при возникновении существенных стимулов на рынке труда, в результате действия эффекта замещения, женщины сокращают время занятости в домашнем хозяйстве, при прочих равных, семейные обязанности делают их менее конкурентоспособной рабочей силой. Это осознают и работодатели, и сами женщины.