Феминология как наука. Предмет и метод феминологии.

1.Феминология как наука.

2. Объект и предмет феминологии.

3. Методы феминологии.

4. Структура феминологии.

5. Исследования по проблемам женщин за рубежом.

6. Развитие феминологии в России.

Литература

1. Женский вопрос: точки зрения и подходы к новому осмыслению. М., 1991.

2. Арефева Т.К. Женский вопрос: проблемы историографии// Актуальная история: новые проблемы и подходы. М., 1999.

3. Воронина О.А. Введение в гендерные исследования: Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». М., 1997.

4. Кандиоти Д. Эволюция гендерных исследований// Женщины и социальная политика. М., 1992.

5. Гендерные исследования – шанс для социологии// Социс, 1992, № 5, 6.

Вплоть до 70-х годов женская проблематика редко фигурировала на Западе среди острых, обсуждаемых в научной и широкой печати проблем. Нельзя сказать, что о ней ничего не писалось (классические работы Симоны де Бовуар, Маргарет Мид). Но в целом она была «фигурой умолчания». В последние десятилетия ситуация резко изменилась. За этот период написано огромное количество работ по проблемам женщин в самых различных отраслях знания. Особенно интенсивным становится поток литературы в десятилетие 1975-1985 гг., объявленное ООН «десятилетием женщин».

В женском движении можно выделить два этапа: 1 – с середины 19 в., с момента возникновения феминистского движения, - до 60-х годов 20 в. Этот этап характеризовался лозунгом «равенства полов», что означало требование формального равенства. На следующем этапе этот лозунг был вытеснен другим – «равенство в различии», знаменующим собой отказ от обезличивающего уравнения мужчин и женщин под видом обеспечения равенства. Но как только был поставлен вопрос о различии, он сразу же повлек за собой множество других вопросов, относящихся как к социальному обеспечению «равенства в различии», так и теоретическому осмыслению специфики женского бытия.

Эти вопросы были сформулированы в н.70-х гг. в феминистской литературе на волне подъема массового женского движения, ставившей целью осмысление его идеологии и практики. Поначалу эта литература была идеологической или публицистической, но очень скоро женская проблематика становится предметом академической деятельности.

Эти стремления находят поддержку и понимание со стороны международных организаций и многих государств. Принимается во внимание то обстоятельство, что несмотря на определенный прогресс в деле эмансипации женщин в 20 в., современный мир до сих пор не смог предоставить им равные с мужчинами возможности в самореализации личности. Женщинам сложнее реализовать себя в профессиональной деятельности, обеспечить свое выживание в неблагоприятных экономических, политических, социальных условиях, во времена общественных катаклизмов. В этой связи предпринимаются специальные меры по оказанию социальной поддержки и защиты женщин. Тем самым общество пытается создать для них дополнительные возможности в осуществлении процесса жизнедеятельности.

Эффективность социальной работы во многом зависит от ее научной обеспеченности, теоретической базы, которая призвана учитывать поло-ролевую специфику, гендерные особенности развития общества, новые жизненные реалии и в этом контексте – актуальные проблемы женщин и оптимальные пути их решения.

Учитывая все это, возникает объективная необходимость в специальной учебно-исследовательской дисциплине – феминологии.

В узком смысле феминология – это наука о положении и социальных ролях женщины в обществе.

В широком смысле – феминология рассматривает совокупность социально-экономических, политических, правовых, социокультурных условий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечение их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни.

Задача феминологии – дать целостную концепцию, в которой должны быть отражены: 1) – соц., эк., политическая и духовная роль женщины в современном мире и обществе; 2) – ее реальные возможности и место в общественном развитии; 3) – сущность гражданской позиции женщин.

Феминология самостоятельная наука, которая имеет специфический объект и предмет исследования.

Объектом феминологии является женщина как общественная группа, характеризующаяся специфической функцией и ролью в системе существующих общественных отношений, а также государственные и общественные организации, призванные участвовать в решении «женского вопроса».

Предметом феминологии является процесс социализации женщин в семье, в различных социальных группах и в обществе.

Методологическая база – общецивилизационная теория о том, что все люди, независимо от расы, вероисповедания и пола имеют право на осуществление своего материального благосостояния, духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

В феминологии используются следующие научные методы:

- социологический, определяющий социальную обусловленность мужского и женского бытия;

- аксиологический, утверждающий равную самоценность личности мужчины и женщины;

- функциональный, устанавливающий по всем направлениям взаимосвязь между женщиной и обществом;

- системный, рассматривающий сущность женщины как сложно организованную систему, находящуюся в постоянном взаимодействии с окружающей средой;

- институциональный, ориентирующий на изучение социальных институтов, влияющих на жизнедеятельность мужчины и женщины.

Феминология как наука носит теоретико-прикладной характер и реализуется на междисциплинарной основе с привлечением различных отраслей человеческого знания.

Структура феминологии имеет свои особенности. Это, прежде всего, социальная феминология. Это междисциплинарная отрасль научного знания, которая изучает всю совокупность проблем, связанных с социально-экономическим и политическим положением женщины в обществе, эволюцию социального статуса и функциональных ролей на различных исторических этапах.

В целом проблемы, поиском путей решения которых занимается социальная феминология, можно объединить в несколько групп:

1. Какие факторы обуславливают трансформацию социальных позиций женщин во всем мире на различных исторических этапах.

2. В какой степени система патриархальности господствует над жизнью женщины и каковы здесь исторические и региональные особенности. Как воздействует тип политического режима и государственной идеологии на систему полоролевых различий.

3. Каковы пути снижения противоречивости последствий вовлечения женщин в производство и общественную жизнь. Как оценивать профессиональную деятельность женщин: как экономическую необходимость или свободу выбора. При каких условиях возможно совмещение производственной, семейной и общественной ролей женщин. Какой должна быть концепция паритетной демократии, условия и технологии ее реализации с учетом региональных особенностей.

Применительно к России актуальна еще одна группа проблем:

- определение путей повышения социального статуса женщин, механизмов их социальной и политической адаптации, как в стране с переходной экономикой.

- разработка социальных технологий, обеспечивающих рост самосознания женщин, их инициативности в защите своих интересов и продвижении на уровень принятия государственных решений.

Политическая феминология – исследует место и роль женщины в политике государства, степень ее участия во всех политических процессах.

Экономическая феминология изучает место женщины в экономических отношениях.

Семейная феминология – наука, анализирующая место и роль женщин в семье.

И, наконец, социальная работа, где женщина выступает и как объект, и как субъект.

Как наука феминология возникла в русле гуманитарных знаний. Подобные курсы изучаются в учебных заведениях многих европейских стран, Скандинавии, Канаде, США.

Понятие «исследование женских проблем» первоначально появилось в Северной Америке и быстро распространилось в англоязычных странах. Что мы подразумеваем под этим? Одни утверждают, что это исследования, осуществляемые женщинами по женской проблематике для женщин, другие доказывают, что это изучение проблемы угнетения женщин.

Исследования по проблемам женщин стали частью образовательных и исследовательских программ в США в к. 60-х гг. В 1969 г. группа феминисток организовала в Корнельском университете конференцию по женским вопросам, которая положила начало факультативному семинару по исследованию особенностей женских проблем в рамках социологии. Закончилось это созданием учебной программы, координирующей 6 курсов на разных факультетах. Примерно тогда же в штате Калифорния (университет Сан-Диего) была начата учебная программа, включающая следующие курсы: «Женщины в литературе», «Женщины в сравнительных культурах», «Современные вопросы в движении за освобождение женщин». Начиная с 70-х гг. учебные курсы по женской проблематике предлагаются более чем в 1000 колледжей и университетов США. С 1983 г. Министерство образования США сообщает о получивших ученые степени за исследования по женской проблематике.

На учебную подготовку нацелены сегодня не только учебные программы университетов, но и сеть, состоявшая примерно из 70 центров и институтов по исследованию женской проблематики; 50 феминистских издательств. В стране насчитывается более 100 книжных магазинов, специализирующихся по женской тематике.

На начальной стадии организации учебных программ университетские курсы создавались на экспериментальной основе. В н.70-х гг. большинство профессорских ассоциаций создало комиссии или комитеты по статусу женщин, которые позволили организовать обмен информацией о новых курсах и их исследовательских задачах.

Учебная подготовка по женской проблематике не сразу была принята академическими кругами как законная область интеллектуальной деятельности. Новые исследования игнорировались, ставились под вопрос или рассматривались как временное увлечение. Женщины-ученые рисковали карьерой, занимаясь новым направлением академической деятельности. Исследования проводились благодаря финансовой поддержке фондов и правительственных организаций. Кардинальная помощь была оказана фондом Форда, создавшим в 1972 г. национальную программу для аспирантов по исследованию роли женщин в обществе. Степени присуждались как за учебную, так и научную деятельность. Помимо необходимой финансовой поддержки, эта программа узаконила исследования женской проблематики.

В 1974 г. фонд Форда выделил средства для создания учебных центров при учебных заведениях. В настоящее время существует более 40 учебных центров. Национальный совет по исследованию женской проблематики объединяет работу этих центров и группу из 30 неакадемических центров и институтов.

В 70-е гг. начинают издаваться новые журналы: «Журнал о женщинах в культуре и обществе», «Журнал по женской истории», «Психология женщин», учебники для программ по женской проблематике.

Следующим этапом в институционализации изучения женской проблематики стало учреждение Национальной ассоциации по изучению женской проблематики в 1977 г. Цель – дальнейшее развитие исследований женской проблематики в социальной, политической и профессиональной сферах в нашей стране и в мире. Число членов совета превысило 4 тысячи.

В 1976 г. группа преподавателей-женщин Принстонского университета проанализировала содержание вводных курсов по 4 дисциплинам (история, социология, литература, психология), женская проблематика вообще не находила в них отражение. Учебные программы Принстонского университета стали первым шагом по пути интеграции учебных программ. В 1981 г. Справочник по интегрированным программам включал более 50 проектов. Часть из них финансировалась государством, часть – фондами. Фонд Форда финансировал включение в учебные программы специальных материалов о женщинах малочисленных национальностей.

Процесс ускорился после объявления ООН 1975-1985 гг. «Десятилетием женщин». За эти годы была создана международная сеть по сотрудничеству ученых. Гендерные исследования получили поддержку ЮНЕСКО и ООН. Целью исследований остается углубленное понимание общественной роли женщин в истории и современном мире, оценка их вклада в достижения человечества. Такое знание необходимо для проведения эффективной социальной и экономической политики.

В Австралии в 70-е гг. впервые заговорили о необходимости организации курсов по женской проблематики в университетах и средних школах. Женские секции, комитеты по женским исследованиям были преобразованы в крупные исследовательские ассоциации. К 1981 г. курсы женских исследований в той или иной форме существовали в большинстве университетов Австралии.

Институционализация в системе образования не отдалила практику женских исследований от других аспектов женского движения – ни в обществе, ни в государственном аппарате. Одна из руководительниц программы по женским исследованиям в Австралийском национальном университете была консультантом премьер-министра страны по женским вопросам.

В к.80-х гг. стало ясно, что система преподавания нуждается как в отдельных курсах по женской проблематике, так и в феминистских исследованиях в рамках основных академических дисциплин. В исследовательском центре университета Аделаида была организована разработка исследовательских проектов по положению женщин, интеграции гендерных проблем в учебные планы основных академических дисциплин, начата работа по преодолению дискриминации по признаку пола в системе образования.

Женские исследование получили растущее признание как внутри системы образования, так и в правительстве, и в обществе. В 1985 г. издается журнал «Австралийские феминистские исследования». В 1994 г. присвоено звание «полный профессор» женских исследований в университете Грифитс. Сегодня более 30 женщин имеют это звание. Все эти достижения достались нелегко и встречали сильное сопротивление.

Изучение состояния научных исследований в области феминологии за рубежом позволяет выявить некоторые тенденции:

  1. Наблюдается рост интереса к женской проблематике.
  2. Обращает на себя внимание отработанная методология исследований, их международный и сравнительно-исторический характер.
  3. Увеличивается число монографий и статей, журналов, диссертаций по проблемам теории и практики женского вопроса. Растет число специальных научных исследовательских центров, укрепляется международное сотрудничество.
  4. Создана информационная система в этой области - публикуются документы и материалы ООН, национальные доклады, статистические материалы, отчеты женских организаций. С 1981 г. проводится междисциплинарный конгресс по проблемам положения женщин (раз в три года).

Следует отметить влияние феминистского движения на возрастание научного интереса к женским проблемам. Во-первых, существует глубокая связь между практической деятельностью, которую ведут женские организации и движения и академическим феминизмом: без движения феминизму отводится абсолютно маргинальное место в науке, где преобладают мужчины. Во-вторых, академический феминизм участвует одновременно в двух взаимосвязанных процессах – в формировании знания и его организованном распространении. Если выразить это точнее, то «исследования женских проблем» - это научная ветвь женского движения, которая занимается как исследованием, так и обучением. Эти три компонента – исследование, обучение и политическое участие вместе являются составными частями и отражением исторического процесса становления женщин в качестве действующей силы собственной жизни.

В любой стране исследования по проблемам женщин балансируют между женским движением и мужской наукой, и не трудно догадаться кто оплачивает эти исследования.

Когда идея исследования женских проблем впервые обсуждалась в рамках феминистского движения Великобритании в конце 70-х гг., то она вовсе не вызывала всеобщего энтузиазма. На данном этапе, несмотря на то, что в женском движении участвовали многие женщины-ученые, оно преимущественно имело свою базу в обществе, а не в научных кругах. Если некоторые феминистки активно выступали за новый подход, то другие проявляли осторожность: они считали, что приход феминизма в науку слишком бы облегчил мужчинам возможность отрезать очень тонкие кусочки академического пирога и предлагать их женщинам, естественно, сохраняя все остальное за собой. Аргументация носила сложный, порой противоречивый характер, создание для женщин специфического пространства в науке давало как прибежище, так и источник энергии для тех, кто пытался развить новое научное знание, исходя из женской перспективы, оно предлагало взаимную поддержку и солидарность. Женские исследования, несмотря на свою интеллектуальную мощь, по-прежнему очень слабо представлены в структурах высшего образования Великобритании.

Выражение «феминистские исследования» впервые применено датскими исследовательницами, которые открыто выступили против американского культурного империализма. Это название четко делает ставку на политический аспект борьбы за научное знание. «Гендерные исследования» - это новое выражение, которое претендует на то, чтобы заменить выражение «исследование женских проблем».

Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

Статус гендерных исследований за последние десятилетия существенно не повысился. Во многих европейских странах, таких как Италия, были созданы различные автономные обучающие центры, названные женскими университетами, но ситуация с теорией оставляет желать лучшего. В Греции гендерные исследования – это все еще новая область. Например, за последние десятилетия основано более десятка университетов, но ни один из них не включил в программу гендерные исследования. В Испании после многих лет упорного труда создана первая кафедра гендерных исследований. Во Франции, наконец, были преодолены расхождения между радикальным женским движением и теорией, что имело результатом создание пяти кафедр гендерных исследований.

В России в развитии науки о женщине и женском движении можно выделить несколько этапов:

1. Предреволюционный (осмысление идеологии женского вопроса, зарождение женского движения);

2. Послереволюционный. После 30-х гг., когда был выдвинут тезис о решении женского вопроса, женское движение почти полностью затихло. Фактически прекратились и исследования в этом направлении. Вновь в повестку дня женский вопрос вернулся в середине 80-х гг.

Последствия столь длительного перерыва в исследовательской деятельности очевидны:

- затормозилось теоретическое осмысление диалектики отношений между женщиной и обществом (упрощение в понимании сложных общественных связей), были ограничены возможности для развития отечественной социальной феминологии как направления научного знания;

- стагнация в науке привела к возникновению трудностей в социальной практике. Возникающие проблемы не имели адекватного научного толкования, прогноза, механизмов их решения.

Одной из существенных причин, приведших к стагнации науки, явилось отсутствие женского движения. Фактически оно начало развиваться с 1987 г. С его появлением стал возрастать интерес и к научному осмыслению женской проблематики.

Основные тенденции этого процесса:

- рост числа научных публикаций, в центре внимания которых – исследовательский опыт, проблемы и перспективы женского движения, роль женщин в истории России, в освободительном движении. Появляется важное направление – адаптация женщин к рыночным отношениям;

- расширяется тематика исследований. К экономическим, юридическим, историческим, демографическим срезам добавляются социально-психологические, социологические, политологические, литературоведческие и другие направления, что расширяет прикладной характер феминологии, ее значимость для практической работы;

- приток кадров;

- появляются новые структуры: организационные, научные, педагогические – Центр гендерных исследований РАН, кафедра феминологии МГСУ;

- проводятся круглые столы, конференции, в ходе которых идет обмен информацией, определяются приоритеты, корректируются подходы.

При всех положительных тенденциях женская проблематика остается сегодня в России на обочине научных интересов.

Наши рекомендации