Раздел 3. основы теории спортивно-оздоровительного сервиса
3.1.СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ СЕРВИС КАК ТИП КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Культурные отношения как характеристика взаимодействия человека и физической культуры. Спортивно-оздоровительный сервис в рамках сервисологии. Спрос и предложение в сфере спортивно-оздоровительных услуг. Роль организатора спортивно-оздоровительного сервиса в гуманизации культурных отношений.
Культурные отношения – это сознательно-избирательные связи человека и культуры. Культурные отношения концентрируют и закрепляют интериоризированный, т.е. переведенный из внешнего для человека мира во внутреннее «я», опыт общения с культурой, в данном случае - с физической культурой. Положительный или отрицательный опыт включения в систему спортивно-оздоровительного сервиса однозначно формирует соответствующую систему внутренних отношений личности к физической культуре. Тем самым определяется характер культурных привычек, переживаний личности, особенности восприятия человеком физической культуры и спорта, характер поведенческих реакций на явления спортивно-оздоровительного сервиса.
Культурные отношения отражают духовную связь человека с миром физической культуры, основанную на интересе, сформированной потребности в контактах с ней, сопровождаемую чувством глубокого удовлетворения от общения с нею. Таким образом, культурные отношения оказываются исключительно важными для характера взаимодействий человека и спортивно-оздоровительного сервиса как явления культуры.
Сравнительно недавно учреждения, предоставляющие физкультурно-спортивные услуги, были ориентированы, прежде всего, на валовые показатели, на объем предоставляемых услуг. При этом изучение потребностей, запросов населения проводилось, но результаты изучения мало влияли на набор предлагаемых услуг. Не имея возможности выбора, люди оказывались, по сути, перед необходимостью использования возможностей весьма узкого, ограниченного ассортимента в сфере услуг.
Появление понятия «спортивно-оздоровительный сервис» отражает иной характер отношений к физической культуре в современном обществе. Теперь человек имеет возможность широкого выбора из многих возможных вариантов услуг, предлагаемых коммерческими предприятиями и учреждениями сервиса. Спортивно-оздоровительный сервис предполагает новый тип взаимосвязи, взаимодействия человека и физической культуры, возникающий в процессе сервисной деятельности и отражаемый современной сервисологией.
Сервисология-наука о сервисе, теоретико-прикладное направление исследований, связанное с изучением сервиса, сферы обслуживания.(1).
Учебная дисциплина «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса» ориентирована на практическое решение проблем сближения человека с физической культурой, а также на регулирование деятельности учреждений физической культуры и спорта – субъектов спортивно-оздоровительной деятельности.
Спортивно-оздоровительный сервис является функцией (направлением деятельности) различных социальных институтов – форм практической организации физической активности в ответ на потребности людей в спортивно-оздоровительных услугах. Поэтому весь массив знаний, интегрируемый в рамках понятия «спортивно-оздоровительный сервис», целесообразно рассматривать в рамках той части сервисологии, где она граничит с валеологией, теорией и методикой физической культуры.
Именно пересечение теории и методики физической культуры с сервисологией позволяет выработать теоретические основы, практические рекомендации по использованию технологий и практик сближения с физической культурой человека, удовлетворяющего свои спортивно-оздоровительные потребности на основе платежеспособного спроса. Установление социальных функций спортивно-оздоровительного сервиса позволяет предложить пути оптимизации деятельности различных субъектов физической культуры и сервисной деятельности, предоставляющих спортивно-оздоровительные услуги и формирующих отношение современного человека к физической культуре и спорту. В процессе спортивно-оздоровительного сервиса происходит культурное и физическое развитие человека на основе "присвоения" богатств физической культуры, социально-значимого опыта, ценностей, отобранных и признанных обществом.
Включаясь в систему спортивно-оздоровительного сервиса, человек свободно, на основе интереса выбирает интересующий его вид физической активности, однако этот выбор возможен только при наличии платёжеспособности. Тем самым устанавливается определённое динамическое равновесие спроса и предложения.
На рынке услуг в сфере спортивно-оздоровительных услуг имеет место как внутриотраслевая (между производителями определенных услуг), так и межотраслевая (с другими отраслями сферы услуг) конкуренция за свободное время и финансовые средства потребителя.
В условиях рыночной экономики спортивно-оздоровительные услуги являются объектом купли-продажи, в связи с чем их производители выступают в качестве продавцов, а потребители — в качестве покупателей. Первые представляют на рынке предложение, а вторые — спрос.
Предложение — это количество услуг (товаров), которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени. Предложение в сфере спортивно-оздоровительных услуг напрямую связано с количеством организаций, производящих такие услуги, и во многом зависит от таких неценовых факторов, как наличие кадров специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, сети физкультурно-спортивных сооружений и др.
Спрос — это представленная на рынке потребность в услугах (товарах), ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителей.
Различают совокупный и частный спрос.
Совокупный спрос определяется такими основными неценовыми факторами, как численность населения, уровень его доходов и наличие времени, которое оно хотело бы затратить на потребление спортивно-оздоровительных услуг. Частный спрос характеризуется спросом отдельных потребителей (или их групп) на отдельные услуги (или пакет услуг).
Опираясь на активность, инициативу членов конкретного социума, на их спортивно-оздоровительные запросы, организаторы сервиса могут наиболее успешно реализовать культурные и экономические задачи.
Спортивно-оздоровительный сервис выступает в современных условиях как фактор гуманизации общественных и, в частности, культурных отношений, как выражение права самоценной личности на выбор достойных условий социального существования и свободного развития. Здесь гуманизация понимается как придание явлениям жизни общества гуманистической ориентации, направленности на учёт возможностей и удовлетворение потребностей, на создание благоприятных условий жизнедеятельности человека (См.:2, с.11-12).
Гуманизация культурных отношений - это идея приоритета человеческих ценностей, человеческих потребностей над ценностями экономическими, технократическими. Гуманизация культурных отношений выступает как учёт позиций всех вовлечённых в сервисное взаимодействие, всех, кого объединяет сервисная ситуация. Прежде всего - это создатель, конструктор, продавец спортивно-оздоровительной услуги и её потребитель. Их взаимовыгодное сотрудничество в сфере спортивно-оздоровительного сервиса - частный случай современных социально-культурных отношений.
Система спортивно-оздоровительного сервиса направлена, в конечном счёте, на распространение эталонов, идеалов, моделей, выработанных физической культурой, в возможно более широком человеческом контексте. Спортивно-оздоровительный сервис обеспечивает создание условий саморазвития физической культуры и физического самосовершенствования человека.
Развитие спортивно-оздоровительного сервиса не есть процесс неуправляемый, регулируемый лишь магией спроса и рубля. Регулирующее воздействие на рынок спортивно-оздоровительных услуг оказывает государство, ориентируясь на правовые, национально-культурные, нравственные ценности и нормы, обеспечивая безопасность и качество спортивно-оздоровительных услуг.
В стране складывается система подготовки кадров, занятых в сфере организации спортивно-оздоровительного сервиса. Это специалисты, осуществляющие управление и регулирование процессов в сфере физической культуры, взаимодействующие с людьми и принимающие решения, имеющие социальные и культурные последствия. Это тренеры, инструкторы, специализирующиеся в различных сферах спортивно-оздоровительного сервиса. Важно, чтобы эти специалисты руководствовались определенными ценностными представлениями, позволяющими выбирать цели, соответствующие природе явления, его функциональному назначению.
Для организатора спортивно-оздоровительного сервиса существенны не только сбыт спортивно-оздоровительных услуг, окупаемость, прибыль, информация об уровне привлекательности услуг или осведомленности о них различных групп населения. Для него важны ценностные ориентиры, приоритетные цели оздоровления и физического развития. Общественная роль организатора спортивно-оздоровительного сервиса сегодня ощутимо возрастает, его деятельность наполняется гражданским и культурным смыслом.
Такой специалист способствует решению проблем семьи, региональных проблем физической культуры, активно участвует в блокировании и нейтрализации негативных последствий социально-экономических перемен и кризисов, в воспитании здорового образа жизни, в пропаганде антинаркотического движения, в создании благоприятной среды для удовлетворения актуальных спортивно-оздоровительных потребностей.
Такой подход может стать базой для осмысления существующего опыта, для принятия конкретных мер на основе изучения потребителей.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник /Под ред. Л.П.Воронковой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 254.
2. Краткий словарь по педагогике и образованию. – Екатеринбург: Изд. ЕГПИ, 1993.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ
1. В чем объективные причины возникновения спортивно-оздоровительного сервиса в конце 20 века?
2. Какие отношения характеризуют связь человека, включенного в спортивно-оздоровительный сервис, с физической культурой?
3. Почему спортивно-оздоровительный сервис можно считать фактором гуманизации культурных отношений?
4. Какова возможность воздействия организатора спортивно-оздоровительного сервиса на характер потребления спортивно-оздоровительных услуг?