Раздел 1. Методологические основы курса

Факультет экономики, управления и права

Кафедра социальных технологий

Велединский В.Г.

Чудных А.Н.

СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО СЕРВИСА

Учебно-методическое пособие

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Одобрено на заседании кафедры социальных технологий, протокол № 4, от 13.02 2007.

Рекомендовано Методической комиссией ГУФК им.П.Ф.Лесгафта

. Протокол № 11 от 22 марта 2007 г.

Учебно-методическое пособие по курсу «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса» подготовлено на кафедре социальных технологий факультета экономики, управления и права СПб Гуфк им. П.Ф.Лесгафта. Излагается аспект сервисологии, связанный с предоставлением спортивно-оздоровительных услуг. Рассматриваются методологические, теоретические и технологические основы формирующейся отрасли научного знания.

В пособии прослеживаются основные этапы истории спортивно-оздоровительного сервиса в России и за рубежом, анализируются особенности организаций и учреждений сферы спортивно-оздоровительного сервиса, современные виды спортивно-оздоровительного сервиса. Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, специализирующихся в сфере сервиса.

Составители - канд. пед. наук, профессор кафедры СТ В.Г. Велединский

Старший преподаватель кафедры СТ Чудных А.Н.

Рецензент: д-р педагогических наук, профессор В.З.Кантор

© Велединский В.Г., Чудных А.Н.,2007.

© Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф.Лесгафта, 2007.

СОДЕРЖАНИЕ стр.

Введение…………………………………………………………………4

Раздел 1. Методологические основы курса

1.1. Понятие «спортивно-оздоровительный сервис» …………………… 5

1.2. Теория спортивно-оздоровительного сервиса как отрасль знания . 15

1.3. «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса» как

учебная дисциплина………………………………………………. 19

1.4. Компоненты системы спортивно-оздоровительного сервиса …… 21

Раздел 2. История спортивно-оздоровительного сервиса

2.1. История физкультурно-спортивного сервиса за рубежом……… 25

2.2. История физкультурно-спортивного сервиса в России…………. 34

Раздел 3. Основы теории спортивно-оздоровительного сервиса

3.1. Спортивно-оздоровительный сервис как тип культурных

отношений……………………………………………………………. …. 49

3.2. Функции спортивно-оздоровительного сервиса …………………… … 54

3.3. Спортивно-оздоровительный сервис и культура досуга ……..……….. 57

3.4. Потребление спортивно-оздоровительных услуг

и его регулирование ……………………………. ………………………65

3.5. Условия и факторы формирования и возвышения

потребностей в спортивно-оздоровительных услугах ……………. 71

3.6. Профессиональные и личностные требования к организатору

спортивно-оздоровительного сервиса ………………………….....…… 78

Раздел 4. Технология спортивно-оздоровительного сервиса.

4.1. Принципы рациональной и безопасной организации

спортивно-оздоровительного сервиса………………………………… 83

4.2. Конкретно-экономические аспекты в деятельности организаций

спортивно-оздоровительного сервиса…………………………… 99

Раздел 5. Виды спортивно-оздоровительного сервиса

5.1. Предприятия спортивно-оздоровительного сервиса: виды,

особенности услуг………………………………………………… 105

5.2.Спортивно-оздоровительный сервис спортивных учреждений.……. 119

5.3. Туризм и спортивно-оздоровительный сервис. ……………………….. 138

5.4. Фитнес и веллнес как виды спортивно-оздоровительного сервиса ….. 158

Заключение…………………………………………………………………. 181

Литература …………………………………………………………………..188

Тематика курсовых работ………………………………………………. 184

Приложения ……………………………………………………………….. 190

Тестовые материалы по курсу «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса» ………………………………………………214

ВВЕДЕНИЕ

В условиях преобразований, произошедших и происходящих в современной России, очевидна необходимость активизации потенциала культуры как фактора духовного возрождения народа, прогресса страны. Именно возможность расширения культурных взаимодействий предопределяет сегодня возрастающий интерес к сфере социально-культурного сервиса и туризма. Спортивно-оздоровительный сервис как компонент системы социально-культурного сервиса вносит заметный и все возрастающий вклад в оздоровление и физическое развитие современного человека.

Современная культурная ситуация рассматривается как переходная к новому типу взаимодействия человека, общества и культуры. Одно из сви­детельств этого процесса - появление и распространение в научно-теоре­тическом обиходе такого бинома как "социокультурный" или "социально-культурный". Этот факт понимается как показатель обретённого в наши дни нового понимания диалектики взаимовлияния и плодотворного взаимодействия культуры (в том числе и физической) и общества. Формирование системы социально-культурного сервиса – зримый знак усиления общественной, жизнетворческой роли культуры, обновления социальной инфраструктуры современной культуры. Проявлением этого процесса стало и введение в перечень направлений вузовской подготовки специальности 100103 (230500) "Социаль­но-культурный сервис и туризм". Среди специализаций, предлагаемых абитуриенту по этой специальности, числится и «Спортивно-оздоровительный сервис».

Изменения в реальной культурной практике отразило новое понятие – социально-культурный сервис, в числе составляющих частей которого - физкультурно-спортивный сервис. В системе совре­менной культуры и в сфере сервиса оформилось качественно новое образование, требующее осмысления его сущности и предназначения.

Данная публикация является первым, насколько это известно авторам, пособием такого рода применительно именно к спортивно-оздоровительному сервису – отрасли деятельности, непосредственно связанной с удовлетворением потребностей людей в оздоровлении и физическом развитии.

В пособии пять разделов. Первый посвящен методологическим основам курса. Спортивно-оздоровительный сервис при этом рассматривается как часть сервисологии, непосредственно соприкасающаяся со сферой физической культуры и спорта, и как процесс удовлетворения специфических потребностей людей на основе платежеспособного спроса. Во втором разделе дан по возможности краткий обзор длительной, полной событий и изменений истории развития различных областей физкультурно-спортивного и спортивно-оздоровительного сервиса.

В разделе «Основы теории спортивно-оздоровительного сервиса» рассмотрены функции спортивно-оздоровительного сервиса, особенности формирования и возвышения потребностей как результат деятельности организатора спортивно-оздоровительного сервиса, действующего в конкретной социальной среде и способного трансформировать ее в гуманитарном направлении.

В дальнейших разделах анализируются технологические и организационные основы деятельности предприятий различных видов спортивно-оздоровительного сервиса, подробно рассматриваются основные виды спортивно-оздоровительного сервиса. Разделы 1-3, 5 подготовлены В.Г.Велединским, раздел 4 – А.Н.Чудных.

В качестве приложений представлены также Тематика курсовых работ для дневного и заочного отделения, а также Тестовые материалы по учебной дисциплине «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса».

В целях сокращения объема издания и максимального сосредоточения на содержании в пособии в минимальном объеме присутствуют цитаты, постраничные ссылки на упоминаемые издания. В списках литературы в конце разделов читатели найдут перечень соответствующих трудов и смогут уточнить интересующие подробности.

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ спортивно-оздоровительного сервиса»

Понятие «Социально-культурный сервис» в широком и узком смысле. Физкультурно-спортивный сервис в широком и узком смысле. Понятие «спортивно-оздоровительные услуги». Спортивно-оздоровительный сервис в рамках теории физической культуры, валеологии и сервисологии.

Прежде всего, обратимся к понятию «социально-культурный сервис».

К его определению можно подойти с разных сторон. Однако очевидно, что ключевым в этом понятии будет термин «сервис» - обслуживание, предоставление разного рода услуг, работа по оказанию услуг. Введенный в действие в 1994 г. ГОСТ РФ «Услуги населению. Термины и определения» подразделяет услуги, оказываемые населению, по их функциональному назна­чению на материальные и социально-культурные (немате­риальные) услуги. (Приложение 1).

Согласно определению Государственного стандарта, материальная услуга — это услуга по удовлетворению матери­ально-бытовых потребностей, а социально-культурная услуга — это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормаль­ной жизнедеятельности потребителя услуг. В ГОСТе дано разъяснение: социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и вос­становление здоровья, духовное и физическое развитие личнос­ти, повышение профессионального мастерства и др.

К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования. Таким образом, предоставление социально-культурных услуг и есть социально-культурный сервис. Иначе говоря, социально-культурный сервис (в широком смысле слова) - это система создания, предоставления и потребления социально-культурных услуг: услуг культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма (1, с.119-120). Социально-культурный сервис (в узком смысле слова) – это предоставление социально-культурных услуг за плату, на коммерческих началах, на основе платежеспособного спроса.

Из анализа положений Государственного стандарта вытекает также, что подавляю­щее большинство услуг, производимых и потребляемых в отрасли «физическая культура и спорт» (будем их называть в дальнейшем «услуги физической культуры и спорта»), относятся именно к социально-культурным услугам.

Действуя по аналогии, можем определить физкультурно-спортивный сервис в широком смысле как систему создания, предоставления и потребления услуг физической культуры и спорта, а предоставление их на основе платежеспособного спроса - как физкультурно-спортивный сервис в узком смысле.

Остаются открытыми вопросы: Как соотносятся между собой понятия «физкультурно-спортивный сервис» и «спортивно-оздоровительный сервис»?Что нужно понимать подспортивно-оздоровительным сервисом?

Можно сказать, что спортивно-оздоровительный сервис–это предоставление спортивно-оздоровительных услуг. Следовательно, не определив понятие «спортивно-оздоровительные услуги», мы не приблизимся к пониманию спортивно-оздоровительного сервиса.

Что же мы разумеем под спортивно-оздоровительными услугами?

Понятие «услуга» подробно анализировалось в курсе «Сервисная деятельность». Напомним характеристики услуги.

Услуга как социально-экономическое явление - это:

Ø специализированная помощь (оказываемая специалистом или неспециалистом, но в специфичной области: поддержание чистоты и пр.);

Ø удовлетворение потребностей человека, что определяет востребованность услуги конкретным потребителем;

Ø экономическое благо, которое может приносить прибыль;

Ø деятельность, совокупность действий, а не конкретная вещь;

Ø труд, работа (подлежит оплате);

Ø товар, имеющий определённую стоимость, цену;

Ø благо для потребителя, нематериальное по форме, неосязаемое, проявляющееся в результате как польза, выгода, преимущество;

Ø законченное, завершенное действие или совокупность действий;

Ø посредник между субъектом (исполнителем) и потребителем услуги, результат их взаимодействия;

Ø единый процесс производства, предоставления и потребления услуги, выражающий неотделимость ее от источника услуг;

Ø изменчивое, непостоянное по качеству явление;

Ø не сохраняемое, неспособное к хранению благо.

Как видим, эти особенности присущи всем услугам, в том числе, и спортивно-оздоровительным. Чтобы выявить специфику спортивно-оздоровительных услуг, нужно учесть, что эти услуги:

§ удовлетворяют специфические потребности;

§ связаны с оздоровлением и физическим развитием человека;

§ относятся к услугам физической культуры и спорта.

Рассмотрим указанные особенности спортивно-оздоровительных услуг более подробно.

Потребность - состояние нужды, необходимости, возникающая в процессе жизнедеятельности человека. Потребность требует удовлетворения и выступает как внутренний стимул деятельности человека, как источник активности.

Существует множество классификаций потребностей, лежащих в основе мотивов человеческого поведения. Для работника сферы сервиса применительно к потребителю наиболее значимы теории мотивации З.Фрейда (2) и А.Маслоу (3).

В теории австрийского врача и психиатра З.Фрейда (1856-1939) содержится положение, справедливость которого постоянно ощущают сотрудники сервисных организаций, общаясь с потребителями: «Человек не отдает себе полного отчета в истоках своих влечений». Порой приходится затратить немало усилий и времени, чтобы определить истинную проблему человека, мотивацию приобретения спортивно-оздоровительной услуги и найти необходимую услугу или набор услуг, чтобы разрешить затруднение.

В теории потребностей американского психолога А.Маслоу (1908—1970), важен и набор характерных для человека потребностей, и их иерархичность. А.Маслоу выделил 2 группы потребностей: высшие и низшие. Низшие потребности – физиологические (вода, пища, воздух, тепло), а также потребности в безопасности и в самосохранении. Они необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности. Это базисные потребности, основание, база иерархии потребностей. Потребности высшего порядка: в творческом самовыражении, в самореализации и самоутверждении. В процессе сервисного взаимодействия работник сервиса, безусловно, должен иметь в виду и другие высшие потребности по Маслоу: в принадлежности (в социальных контактах), в признании, оценке и внимании со стороны окружающих.

Потребности, удовлетворяемые предоставлением спортивно-оздоровительных услуг, характеризуют субъективную составляющую спортивно-оздоровительного сервиса: личностные ожидания, предпочтения человека, мотивацию обращения к физкультурно-спортивному отдыху. Под мотивом понимается осознанное побуждение, обуславливающее приобретение и потребление спортивно-оздоровительных услуг для удовлетворения совокупности специальных потребностей.

Опросы потребителей спортивно-оздоровительных услуг, проведенные авторами, позволили разработать приведенную далее группировку мотивов обращения к спортивно-оздоровительным услугам:

1) стремление к отдыху, разрядке, компенсации условий жизни:

- снять стресс, преодолеть негативные эмоции;

- отдохнуть, расслабиться, восстановить силы;

- отвлечься от рутины повседневности, испытать острые ощущения;

- насладиться движением как одной из ценностей досуга.

2) стремление к изменению физической формы:

- оздоровиться, почувствовать себя более здоровым;

- продвинуться в физическом развитии;

- поддерживать тонус, обрести спортивность.

3) стремление к межличностному общению:

- приобрести новые знакомства;

- интересно проводить время в компании, объединенной общим увлечением.

4) стремление в той или иной степени к познанию, обогащению знаний:

- приобрести новый опыт;

- расширить кругозор в отношении оздоровления организма;

- приобрести культурные привычки здорового образа жизни.

5) стремление к самоутверждению, самореализации:

- встряхнуться, иначе ощутить свое «я»;

- приобщиться к тому, что престижно;

- испытать удовлетворение от преодоления трудностей, от достижений;

- повысить уверенность в себе;

- обнаружить скрытые возможности, полнее выразить себя.

В реальной действительности, как правило, существуют несколько мотивов, обусловливающих выбор конкретной спортивно-оздоровительной услуги и взаимно усиливающих друг друга. Тем не менее, всегда есть главный, преобладающий мотив, который определяет вид, набор избираемых услуг. Так или иначе, мотивация занятий, как видим, связана, прежде всего, с движением, оздоровлением и физическим развитием. Немалое значение имеют мотивы обретения спортивности, обогащения социальных связей.

Рассмотрим далее понятия «здоровье», «оздоровление», «спорт», «спортивность», поскольку они теснейшим образом связаны с предоставлением спортивно-оздоровительных услуг.

Под здоровьем понимают обычно то или иное состояние организма («здоровье пошатнулось») или правильную, нормальную жизнедеятельность организма, полное физическое и психическое благополучие. Понятие «здоровый» означает: выражающий, обнаруживающий здоровье, полезный для здоровья. Оздоровление – улучшение здоровья, восстановление сил, рекреация, приведение здоровья в более благоприятное состояние. Оздоровление - это раздел восстановительной медицины, направленный на повышение функциональных резервов и адаптивных возможностей человека, предупреждение заболеваний и улучшение качества жизни у лиц, ослабленных в результате действия неблагоприятных факторов среды и деятельности или имеющих функциональные расстройства здоровья.

Рекреация (от лат. recreation – обновление, восстановление) – отдых, восстановление и поддержание нормальной жизнедеятельности, психофизического баланса организма.

Понятие «спорт» многозначно. Это и система организации и проведения соревнований, и вид профессиональной деятельности для спортсменов и тренеров. В статье.2 Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999) дано следующее определение спорта: «Составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям».

Понятие «спортивный» - означает: связанный со спортом как таковым. Применительно к человеку – это качественная характеристика его во внешних и внутренних проявлениях. Спортивный человек – это позитивная характеристика, подразумевающая качества и внешность спортсмена. Понятие «спортивность» характеризует престижность подтянутости, собранности, здоровья в современном обществе. Отметим, что понятие «спортивная одежда» означает: удобная, функциональная, яркая, броская, заметная, выделяющаяся.

Таким образом, учитывая смысловые связи в семантическом поле понятий «спорт», «здоровье», «оздоровление», «спортивность», перегруппировки и сдвиги значений, дополнительные отношения, ощутимые в понятиях, можем сформулировать некоторые подходы к пониманию понятия «спортивно-оздоровительные услуги». С точки зрения целей спортивно-оздоровительного сервиса ведущими из этих целей выступают отдых, оздоровление, физическое развитие, улучшение физической формы и обретение спортивности.

Теперь обратимся к понятию «физкультурно-спортивные услуги». Разделение труда в непроизводственной сфере привели к значительному разнообразию видов услуг вообще, и услуг физической культуры и спорта, в частности. Осуществим обзор спектра услуг физической культуры и спорта, сделав попытку классифицировать их с использованием различных оснований.

По форме распределения общественных фондов потребления выделяют бесплатные (урок физической культуры в общеобразовательной школе и т.п.) и платные (занятия в коммерческом физкультурно-оздоровительном центре, фитнес-клубе и т. п.) физкультурно-спортивные услуги.

По мотивам производства физкультурно-спортивные услуги могут быть коммерческими (получение производителем прибыли), либо некоммерческими (выполнение производителем социально важных функций, например, развитие физической культуры и спорта среди детей и подрост­ков, инвалидов, пожилых и т.п.).

По форме потребления физкультурно-спортивные услуги подразделяются на индивидуальные (самостоятельные занятия физическими упражнениями и видами спорта или индивидуальные занятия под руководством инструктора) и массовые (групповые занятия физическими упражнениями и видами спорта в секциях, клубах и т.п.).

По мотивам потребления различаются физкультурно-спортивные услуги личного характера (занятия конкретного лица плаванием в бассейне и т.п.) и деловые (аренда бассейна для проведения корпоративных спортивных соревнований и т.п.).

По характеру потребности, для удовлетворения которой предназначены те или иные услуги, их можно классифицировать:

на собственно физкультурно-спортивные услуги (обеспечение занятий физическими упражнениями и видами спорта с различными целями, в разнообразных организационных формах, платно либо бесплатно и т.п.);

зрелищные (личное присутствие на спортивных соревнованиях, либо просмотр их по телевидению и т.п.);

консультационные (персо­нальные консультации по средствам, методам и формам занятий физическими упражнениями, видами спорта, лечебной физиче­ской культурой и т.п.);

образовательные (получение среднего или профессионального высшего специального образования и т.п.);

дополнительно­го образования (занятия в спортивных школах, секциях и т.п.);

посредниче­ские услуги (подготовка пакета документов, необходимых для создания физкультурно-спортивной организации, приобретение оборудования для фитнес-клуба и т.п.);

коммерческие услуги (спонсорская помощь, лотерейная и подобная ей деятельность и т.п.) и др.

По степени важности для потребителя с точки зрения ведущих мотивов обращения к соответствующим услугам их подразделяют на:

основные (активные занятия физическими упражнениями и вида­ми спорта на базе научно обоснованных методик, регламентиро­ванного времени занятий, под руководством специалистов и т. п.);

дополнительные (пассивное оз­доровление с использованием различных разновидностей масса­жа, бань и т. п.);

сопутствующие (обеспечение вспомогательно­го обслуживания в виде предоставления специализированного питания, камер хранения, автостоянок и т.п.).

Данный обзор позволяет утверждать, что спортивно-оздоровительные услуги – лишь часть услуг физической культуры и спорта, а спортивно-оздоровительный сервис – часть физкультурно-спортивного сервиса в узком смысле.

Спортивно-оздоровительные услуги – это, как правило, услуги платные, коммерческие, массовые или индивидуальные. Это - собственно физкультурно-спортивные услуги, т.е. связанные с обеспечением занятий физическими упражнениями и видами спорта в целях оздоровления и физического развития, в разнообразных организационных формах.

Это - активные занятия физическими упражнениями и вида­ми спорта по определенной программе на базе научно обоснованных методик, регламентиро­ванного времени занятий, под руководством специалистов. Спортивно-оздоровительные услуги могут включать в себя консультирование, а также дополнительные и сопутствующие услуги.

Спортивно-оздоровительный сервис- это система экономически обоснованного создания, предоставления и потребления услуг, удовлетворяющих совокупность специальных потребностей человека и связанных с программированием занятий специалистом (тренером, инструктором) в целях оздоровления и физического развития.

Иначе говоря, это - часть отрасли «физическая культура и спорт», которая производит свободно реализуемые на рынке спортивно-оздоровительные услуги, или тот сектор экономики, где в качестве товара выступают спортивно-оздоровительные услуги. Спортивно-оздоровительный сервис – реализация спортивно-оздоровительных услуг за плату. Спортивно-оздоровительная услуга в этом случае - своеобраз­ный по форме и назначению товар, удовлетворяющий специальные потребности и существующий не в качестве вещи, а в качестве деятельности.

Говоря об особенностях производства и потребления спортивно-оздоровительных услуг, необходимо иметь в виду, что эти процессы тесно связаны с по­треблением материальных услуг (прокат, ремонт спортивного оборудования и т.п.) и использованием товаров (спортивная одежда и обувь, спортивный инвентарь, оборудование, специальное питание и т.д.). Названные материальные услуги и товары по отношению к спортивно-оздоровительному сервису имеют дополнительный характер, однако, трудно себе представить потребление спортивно-оздоровительных услуг в отрыве от них. Другими словами, спортивно-оздоровительные услуги, материальные услуги и товары потребляются в едином комплексе, в связи с чем рост спроса на спортивно-оздоровительные услуги неизбежно влечет за собой со­ответствующий рост спроса на материальные услуги и товары специального назначения.

Сравнительно недавно учреждения, предоставляющие спортивно-оздоровительные услуги, ориентировались, прежде всего, на валовые показатели, на объем услуг. При этом изучение потребностей, запросов населения проводилось, но результаты изучения мало влияли на набор предлагаемых услуг. Не имея возможности выбора, люди оказывались, по сути, перед необходимостью использования возможностей ограниченного ассортимента услуг. В полной мере это положение относится и к сфере услуг физической культуры и спорта.

Появление понятия «спортивно-оздоровительный сервис», на наш взгляд, отражает новый характер отношений к физической культуре в современном обществе.

Прежде всего, спортивно-оздоровительный сервис предполагает новый тип взаимосвязи, взаимодействия человека и физической культуры, возникающий в процессе совместной с потребителем деятельности и отражаемый пересечением теории и практики физической культуры, валеологии и сервисологии.

Именно это пересечение есть предметная область, позволяющая:

Ø обнаружить теоретические основы спортивно-оздоровительного сервиса;

Ø предложить практические рекомендации по использованию технологий и практик сближения с физической культурой и спортом человека, удовлетворяющего свои потребности в отдыхе, оздоровлении и физическом развитии на основе платежеспособного спроса;

Ø обеспечить оптимизацию деятельности различных субъектов спортивно-оздоровительного сервиса, предоставляющих спортивно-оздоровительные услуги и формирующих культурные отношения в современном обществе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Услуги населению. Государственный стандарт РФ // Мир качества. – 1998. – № 15. – С.119-122.

2. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Изд-во СТД, 2003.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. Изд. 3-е. – СПб.: Питер, 2003.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. В чем необходимость различать понятие «физкультурно-спортивнный сервис» в широком и узком смысле?

2. В чем новизна подхода людей к физической культуре, зафиксированного в понятии «спортивно-оздоровительный сервис»?

3. Какие основания позволяют рассматривать спортивно-оздоровительный сервис в рамках сервисологии?

Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса» КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Цель, структура и особенности курса «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса». Взаимосвязь с другими учебными дисциплинами. Значение в подготовке специалиста по сервису и туризму.

Рассматривая «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса» как вузовскую учебную дисциплину, можно определить ее цель следующим образом - дать будущим специалистам по сервису и туризму ( специализация «Спортивно-оздоровительный сервис») научно-обоснованное представление:

· о сущности, основных понятиях, характеризующих спортивно-оздоровительный сервис;

· о процессах зарождения, развития спортивно-оздоровительного сервиса в историческом пространстве-времени;

· о современных видах спортивно-оздоровительного сервиса;

· о функционировании в современных условиях предприятий спортивно-оздоровительного сервиса как сферы их будущей профессиональной деятельности.

Курс состоит, как уже было отмечено во введении, из 5 разделов. В двух первых разделах учебно-методического пособия излагается, главным образом, философско-культурологический аспект курса. В историческом разделе рассматривается возникновение соответствующих потребностей людей, происхождение и исторический опыт общественных институтов и частных инициатив, возникающих для удовлетворения этих потребностей, функционирование системы физкультурно-спортивного сервиса в различных исторических условиях.

В третьем разделе излагаются отдельные теоретические вопросы социологического, социально-педагогического, социально-психологического аспектов. В четвертом разделе представлены вопросы управленческо-правового и физкультурно-валеологического аспектов. В пятом – более подробно освещены виды спортивно-оздоровительного сервиса. Сервисный аспект теории спортивно-оздоровительного сервиса подробно не рассматривается, так как входит в рамки учебной дисциплины «Сервисная деятельность».

Изучение дисциплины дает будущим специалистам возможность:

- развить и углубить знания, полученные при изучении курсов «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме», «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» «Правовое регулирование в социально-культурном сервисе и туризме», «Сервисная деятельность»;

- узнать исторические факторы, социально-культурные условия, позитивный опыт развития основных сфер спортивно-оздоровительного сервиса на различных этапах истории России и за рубежом;

- понять специфику спортивно-оздоровительного сервиса и особенности оказания спортивно-оздоровительных услуг;

- осмыслить вопросы технологии спортивно-оздоровительного сервиса;

- сориентироваться в современных видах спортивно-оздоровительного сервиса.

Выпускник должен владеть знаниями истории и теории предмета, дающими умения и навыки анализа конкретных ситуаций и организации спортивно-оздоровительного сервиса с учетом актуальных потребностей людей и в соответствии с тенденциями современного развития сферы физкультурно-спортивного сервиса в условиях рыночной экономики.

<Учебная ><дисциплина ><«Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса» ><изучается в цикле специальных дисциплин (дисциплин специализации) ><на ><><333333333333третьем третьем и четвертом ><курсах дневной и заочной форм обучения. Курс ><обучения ><представляет ><собой ><синтез, сведение воедино и углубление знаний о спортивно-оздоровительном сервисе, ><полученных ><в курсах «Человек и его потребности», «Сервисная деятельность», «История физической культуры и спорта», ><общих курсахоб а также ><страноведческой информации экономической и ээээ медико-биологической и экономической информации, содержащейся в курсах «Валеология», «Безопасность жизнедеятельности», «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме», овладение которыми предусмотрено учебным планом специальности. Учебная ><дисциплина ><«Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса» обеспечивает научный уровень выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы по спортивно-оздоровительному сервису и туризму, а также ><проведение усиливает специальную сервисную подготовку, необходимую в сфере ><будущей ><профессиональной ><деятельности выпускника.

Важной особенностью курса является его принципиальная новизна, отсутствие готовых пособий и необходимость вычленять сведения из традиционных учебников по истории физической культуры и ее отдельных областей, по социологии, социальной психологии, педагогике, сервисной деятельности, не теряя из виду собственного предмета. В силу этого изучение курса предполагает (помимо лекционных и практических занятий) систематическую углубленную самостоятельную работу студентов по изучению рекомендуемой литературы и периодических изданий, по сопоставлению исторического опыта, теоретических положений и современной практики, а также участия в исследованиях, проводимых кафедрой социальных технологий ГУФК им.П.Ф.Лесгафта. Поэтому в учебном пособии даны вопросы для повторения и самопроверки, тематика курсовых работ и литература.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. В чем значение курса для подготовки специалиста сферы сервиса и туризма?

2. С какими дисциплинами взаимодействует курс «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса»?

1.4. КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ спортивно-оздоровительного сервиса

Основные направления спортивно-оздоровительного сервиса. Особенности и понятия сферы веллнеса. Искомый результат занятий в системе спортивно-оздоровительного сервиса.

Спортивно-оздоровительный сервис, как уже было отмечено, это - система экономически обоснованного создания, предоставления и потребления услуг, удовлетворяющих определенную совокупность специальных потребностей человека и связанных с программированием занятий специалистом (тренером, инструктором) в целях оздоровления и физического развития.

Исходя из такого понимания спортивно-оздоровительного сервиса, можно выделить следующие компоненты системы спортивно-оздоровительного сервиса.

1. Занятия и тренировки по видам спорта, осуществляемые в соответствии с характеристиками спортивно-оздоровительного сервиса (платные услуги, связанные с программированием занятий специалистом-тренером, инструктором - в целях оздоровления и физического развития). Здесь в равной мере могут быть представлены циклические, процессуальные, игровые виды спорта и единоборства.

2. Занятия и тренировки, использующие специфические природно-географические возможности в целях оздоровления и физического развития, опираясь на организационные возможности туризма. Это, как правило, экстремальные, часто опасные для здоровья виды услуг с использованием возможностей гор, рек, моря, воздушной стихии, предоставляемые туристскими организациями и их партнерами (горные лыжи, рафтинг, дайвинг, кайтинг, виндсерфинг и т.п.). Сюда же можно отнести физкультурно-оздоровительные компоненты анимационных программ в туризме.

3. Фитнес как комплекс специализированных занятий физическими и дыхательными упражнениями в целях оздоровления, поддержания физической формы и физического развития:

· аэробика всевозможных направлений и разновидностей;

· танцевальные классы (танцевальные направления в фитнесе);

· силовые классы с использованием специального оборудования;

· Mind Body - тиякультурныеспециализированные занятия с опорой на западные и восточные оздоровительные системы (дыхательная гимнастика, пилатес, йога и др.).

4. Веллнес-технологии как сочетание методик оздоровления организма и достижения состояния физического и душевного благополучия.

Охарактеризуем веллнес более подробно в силу новизны понятия для современного российского сервиса.

Понятие «веллнес» в лингвистическом смысле происходит от английского «well» – отлично. Термин получил распространение чуть более двадцати лет назад и обозначил движение за здоровый образ жизни, позитивный взгляд на мир, стремление к молодости и энергии в любом возрасте. Веллнес не просто оздоровительная технология,

Наши рекомендации