Тема 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ
Вопросы для изучения:
Культура и ее функции. Базисные элементы культуры.
Многообразие культур.
Культура и ее функции. Базисные элементы культуры
Культура рассматривается в социологии как сложное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.
Одно из самых общепринятых и наиболее распространенных определений: культура есть, с одной стороны, целостная, системно организованная совокупность материальных и духовных ценностей, произведенных человечеством в процессе его исторического развития, а с другой, - совокупность самой деятельности. Из данного определения следует, что культура противоположна природе.
Можно выделить две основные сферы существования и развития культуры - материальную и духовную. Материальную культуру можно понимать как совокупность всех созданных человеческим трудом материальных предметов конкретного общества, которые служат жизнеобеспечению, удовлетворению витальных потребностей человека. Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Можно выделить наиболее важные функции культуры.
1) Социализирующая функция культуры имеет большое значение, так как процесс формирования личности непосредственно связан с усвоением существующих в обществе норм и ценностей, идеалов, знаний и их творческим воспроизводством.
2) Духовно-нравственная функция культуры систематизирует, воспроизводит, сохраняет и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом.
3) Коммуникативная функция культуры связана с передачей и осмыслением сообщений по определенным правилам в ходе совместной деятельности людей.
4) Культура выполняет трансляционную функцию, позволяющую сохранять и передавать последующим поколениям ценности и нормы поведения.
5) Регулятивная функция культуры связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля над этими действиями. Выступая в качестве совокупности идеалов, ценностей и норм, культура предписывает человеку правила и стандарты поведения.
6) Культуре присуща интегративная функция. Члены одной социальной общности, группы имеют общие символы, традиции, нормы и ценности, в силу чего воспринимают себя как единое целое.
К базисным элементам духовной культуры относят язык, ценности, нормы, обряды, обычаи, традиции.
Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система, служащая средством человеческого общения и мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством хранения и передачи информации от поколения к поколению. Ценности - определяющий элемент культуры, ее ядро. Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе. Обряд - это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда - в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений между людьми, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов (например, обычай встречать Новый год, праздновать день рождения и т.д.). Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени (например, Рождество, Пасха, Радуница и т.д.)
В исследовании культур существуют две противоположные точки зрения: культурный этноцентризм и культурный релятивизм. Культурный этноцентризм оценивает чужую культуру, сравнивая ее со своей собственной, что может привести к рассмотрению своей культуры как лучшей, а остальных - "так себе". Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить "варваров" в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.
Многообразие культур
Существует множество культур, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах. Можно выделять мировую и национальную культуры. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура - синтез культур различных классов, социальных слоев и групп конкретного общества.
Сложность понимания феномена культуры заключается в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. Поэтому в социологии принято говорить о разнообразии культур, выделяя три ее формы: народная, элитарная, массовая и две ее разновидности: субкультура и контркультура.
Народная культура создается в повседневной трудовой деятельности, бытовом общении анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она развивается как коллективное творчество, тесно связана с породившим ее этнонациональным укладом жизни, с творчеством народных умельцев (гончаров, резчиков по дереву и камню, кружевниц) и передается из поколения в поколение.
Элитарная (высокая) культура ориентирована на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они претендуют расцениваться как элита. Целью такой культуры становится самовыражение художника (творца). Круг потребителей высокой культуры представлен, как правило, высокообразованной частью общества: критиками, литературоведами, театралами, художниками, писателями, музыкантами.
С середины XX века широкое распространение получил термин "массовая культура" (популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура). Распространение массовой культуры связано с проникновением в большинство стран мира средств массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись) и их доступностью представителям всех социальных слоев. Массовая культура ориентирована на усредненный уровень развития массовых потребителей, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры, является авторской и имеет самую широкую аудиторию слушателей, читателей, зрителей. Массовая культура выполняет в обществе развлекательную функцию и преследует коммерческие цели. Ее главный принцип: "Публика желает - публика получит". Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Массовая культура снимает стрессы, стандартизирует чувства, внушает определенные идеи, навязывает стереотипы мышления. Массовая культура внутренне противоречива. С одной стороны, она делает доступным для масс ценности элитарной культуры, с другой - подменяет подлинность копией, делает общение с искусством, наукой заурядным, порождает конформизм, усредненность. Разновидностью массовой культуры является кич, проявляющийся в ярком, но часто безвкусном оформлении журналов, в бульварной литературе, в значительной части кино - и телепродукции. Кич - это искусная подделка под искусство, в нем нет подлинных художественных открытий.
В последнее время, как утверждают современные социологи, появилась новая форма массовой культуры - экранная (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.
Для социологического изучения культуры важно рассмотреть понятие субкультуры. В противоположность доминирующей культуре, принимаемой и разделяемой большинством членов общества, субкультура представляет собой систему ценностей, стилей жизни, групповых норм, стереотипов поведения, создаваемых социальной группой. Наличие субкультур - показатель многообразия культуры общества, ее способности к адаптации, развитию. Существуют молодежная, воинская, врачебная, студенческая, крестьянская, казачья субкультуры.
Контркультура - это такая система ценностей, норм, стандартов поведения определенной социальной группы, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт.
Американский антрополог Ф. Бок ввел в оборот и обосновал понятие "культурный шок. Культурный шок - это реакция индивида, оказавшегося в чужом обществе, в чужой культурной среде и испытывающего бесчисленные трудности в общении, потреблении, ощущающего себя беспомощным и дезориентированным.
Тема 4. ЛИЧНОСТЬ
Вопросы для изучения:
Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль.
Социализация личности.
Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль.
Понятие личность употребляется для того, чтобы сделать акцент на социальной сути человека и индивида. Личностью не рождаются, а становятся в обществе в ходе взаимодействий с другими людьми посредством приобретения различных социальных качеств. Таким образом, личность - это социальная характеристика человека и индивида, которая базируется и взаимосвязана с его биологическими и генетическими задатками.
Личность можно определить как относительно устойчивую систему социальных качеств, приобретаемых и развиваемых в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе.
Важнейшие социальные качества личности: самосознание, самооценка, социальная идентификация, активность, интересы, убеждения, цели жизни. Самосознание - свойственная только человеку способность осознавать себя в системе общественных отношений. Социальная идентификация - результат сознательного и эмоционального самоотождествления себя с другими людьми, с другой общностью; активность - способность производить социально значимые действия, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми; интересы - постоянный источник деятельности, основанный на потребностях; убеждения - социально-психологические оценки и восприятия окружающего мира, они бывают нравственные, идеологические, научные, религиозные и т.д. Наличие целей жизни и стремление их реализовать - это важнейшая характеристика сформировавшейся личности. Цели жизни дифференцируются на четыре основные группы: 1) материальные блага; 2) знания и творчество; 3) власть, престиж, авторитет; 4) духовное совершенство.
Личность может быть рассмотрена как результат от множества моделей поведения, которые свойственны любому индивиду в той или иной социальной группе и обществе в целом. Модель поведения, называемая социальная роль, присуща тому или иному индивиду в соответствии с его социальным статусом, т.е. положением в обществе, социальной группе. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и тс, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Поэтому социологи используют понятие - статусный набор, т.е. совокупность всех социальных статусов данной личности. Но чаще всего только один статус определяет положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный (интегральный) статус обусловлен должностью (например, ректор, экономист и т.д.). Совокупность ролей, вытекающих из данного статусного набора, называется ролевым набором.
Социальная роль содержит в себе два основных элемента: ролевые ожидания - то, что ждут от той, или иной роли, и ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Любая социальная роль, по мнению Толкотта Парсонса, может быть описана с помощью пяти основных характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация и мотивация.
Социологи отмечают ту принципиальную роль, которую играют в поведении личности интересы. В свою очередь, интересы личности основаны на потребностях. Потребность можно определить как нужду, необходимость человека в чем-либо.
Наиболее известной является классификация, предложенная Абрахамом Маслоу. Он выделял пять групп потребностей: 1) физиологические (жизнедеятельности); 2) безопасности; 3) причастности и принадлежности (к коллективу, обществу); 4) признания (уважения и любви); 5) самоактуализации (самореализации, самовыражения). По мнению Маслоу, потребности первых, двух групп врожденные, т.е. биологические, а с третьей группы начинаются потребности приобретенные, т.е. социальные. Поведением человека движет не сама потребность, а, прежде всего, степень ее неудовлетворенности. Истинной сути человека, глубинному смыслу его жизни в наибольшей степени соответствуют социальные потребности, основная среди которых - потребность в самореализации.
Можно выделить три основных уровня удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный; 2) нормальный; 3) уровень роскоши. Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека. Нормальный уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования становится самоцелью и (или) средством демонстрации высокого социального статуса.
Социализация личности
Анализируя возникновение и развитие личностных черт, можно выделить факторы, оказывающие влияние на формирование личности: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Поэтому огромное значение в формировании личности играет так называемый процесс социализации личности.
Понятие социализация объясняет то, каким образом человек из биологического и генетического существа превращается в существо культурное - социальное. Социализация личности - непрерывный, начинающийся с младенчества и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения, накопления и воспроизводства социального опыта, т.е. социальных ролей, установок, социальных норм, ценностей, знаний и т.д.
Различаются две основные формы социализации - направленная и ненаправленная. Ненаправленная, или стихийная форма социализации - это автоматическое формирование и развитие определенных социальных качеств в процессе и в результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении (в кругу семьи, коллег по работе, друзей, сверстников). Человек сам как "губка" сознательно и несознательно впитывает все, что происходит вокруг. Стихийная социализация сочетается с направленной. Направленная форма социализации - это специально разработанная обществом или его определенными институтами и организациями система средств воздействия на развивающуюся личность с целью сформировать ее в соответствии с главенствующими в данном обществе ценностями и идеалами.
Первичная социализация охватывает период детства. Вторичная социализация занимает более длительный временной промежуток и включает в себя также зрелый и преклонный возраст.
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности и освоение социального опыта активно продолжается и в среднем и в пожилом возрасте. Выделяются следующие различия между социализацией детей и взрослых: 1) социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации; 2) взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их; 3) социализация взрослых часто предполагает более гибкое, освоение социального опыта, т.е. у взрослых есть понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета"; 4) социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Социализация включает в себя пять основных этапов: младенчество, детство, юность, зрелость, старость.
Основной канал социализации на этапе младенчества - общение с родителями. Ведущие каналы социализации в детстве: 1) игра, в первую очередь, ролевая игра, которая представляет собой эмоционально-образное воссоздание поведения и действий взрослых, осуществляющееся в игровой форме; 2) обучение и познание мира, которое происходит в основном с помощью учителей и учебников. В юности доминирующая роль в социализации личности принадлежит сверстникам. Приобретение знаний и жизненного опыта из этого источника иногда происходит в конфликте с родителями, образованием. Кроме того, юность характеризуется тем, что на этом этапе социальный опыт не только усваивается, но активно воспроизводится, происходит освоение соотношений между людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Как правило, уже в юности человек формулирует свои основные цели жизни. Человеческая зрелость характеризуется стремлением достигнуть целей жизни и самоутвердиться в различных сферах общества. Происходит самообразование и самосовершенство личности благодаря ее включенности в культуру общества в целом. Старость основывается на подведении человеком итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего, практически, нельзя изменить.
В повседневной жизни, нередко можно встретить такие явления, которые можно обозначить понятиями "опережающая" и "запаздывающая" социализация. Об опережающей социализации можно говорить в случае более раннего усвоения социального опыта по сравнению с ровесниками, ускоренного формирования важных базовых способностей (например, вундеркинды). Запаздывающая социализация характеризуется более поздним усвоением социального опыта по сравнению с ровесниками (например, солдаты, проходящие срочную службу в армии).
Выделяются основные институты социализации личности: семья, образование (дошкольное учреждение, школа, вуз), игровая группа детей, компания сверстников, трудовой коллектив, СМИ, религия, социокультурная общность (т.е. в целом то пространство, в котором находится, и действие которого оказывает влияние на личность). В процессе социализации все институты взаимодействуют друг с другом, оказывая мощное воздействие на две основные тенденции в формировании личности в ее социальном развитии: 1) тенденцию освоения индивидом социального опыта, ценностей и норм культуры и 2) тенденцию творческого их воспроизводства, обогащения и преобразования.
Ресоциализация - усвоение нового социального опыта, т.е. новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки.