Профанация; софизм; ригоризм; эпатаж.

Задание 12. Когда деепричастный оборот не может использоваться? (письменно). В каких предложениях деепричастный оборот использован правильно?

1. Отправившись на практику, у студентов был большой интерес к предстоящей работе.

2. Работая в группе, учитывайте мнение коллег.

3. Выясняя происхождение географических названий, исследователя-топонимиста подстерегают многочисленные западни.

4. Переехав на новое место, мы столкнулись с рядом трудностей.

Задание 13. Дайте определение чтению как виду речевой деятельности. Что такое интегральный алгоритм чтения? Расположите в верной последовательности блоки интегрального алгоритма чтения.

1. Выходные данные: год издания, издательство, номер периодического издания, дата опубликования и т.п.

2. Наименование читаемого источника

3. Автор

4. Фактографические данные: конкретные факты, имена собственные, даты и т.п.

5. Основное содержание: тема, главная идея автора, рассматриваемые проблемы

6. Новизна материала, его критическая оценка.

7. Возможность использования на практике.

Задание 14. Чем аннотация отличается от реферата? Выберите пункты с правильным ответом.

1. В реферате более полно раскрываются проблемы и основные положения работы;

2. В реферате приводится аргументация этих положений;

3. В реферате указываются выводы, к которым пришел автор;

4. В аннотации формулируется только тема источника (книги, статьи и т.п.) и не говорится о направленности ее проблематики.

Задание 15. Для переформулировки высказываний при конспектировании используются различные виды трансформаций предложений. Сокращенно запишите информацию следующих предложений, используя различные виды трансформаций.

1. Несмотря на то что природные ресурсы, как лес, нефть и полезные ископаемые, непосредственно задействованы в экономико-производственном процессе, истощение этих запасов не находит отражения в принятых в нашей стране базовых системах учета и контроля природных ресурсов.

2. Интенсивное развитие промышленности, химизация сельского хозяйства приводят к тому, что в окружающей среде появляются в больших количествах химические соединения, вредные для организма человека.

Задание 16. Ознакомьтесь со следующей ситуацией и прогнозируйте развитие диалога для каждого из вариантов ответных реплик продавца. Какая речевая тактика наиболее эффективна в данной ситуации для продавца? Почему?

В магазин возвращается раздосадованный покупатель и, показывая деталь купленного прибора, заявляет: "Я не понимаю, как вы можете продавать такой хлам. Эта штуковина отвалилась прежде, чем я успел попользоваться вашей покупкой". Продавец, побуждаемый стремлением защититься, отвечает:

А) "Ну видите ли, я продал сотни этих приборов. И вы первый, кто обращается ко мне с жалобой";

Б) "Я сам пользуюсь таким аппаратом и могу вам сказать, что он работает прекрасно";

В) "Я вижу, что вы расстроены. Расскажите подробнее что случилось".

Задание 17. Отметьте неправильное утверждение.

1. Риторика – наука о межличностном общении.

2. Риторика – наука об эффективной публичной речи.

3. Риторика – теория и практика воздействующей речи.

4. Риторика – ораторское искусство, теория красноречия.

Задание 18. Найдите правильный вариант завершения утверждения:

1. Дистанция, на которой разговаривают собеседники,…

а) очень символична и зависит от многих факторов;

б) не имеет значения;

в) зависит только от национальных особенностей;

г)зависит только от взаимоотношений собеседников;

д) определяется статусом собеседников.

2. Какой вид улыбки наиболее уместен в деловом общении?

а) заискивающая;

б) адекватная ситуации;

в) дружелюбная;

г) ироничная;

д) насмешливая.

3. Если человек во время разговора часто отводит глаза от своего собеседника, это может означать, что …

а) он собирается с мыслями;

б) он нервничает;

в) разговор его мало интересует;

г) ещё не всё сказано;

д) в зависимости от ситуации, возможен любой из приведенных вариантов.

4. Какое средство невербального общения слушающего поощряет говорящего к продолжению разговора?

а) увеличение дистанции слушающим собеседником;

б) очень широкая улыбка;

в) постоянное сокращение дистанции во время разговора;

г) заинтересованный взгляд с нечастыми кивками головой;

д) частый отвод взгляда в сторону.

5. Равноправие участников, свободный обмен мнениями и взглядами подразумевает беседа:

а) за T-образным столом;

б) за круглым столом;

в) за квадратным столом;

г) за журнальным столиком;

д) этот психологический аспект не учитывается.

Задание 19. Используйте (запишите) этикетные речевые формулы, чтобы решить следующие задачи.

а) показать заинтересованность в словах собеседника;

б) попросить дополнительных разъяснений;

в) сделать вывод, предложить вариант резюме;

г) дать оценку ситуации;

д) отказать партнеру в поддержке;

е) перенести решение вопроса на более поздний срок;

ж) выразить несогласие с позицией партнера;

з) одобрить позицию собеседника;

и) признаться в своей некомпетентности;

к) вежливо отклонить спорное предложение.

Задание 20. Дайте определение функциональному стилю речи. К каким стилям относятся данные жанры речи. Заполните таблицу по образцу.

Научный стиль Деловой стиль Публицистический стиль Разговорный стиль Художественный стиль
тезисы протокол очерк реплика повесть

Диссертация, реферат, отчет, роман, репортаж, рецензия на дипломную работу, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, доверенность, басня, рассказ, лозунг, листовка, закон, приветственная речь, анкета, характеристика, статья в научном издании, объявление, договор, указ, интервью, инструкция, расписка.

Задание 21. Подберите к данным существительным глаголы из скобок, с которыми они сочетаются в деловой речи.

Приказ, выговор, служебное письмо, счет, оклад, порицание, контроль, благодарность, апелляция (предъявить, осуществлять, направить, составить, устанавливать, возложить, объявить, вынести, издать, подать, предъявить).

Задание 22. Найдите ошибки в данном заявлении. Отредактируйте текст.

Декану математического факультета Соколову Н.В.

Д.Н.Степанова

Заявление

Прошу Вас разрешить мне продлить сессию по болезни. Справка может быть предоставлена.

С уважением,

Михайлов. 15. 01. 2017.

Задание 24. Напишите следующие слова, вставив, где нужно, пропущенные буквы.

Кол..егия, аген..ство, апел..яция, ветрен..ый, избирательная к..мпания, б..лл..тень, отр..сль, обвор..жительный, разр..женный воздух, абон..мент, пер..ферия, прец.. дент, инц..дент, пр..тензия.

Задание 25. Составьте резюме. Резюме – краткое письменное описание занимаемых в течение жизни должностей, мест работы и образования. Составляется по схеме[1].

Контрольная работа (Вариант 2)

Задание 1. Что такое акцентологические нормы? Поставьте ударение в приведенных словах.

1. Жалюзи, диспансер, нефтепровод, ходатайство, бармен, дебитор, каталог, генезис, фетиш, афера, сосредоточение, страховщик. 2. Он позвонит, он подключит, победителю вручат премию, лгала, премировать, подбодрить, ходатайствовать, бронировать (гостиничный номер). 3. Экспертный, оптовый, красивее, новорожденный, валов..й (продукт), гербовый, вы правы.

Задание 2. Поставьте ударение в глаголах. Какие закономерности в постановке ударения вы можете отметить?

1. Прибыл – прибыла – прибыло – прибыли; отнял – отняла – отняли – отняло; ждал – ждала – ждало – ждали; клал – клала – клало – клали; удался – удалась – удалось – удались.

Задание 3. Что такое лексическая сочетаемость? Прочитайте словосочетания и исправьте случаи нарушения правил лексической сочетаемости, в том числе в устойчивых словосочетаниях.

Предпринять шаги, приобрести известность, удовлетворять потребностям, дешевые цены, проводить контроль, обеспечить потребности, повысить внимание, увеличить потенциал.

Задание 4. Дайте определение явлениям плеоназма и тавтологии. В приведенных ниже предложениях исправьте случаи плеоназма (П) и тавтологии (Т), отметив каждый случай нарушения соответствующей буквой.

1. В своих действиях руководство нашей компании руководствовалось определенными принципами. 2. Лакокрасочный завод объявил конкурс на замещение свободных вакансий. 3. Необходимо устранить все имеющиеся дефекты и недостатки. 4. Необходимо представить отчет за истекший период времени. 5. На собрании руководителей компании были определены дальнейшие стратегии развития и перспективы на будущее.

Задание 5. Дайте определение словам-паронимам (письменно). Выберите правильное словосочетание:

Туристское (туристическое) снаряжение, жалостная (жалостливая) просьба, криминальная (криминогенная) обстановка, представить (предоставить) работу к защите, принять (предпринять) меры.

Задание 6. Запишите предложные сочетания, употребив слова в скобках в нужном падеже.

По (окончании...) мероприятия, согласно (договор), по (прибытие) на конференцию, во избежание (потери), благодаря (старания), сообразно (заключенная договоренность), по (приезд), по истечени.. срока действия договора.

Задание 7. Образуйте множественное число существительных.

Директор, инспектор, тренер, повар, ордер, торт, вексель, тендер, допуск, шофер, коллектор, паспорт, рапорт.

Задание 8. Просклоняйте числительные.

Восемьдесят три целых пятьдесят семь сотых процентов; две трети объема производства.

Задание 9. Сформулируйте правильный падежный вопрос после каждого словосочетания.

Проявить осведомленность, окупить затраты, получить справку, иметь влияние, принимать участие, предоставить право, внести коррективы.

Задание 10. Выберите правильную форму сказуемого в следующих предложениях.

1. Большинство российских предприятий (приняло – приняли) участие в международной выставке.

2. На собрании директоров (был обсужден – были обсуждены) ряд вопросов.

3. Цемент и песок (служит – служат) основным компонентом строительной смеси.

4. Двадцать два модуля (помещены – помещен) в прочный корпус, закрепляемый на кузове автомобиля.

Задание 11. Дайте определение следующим словам:

Наши рекомендации