Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при организации экспериментирования с водой.
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
«Развитие познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»
Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Задачи:
• Расширить знания воспитателей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей.
• Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей.
• Научить воспитателей изготавливать некоторые виды театральных кукол.
• Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей.
Участники: воспитатели
Материалы для семинара: бумага, ручки, ксерокопии опытов, стаканы с водой, гвоздь и перышки, пластиковые бутылки с водой и кусочек меха, мелкие игрушки, предметные картинки.
Ход встречи.
Добрый вечер, уважаемые гости!
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Поэтому, одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы.
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Л. С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира.
Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Только совместная работа специалистов и семьи пойдет ребенку на пользу и приведет к положительным результатам.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, развивает самостоятельность, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наблюдения, опыты экспериментирование способствуют формированию у детей определённых чувств, знаний, понятий, на основе которых происходит воспитание адекватного отношения к окружающему миру, вовлечение детей в разнообразную природоохранную деятельность.
Опыты, эксперименты проводятся в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные опыты включаются в каждое занятие «Социализация», опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения. Эксперименты проводятся один, два раза в месяц.
Элементарность опытов заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.) . Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным
Опыты, эксперименты используются для ознакомления детей со свойствами живой, неживой природы, а так же со свойствами предметов рукотворного мира (бумага, ткань, стекло, железо). Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде.
Опыт, эксперимент используются как способы решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована.
Опыт, эксперимент может проходить как длительное, так и как кратковременное наблюдение. Они могут проводиться с группой, с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера (прорастание семян). Воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта, эксперимента, является формулирование и фиксация выводов на основе полученных результатов.
Опыты, эксперименты различают как специально организованные, самостоятельно организованные детьми и спонтанно возникающие. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта)
2. тайна, сюрприз
3. мотив помощи
4. познавательный мотив (почему так)
5. ситуация выбора
Организационный момент должен быть игровым, сюжетным увлекать и заинтересовывать детей. Мотив экспериментирования должен быть осознанным ребенком (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно) Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная, его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это? ", "Что такое? В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Проведение игр и экспериментов с воспитателями.
Игра «Что снаружи, что внутри? » Педагог называет пару предметов, а родители (дети) говорят, что может быть снаружи, а что - внутри. (Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек - деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора – лиса)
. Игра «Картинки-загадки». Дополнительно: предметные картинки (мяч, гриб, тапочки и т. д.) Из группы воспитателей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Водящий берет одну из картинок. Не показывая ее остальным, он описывает предмет, нарисованный на ней. Взрослые предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
Игра «Клякса». Дополнительно: листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Воспитатели должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок будет отличаться степенью яркости и глубиной нарисованных образов.
Игра «Несуществующее животное». Дополнительно: листы бумаги, фломастеры. Если существование рыбы - молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пофантазируйте: «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба - ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? » (Воспитателям предлагается нарисовать несуществующую рыбу) .
Опыт: «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Сейчас мы с вами проведем небольшой экспиремент. Я раздам каждому из вас стаканчики с водой разной температуры. Пальцем попробуем и определим, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.
В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар.
В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
- В заключение нашей встречи, предлагаю прослушать историю.
Маленький Максимка с матерью пришла на берег реки.
- Мама, можно я поиграю в песке?
- Нет, малыш. Ты испачкаешь свою чистую одежду.
- Мама, можно я побегаю по воде?
- Нет. Ты намокнешь и простудишься.
- Мама, можно мне поиграть с другими детьми?
- Нет. Ты затеряешься в толпе.
- Мама, купи мне мороженое.
- Нет. Ты простудишь горло.
Маленький Максимка начал реветь. Мать повернулась к стоявшей неподалёку женщине и сказала:
- Господи, Боже мой! Вы когда-нибудь видели такого непослушного ребёнка?
- Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы, взрослые, не должны идти у ребенка на поводу, но обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.
Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.
Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.
Спасибо за внимание.