Порядок выполнения упражнений индивидуального контроля и самоконтроля

БИЛЕТ №9

1. Какие меры безопасности необходимо принимать перед началом и после занятий по лёгкой атлетике?

Влёгкой атлетике встречаются повреждения голеностопногоиколенного суставов, растяжения и разрывы связочного аппарата, сухожилий (ахиллова сухожилия, головки двуглавой мышцы плеча), лучаются и повреждения мышц (задней поверхности бедра, спины, юясничного отдела позвоночника). Прежде чем приступить к заня-

ям, нА] выполнить следующие рекомендации:

- тщательно изучить все пункты требования мер безопасности;

- правильно спланировать ход занятий и физические нагрузки;

- проверить состояние площадок, исправность инвентаря и обо­рудования;

-внимательно слушат ь и выполнять команды (сигналы) учителя

(тренера);

- соблюдать установленный режим тренировки и отдыха.

После занятий тщательно проверяются наиболее нагружаемые детали тренажёров. Затем проверяются люфты, прогибы и возмож­ные дефекты. Выявленные во время осмотра неисправности устра­няются. - в жаркое время синтетические и резино-битумные дорожки следует побрызгать водой, а зимой очистить от снега, льда, мусора. В случае оледенения посыпать беговую дорожку поваренной солью

иди специальной смесью;

- перед выполнением прыжков в длину необходимо перекопать

песок в прыжковой яме и убедиться, что в песке нет предметов, рые могут стать причиной травмы (битых стёкол, обрезков металла камней и т.д.);

- надеть спортивный костюм, соответствующий погодным уело, виям, и спортивную обувь с нескользкой подошвой;

- провести разминку.

Необходимо учитывать, что при общих стартах на кроссовых дис-танциях возможно травмирование друг друга шиповками, а также острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы, Иногда наблюдается гравитационный шок - кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега.

2. Каким образом могут повлиять занятия

физическими упражнениями на развитие

телосложения?

Правильно организованные занятия физическими упражнени­ями накладывают заметный отпечаток на внешний облик человека. Те люди, которые с детства занимаются различными физическими упражнениями, отличаются красивым, соразмерно развитым телом.

Вопрос о пропорциях тела издавна интересует учёных. Ещё в древности считали, что пропорциональным следует считать телосло­жение, при котором ширина разведённых рук равняется росту тела. Высота головы должна, по мнению некоторых учёных, укладывать­ся в длине тела взрослого человека восемь раз, ширина плеч - со­ставлять четверть роста, окружность груди - равняться удвоенной окружности талии.

Занятия тем или иным видом спорта накладывают свой отпечаток на формы тела. Бегуны на средние и длинные дистанции худощавы, стройны, с нерезко выраженной мускулатурой, с хорошо развитой грудной клеткой. Прыгуны обычно обладают высоким ростом, отно­сительно небольшим весом, тонким строением скелета, значительной окружностью бёдер при сравнительно небольшой их длине. Пловцы характеризуются высоким или средним ростом, хорошей подвиж­ностью грудной клетки и высокой жизненной ёмкостью лёгких. Они имеют правильно и равномерно развитое тело с мягкими, нерезко вы­раженными линиями мускулов. Чтобы иметь хорошее телосложение, надо регулярно заниматься физическими упражнениями.

3. Особенности подготовки и проведения

туристских походов. Выполните практическое

задание по укладке рюкзака

Документом, дающим право на проведение однодневных и мно­годневных некатегорийных пеших походов (путешествий), является маршрутный лист, экспедиционное удостоверение или путёвка, а для походов I - Ш категорий сложности - маршрутная книжка. В кате-горийных путешествиях могут участвовать школьники не моложе 14 лет, имеющие опыт участия в небольших туристских путешестви­ях. Участники похода должны пройти медицинский осмотр и полу­чить разрешение врача. Прежде всего надо определить цель похода, район проведения, а затем приступить к разработке маршрута (наме­тить путь следования, остановки для наблюдений и отдыха, опреде­лить продолжительность похода, составить расписание маршрута в часах). Намечая маршрут, необходимо придерживаться следующих норм. Для однодневных походов протяжённость пути (в оба конца) не должна превышать: 15 км - для учащихся 13-14 лет, 20 км - для туристов 15-17 лет. Протяжённость двухдневных походов соответ­ственно 24 и 35 км. Средняя скорость движения -3-4 км/ч. Привал на обед занимает около 4 ч; назначать его следует в самое жаркое время дня (11.00-15.00). На месте ночлега (при многодневном походе) ту­ристы должны быть не позднее, чем за 2 ч. до начала темноты. Перед отправлением участники похода знакомятся на схематическом плане (самодельном или скопированном с карты) с путём следования, ме­стами остановок, купания, ночлега.

В походе необходимо экономить энергию. Один из способов её сохранения - выработка походки. Не надо раскачиваться на ходу; в этом случае путешественник выполняет за день огромное количество лишней работы. Идти надо, слегка согнув ноги в коленях, не полнос­тью распрямляя ногу во время отталкивания, и не стремиться делать большие шаги. На ровной дороге ногу ставят с начала на каблук, по­том на всю ступню; на крутых песчаных спусках - только на пятку, резко вдавливая её в грунт; при движении поперёк склона одну ногу ставят вдоль склона, носком вниз, а другую - поперек. При подъёме в гору не следует разговаривать и кричать: это сберегает энергию и не нарушает равномерного дыхания, необходимого при подъёмах.

В начале пути (15-20 мин.) следует идти не торопясь, чтобы по степенно втянуться в темп движения. После 2-3 ч. движения устраивается большой привал. На этом месте должна быть проточная (луч ше ключевая вода), топливо для костра, укрытие от ветра и солнца. Обязанности на привале распределяются так, чтобы каждому на шлось дело. Группа на протяжении всего похода сверяет свой марш­рут по карте.

Укладка рюкзака.К спине укладывают мягкие вещи (одеяло, за пасное бельё и т.п.), сложенные по ширине спинки рюкзака. На дно помещают тяжёлые предметы, сверху - лёгкие. В карманах рюкзака находится то, что может пригодиться в пути и на привалах. Рюкзак должен быть уложен так, чтобы он стал как бы частью туриста и спо­собствовал сохранению правильной осанки.

БИЛЕТ №10

1. Какие требования безопасности необходимо

соблюдать перед началом и во время занятий

в тренажёрном зале?

Тренажеры сокращают срок обретения нужных двигательных умений и навыков примерно в 2-3 раза. Эффективны они и в том случае, когда человеку, ведущему малоподвижный образ жизни, необходимо восстановить силы, дать необходимую нагрузку обыч­но бездействующим мышцам. Занятия на тренажёрах - прекрасное средство для профилактики гиподинамии. К занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский контроль и инструктаж по технике безопасности.

Передначалом занятий необходимо:

- тщательно проветрить помещение, где установлены трена­жёры;

- надеть спортивную одежду и обувь с нескользкой подошвой;

- убедиться в исправности и надёжности установки и крепления тренажёров, обнаруженные неисправности устранить.

Во времязанятий необходимо:

- выполнять упражнения на тренажерах только с азрешения
учителя (тренера);

- при обнаружении неисправностей во время выполнения
упражнений немедленно прекратить тренировку и доложить об этом
учителю (тренеру);

2. Что понимается под физической

культурой личности и в чём выражается

взаимосвязь с общей культурой общества?

Люди высокой духовной культуры много знают, умело пользу­ются полученными знаниями на работе, дома, во время отдыха. Но человек должен быть ещё и здоровым, сильным, ловким, выносли­вым. Такой человек может долго и много трудиться, не утомляясь, а устав, быстро восстанавливать силы. Про него можно сказать, что он обладает высокой физической культурой.

Физическая культура- это часть общей культуры общества. Она включает систему физического воспитания, специальные науч­ные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, спортивные достижения. В понятие физической культуры входят общественная и личная гигиена быта и труда, правильный режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. На ранних ступенях истории человек состязался в быстроте, силе, ловкости, выносливости с животными, на которых он охотился. Бег, прыжки, метание в цель способствова­ли развитию необходимых физических качеств, помогали совершен­ствовать навыки, нужные для удачной охоты. Так зародилась физи­ческая культура.

На каждом историческом этапе она имела свои специфические черты. В первобытном обществе физическими упражнениями за­нимались все. Бег, борьба, занятия с тяжестями, метания, прыжки, игры - вот средства физического воспитания того времени. Во вре­мена рабовладения физическая культура в основном существовала для правящего класса. Важной формой физической культуры в то время были различные состязания, например Олимпийские игры, лучшие традиции которых продолжены в наши дни. Для всех людей, рождённых не в рабстве, обязательной тогда была военно-физиче­ская подготовка. Свои черты физическое воспитание имело в эпоху феодализма. Военно-физическая подготовка феодалов велась в специальных рыцарских школах. Среди крестьян и ремесленников были популярны различные игры, перетягивание каната, кулачные бои.

Передовые представители буржуазной интеллигенции Комен-ский Я.А., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. выдвигали в своё время проекты реформ системы образования, в которых подчёркивалась мысль о необходимости физического и духовного воспитания с на­чальных (первых) ступеней образования.

В настоящее время физкультурное движение охватывает в той или иной мере всех людей и имеет непосредственную связь с общей культурой общества. На занятиях физической культурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но вос­питывают нравственные и волевые качества. Возникающие во время тренировок и соревнований ситуации закаляют характер спортсме­нов, учат их правильному отношению к окружающим.

Таким образом, физическая культура, являясь важной составля­ющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности.

3. Почему необходимо отслеживать физическую

нагрузку во время самостоятельных занятий,

направленных на развитие силы? Составьте план

одного занятия, указав применяемые нагрузки

Физическая нагрузка - это величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Результаты занятий зави­сят от интенсивности и объёма нагрузки. Под объёмом понимают количество физической нагрузки за одну тренировку, неделю и т.д., выраженное в мерах времени, веса, длины и количестве выполняе­мых упражнений. Интенсивность - это объём работы, выполненный в единицу времени.

Распределение нагрузки на занятиях должно соответствовать возрасту, физическим возможностям, и степени тренированности занимающихся. Она должна повышаться постепенно, от занятия к занятию. Слишком малая нагрузка не способствует развитию физи­ческих качеств, а слишком большая нагрузка может привести к утом­лению и перетренировке. Непосильная физическзя нагрузка вызы­вает одышку, лицо бледнеет или краснеет, со лба струится обильный пот. Возникают ошибки при выполнении упражнений, нарушается координация движений. Появляется вялость и раздражительность, пропадает интерес к занятиям. 40

Чтобы представить необходимость отслеживания физической нагрузки во время самостоятельных занятий, направленных на раз­витие силы, рассмотрим несколько особенностей, касающихся этого двигательного качества.

Способность к проявлению наибольших по величине мышеч­ных напряжений называется силой. Без развития силы невозможно быстрое выполнение движений. К силовым упражнениям относятся лазанье по канату, лестнице, шесту, поднимание тяжестей, некоторые упражнения на гимнастических снарядах и др. На первом месте в си­ловых упражнениях стоит работа мышц, производимая относитель­но медленно, но при большом сопротивлении. Под влиянием таких упражнений мышцы быстро растут в объёме. Это объясняется тем, что, если упражнения выполняются с предельным напряжением, но в медленном темпе и чередуются с полноценным отдыхом, условия для кровообращения и питания мышц наиболее благоприятные.

Для многих силовых упражнений, таких, например, как подтя­гивание из виса на перекладине, поднимание тяжестей, характерно явление, которое известно под названием «натуживание». Оно со­стоит в том, что грудная клетка делается неподвижной вместе с на­пряжением мышц, голосовая щель плотно закрывается, дыхание на время прекращается, давление внутри грудной клетки резко повы­шается, вследствие чего нарушается ток крови через лёгкие. Кровь скапливается в венах. В артериях же, идущих от сердца к мышцам и внутренним органам, крови становится мало, она бедна кислородом, ткани тела не получают нужного питания. После «натуживания» следует глубокий вдох, кровь из вен быстро устремляется в правое предсердие, растягивая его сверх пределов. Это резко нарушает кро­вообращение и может привести к острому расширению сердца и его ослаблению.

Отслеживание физической нагрузки во время самостоятельных Занятий, направленных на развитие силы, позволяет занимающему­ся оценить свою реакцию на тренировочную нагрузку.

План одного занятия на развитие силы

Разминка. В течение 5-7 мин. сделать пробежку, выполнить кру­говые движения кистями рук, крути и махи руками, вращения туло­вищем, прыжки, выпрыгивания из полуприседа.

I упражнение. Жим штанги лёжа: 2 подхода по 3 повторения со штангой 60%-ного веса от максимального результата - МТ (макси­мального теста), между подходами отдых 30 с, 1 подход по 4 повто- рения со штангой 70%-ного веса, отдых 90 с. Сокращённо нагрузку можно записать так: 6096/3x2 + 6096/4 + 7096/4.

II упражнение. Приседание со штангой на плечах: 6096/4x2 +

70%/ЗхЗ.

III упражнение. Подъём штанга на грудь в стойку: 6596/4x2 + 7096М

IV упражнение. Подтягивание на перекладине: 2 подхо­
да с количеством повторений, равным 60-65% от максимально­
го результата - МТ. Сокращённо нагрузку можно записать так:
2x60-65% МТ.

V упражнение. Отжимание (сгибание и разгибание рук) в упоре
на брусьях: 2x60% МТ.

VI упражнение. Поднимание ног в висе к перекладине: 2x60% МТ.
Завершать занятие следует успокаивающими и расслабляющими

упражнениями. Для этого использовать те же упражнения, что и для разминки, только выполнять их в медленном темпе.

БИЛЕТ №11

1. Какие меры безопасности необходимо соблюдать перед началом занятий по плаванию?

Прежде чем приступить к занятиям по плаванию, необходимо выполнить следующие правила:

- между приёмом пищи и плаванием должен быть перерыв не менее 45 мин.;

- проводятся занятия строго по расписанию; прежде чем при­ступить к занятиям плаванием, необходимо получить разрешена врача;

- в раздевалку вход разрешается после сдачи специального пропуска;

- проводятся занятия только в присутствии преподавателя; опо­здавшие к занятиям не допускаются;

- каждый занимающийся должен иметь мыло, мочалку, полотен­це и чистую спортивную форму;

- перед началом занятий учащиеся должны тщательно вымыться в душевой с мылом и мочалкой, на что даётся 10 мин. После занятий разрешается мыться не более 5 мин. (без мыла). Категорически вос­прещается приносить с собой шампунь и жидкое мыло в стеклянной посуде;

- плавать в бассейне разрешается: мальчикам в плавках, девоч­кам - в купальниках и резиновых шапочках.

При организованном купании в естественных водоёмах следует оборудовать отведённое для этого место и подготовить спасательные средства (спасательные круги, шесты, лодки и т.д.). Необходимо убе­диться, что температура воды не ниже установленной нормы (около +20° С). Перед входом в воду надо сделать разминку, выполнив не­сколько лёгких физических упражнений.

2. Как и каким образом происходит влияние занятий

физической культурой на вредные привычки

(наркоманию, алкоголизм, курение)?

О вреде табакокурения, употребления наркотиков и алкого­ля знают все, но эти пагубные привычки для многих людей до сих пор остаются привлекательными со школьного возраста. Чтобы по­лучить более полное представление о влиянии занятий физической культурой на вредные привычки, давайте сравним воздействие этих факторов на организм человека.

Влияние на организм человекафизической культуры

Занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на все системы организма. Они способствуют формирова­нию правильной осанки, развивают быстроту, силу, ловкость, вы­носливость, увеличивают сопротивляемость организма утомлению. Школьники, занимающиеся физическими упражнениями, имеют бо­лее высокую физическую и умственную работоспособность.

Влияние физических упражнений благоприятно сказывается на центральной нервной системе и выражается в повышении силы и уравновешенности нервных процессов. Нервная система становится пластичной, быстрее приспосабливается к различным видам работы, к новой обстановке. Благодаря совершенствованию регулирующей роли центральной нервной системы у подростков, систематически за­нимающихся физическими упражнениями, оказывается более эконо­мичной работа некоторых органов и систем при физической нагрузке, Улучшается сон. Период засыпания становится короче, а сон глубже. 1е случайно есть клиники, где в программу лечения больных с нару­шением психикой входят ежедневные успокаивающие пробежки.

Не следует забывать ещё об одном оздоровительном аспекте физических упражнений. Они связаны с определёнными усилиями, совершив которые человек испытывает определённую удовлетво рённость, так как чувствует, что одержал победу над самим собой В результате этого создаётся положительный эмоциональный фон который позитивно сказывается на здоровье человека.

Для детей, страдающих от одиночества, очень важны коллетивные занятия физическими упражнениями и спортом. Особен не полезны командные игры, способствующие упрочению отношений внутри коллектива.

Влияние на организм человека табакокурения, наркотикови

спиртных напитковКурение оказывает вредное влияние на центральную нервнук систему, а через неё на другие органы. Вместе с табачным дымом в организм поступают ядовитые вещества - аммиак, никотин идр. При длительном курении происходит хроническое отравление нико­тином, которое постепенно разрушает организм. Отмечены случаи, когда от курения у людей возникало острое отравление.

Исключительно пагубное воздействие оказывает курение на детский организм. У детей школьного возраста отмечаются сниже­ние памяти, внимания, головной боли, головокружение, повышение утомляемости. Табакокурение со временем может привести к тяжё­лым заболеваниям: гипертонии, стенокардии, возникновению хро­моты, гангрены конечностей.

Организму приносит вред и алкоголь. Некоторые считают, что пиво и водка, выпиваемые регулярно внебольших дозах с целью улучшения аппетита, не вредны и даже приносят пользу. Мнение такое неправильно, так как алкоголь ослабляет организм, разруша­ет нервную систему, приводит к болезням сердца, печени, желудка vдругих органов. Под действием алкоголя повышается хрупкость со­судов, и они разрываются, особенно в период волнений и физическо­го напряжения.

Наркотики коварны тем, что при их систематическом употребле­нии возникает необходимость в постоянном увеличении доз, кото­рые вызывают отравление организма с нарушением физической и психической деятельности.

Из сравнений видно, что занятия физической культурой и вред­ные привычки (курение, наркомания, алкоголизм) несовместимы. Одно ясно, что сознательное отношение человека к собственному здоровью должно стать нормой поведения и главной отличительной чертой культурной личности.

3. Основные формы занятий физической

культурой. Расскажите об одной из форм

занятий (на вашем примере)

В процессе физического воспитания школьников используются разнообразные формы занятий физической культурой: урок, само­стоятельные занятия, походы, соревнования.

Организуются они по одной схеме, одинаково: подготовительная (разминка), основная и заключительная части.

Занятия начинаются с разминки, чтобы подготовить организм к предстоящей работе. Разминка бывает общей и специальной. Об­щая разминка постепенно и разносторонне действует на организм занимающихся. Обычно это ходьба, бег, различные гимнастические упражнения. Специальная разминка позволяет подготовиться к тем упражнениям, которые предстоит выполнять в основной части заня­тий. Разминка длится около 10 мин. Во время основной части зани­мающиеся приобретают новые знания и умения или совершенствуют их до уровня навыков. Цель заключительной части - снизить посте­пенно нагрузки на организм. Помогают сделать это хорошо знакомые упражнения на расслабление.

От соблюдения правил проведения занятий зависит успеш­ность освоения физических упражнений, развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, смелости и других качеств. В тех случаях, когда занятия проводит учитель физической культуры (преподава­тель, тренер), они имеют форму урока. Урок по методам организации бывает фронтальным, групповым и индивидуальным. При фрон­тальном методе одно и то же задание выполняют все занимающиеся одновременно. При групповом каждая группа выполняет своё от­дельное задание. При индивидуальном методе каждый обучающийся выполняет самостоятельно своё задание. С целью уплотнения урока иногда применяют так называемую круговую тренировку, во время которой занимающиеся, перемещаясь по кругу, выполняют серии за­даний по группам.

В последнее время всё более широкое распространение получают самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Они под­разделяются на утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), трени­ровку, выполнение домашнего задания по физической культуре и др.

Положительный эффект самостоятельных занятий возможен только при квалифицированной помощи преподавателя или других специалистов физического воспитания.

Соревнование- серьёзное воспитание физических и волевьц качеств человека, поэтому форма занятий может быть эффективщ использована для решения задач физического и нравственного «>v„. питания (развитие физических и волевых качеств, формирован и сознательного поведения и др.)- Вместе с гем особенности соревн... ваний заключаются в максимальных физических нагрузках и могут быть рекомендованы только практически здоровым, физически под. готовленным людям.

Одной из форм занятий могут считаться массовые самостоятель­ные игры во дворах, на стадионах, в парках. Они характеризуются широкой самодеятельностью и яркой эмоциональностью. В связи с этим типовая структура занятия в игре выражена слабо, и нет воз можности строго регулировать нагрузку. (Ответ дополнить расска зом на личном примере.

БИЛЕТ №12

1. Значение современного Олимпийского движения в развитии мира и дружбы между народами

Наиболее значительные игры современности, которые создал че­ловеческий разум, - это Олимпийские. Они в себя вобрали всё луч шее, что даёт спорт человеку. Олимпиады - это не просто состязания сильных духом и телом, а современная мировоззренческая концеп-ция, название которой - олимпизм.

О целях олимпийского движения в Олимпийской хартии сказа­но: «Содействие развитию физических и моральных качеств, которые являются основой спорта; воспитание молодёжи с помощью спорта £ духе взаимопонимания и дружбы, способствующих созданию лучше­го и более спокойного мира; всемирное распространение олимпий ских принципов для проявления доброй воли между народами». 1>этом своеобразном манифесте сформулированы основные требова­ния к человеку. Вот почему важны для каждого из нас Олимпийские игры, вне зависимости от степени участия в спортивных занятиях.

Олимпийские игры- это соревнования и смотр всего, чего уда лось добиться на благородном поприще духовного и физическою развития человечества, оздоровления международного климата «О спорт! Ты - благородство! Ты осеняешь лаврами лишь того, кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно. Ты безупречен Ты требуешь высокой нравственности, справедливости, моральной чистоты, неподкупности. Ты провозглашаешь: «Если кто-нибудь до­стигнет цели, введя в заблуждение своих товарищей, достигнет сла­вы при помощи низких, бесчестных приёмов, подавив в себе чувство стыда, тот заслуживает позорного эпитета, который станет неразлу­чен с его именем». Ты возводишь стадионы - театры без занавесей. Все свидетели всему. Никакой закулисной борьбы. Ты начертал на свих скрижалях: «Трижды сладостна победа, одержанная в благород­ной и честной борьбе». Эти пламенные строки взяты из «Оды спор­ту», написанной в 1912 г. основоположником современного олим-пизма, выдающимся французским просветителем бароном Пьером

де Кубертеном. Идеи мира, дружбы и взаимопонимания между народами пла­неты, провозглашённые Кубертеном, имеют непреходящее значение для всего человечества.

2. Охарактеризуйте основные меры по предупреждению травматизма во время занятий физическими упражнениями (требования к месту проведения занятий, инвентарю, одежде, гигиене тела, контролю за физической нагрузкой)

Основные профилактические мероприятия по предупреждению травматизма во время занятий физическими упражнениями заклю­чаются в соответствии гигиеническим нормам и требованиям места проведения занятий, одежды, используемого инвентаря, а также кон­троле за физической нагрузкой.

Помещение, где проводятся занятия физическими упражнени­ями, должно быть проветренным и чистым. Температура воздуха в помещении не должна превышать +20° С. Выполнять упражнения лучше всего при открытой форточке или окне, избегая сквозняка Оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями зависит от санитарного состояния раздевалок, спортивного зала, ду­шевых. Пребывание в пыльной, душной раздевалке снижает эффект тренировки. Одежда для занятий должна быть достаточно свобод­ной, удобной, лёгкой и не затруднять дыхания. После занятий не­обходимо сменить всё нательное бельё. Спортивную одежду нужно надевать только на тренировки и соревнования, а не носить её посто­янно. Для сохранения гигиенических свойств её нужно регулярно су­шить, проветривать и стирать. Одежда из синтетических материалов

Рекомендуется только для защиты от дождя и ветра.

Обувь для занятий должна быть прочной, лёгкой и не тесно{ Спортивная обувь и носки должны быть сухими и чистыми. В MQкрой обуви можно получить потёртости, а при низкой температур, воздуха и од-морожения.

Все спортивные оборудование, установленные в закрытых ил| открытых местах занятий, должны быть закреплены и находитьс; в исправности. Гриф перекладины перед выполнением упражнение и после их окончания протирается тряпкой и зачищается шкуркой При выдвижении нога «козла», «коня» (гимнастических снарядов прочно закрепляются в заданном положении. Гимнастические мать, укладываются вплотную вокруг гимнастического снаряда, обеспечи­вая плоскость соскока или предполагаемого срыва и падения.

Вес снарядов для выполнения упражнений и метания должен со­ответствовать возрасту и физической подготовленности учащихся. В целях предупреждения травматизма занятия должны проводиться регулярно, с постоянным увеличением физической нагрузки. Каждое занятие и выступление на соревнованиях следует начинать с размин­ки. Разминка, как говорят спортсмены, «разогревает» организм и тем самым готовит его к выполнению более сложных упражнений. В осно­ве разминки лежит определённая физиологическая закономерность: организм человека не может сразу перейти от покоя к напряжённой работе. Период постепенного усиления деятельности систем и орга­нов получил название врабатываемости. Именно во время разминки происходит врабатываемость организма, чем и обеспечивается пред­упреждение травматизма.

3, Продемонстрируйте жесты судьи по баскетболу, волейболу или футболу

Порядок выполнения упражнений индивидуального контроля и самоконтроля - student2.ru

Порядок выполнения упражнений индивидуального контроля и самоконтроля - student2.ru

Порядок выполнения упражнений индивидуального контроля и самоконтроля - student2.ru

Порядок выполнения упражнений индивидуального контроля и самоконтроля - student2.ru Порядок выполнения упражнений индивидуального контроля и самоконтроля - student2.ru

БИЛЕТ №13

1. Основные требования безопасности во время занятий по плаванию

При проведении занятий по плаванию необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

- все команды учителя (тренера) обучающиеся должны внима­тельно слушать и выполнять;

- вход в воду осуществляется с разрешения медицинского работ­ника бассейна и преподавателя, при наличии инструктора по плава­нию и спасателя;

- в бассейне категорически запрещается: бросать плавательные доски с бортиков в воду или из воды на кафель; входить на вышки и прыгать с неё без разрешения и наблюдения преподавателя; вносить в бассейн посторонние предметы (кейсы, сумки, пакеты и т. п.); силь­но шуметь, бегать, толкаться, подавать ложные сигналы о помощи, подныривать, переходить на чужую дорожку;

- нельзя долго оставаться под водой при нырянии,

- нельзя прыгать в воду вниз головой при недостаточной глубин-воды и необследованном дне водоёма;

- при купании в естественных водоёмах не следует заплывать за установленные знаки (буйки), ограждения;

- при судорогах не теряться, стараться держаться на воде и звать на помощь;

- почувствовав озноб, необходимо выйти из воды, растереться полотенцем и сразу одеться.

2. Современнык спортивно-оздоровительные системы физичееских упражнениипоформированию культуры движений и телосложений.

Современный идеал телосложения и культуры движений ярче всего воплощается в облике спортсменов и артистов балета. Систематические тренировки делают их стройными, мускулистыми. Красоте движений обязаны своим существованием эстетико-технические виды спорта (фигурное катание, художественная гимнастика, синхронное плавание и т.п.). Здоровье и красота движений образуют неразрывное двуединство: хорошее самочувствие - залог красоты, а привычка двигаться красиво и правильно - одно из условий сохранения и укрепления здоровья.

Существует такое явление - перенос навыка. Научившись каким-либо движениям, мы легче осваиваем похожие на них. Поэтому, стре­мясь к красоте, нужно начинать с самых простых движений. Для фор­мирования красивого телосложения и овладения культурой движений используются различные системы физических упражнений: аэробика, атлетическая гимнастика (бодибилдинг, пауэрлифтинг), шейпинг и др. Атлетическая гимнастика - система упражнений с отягощениями. Занимающиеся имеют упругие, рельефные мышцы и красивую фигуру. Систематические занятия этим видом гимнастики помогают развить силу, выносливость, ловкость, гибкость. В России зарождение атлетиче­ской гимнастики как системы упражнений с отягощениями для исправ­ления недостатков телосложения связано с именем врача В.Ф. Краев-ского. По его системе занимались прославленные атлеты Иван Лебедев, Иван Заикин. Чтобы заниматься атлетической гимнастикой, необходи­мо знать основные правила тренировок.

В спортивной практике существует определённая система обозна­чения нагрузок. Нагрузка, при которой атлет может выполнить упраж­нение только один раз, называется предельной, 2-3 раза - околопре­дельной, 4-7 раз - большой, 8-12 раз - умеренно большой, 13-18 раз - средней, 19-25 раз - малой, а свыше 25 раз - очень малой. Перегрузки отрицательно влияют на рост и развитие организма, поэтому не следует увеличивать нагрузки выше допустимых пределов.

СОСТАВИТЬ комплекс самостоятельно, соблюдая первое- для мышц шеи; третье - для мышц ног; четвёртое туловища (спины, груди, брюшного пресса); пятое - на развитие всех мышечных групп (комплексное). При составлении плана занятий надо учитывать физическую нагрузку всего дня.

3. Какие профилактические меры надо соблюдать

для предупреждения плоскостопия (требования

к обуви; общеразвивающие, корригирующие

и специальные упражнения)? Расскажите,

а при возможности покажите несколько упражнений

Первые признаки плоскостопия - утомляемость ног, ноющие боли в стопе (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии), мышцах го­лени и бедра, пояснице. К вечеру может появиться отёк стопы.

Для предупреждения развития плоскостопия необходимо соблю­дать профилактические меры:

- не носить тесную обувь, а также обувь на высоком каблуке или пло­ской подошве. Высота каблука должна быть не более 4 см;

пользоваться супинаторами для уменьшения деформации свода стопы, систематически выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы свода стопы и голени;

- выполнять упражнения для нижних конечностей (приседания, ходьба, бег, упражнения для укрепления мышц свода стопы) и допол­нительно - ходить босиком по скошенной траве, галечнику.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции начальных форм плоскостопия.

1. Удерживая мяч между ногами, идти, стараясь не уронить его.

2. Сидя на полу, упереться в пол руками и как можно выше под­нять мяч стопами ног. 3. Заложив руки за голову, пройти боком по палке, лежащей на полу.

4. Поднять пальцами ног с пола ткань размером с носовой платок.

5. Стопой вращать мяч на полу.

6. Сидя на стуле, брать пальцами ног разбросанные на полу раз­
личные предметы (игрушки, карандаши, ластик и т. д.) и складывать
их в одно обозначенное место.

7.Ходьба вниз по наклонной плоскости.

8. Ходьба попеременно на носках и пятках.

БИЛЕТ № 14

1. Требования безопасности во время проведения подвижных игр

На состоянии и самочувствии учеников благоприятно отражаются-правильно организованные подвижные игры. Однако следует учиты­вать, что это возможно только в случае строгого выполнения правил безопасности, заключающихся в следующем:

- перед игрой необходимо провести разминку;

- слушать внимательно и выполнять указания (сигналы) учителя и капитана группы (команды);

- строго соблюдать правила игры;

- избегать столкновений, ударов, толчков;

- при падении надо сгруппироваться и как можно быстрее встать на ноги;

- при возникновении неисправности спортивного инвентаря или оборудования следует прекратить игру и устранить неполадки.

2. Основные способы плавания.

Какие задания-упражнения, по вашему мнению,

способствуют ускоренному обучению плаванию?

Вспомните как вы научились плавать

Умение плавать ограждает от несчастных случаев, развивает иышцы, укрепляет внутренние органы, закаливает организм.

Одним из древних стилей плавания считается брасс. Немного позже появился треджен - прообраз современного кроля. Кроль носит титул кбыстрейший». Появились разновидности и у брасса - баттерфляй, что шачит «бабочка»: пловец выбрасывающий две руки одновременно из зоды, напоминает порхающую бабочку. Ещё немного спустя «бабоч­ку» обогнал «дельфин». Этот вид плавания изобрёл венгр Д. Тумпек. Пловцы, хорошо овладевшие стилем «дельфин», показывают время, шизкое к результатам кролистов.

Ускоренному обучению плаванию способствуют общеразвиваю-цие упражнения, упражнения на воде, игры и развлечения, подво-(ящие и специальные упражнения для изучения техники плавания. Заиболее важные задания-упражнения, способствующие ускоренно­му обучению плаванию: погружение с головой с задержкой дыхания

своих сверстников или взрослых (

Наши рекомендации