Характеристики СМИ как социального института. Элементы, институциональные нормы.

Межличностная, медиативная, квазимедиативная коммуникация: сходства и различия

Уровни коммуникаций:

1.Межличностная – лицом к лицу. Общее пространство для коммуникации, общее время и симметричность отношений. Возможность использования всевозможных языков.

2.Кедийная – коммуникация с помощью посредника. На расстоянии. Потенциально в симметрии.

3.Квазимедийная – создается публичное пространство. Адресат и адресант не в симметрии.

Характеристики СМИ как социального института. Элементы, институциональные нормы.

Принимая во внимание теорию социальных фактов Э. Дюрк- гейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, социологи вывели целый ряд базовых социальных характеристик, которыми социальные институты должны обладать:

1) институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собою нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. В этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностями внешней реальности — даже деревьями, столами и телефонами, — каждая из которых находится вне индивида;

2) институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем независимо от его сознания, и дано ему в его ощущениях;

3) институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. В противном случае могут наступить негативные санкции;

4) институты обладают моральным авторитетом. Институты провозглашают свое право на легитимацию — т. е. они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степени наказания, налагаемого на нарушителя. Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому.

Социальный институт – совокупность функциональных связей, организованных на какой – то базовой потребности.

Функции СМИ. Понятие дисфункции. Примеры.

Функции СМИ:

- коммуникативная

- информационная

- ценностно – регулирующая

- социально-организационная и социально – креативная

- форума

Чаще всего СМИ предпочитают усреднять тематику иуровень анализа происходящего, драматизировать его для привлечения всеобщего внимания, а не искатьпуть к носителям разноуровневых потребностей. Здесь причина многих информационных дисфункций. Ких числу сегодня можно отнести:

■преувеличенноевниманиекфиксированиюсобытий, ихдеталей в ущерб анализу;

■слишкомбольшоевниманиекчрезвычайномувущербобыденному;

■непропорциональнобольшоевниманиекотдельнымперсонамичастямобщества, элите, котораясама создает информационные поводы, а не к рядовым гражданам;

■использованиепубличногопространствадлявыяснениявзаимоотношениймеждучастямиэлиты, втом числе журналистской;

■неоправданнобольшойобъемвниманиякпроисходящемуворганахвласти, зачастуюбезсоотнесения с нуждами простых граждан, и вместе с тем — закрытость насущной для обществаинформации о намерениях властей.

Межличностная, медиативная, квазимедиативная коммуникация: сходства и различия

Уровни коммуникаций:

1.Межличностная – лицом к лицу. Общее пространство для коммуникации, общее время и симметричность отношений. Возможность использования всевозможных языков.

2.Кедийная – коммуникация с помощью посредника. На расстоянии. Потенциально в симметрии.

3.Квазимедийная – создается публичное пространство. Адресат и адресант не в симметрии.

Характеристики СМИ как социального института. Элементы, институциональные нормы.

Принимая во внимание теорию социальных фактов Э. Дюрк- гейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, социологи вывели целый ряд базовых социальных характеристик, которыми социальные институты должны обладать:

1) институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собою нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. В этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностями внешней реальности — даже деревьями, столами и телефонами, — каждая из которых находится вне индивида;

2) институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем независимо от его сознания, и дано ему в его ощущениях;

3) институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. В противном случае могут наступить негативные санкции;

4) институты обладают моральным авторитетом. Институты провозглашают свое право на легитимацию — т. е. они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степени наказания, налагаемого на нарушителя. Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому.

Социальный институт – совокупность функциональных связей, организованных на какой – то базовой потребности.

Функции СМИ. Понятие дисфункции. Примеры.

Функции СМИ:

- коммуникативная

- информационная

- ценностно – регулирующая

- социально-организационная и социально – креативная

- форума

Чаще всего СМИ предпочитают усреднять тематику иуровень анализа происходящего, драматизировать его для привлечения всеобщего внимания, а не искатьпуть к носителям разноуровневых потребностей. Здесь причина многих информационных дисфункций. Ких числу сегодня можно отнести:

■преувеличенноевниманиекфиксированиюсобытий, ихдеталей в ущерб анализу;

■слишкомбольшоевниманиекчрезвычайномувущербобыденному;

■непропорциональнобольшоевниманиекотдельнымперсонамичастямобщества, элите, котораясама создает информационные поводы, а не к рядовым гражданам;

■использованиепубличногопространствадлявыяснениявзаимоотношениймеждучастямиэлиты, втом числе журналистской;

■неоправданнобольшойобъемвниманиякпроисходящемуворганахвласти, зачастуюбезсоотнесения с нуждами простых граждан, и вместе с тем — закрытость насущной для обществаинформации о намерениях властей.

Наши рекомендации