Проблемы выживания организации в бизнес среде.
Для многих организаций свойственен определенный жизненный цикл. Организации рождаются, растут, перестают развиваться и потом деградируют и умирают. Но организация – это множество людей. А следовательно, она, в теории, не обязана приходить в упадок. Иногда организации живут дольше своих основателей. Код выживания фирмы. 7 результативных способностей:
1. Решение потребностей всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров);
2. Постановка целей, мотивация;
3. Настройка бизнес-процессов на высочайшее качество;
4. Решение проблем в точке возникновения;
5. Конкурентоспособность благодаря сложности;
6. Построение истинно партнерских отношений;
7. Адаптивность.
В условиях реформирования общества произошли глубинные трансформации во всех сферах жизнедеятельности: в социально-политической жизн, в экономике, в духовной жизни, в личной жизни отдельного человека.Все эти изменения внешней и внутренней среды обусловили особые требования к формированию новой парадигмы управления.
Изменчивость среды и требования к формированию новой парадигмы управления.
Среда – это совокупность явлений, процессов и условий, оказывающих влияние на изучаемый объект. Социальная среда – это совокупность объективных факторов, окружающих индивида и влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют:макросреду – это характер общественного разделения труда, вытекающая из него социальная структура общества, система образования, воспитание и т.д.;микросреду – трудовая организация, семья, школа, институт и т.д.
Внутренняя среда трудовой организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает непосредственное воздействие на функционирование организации. Этот внутренний фактор необходимо постоянно учитывать в управленческой деятельности.
Если карьера работников имеет долгосрочный характер и предпочтение при продвижении отдается умению хорошо трудиться в коллективе, то такая организация имеет явные признаки сильной организационной культуры. Чтобы успешно выжить в долгосрочной перспективе, трудовая организация должна уметь прогнозировать трудности, которые могут возникнуть на ее пути в будущем, а также новые адаптивные возможности.
На эффективную деятельность организации оказывает влияние множество факторов как действующих внутри ее (наличие четких целей и задач, мотивация, сплоченность и т.д.), так и оказывающих влияние на нее из внешней среды (состояние экономики, степень конкуренции, жесткое или мягкое регулирование со стороны государства, социальные установки, существующий уровень культуры в обществе и т.д.). Поэтому эффективное функционирование любой организации определяется не только соотношением стоимости входных ресурсов (затрат) и стоимости выходной продукции, но и всесторонним учетом в разработке и осуществлении управленческих решений всей совокупности действий внутренних и внешних факторов.
Закон выживания. Обеспечение внешней адаптации и внутренней интеграции как двуединая задача эффективного управления.
Внешняя среда оказывает значительное влияние на трудовую организацию. Члены организации должны решить две важные проблемы. Первая – это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией и как это должно быть сделано. Вторая – это внутренняя интеграция: как работники организации решают свои ежедневные, связанные с их работой и жизнью в организации проблемы. Проблемы внешней адаптации и выживания можно представить в следующей последовательности:
Миссия и стратегия. Определение миссии организации и ее главных задач; выбор стратегии по исполнению этой миссии.
Цели. Установление специфических целей; достижение согласия по целям.
Средства. Методы, используемые для достижения целей;.
Контроль. Установление критериев измерения достигнутых индивидом и группами результатов; создание информационной системы.
Коррекция. Типы действий, требуемые в отношении индивидов и групп, не выполняющих задания.
Проблемы внутренней интеграции можно представить следующим образом:
Общий язык и концептуальные категории. Выбор методов коммуникации; определение значения используемого языка и концепций.
Границы групп и критерии вхождения и выхода из групп. Установление критериев членства в трудовой организации и ее группах.
Власть и статус. Установление правил по приобретению, поддержанию и потере власти; определение и распределение статусов в организации.
Личностные отношения. Установление правил об уровне и характере социальных отношений в организации между работниками и определение допустимого уровня открытости между ними.
Награждения и наказания.
Идеология и религия.
Психологические проблемы переориентации кадров и формирование новых психологических установок, норм и традиций, диктуемых рыночной экономикой.